Игры для развития фонематических процессов.




«Услышишь — хлопни». Цели: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие. Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов, ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши. «Какой звук есть во всех словах?»

Взрослый произносит три—четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук (например: шуба, кошка, мышь, и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

«Кто больше Цели: развивать фонематические представления, слуховое внимание. Ход игры-соревнования. Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)

« Внимательный слушатель» или «Какой звук начинает слово

Цели: развивать фонематические представления, внимание.

Ход игры. Вы бросаете малышу мяч и произносите слово, которое начинается на любой гласный звук. Например: аист, осы, утка, эхо, иней, лучше — с ударением на первый гласный, тогда ребенку будет легче его определить. Услышав слово и поймав мяч, малыш некоторое время будет думать, какой же звук первый? Пусть он сам несколько раз повторит слово и, подражая вам, выделит начальный гласный. Затем четко его произнесет и вернет мяч вам.

«Что за звук спрятался в середине слова?»

Цели: развивать фонематические представления, внимание.

Ход игры. Игра, похожа на предыдущую, но гласный стоит уже в середине слова: зал, жук, дом, сэр, сыр, мир и т. д. Внимание! Берите слова только с одним слогом. Не включайте в игру такие слова, как лес, лед, люк. В них слышен один гласный звук, но буква пишется совсем другая. Малышу разница в понятиях «звук» и «буква» еще неизвестна.

«Что за звук в конце слова?»

Цели: развивать фонематические представления, внимание.

Ход игры. Правила те же, только гласный звук надо искать в конце слов: ведро, нога, столы, бери, каратэ и т. д. Ударение опять падает на искомый звук.

Подобным же образом можно выделять и согласные звуки. Условия подбора слов те же: звук должен звучать ясно, не оглушаться и не пропадать, когда его произносят. Слова могут быть такими: мак, стул, малыш, крот, танк, волк, дом, гол и т. д.

«Нужное слово».

Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ.

Ход игры. По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

« Зоркий глаз»

Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.

Ход игры. Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.

« Чудесный художник »

Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.

Ход игры. Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и указать место изучаемого звука.

« Запоминайка».

Цели: развивать слуховое внимание, память.

Ход игры. Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается (три, четыре, пять и т. д., например:

сад—сани

сок—шок

сумка—суп—сапоги

шапка—сын—шуба

При подборе соответствующего речевого материала в ходе игры можно проводить работу по автоматизации и дифференциации звуков, развитию фонематического восприятия, фонематических представлений.

«Бусы»

Цели: развивать фонематические представления, анализ, слуховое внимание, память.

Ход игры. После слов ведущего:

- Рассыпались бусы. Мы их соберем, Нанижем на нитку И слово найдем. — участники игры по цепочке произносят слова- «бусинки» на определенный звук (без повторов, например:

на звук [Р] — радуга—ракета—каравай—пар—рука —. на звуки [Р]—[Л] — рак—лампа—нора—лук—рыба—мыло —.

«Повтори и прибавь»

Цели: развивать слуховое внимание, память.

Ход игры. Первый играющий произносит слово, второй, повторяя его, добавляет свое и т. д. Каждый участник увеличивает ряд на одно слово. Игра останавливается и начинается сначала, после того как кто-либо из игроков изменит последовательность слов, например: на звук [Ж]

жук

жук, жаба

жук, жаба, ужи

жук, жаба, ужи, ежи и т. д

« Звуковые песенки »

Цели: развивать фонематический анализ, синтез.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: АУ — дети кричат в лесу, ИА — так кричит ослик, УА — так плачет ребенок. Как мы удивляемся? О-О-О! (И т. п.) Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем — второй.

«Сложи звуки».

Цели: развивать фонематический синтез, слуховое внимание, память.

Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги или слова, например: [П], [А] - ПА; [Н], [О], [С] - НОС.

« Скажи наоборот».

Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, анализ и синтез, слуховое внимание и память.

Ход игры. Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

1 вариант — с гласными звуками А, У — У, А; И, О —. (О, И) У, О, А — А, О, У; Э, Ы,И—. (И,Ы, Э)

2 вариант — с твердыми согласными звуками

Па. ап, по-…оп и т. д.

3 вариант — с твердыми и мягкими согласными звуками

Па –. пя, по -. пё и т. д.

«Цепочка ».

Цели: развивать фонематические представления, анализ и синтез. Ход игры. От данного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего: дом — мак — кот — топор — рука.

«Назови лишнее слово » Цели: развивать фонематические представления, внимание.

Ход игры. Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенку нужно назвать то, которое отличается от остальных.

Гора, гора, гора, нора, гора.

Голос, колос, голос, голос.

Коса, коса, коза, коса.

Утенок, утенок, котенок, утенок.

Важно научить детей подбирать рифмы. Ведь тогда он сможет улавливать подобность звукового состава разных слов. Для этого сначала нужно поиграть в такую игру.

«Футбол »

Цели: развивать фонематические представления, слоговой анализ.

Ход игры. Представьте, что вы пришли на стадион. Ребенок—болельщик одной из команд. Хлопаем и кричим (скандируем) слова:

no-бе-да, мо-лод-цы, за-би-вай, ско – рей, спеши, у-ра.

Эта игра научит делить на слоги слова. Далее пробуем посчитать количество хлопков (слогов, учим сравнивать слова по слоговому составу.

Следующим заданием на пути к умению подбирать рифмы будет игра «Третий лишний».

«Третий лишний »

Цели:развивать фонематические представления, слуховое внимание,

Ход игры. Из трех слов, названных взрослым, ребенок должен выбрать то, которое по звуковому составу не похоже на два остальных.

• Мак-бак-банан

• Сом-индюк-ком

• Лимон-вагон-кот

• Так-рак-веник

После этого предлагаем отгадать загадки, где ответ будет в рифму.

«Доскажи словечко»

Два брюшка и четыре ушка. Все зовут ее… (подушка).

Никуда не спешит, Никогда не бежит, Под панцирем без страха Гуляет… (черепаха).

Портфель я выронил из рук — такой большой на ветке. (жук).

Шел по лесу шустрый мишка, на него свалилась. (шишка).

Как-то вечером две мышки унесли у Пети. (книжки).

Не полезет Влад на ель: у него в руках. (портфель).

То назад, то вперед может плыть. (пароход).

 

Вот такими несложными игровыми упражнениями можно достичь абсолютного состояния развития фонематического слуха. Ведь в ходе этих игр ребенок учится выделять первый и последний звуки в словах, расширяет свой словарный запас, улучшает память, внимание и мышление.

 

Таким образом, для того чтобы развить фонематический слух у ребенка, придется потрудиться. Чем раньше начнутся занятия, тем больше шансов, что в школе у ребенка не будет проблем.

 

«Поиграйте со звуками»

Знает ли кто-нибудь ребенка, который с первых лет своей жизни не проявил бы никакого интереса к музыке? Не попытался бы сам «напевать», «дудеть», отбивать ритм рукой или топать?

Мир звуков окружает ребенка буквально с момента рождения. В безбрежном звуковом море музыкальные звуки особенно влекут детей. Вам, родителям, следует помочь ребенку сделать верные, нужные шаги к тому, чтобы музыка стала богатейшим достоянием жизни ребенка с самых ранних лет.

Покупая игрушки малышам, родители заботятся о яркости цвета, выразительности формы, безопасности, как правило, не заботясь о том, чтобы окружить ребенка звучащими игрушками или предметами. А, между тем, многие дети с возрастом прямо-таки ищут эти звучащие предметы. Сначала бросают на пол погремушки, мамины крышки от кастрюль… Потом начинаются другие открытия: оказывается, если ударять ложкой по кастрюле – один звук, по чашке – другой, а по тонкому стакану – какой же удивительный звон стоит в комнате! Помогите ребенку сделать следующие шаги. При этом, обязательно припомните: какие именно звуки привлекают вашего ребенка? Когда это было, при каких обстоятельствах? Вам легче будет руководить музыкальным развитием малыша, если вы будете «общаться» со звуками вместе с ребенком – более целеустремленно и смело.

Итак, начнем!

Вы, наверное, замечали, что дети с удовольствием хлопают в ладоши, топают ногами.

Предложите им «звучать» по-разному:

• Хлопки – пальцы одной руки упруго ударяют по ладони другой, в быстром, в медленном темпе, громко, тихо, глухо, звонко, хлопки перед собой, за спиной, над головой или в стороны.

• Шлепки – удары плоскими ладонями по бедрам, по коленям

(сидя)

• Притопы – топать одной ногой, попеременно двумя ногами, тихо, громко, в быстром или медленном темпе.

В более старшем возрасте (5-6 лет, можно научить ребенка щелчкам. Дети очень любят этот звук и изо всех сил стараются научиться щелкать пальцами.

Учите детей прислушиваться к звукам, к тому, как они звучат. Поиграйте с вашими детьми, пофантазируйте, радуясь своим

«открытиям». Выходит, что «природный инструмент» есть у каждого ребенка, пользоваться им совсем не сложно. Важно, чтобы с вашей помощью дети учились не только стучать, хлопать, но и прислушиваться, искать и находить разницу в звучаниях. При этом игра со звуками будет не просто удовольствием и радостью, а хорошей предпосылкой для развития и совершенствования умения слушать и слышать.

Для дальнейшей работы нам понадобятся детские музыкальные игрушки. Прежде всего – ударные игрушки – барабаны, погремушки, колокольчики. И духовые инструменты – разнообразные дудки, кларнеты.

Освоим и один из самых доступных и распространенных инструментов – металлофон. Молоточек берется между большим и указательным пальцами правой руки. Звук извлекается ударом молоточка по пластине. Молоточек не должен быть зажат. Иногда родители покупают сразу много инструментов. Ребенок мечется от одного к другому, быстро устает, теряет интерес и все забрасывает, так и не научившись играть.

Попробуйте послушать звучание разных инструментов (тембр).

Например: вы играете на дудочке, ребенок – на барабане. Договоритесь, кто будет играть первым, играйте поочередно, делайте перерывы для того, чтобы обсудить то, что вы услышали.

Постарайтесь найти слова, чтобы дать характеристику каждому звуку (мягкий, светлый, резкий, глухой, темный и т. д.)

А теперь попробуем игру «Лесное эхо».

Сначала помогите ребенку вспомнить, что такое эхо. Скажите, что звуки в музыке бывают громкими и тихими. Возьмите игрушки и начинайте играть. У того, кто вступает первым, игрушка должна звучать громко, а у того, кто отвечает – тихо, ведь это отвечает эхо. Затем можно поменяться ролями.

Следующая игра «Зеркало».

Первый играющий может хлопать так, как ему хочется. Второй играющий точно, «как в зеркале», должен повторить количество хлопков, уловить их темп, силу звучности. Поменяйтесь ролями, пусть ребенок дает вам задания. Если ваш ребенок не очень внимателен, часто отвлекается, то именно в этом варианте игры вы сможете помочь ему развить внимание. Если вы будете намеренно ошибаться, то у ребенка появится возможность вас поправить. Внимание развивается не только тогда, когда действуешь сам, но и тогда, когда следишь за действиями других.

Далее всей семьей можно послушать записи детских песен, знакомых малышу. И не только послушать, но и «помочь» исполнителям.

Например:

Слушая песню, в которой два куплета, договоритесь, что первый куплет будет подпевать папа, а второй – мама с ребенком.

А можно и оркестровать песню или инструментальную композицию, любимую малышом.

Например:

Попробуйте с ребенком аккомпанировать – папа равномерно звенит колокольчиком, мама ритмично встряхивает погремушку, а ребенок стучит на барабане или металлофоне. Прислушайтесь, как красиво сливаются звуки по тембру, какое получилось интересное совместное исполнение песенки. В другой раз послушайте с ребенком вальс или польку, марш или плясовую, предложите выбрать подходящий по тембру инструмент, из числа имеющихся у вас дома и подыграть.

Когда ребенок освоит все инструменты можно предложить ему «поиграть звуками». Эти игры доступны всем, их можно проводить в любой семье. Их задача – дать детям новые звуковые и музыкальные впечатления, подвести детей к открытию таких выразительных средств, как ритм, темп, познакомить ребенка с многообразным и удивительным миром окружающих нас звуков, сформировать основы ассоциативного мышления, фантазии и воображения.

Предложите ребенку придумать –

«Музыку дождя».

Сначала прислушайтесь к тому, как звучит дождь (можно воспользоваться записью шумов). Постарайтесь вспомнить все звуки – стук капель, шорох листьев, шум ветра. А теперь найдите предметы и инструменты, которые помогут вам все это изобразить. Может капли дождя «застучат» на металлофоне или стеклянном стаканчике по которому стучат металлической палочкой, а ветер «зашумит» папиной газетой. Или используйте «природные инструменты: капли по лужам – постукивание двумя пальчиками по ладошке; шлепки по коленям – капли, падающие на листья кустов.

Вариантов этой игры может быть бесчисленное количество – все зависит от вашей фантазии, умения «оторваться» от границ и стандартов, а главное, забыть слова «правильно-неправильно».

Попробуйте ещё одну игру –

«Музыка грозы».

Сначала поговорите с ребенком о грозе, вспомните ощущения, впечатления от этого явления. А затем, расскажите звуками о грозе в лесу. Не забывайте давать характеристики звукам, которые у вас получаются, связывать их ассоциациями с природными явлениями: вот подул ветер (голосовые имитации, он стал сильнее, и зашумел большой лес (шорох или шелест бумаги, где-то далеко послышались первые раскаты грома (барабан, топот ног). Вот гроза все ближе, ближе, сильнее гремит гром и застучали первые капельки дождя (удары металлической палочкой по металлофону или стеклянному стаканчику, сначала редкие – кап, кап, а затем все быстрее, чаще… И вот грянула гроза – TUTTI. А если в конце добавить крышки от маминых кастрюль – не только ребенок, но и взрослые могут испытать настоящий восторг.

По такому же принципу можно затеять игру на любую тему, на которую способны ваши фантазия и воображение. Не сомневайтесь, у вашего малыша обязательно появится желание действовать со звуками, возникнет интерес к музицированию. Наступит час, когда не вы, а ваш малыш скажет вам: «Мам, а давай…», и это будет ваша первая бесценная победа, огромное достижение в развитии вашего ребенка. Ваше достижение!

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: