Северная Месопотамия в II тыс. до н.э. Государство Митанни 18–14 вв.




Часть 2. Лекция 3

 

Во вто­рой половине XVIII – начале XVII в. до н. э. несколько отступив на север под нати­ском амореев, хурриты вновь двинулись в страны Плодородного Полумесяца. В это время хурритские племенные группы приходят к власти на большей части территории Сирии – Палес­тины, Верхней Месопотамии, Северного Загроса и Юго-Восточной Малой Азии.

ПОДРОБНЕЕ

 

В течение четырех столетий в границах этого огромного пространства развивалась особая цивилизация хурритов, служившая полем синтеза и передачи влияния самых разнообразных культур Ближнего Востока (осо­бенно месопотамской). Колесничные ар­мии, введенные в употребление хурритами, давали им бесспорное преимущество над соседями.

 

Крупнейшим хурритским государством этого времени стал верхнемесопотамский Хурри-Ханигальбат, основанный на терри­ториях, отторгнутых у амореев. Ожесточен­ная борьба этого политического образования с древнехеттским царством (середина ХVII – начало ХVI в. до н. э.) истощила силы обеих сторон. Этим воспользовалось племя «Маиттанне», во главе которого стояли индоарийские вожди.

Они пришли с южных окраин Армянского нагорья и захватили власть в Хур­ри-Ханигальбате, основав там государство Митанни. Кроме Митанни известно еще одно хурритское государство Аррапха (до 14 в. до н.э.), расположенное к востоку от р. Тигр.

 

Столица Митанни располагалась в Вассокканне – городе в верховьях Хабура.

Терри­тория Митанни охватывала ок. 1500 г. до н. э. всю Верхнюю Месопотамию, включая долину Среднего Евфрата и области по Среднему Тигру, включая Ниневию, бывшую тогда крупным хурритским центром. Как многие ранние государства Митанни было не единым царством, а объединением автономных городов-государств под общей гегемонией метаннийских царей. В конце ХУII — начале ХУI в. до н. э. Северную Сирию контроли­ровали хетты, а к концу ХУI в. она подчи­нялась Митанни.

 

Правление Сут­тарна I (конец ХVII в. до н. э.)

При нем Митанни превратилось во всехур­ритскую империю, чье владычество простиралось от Загроса до Северной Си­рии. С этого момента на протяжение полутора столетий оно является, пожалуй, сильнейшей военной державой Передней Азии. Проникновение в Сирию привело Митанни к столкновению с Египтом, стре­мившимся к безраздельному господству над Восточным Средиземноморьем.

 

Конец ХVI – конец ХV вв. до н. э. – время почти непрерывных войн с Егип­том.

Тутмос 1 (1506 – 1494) напал на си­рийские владения Митанни и отбросил его за Евфрат.

 

Правление Парраттарны (ок. 1475 г. до н. э.)

Митаннийцы, восполь­зовавшись временным ослаблением Египта, вновь покорили все Восточное Средиземноморье, но Тутмос III (формально с 1490, реально с 1468–1436) в серии кровопролитных войн оттеснил их далеко на север. Одно время его войска достигали Евфрата и разорили митаннийский берег, од­нако закрепиться здесь им так и не удалось. К концу правления Тутмоса III египто-митаннийский рубеж пролегал в районе Кадеша.

На севере хурритская держава Митанни поглотила мелкие аккадские, хурритские и аморейские царства, не исключая могущественного некогда царства Ямхад на Евфрате.

Один из царей Алалаха того времени, Идри-Ми, рассказывает в своей надписи, как в его городе произошел переворот, как он вынужден был бежать на колеснице с одним верным колесничим к горным хапиру и провел там несколько лет, прежде чем снова смог овладеть городом, но уже, по-видимому, на условиях признания верховенства Парраттарны, царя Митанни.

Непосредственно государственная власть Митанни к западу от Евфрата не была прочной, но распространение митаннийского влияния было значительным.

Индоиранские и хурритские имена правителей встречаются вплоть до конца XV в. до х.э. в самых разных городах обеих этих стран, притом что языками населения Сирии и Палестины оставались ханаанейские (на юге) и аморейские (на севере) западносемитские говоры (лишь отчасти также хурритские). Эти правители были родичами митаннийских царей.

 

Правление Сауссадаттара ()

сын Парраттарны.

Разгромил город Ашшур и подчинил себе его правителя.

Ок. 1430 г. до н. э. фараон Аменхотеп II (1436–1412) возобновил борьбу с Митанни, но после первых успехов был отброшен на юг, в Палестину, и вынужден был заключить с Митанни невыгодный для себя мир, что для Египта было шагом экстра­ординарным.

 

Рубеж ХV – ХIV вв. до н. э. – время наибольшего расцвета Митанни.

В конце ХV в. до н. э. Амен­хотеп II к концу своего правления вновь двинулся против Митанни и захватил Халпу в Северной Сирии.

 

Правление Ардадамы I ()

Следующий фараон Тутмос IV (1412 –1402) ок. 1410 г. до н. э. вынужден был закончить эту войну компромиссным миром с этим царем.

Южная Сирия осталась за Египтом, Север­ная отошла к Митанни. Заключенный митаннийско-египетский союз, к которому присоединилась Вавилония, подвел черту под эпохой египто-ми­таннийского противоборства и заложило основы так называемого «Амарнского» международного порядка, который действовал в первую половину XIV в. до н. э.

Союз с Египтом скреплялся ди­настическими браками: Тутмос IУ и Аменхо­теп III (последний – дважды!) женились на дочерях митаннийских царей. Последние направляют в Египет дары, получая в ответ золото. Так Египет обеспечивал себе мир на северных рубежах.

Хотя фараонам удалось оттеснить митаннийские силы за Ефрат, сломить Митанни они не сумели. Митаннийские цари поддерживали постоянную связь с силами неорганизованного, но непрекращающегося сопротивления фараонам в их собственном сиро-палестинском тылу.

Однажды египетским воинам удалось, например, схватить агентов митаннийского царя, несшие на шейных шнурках глиняные таблички с клинописным текстом обращения к местным царькам. Главное же заключалось в том, что, чем роскошнее и богаче была добыча фараона, тем более замирала торговля по сиро-палестинскому пути, а без нее страна была недостаточно богата, чтобы непрерывно снабжать Египет всеми видами ценностей.

В конце концов фараон Тутмос IV был вынужден договориться о мире и разделе сфер влияния с митаннийским царем Артадамой I. Северная Сирия с выходом к Средиземному морю осталась в зоне Митанни, а в своей зоне египетские фараоны сделали попытку наладить выкачивание средств без ежегодных военных погромов.

Ардадама I вел успешные войны с государством Хеттов. Он отодвинув границу Ми­танни в Малой Азии вплоть до Тавра и Верхнего Галиса.

 

В начале ХIV в. ситуация изменилась. В Митанни начался династический кризис и двор­цовые смуты, затем и ухуд­шение отношений с Египтом существенно ослабили Митанни – от него отлагается Ашшур и хетты вновь выступают против.

 

Правление Тужратты (ок. 1380 – 1355 гг. до н. э.)

был последним значительным царем Митанни.

Первый натиск хеттского царя Суп­пилулиумы был отбит. Туж­ратты поссорился с фараоном Эхнатоном и совершил успеш­ный поход на египетские владения в Южной Сирии. Но последствия оказались негативными – Митанни оказалось в международной изоляции и было разгромлено во второй кампании Суппилу­лиумы. Вскоре после этого Тужратта был убит. Началась борьба за власть.

В результате недавние подданные Митанни верхнетигрские царства Алже (Алзи) и Ашшур стали ока­зывать определяющее влияние на его дела.

Попытка Митанни вернуть себе Сирию привела к новой войне с Суп­пилулиумой, завершившейся полным пора­жением Митанни и хеттской интервенцией. На престол был возведен став­ленник хеттов Саттиваса, сын Тужратты.

 

Великая Митаннийская держава перестала существовать. Часть страны отошла к Ассирии, Хатти и Вавилонии. Митанни стала незначительным се­веромесопотамским царством, контроль над которым оспаривали друг у друга асси­рийцы и хетты. Безуспешно пытаясь лави­ровать между ними, тяготея к хеттам,

Митанни было в конце концов уничтожено ассирийским ца­рем Салманасаром 1ок. 1260 г. до н. э.

 

В первой половине ХII в. до н. э. Под влиянием расселения эгейско-анаталийских племен и арамеев на север (вторая половина ХI в. до н. э.) резко сократили этнический ареал хурритов, сведя его к долинам Среднего Тигра.

Последнее не­зависимое государство хурритов – «Шуб­рия» являлось остатком старого Алже, уцелев­шим в потрясениях ХII–Х вв.

Оно было уничтожено ассирийцами в 673 г. до. н. э. Хурриты, однако, оставались одним из крупнейших этносов Армянского на­горья и в середине – второй половине 1 тысячелетия до н. э. были известны своим соседям под именем «матиенов», т. е. «ми­таннийцев».

 

Социальная структура

Страна, по-видимому, делилась на военно-бюрократическую вер­хушку, или двор: вельможи, т. е., старшая дружина; основная служилая масса воинов­; представители царя за рубе­жом; условно относившиеся сюда же по признаку личной зависимости от царя вас­сальные владетели), и землю, т. е. совокуп­ность обложенных податью самоуправ­ляющихся общин. Различали территориальные сельские общины «алу», которые состояли из большесемейных домовых общин «димту». Эти общины имели единое представительство в масштабах всей стра­ны, частично разделявшее с царями власт­ные полномочия.

Правил царь и престолонаследни­к-главнокомандующий (один из царевичей). Такая конструкция власти отражала воен­ный и архаический родовой характер митаннийской государственности. Общий надзор на местах осуществляли начальники об­ластей. Основой военного могу­щества Митанни было колесничное войско, укомплектованное служилыми воинами.

С середины II тыс. до н. э. вплоть до конца своей истории митаннийские цари продолжали принимать тронные индоарийские имена и поклоняться индоа­рийским богам — покровителям династии (Индре, Митре-Варуне и Насатьям). Вер­ховным богом — покровителем государства в целом был, однако, хурритский бог грома Тессоб.

Экономическая ситуация

Природные условия Митанни благо­приятствовали богарному (основанному на дождевом орошении) земледелию и в еще большей степени скотоводству. Митанни было также крупнейшей коневодческой держа­вой Передней Азии. Были широкие возможно­сти для развития митаннийского ремесла. Митанни лежало на перекрестке основных стратегических путей Ближнего Востока, что обеспечивало ему значитель­ные прибыли от международной торговли.

Были дворцовые и храмовые хозяйства. Работники – царские рабы из числа пленных, либо привлеченные в порядке отработки свободные общинники.

Общинная земля – неотчуждаемая собственность всей общины. Ее мог купить только тот, кого «усыновит» община. У семейных общин – ремесленная специализация.

В конце 2 тыс. до н.э. община начинает ослабевать. Ростовщики и члены царского дома скупали земли.

 

Культурная ситуация

Есть сравнительно небольшое число дошедших до нас памятников хурритского искусства. Среди них основное место занимают керамика и глиптика, а также изделия из цветного стекла (сосуды, бусы). Хурритские росписи на сосудах и резьбы на печатях оказали большое влияние на ассирийское искусство.

Образцы хурритской литературы дошли до нас в небольшом числе. Не всегда понятны. Известен отрывок из хурритской версии знаменитой Поэмы о Гильгамеше, отличающийся от аккадской версии.

 

Верования

Гимны и заклинания (иногда понятные лишь благодаря надстрочным хеттским или аккадским переводам) донесли до нас мифологические представления хурритов. В этих мифах фигурирует предок богов - злой Кумарве, свергнутый своим сыном - богом грозы Тешубом - и другими богами. Тешуб стал главой пантеона.

Среди прочих богов важнейшую роль играли супруга Тешуба, Хебат (богиня-мать), и его сестра Шавушка (аналогичная месопотамской Иштар). Обожествлялись также Солнце (Шимике) и Луна (Кушук).

Многие особенности хурритской мифологии и культа, а также гадание по полету птиц позднее вошли в религию греков.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: