«Сын полка» | «Иван» | ||||
Где и в какое время происходит действие | |||||
Замысел повести начал формироваться у Катаева в 1943 году, когда он работал фронтовым корреспондентом и постоянно перемещался из одного воинского соединения в другое. Однажды писатель заметил мальчика, облачённого в солдатскую форму. Из разговора с командиром Катаев узнал, что мальчугана — голодного, злого и одичавшего — разведчики нашли в блиндаже. Действия повести разворачиваются во время Великой Отечественной войны. Осенью. | Все действия происходят во время Великой Отечественной войны. Эта повесть о том, как война ломает судьбы людей. Она не щадит никого, ни взрослых, ни детей. Действие происходит в тылу у немцев на левом берегу Днепра рядом с деревнями Сосновка и Новоселки. Бой происходит на правом берегу Десны. | ||||
Герои в системе образов | |||||
Ваня Солнцев. Двенадцатилетний мальчишка, потеряв всех своих родных, был найден в лесу бойцами советской армии. Это храбрый и решительный мальчик, смекалистый и разумный. Он сразу понравился всем бойцам, видевшим в нем своих детей и мирную жизнь. Ваня Солнцев стал сыном полка, с честью неся звание советского солдата. Это отзывчивый, воспитанный мальчик, который уважает своих старших собратьев по оружию, ответственно относится к возложенным на него обязанностям. По последнему желанию капитана Енакиева, решившего усыновить мальчика, Ваня становится воспитанником суворовского училища. Так как образ является собирательным, то автор постарался вместить в него особенности многих личностей. Перед читателем произведения представлен совсем еще маленький мальчишка двенадцати лет. Круглый сирота после гибели родителей долгое время ходил по лесу. В один прекрасный день его обнаружили солдаты и взяли в свой полк. Ваня отличался добротой, открытостью и отзывчивостью. Он старательно выполнял все приказы, уважительно относился к старшим, всегда был рад советам. Солдаты же, в свою очередь, сильно привязались к мальцу, и часто вспоминали свою жизнь в мирное время. Отношение автора можно уловить в цитате: «Ведь для меня он был не бумажным героем. А живым человеком. И даже очень хорошо знакомым. Ведь он чувствовал точно так же, как и я бы чувствовал и думал, окажись я в тех же обстоятельствах». Биденко в Ване Солнцеве он видит родственную душу, привязанность растет с каждым днем. Этот образ помогает узнать, насколько у мальчика развито логическое мышление и ловкость. | Автор строит сюжет повести так, что образ героя раскрывается не сразу, а постепенно. Вначале Иван не производит хорошего впечатления. Правда, он вызывает, скорее, сострадание, а не презрение и насмешку. Мальчик нервный и злой, командир батальона Гальцев, знает что делать. Вместе с тем мальчик чересчур самоуверенный и нагловатый, упрямый и скрытный. Несмотря на жалкий, измученный вид, он разговаривает с офицером уверенно и властно, не просит, а требует. Старшего лейтенанта это, естественно, коробит, и он не хочет исполнять необоснованные, как ему кажется, требования задержанного. Мальчик настолько угрюмый и сосредоточенный, что выглядит старше своих лет. Кажется, у него отсутствуют такие нормальные для ребенка качества, как общительность, любознательность, непосредственность. Трудно представить его играющим со сверстниками, увлеченно читающим интересную книгу, беззаботно смеющимся, радующимся новой игрушке. Мальчик похож на Кая из «Снежной королевы» после того, как осколок стекла пронзил его, — такой же самовлюбленный, жестокий, с холодным сердцем. Но при встрече с офицером разведки Холиным Иван преображается, становится оживленным, улыбчивым. Его сердце как будто оттаивает, и он нуждается во внимании, участии. Оказывается, жесткость и сдержанность мальчика — не природные качества. Ему довелось пережить смерть отца и сестры в концентрационном лагере в Тростянце. И ненависть к захватчикам захлестнула душу, а боль утраты близких ожесточила сердце. Постороннему человеку трудно пробиться сквозь броню настороженности и недоверия мальчика. С близкими людьми Иван совсем не такой. Он по- детски восторженно любуется богато отделанным ножом Гальцева и просит подарить ему понравившуюся вещь. Старший лейтенант уже стал для него своим. Лед недоверия и отчужденности растоплен. Иван очень нуждается в человеческом тепле. Как он переживает, что старший товарищ не пришел его проводить, как трогательно обижается на него. Своим произведением автор утверждает, что детство и война — противоестественны и несовместимы. | ||||
Характеристика персонажей, приемы их создания | |||||
Ваня Солнцев - мальчишка 12-ти лет. Солдаты советской армии нашли его в лесу. Как оказалось, у ребенка нет родителей – они, как и многие другие, стали «жертвами войны». Военные решают «приютить мальчика». Естественно, заботятся они о нем так же, как и об остальных своих «братьях по оружию». Обладает смекалкой, достаточно развит и умен для своего возраста. Старается во всем подражать старшим товарищам, каждый из которых видит в нем отголосок далекого дома и своих родных детей. Паренек воспитан, уважает старших, старается вырасти достойным членом общества и защитником Родины. Пытается быть полезен взрослым настолько, насколько он может. Отзывчивый и ответственный. Становится воспитанником Суворовского училища по последней воле капитана Енакиева. Главный герой и положительный персонаж. Может являться примером для подражания. Капитан Енакиев – справедливый, мужественный командир батареи. Требователен и строг по отношению к однополчанам и к себе. Однако к мальчику проявляет доброту, уделяет внимание его воспитанию и становлению. Отважен в бою. Умело руководит своим подразделением. Особых нареканий не имеет. В его батарее, как правило, царит порядок. Однополчане уважают Енакиева не только за руководство, но и за дела. Способен на жертвенность, ведь в трудную минуту привлекает огонь на себя, в то время как мальчику удается ускользнуть от пуль и доставить донесение в штаб. Умирает как герой. Идеал советского офицера. Биденко – разведчик, бывший шахтер. Достаточно крупный, сильный мужчина. Называет Ваню «пастушком». Добр, честен, справедлив. Несмотря на то, что мальчик сбегает от него, боец гордится смекалкой их воспитанника. Отрицательных черт не имеет. Судя по говору, может быть выходцем из глубинки. Его характер позволяет сделать вывод, что не случись война, Биденко вряд ли стал бы военнослужащим – скорее всего, продолжил бы изнурительный физический труд, который, вполне возможно, привлекает его куда больше. Но выбирать не приходилось. Горбунов – не испорченный жестокостью войны, добрый, отзывчивый и гостеприимный военнослужащий. Ему не чужда хозяйственность – он старается наладить быт даже в суровых полевых условиях. Иногда любит похвастаться – но делает это беззлобно. Дружит с Биденко. Как друг, очень надежный. Также хорошо относится к Ване. Ковалев - наводчик оружия, артиллерист, известный на весь фронт. Даже будучи героем первой мировой, не посмотрел на возраст, и отправился вновь защищать Родину от поползновений коварного врага. Обладает несгибаемой волей и огромным количеством положительных качеств. Не раз совершал героические поступки. Трепетно относится к своему оружию. Слава о его подвигах легендами ходит по всему СССР, тем не менее, герой не обладает завышенной самооценкой и тщеславием, а все, что он делал и делает – не ради самовосхваления, а на благо необъятной Родины и ради мира своего народа. | Иван Буслов, Бондарев. Мальчик 12 лет, худенький. Ненавидит немцев, упрямый, настойчивый, решительный. Мужественный. Про Ивана: «Он был совсем ещё ребёнок, узкоплечий, с тонкими ногами и руками, на вид не более десяти-одиннадцати лет, хотя по лицу, угрюмому, не по-детски сосредоточенному, с морщинками на выпуклом лбу, ему можно было дать, пожалуй, и все тринадцать». Мы видим мальчика играющим в землянке. Рисуя эту сцену, автор хочет подчеркнуть, что Иван остается мальчишкой, играет, как его сверстники, собирает ножички, вооружается биноклем, как настоящий командир. Он хотел бы гонять голубей, радоваться первому снегу, а он каждый день смотрит в глаза смерти. Это доказывает, что сердце мальчика еще не остыло. Гальцев. Старший лейтенант. Рассказчик. Смелый, открытый, упрямый. Холин. Капитан разведчиков. Высокий, красивый, громкоголосый, наглый и бесцеремонный. Катасонов. Старшина разведчиков. Невысокий, тихий, вежливый, худощавый. Грязнов. Подполковник разведчиков. Суровый командир. Повести присуще многоголосие. Текст пронизан голосами персонажей: «Чтобы не наследить на том берегу» (голос Холина); «Маслов требует, чтобы я «лично вкладывал душу» в отчётность» (голос Маслова); «Ведь это он, Катасонов, в ту ночь ждал с лодкой у Диковки, где немцев столько, что к берегу не подойдёшь» (слова Ивана). В повествовании автор употребляет устно-разговорные, просторечные и народные выражения. Например, разведчик Холин часто употребляет речевую форму, воспроизводящую сжатые слова «в случ-чего»: «Мы находимся против оврага, чтобы случ-чего снова высадится на вражеском берегу и прийти на помощь мальчишке… Останешься здесь. А я пойду за лодкой. Чтоб случ-чего не всыпаться обоим». Другие выражения как: мозгая сырость, ражий детина, печка утухла, суечусь, вылазь, одежа, не улыбься, едун напал, табанить ит.д. добавляют эмоциональную окраску речи. Очень эмоциональна речь Холина: «Шкура, трепач, нож вонючий и т.п.». Он часто употребляет в речи приговорки и дружеские подначки: «Эх, голова, два уха!; Чудак-рыбак; Тут всё не раз продумано; Порядок; Всё подшито, прошнуровано и т.п.». | ||||
Сюжет | |||||
Композиционная структура повести представляется в виде последовательного повествования, при этом сюжетные события отличаются стремительным развитием. Сюжетная линия разворачивается в момент встречи обездоленного Вани с советскими разведчиками, которые забирают его в полк, где мальчик становится подопечным всех солдат, в особенности Биденко и Горбунова, считающих ребенка сыном полка, лишенного родительской любви, заботы и ласки. Среди военных мальчик обучается не только выживанию в сложных условиях в период войны практически не имея одежды и пищи, но и осваивает военное дело, помогая солдатам в разведывательных мероприятиях, тем самым утоляя свою месть фашистам за погибшую семью. Командир полка в лице Енакиева также привязывается к смышлёному и умному ребенку, а также мечтает по окончании войны стать для Вани Солнцева официальным усыновителем. При этом неоднократно капитан пытается отправить ребенка в тыл, но Ваня все равно возвращается в полк. Однако жизненные обстоятельства складываются таким образом, что Енакиев погибает, сумев предварительно спасти жизнь мальчика путем его отправки на задание в штаб, подальше от места ожесточенного боя с немецкими захватчиками. Отличительной особенностью произведения является описание автором не только внешность героев с их характерными чертами, а также изображение переживаний, мыслей персонажей, выраженных в диалогах, а также воспоминаниях и мечтах о будущем. | Молодого старшего лейтенанта Гальцева разбудили среди ночи. Возле берега задержан мальчишка. На строгие вопросы Гальцева мальчик требует немедленно сообщить о своём прибытии в штаб. Но Гальцев, не сразу поверив, докладывает о мальчике, лишь когда тот верно называет фамилии штабных офицеров. Гальцев чувствует себя виноватым за то, что кричал на мальчика, теперь он готов ухаживать за ним. Приезжает Холин, рослый красавец и шутник лет двадцати семи. Иван рассказывает другу о том, как не мог из-за немцев подойти к ожидавшей его лодке и как с трудом переплывал холодный Днепр на бревне. На форме, привезённой Ивану Холиным, орден Отечественной войны и медаль «За отвагу». После совместной трапезы Холин и мальчик уезжают. Спустя некоторое время Гальцев вновь встречается с Иваном. Холин вместе с Гальцевым осматривает местность и траншеи. Немцы на другой стороне Днепра постоянно держат наш берег под прицелом. Гальцев должен «оказывать всяческое содействие» Холину, но ему не хочется «бегать» за ним. Гальцев занимается своими делами, проверяет работу нового фельдшера, стараясь не обращать внимания на то, что перед ним красивая молодая женщина. Приехавший Иван неожиданно дружелюбен и разговорчив. Сегодня ночью ему предстоит переправа в немецкий тыл, но он и не думает спать, а читает журналы, ест леденцы. Мальчик восхищён финкой Гальцева, но тот не может подарить Ивану нож — ведь это память о его погибшем лучшем друге. Наконец Гальцев подробнее узнаёт о судьбе Ивана Буслова. В войну погибли его отец и сестрёнка. Ивану пришлось пережить многое: он был и в партизанах, и в Тростянце — в лагере смерти. Подполковник Грязнов уговаривал Ивана поехать в Суворовское училище, но тот хочет только воевать и мстить. А когда Ивана решили не посылать на задание, он ушёл сам. Решено, что, если после войны не отыщется мать Ивана, его усыновят Катасоныч или подполковник. Катасоныч был убит. Тщательно подготовившись, Холин, Иван и Гальцев отправляются на операцию. Когда Ивана окончательно решили отправить в училище, он самовольно ушёл. Гальцев не может забыть о маленьком разведчике. После тяжёлого ранения он попадает в Берлин для захвата немецких архивов. В найденных документах тайной полевой полиции Гальцев вдруг обнаруживает фото со знакомым скуластым лицом и широко расставленными глазами. В донесении сказано, что в декабре 1943 г. после яростного сопротивления был задержан «Иван». После допросов, на которых мальчик «держался вызывающе», он был расстрелян. | ||||
Проблематика, авторские акценты в решении темы "детство и война". | |||||
Общая тема для обоих произведений– это дети и война, драматизм положения ребенка во время войны. В данном произведении автор показывает суровые военные годы. В образе Вани раскрывается тяжелая судьба многих детей военной поры. В эти годы детям приходилось быстро взрослеть и наравне со взрослыми переносить все тяготы военной жизни. Книга повествует о том, какие жертвы несли люди вне зависимости от возраста. Война оставила отпечаток на судьбе каждой семьи, но, несмотря на все горе, которое она причинила, люди находят в себе силы жить и верить в лучшее. Красноармейцы сражаются отчаянно и до победного конца. Краткий пересказ повести Валентина Катаева – это описание последнего победоносного года Великой Отечественной войны, унесший жизни тысяч воинов. В рассказе достоверно передано настроение солдат, смелость и героизм, которые проявляли на войне даже дети. Читать краткое содержание повести «Сын полка» можно уже в начальной школе. Произведение воспитывает в молодом поколении патриотизм и даёт знания об истории родной страны. | Повесть о борьбе юного Ивана и его взрослых товарищей против фашизма. Война - это зло, это тяжёлое испытание для всех, особенно для детей. Дети и война понятия несовместимые. Против сочетания слов «война» и «дети» протестует и ум, и сердце. Самой природой, условиями существования рода человеческого детям предназначено жить в мире, оберегаемом взрослыми. Дети-воины… Какая жуткая правда! Но это не вся еще правда. Ведь Ивана в своем тылу и не удержать. Пробовали, когда вывезли самолетом из окруженного немцами партизанского отряда. Но не смог Иван «зубрить» в школе о «значении травоядных в жизни человека», когда на родной земле был враг. «Офицером стать я ещё успею. А пока война, отдыхать может тот, от кого пользы мало», - говорит Иван. Своим произведением автор утверждает, что детство и война — противоестественны и несовместимы. | ||||