Текст опросника
1. Мне трудно подражать поведению других людей.
2. На встречах, вечеринках, в компании я не пытаюсь сделать или сказать то, что должно нравиться другим людям.
З. Я могу защищать только те идеи, в которые верю сам.
4. Я могу импровизировать речь даже по такой теме, в которой я совсем не разбираюсь.
5. Я думаю, что у меня есть способность оказывать впечатление на других людей и развлекать их.
6. Я, вероятно, мог бы стать хорошим актером.
7. В группе я редко являюсь центром внимания.
8. В различных ситуациях и с разными людьми я веду себя совсем по-разному.
9. Вряд ли я достигаю успеха тогда, когда пытаюсь понравиться другим людям.
10. Я не всегда тот человек, каким кажусь другим людям.
11. Я не изменю своего мнения или поведения, чтобы понравиться другим людям.
12. Я согласился бы быть тамадой на вечеринке.
13. Я никогда не был удачен в играх, требующих импровизации.
14. Мне трудно изменить свое поведение, чтобы соответствовать определенной ситуации или подстроиться под определенного человека.
15. На вечеринках и в компании я предоставляю возможность другим людям рассказывать шутки и анекдоты.
16. Я чувствую себя немного скованным в группах и компаниях, и не могу в полной мере выразить себя.
17. Я могу смотреть в глаза другому и невозмутимо лгать, если это надо для дела.
18. Я могу обмануть других людей тем, что кажусь дружелюбным по отношению к ним, когда в действительности они мне вовсе не симпатичны.
Ключ
Согласие с высказыванием (+) и несогласие с ним (—) означает уровень выраженности самомониторинга у исследуемого индивида.
Максимальное количество баллов — 18 (самый высокий уровень самомониторинга).
(+) - вопросы 4, 5, 6, 8, 10, 12, 17, 18.
(-) - вопросы 1, 2, 3, 7, 9, 11,13, 14,15, 16.
Средние значения и стандартные отклонения показателей самомониторинга
Группы | Средняя | Ст. откл. |
Общая выборка студентов (мужчины и женщины, n = 110) | 10,4 | 3,4 |
Мужчины (n = 52) | 10,9 | 3,1 |
Женщины (n = 52) | 9,5 | 3,7 |
Публичные профессии (n = 40) | 12,3 | 2,0 |
Технические профессии (n = 47) | 8,9 | 2,6 |
Шкала измерения самомониторинга была создана для эмпирического исследования этого процесса М. Снайдером (Self-Monitoring Scale). Шкала представляет собой набор из 18 высказываний, которые касаются личного поведения. Они построены по принципу «правда—ложь». По мнению автора, с помощью шкалы самомониторинга выявляются значительные различия в самоконтроле и экспрессивном поведении.
Основное назначение шкалы самомониторинга — диагностика индивидуальных различий в управлении впечатлением, выявление гибкости (лабильности) поведения во взаимодействии с другими людьми. Гибкость поведения достигается за счет способности адекватно воспринимать состояние и поведение партнера по общению, постоянно контролировать и изменять собственное поведение с учетом полученной о человеке информации и требований коммуникативной ситуации.
Индивиды с высокой оценкой по шкале самомониторинга намного лучше способны намеренно выражать и передавать широкий спектр эмоций вербальными и невербальными средствами, чем те индивиды, у которых оценки по шкале самомониторинга низкие. По сравнению с индивидами, имеющими низкий уровень самомониторинга, они могут эффективно и убедительно демонстрировать сложные черты характера и поведенческие реакции, такие как настороженность, замкнутость, интровертированность. А затем «изображать» себя уже дружелюбными, открытыми, экстравертированными.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНДИВИДОВ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ САМОМОНИТОРИНГА.
§ Такие люди особенно чувствительны к экспрессивным реакциям и самопрезентации других; они умеют учитывать специфику данной социальной ситуации и осуществляют контроль и управление собственной вербальной и невербальной самопрезентацией с учетом этих факторов.
§ Такие люди готовы модифицировать свое поведение, демонстрируют значительную вариативность своего поведения, используя большое количество поведенческих стратегий для того, чтобы получить позитивные результаты в любом социальном взаимодействии, они адаптивны, гибки и прагматичны.
§ Этим людям свойственна социальная смелость, активность, они более жизнерадостны, разговорчивы, подвижны, дипломатичны в отношениях с окружающими.
§ При стремлении создать благоприятное впечатление о себе демонстрируются только лучшие качества.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНДИВИДОВ С НИЗКИМ УРОВНЕМ САМОМОНИТОРИНГА.
§ Такие люди не столь внимательны к социальной информации, менее гибки в демонстрации разных форм экспрессивного поведения. Их поведение управляется в функциональном смысле внутренним эмоциональным состоянием. Они выражают себя так, как они чувствуют; их поведение не выражается в самопрезентации, созданной соответственно данной конкретной ситуации.
§ Во взаимодействии с другими может проявляться прямолинейность, сдержанность в контактах, демонстрируется поведение, соответствующее собственным установкам, ценностям, упорство в отстаивании своего мнения.
§ Люди с низким уровнем самомониторинга самодостаточны по натуре, в меньшей степени подвержены влиянию ситуации, принципиальны, откровенны.
Источник: 18 программ тренингов: руководство для профессионалов / Под науч. ред. В. А. Чикер. – СПб.: Речь, 2011. – С. 296 – 298.