Расшифровка двигателя:
4AH200M6XL2
Структура обозначения типов двигателей расшифровывается следующим образом:
4 — порядковый номер серии;
А — наименование вида двигателя — асинхронный;
Н — обозначение двигателей защищенного исполнения;
А — станина и щиты из алюминия;
200 — высота оси вращения;
M — установочные размеры по длине корпуса средняя (длина станины)
6 — число полюсов
XL — климатическое исполнение двигателей;
2 — категория размещения.
P ном | ŋ | Cos ɸ | Ν2 | λ | Mп/Мном | Iп/Iном | Kоб2 | Kоб1 | Ω1 | Ω2 | U1 |
12 кВт | 89 % | 0,82 | Об/мин | 2,4 | 1,3 | 3,4 | 0,95 | 0,5 | 380В |
Двигатели серии 4АН, применяют асинхронные с короткозамкнутым ротором серии А4 предназначены для привода механизмов, не требующих регулирования частоты вращения (насосы, воздуходувки, вентиляторы и т.д.) Трёхфазные асинхронные крановые электродвигатели серии 4АН, предназначены для работы в электроприводах металлургических агрегатов и подъемно-транспортных механизмах всех видов, и другом оборудовании в металлургической промышленности, в строительстве и других отраслях; для эксплуатации в макроклиматических районах с умеренным (У), тропическим (Т) и умеренно-холодным (УХЛ) климатом в условиях, определяемых категорией размещения 1 и 2 по ГОСТ 15150-69.
Электродвигатели могут быть использованы также для механизмов длительного режима работы. Электродвигатели предназначены для питания от сети 380В, 50Гц с тремя выеденными концами от обмотки статора, а также могут быть изготовлены на напряжение 220/380В и 380/680В с шестью выведенными концами для соединения фаз в звезду или треугольник.
Двигатели выпускаются с фазным и короткозамкнутым ротором закрытого исполнения со степенью защиты от внешних воздействийIP54 по ГОСТ 17494, с внешним обдувом собственным вентилятором на вал.
![]() |
Асинхронные электродвигатели общего назначения серии 4А
Асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором серии 4А
общего назначения основного исполнения предназначены для нормальных условий работы в различных отраслях промышленности. Серия охватывает диапазон номинальных мощностей от 0.06 до 400 кВт и выполнена на 17 высотах оси вращения – от 50 до 355 мм. Двигатели рассчитаны на работу от сети трехфазного переменного тока частотой
50 Гц и имеют степень защиты IP44 или IP23. Способ охлаждения двигателей IC0141– наружный обдув установленным на валу двигателя реверсивным центробежным вентилятором. Двигатели с высотой оси
вращения 280–355 имеют дополнительное охлаждение ротора наружным воздухом, проходящим через окна в подшипниковых щитах, по
трубкам и вентиляционным каналам ротора. Станины двигателей с вы-
сотой оси вращений 50–63 мм изготавливают из алюминиевого сплава.
Двигатели с высотой оси 71–160 мм имеют станины из алюминиевого
сплава или чугуна.
Станины АД с высотой оси вращения 180–250 мм – чугунные.
У двигателей с высотой оси вращения 250 – 355 мм станины могут быть
как чугунные литые, так и стальные сварные.
![]() |
2.2 Расчет электродвижущей силы обмоток электрических машин и аппаратов
-полюсное деление мм, вычисляют по формуле:
D1 / 2p = 3,14 * 200/4 = 157мм
где-внутренний диаметр статора, 200 мм;
2р=6 -число полюсов.
ЭДС обмотки статора находится по формуле:
Е1ф = 4,44f1ω1 Коб1
Е1ф = 4,44*50*60*0,95=12654 В
где f1 - частота переменного тока;
ω1 - число последовательно соединенных витков фазы обмотки
Коб1 - обмоточный коэффициент
-ЭДС обмотки ротора при номинальной частоте вращения находится по формуле:
Е2S = 4,44 f1 S ном ω2 Коб2
Е2S = 4,44*50* 6*0.5* 1 = 666 B
где S ном – номинальное скольжение, %
ЭДС обмотки неподвижного ротора находится по формуле:
где Е2S ЭДС обмотки ротора при номинальной частоте вращения.
-Частота ЭДС ротора при номинальном скольжении находится по формуле:
f2 = f1 * S ном = 50*0.06 = 3 Гц
![]() |
-Частота вращения ротора номинальная находится по формуле:
N ном = n1 (1-Sном) = 1000 * (1-0,06) = 940 об/мин
где синхронная частота вращения при частоте тока 50Гц
-В обозначении типоразмера двигателя цифры, стоящие после обозначения серии 4АН указывают на высоту оси вращения, т.е. h=200мм. Следующая далее цифра указывает на число полюсов, т. е 2р=6; при частоте переменного тока 50 Гц.
n1=1000 об/мин.
Sном= ,
= 0.06
где – частота вращения, об/мин.
M2=9,55Рном/n2ном, 121.9 Н\м
где Рном – номинальная мощность, Вт.
-ЭДС во вращающемся роторе при скольжении 0.84%,вычисляют по формуле:
E2s= E2s,
E2s =
![]() |
где Е2S- ЭДС обмотки ротора при номинальной частоте вращения.
- Основной магнитный поток Ф, вычисляется по формуле:
Ф=(2/ ) Bб ι1T,
Ф= (2 / 3,14) *1,5*0,8* 157 * =0,118 Вб
где – магнитная индукция в воздушном зазоре, Тл;
– длина сердечника статора, мм;
T– постоянная времени
- ЭДС фазной обмотки статора Е1,B, вычисляют по формуле:
Е1=4,44·fФω1Kоб1
Е1=4,44*50*0,118*0,95*60=1493 B
где f –частота переменного тока, Гц;
ω_1 – число последовательно соединенных витков фазы обмотки;
Kоб1 – обмоточный коэффициент.
![]() |
- ЭДС в обмотке неподвижного ротора E 2 , B, вычисляют по формуле:
E2=4,44 Kоб2,
E2 = 4,44 *50*0,118*1*0,5 = 13 B
=
2.3 Расчет магнитной цепи
M2=9,55Рном/n2ном
где Рном – номинальная мощность, Вт.
- Начальный пусковой момент Mn,
вычисляют по формуле:
Mn= Mном (),
Mn=114,6*1,3=149 Н/м
где – пусковой момент
.
![]() |
![]() |
- Номинальный крутящий момент электродвигателя :
=114,6 Н/м
- Максимальный (критический) момент двигателя определяют по его перегрузочной способности Mмах, вычисляют по формуле:

114,6*2,4=275 Н/м
где .
- Номинальный ток в фазной обмотке статора , А, вычисляют по формуле:

где – число фаз;
– напряжение, В;
– КПД;
- номинальный коэффициент мощности,%.
- Потребляемая двигателем из сети активная мощность в режиме номинальной нагрузки ,
, вычисляют по формуле:
,
- Суммарные потери двигателя при номинальной нагрузке Σ ,
Вт, вычисляют по формуле:



,
![]() |
2.4 Расчет мощности, потерь и КП
-
ŋмах=1,03 ,
1,03*0,89=0,916 %
- Нагрузка двигателя при этом КПД, вычисляют по формуле:

P1= ,
Вт
- Суммарные потери при nmax, кВт, вычисляют по формуле:
935 Вт
- Постоянные потери двигателя Pпост, вычисляют по формуле:
Pпост= =0,5
- Переменные потери в номинальном режиме, P пер , Вт, вычисляют по формуле:
Pпер= - Pпост ,
![]() |
- Момент в режиме холостого хода, Mo, Hм, вычисляют по формуле:
Mo=9,55 ,
Н/м
- Электромагнитный момент при номинальной нагрузке Mном, H/м, вычисляют по формуле:
Mном = M2 + Mo,
Н/м
Номинальное значение электромагнитной мощности Pэм, вычисляют по формуле:
Pэм=0,105Mномn1,
Вт
- Электрические потери в обмотке ротора PЭ2, вычисляют по формуле:
PЭ2= ,
- Добавочные потери,Pдоб, вычисляют по формуле:
Pдоб = 0,005*P1ном ,
=0,005*
![]() |
- Электрические потери в номинальном режиме PЭ, Вт, вычисляют по формуле:
PЭ= ,
Рэ=
400,1 Вт
- Электрические потери в обмотке статора PЭ, Вт, вычисляют по формуле:
PЭ=
Рэ=400,1-796= -395,9
- Проверка, вычисляют по формуле:
ΣРном= + Pэ1 + Pэ2 + Pдоб,
- Пусковой ток двигателя при прямом включении I1п, вычисляют по формуле:
I1п = I1ном λj,
I1п = 14,4*2,4=34,56 А
- Сопротивление короткого замыкания двигателя Zк, вычисляют по формуле:
Zк = ,
Zк =
- Активная составляющая этого сопротивления rk, вычисляют по формуле:
![]() |
rk= Zкcosφ
rk=10,9*0,82*0,5=4,46 Ом
- Электрические потери в обмотках статора и ротора в режиме номинальной нагрузки Pэ, вычисляют по формуле:
Pэ=3I12 номr2,
Рэ=3*
4,46=2774,4 Вт
2.5 Расчет рабочей характеристики
- Расчёт ведем в относительных единицах М͓, об/мин, вычисляют по формуле:

- Критическое скольжение Sкр,%, вычисляют по формуле:
Sкр=Sном( м+
),
![]() |
- Рассчитаем относительные значения момента при скольжениях:
Sном =0,06; Sкр = S=0,2; S=0,6; S=0,8; S=1
- Номинальное значение момента Mном, вычисляют по формуле:
Mном=9,55Рэм/n1,
Начальный пусковой момент Mn , вычисляют по формуле:
Mn= Mном ,
Относительное значение пускового момента М͓п, вычисляют по формуле:
М͓п=
Максимальное значение момента Mmax, вычисляют по формуле:
Mmax= Mном λm,
Известно, что величина электромагнитного момента прямо пропорциональна U2. Поэтому при кратности пускового момента Мn/ Mном =3 пусковой момент окажется равным номинальному, если напряжение питания уменьшиться до значения, вычисляют по формуле:
U’1л= U1л / ,
U’1л =380/ =219 В
В итоге даже незначительное дальнейшее снижение напряжения приведёт к тому, что при номинальном нагрузочном моменте на вал двигателя пуск не произойдёт.
Что же касается перегрузочной способности двигателя, то учитывая, что λm=, она будет утрачена при уменьшении напряжения сети до величины, вычисляют по формуле:
U’1л= U1л/
Заключение:
В данном курсовом проекте была изучена специальная литература, включающая в себя статьи и учебники по информационным технологиям, описаны теоретические аспекты и раскрыты ключевые понятия исследования, рассмотрены технические характеристики данного двигателя.
В результате выполнения курсовой работы были решены следующие задачи:
приобретены навыки при определении краткой характеристики оборудования;
приобретены навыки проведения расчета;