Подготовка к продаже бизнеса




Основные этапы продажи бизнеса

Александр Карпов, руководитель открытого интернет-проекта smart-venture.ru, автор книги "Продажа бизнеса: как это сделать выгодно и быстро"

Продажа бизнеса – это такое же обычное явление, как и создание бизнеса. Для того чтобы создать эффективный бизнес нужно следовать определенной технологии. Точно также для успешной продажи бизнеса желательно придерживаться определенных правил и знать особенности и нюансы, с которыми можно столкнуться на каждом этапе при продаже бизнеса.

Итак, продажа бизнеса включает в себя следующие этапы (см. Рис. 1):

· подготовка к продаже бизнеса;

· поиск потенциальных покупателей бизнеса;

· показ (презентация) бизнеса;

· оформление и осуществление сделки по продаже бизнеса.


Рис. 1. Основные этапы продажи бизнеса

 

Подготовка к продаже бизнеса

Если вы хотите выгодно продать свой бизнес, то не нужно пропускать этот этап и сразу же переходить к поиску покупателей. К продаже бизнеса нужно обязательно подготовиться. От данного этапа существенно зависит то, насколько успешно вам удастся продать свой бизнес.

Прежде всего, вам нужно провести оценку бизнеса. Для этого вовсе не обязательно приглашать дорогостоящих экспертов, особенно если у вас малый бизнес и нет возможности платить деньги за такую работу.

Оценку бизнеса можно провести и самостоятельно, но для этого желательно располагать достоверной управленческой отчетностью. Когда речь идет о продаже малого бизнеса, то в большинстве случаев при оценке бизнеса приходится опираться именно на управленческую отчетность, потому что она может существенно отличаться от бухгалтерской.

Кстати, данный факт, безусловно, усложняет процесс продажи именно малого бизнеса. Ведь покупателю, по сути, придется поверить в достоверность управленческой отчетности, поскольку она может быть не подтверждена соответствующими официальными документами.

При продаже малого бизнеса одним из основных показателей, на которые можно ориентироваться, является срок окупаемости. Таким образом, при оценке стоимости бизнеса можно исходить из того, что полгода-год является ОЧЕНЬ хорошим сроком окупаемости. В общем, для малого бизнеса не так уж и сложно самостоятельно провести оценку стоимости продаваемого бизнеса.

В случае со средним и тем более крупным бизнесом, естественно, все сложнее. Как правило, покупатели такого бизнеса принимают во внимание много различных факторов. Поэтому и процедура оценки может быть гораздо сложнее, чем в малом бизнесе. Для этих целей могут уже привлекаться профессиональные оценщики.

В любом случае при подготовке к продаже бизнеса можно использовать такой подход – попытаться встать на место покупателя. Нужно представить себе, чтобы бы вы сами спросили о своем бизнесе, если бы выступали в качестве потенциального покупателя.

Нужно выписать все эти вопросы и подготовить на них ответы. Если на следующих стадиях продажи бизнеса вы будете на них не уверенно отвечать, то только отпугнете потенциальных покупателей вашего бизнеса.

Наконец нужно грамотно, так сказать, "упаковать" ваш бизнес. Если так можно выразиться, нужно привести его в товарный вид и "завернуть в красивую коробочку". Опять-таки сложность этой процедуры и время, которое для нее требуется, зависит от масштабов продаваемого бизнеса.

На "упаковку" малого бизнеса может уйти гораздо меньше времени, но реализации той же самой задачи в случае с крупной компанией может занять не один месяц или даже не один год.

Чтобы выгодно продать бизнес, возможно, имеет смысл сначала повысить его эффективность, а потом хорошенько распиарить. Понятно, что это может потребовать немало времени, но и выгода будет ощутима. Такая длительная подготовка к продаже, как правило, более актуальна для средних и крупных компаний, а не для малого бизнеса.

В любом случае (вне зависимости от масштабов бизнеса) нужно помнить о том, что чем больше документов будут подтверждать данные о бизнесе, подготовленные его нынешним владельцем, тем лучше для продажи.

Кстати, всю информацию о продаваемом бизнесе лучше подготовить в виде наглядной презентации. Это, конечно же, тоже будет способствовать успешной и быстрой продаже бизнеса.

Итак, на выходе данного этапа продажи бизнеса должна быть проделана следующая работа:

· проведена оценка бизнеса;

· подготовлены ответы на все вопросы, которые с большой вероятностью будут задавать покупатели бизнеса;

· проведена "упаковка" бизнеса и подготовлена подробная презентация бизнеса для потенциальных покупателей.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: