Часть 2. Лекция 3
Во второй половине XVIII – начале XVII в. до н. э. несколько отступив на север под натиском амореев, хурриты вновь двинулись в страны Плодородного Полумесяца. В это время хурритские племенные группы приходят к власти на большей части территории Сирии – Палестины, Верхней Месопотамии, Северного Загроса и Юго-Восточной Малой Азии.
ПОДРОБНЕЕ
В течение четырех столетий в границах этого огромного пространства развивалась особая цивилизация хурритов, служившая полем синтеза и передачи влияния самых разнообразных культур Ближнего Востока (особенно месопотамской). Колесничные армии, введенные в употребление хурритами, давали им бесспорное преимущество над соседями.
Крупнейшим хурритским государством этого времени стал верхнемесопотамский Хурри-Ханигальбат, основанный на территориях, отторгнутых у амореев. Ожесточенная борьба этого политического образования с древнехеттским царством (середина ХVII – начало ХVI в. до н. э.) истощила силы обеих сторон. Этим воспользовалось племя «Маиттанне», во главе которого стояли индоарийские вожди.
Они пришли с южных окраин Армянского нагорья и захватили власть в Хурри-Ханигальбате, основав там государство Митанни. Кроме Митанни известно еще одно хурритское государство Аррапха (до 14 в. до н.э.), расположенное к востоку от р. Тигр.
Столица Митанни располагалась в Вассокканне – городе в верховьях Хабура.
Территория Митанни охватывала ок. 1500 г. до н. э. всю Верхнюю Месопотамию, включая долину Среднего Евфрата и области по Среднему Тигру, включая Ниневию, бывшую тогда крупным хурритским центром. Как многие ранние государства Митанни было не единым царством, а объединением автономных городов-государств под общей гегемонией метаннийских царей. В конце ХУII — начале ХУI в. до н. э. Северную Сирию контролировали хетты, а к концу ХУI в. она подчинялась Митанни.
|
Правление Суттарна I (конец ХVII в. до н. э.)
При нем Митанни превратилось во всехурритскую империю, чье владычество простиралось от Загроса до Северной Сирии. С этого момента на протяжение полутора столетий оно является, пожалуй, сильнейшей военной державой Передней Азии. Проникновение в Сирию привело Митанни к столкновению с Египтом, стремившимся к безраздельному господству над Восточным Средиземноморьем.
Конец ХVI – конец ХV вв. до н. э. – время почти непрерывных войн с Египтом.
Тутмос 1 (1506 – 1494) напал на сирийские владения Митанни и отбросил его за Евфрат.
Правление Парраттарны (ок. 1475 г. до н. э.)
Митаннийцы, воспользовавшись временным ослаблением Египта, вновь покорили все Восточное Средиземноморье, но Тутмос III (формально с 1490, реально с 1468–1436) в серии кровопролитных войн оттеснил их далеко на север. Одно время его войска достигали Евфрата и разорили митаннийский берег, однако закрепиться здесь им так и не удалось. К концу правления Тутмоса III египто-митаннийский рубеж пролегал в районе Кадеша.
На севере хурритская держава Митанни поглотила мелкие аккадские, хурритские и аморейские царства, не исключая могущественного некогда царства Ямхад на Евфрате.
Один из царей Алалаха того времени, Идри-Ми, рассказывает в своей надписи, как в его городе произошел переворот, как он вынужден был бежать на колеснице с одним верным колесничим к горным хапиру и провел там несколько лет, прежде чем снова смог овладеть городом, но уже, по-видимому, на условиях признания верховенства Парраттарны, царя Митанни.
|
Непосредственно государственная власть Митанни к западу от Евфрата не была прочной, но распространение митаннийского влияния было значительным.
Индоиранские и хурритские имена правителей встречаются вплоть до конца XV в. до х.э. в самых разных городах обеих этих стран, притом что языками населения Сирии и Палестины оставались ханаанейские (на юге) и аморейские (на севере) западносемитские говоры (лишь отчасти также хурритские). Эти правители были родичами митаннийских царей.
Правление Сауссадаттара ()
сын Парраттарны.
Разгромил город Ашшур и подчинил себе его правителя.
Ок. 1430 г. до н. э. фараон Аменхотеп II (1436–1412) возобновил борьбу с Митанни, но после первых успехов был отброшен на юг, в Палестину, и вынужден был заключить с Митанни невыгодный для себя мир, что для Египта было шагом экстраординарным.
Рубеж ХV – ХIV вв. до н. э. – время наибольшего расцвета Митанни.
В конце ХV в. до н. э. Аменхотеп II к концу своего правления вновь двинулся против Митанни и захватил Халпу в Северной Сирии.
Правление Ардадамы I ()
Следующий фараон Тутмос IV (1412 –1402) ок. 1410 г. до н. э. вынужден был закончить эту войну компромиссным миром с этим царем.
Южная Сирия осталась за Египтом, Северная отошла к Митанни. Заключенный митаннийско-египетский союз, к которому присоединилась Вавилония, подвел черту под эпохой египто-митаннийского противоборства и заложило основы так называемого «Амарнского» международного порядка, который действовал в первую половину XIV в. до н. э.
|
Союз с Египтом скреплялся династическими браками: Тутмос IУ и Аменхотеп III (последний – дважды!) женились на дочерях митаннийских царей. Последние направляют в Египет дары, получая в ответ золото. Так Египет обеспечивал себе мир на северных рубежах.
Хотя фараонам удалось оттеснить митаннийские силы за Ефрат, сломить Митанни они не сумели. Митаннийские цари поддерживали постоянную связь с силами неорганизованного, но непрекращающегося сопротивления фараонам в их собственном сиро-палестинском тылу.
Однажды египетским воинам удалось, например, схватить агентов митаннийского царя, несшие на шейных шнурках глиняные таблички с клинописным текстом обращения к местным царькам. Главное же заключалось в том, что, чем роскошнее и богаче была добыча фараона, тем более замирала торговля по сиро-палестинскому пути, а без нее страна была недостаточно богата, чтобы непрерывно снабжать Египет всеми видами ценностей.
В конце концов фараон Тутмос IV был вынужден договориться о мире и разделе сфер влияния с митаннийским царем Артадамой I. Северная Сирия с выходом к Средиземному морю осталась в зоне Митанни, а в своей зоне египетские фараоны сделали попытку наладить выкачивание средств без ежегодных военных погромов.
Ардадама I вел успешные войны с государством Хеттов. Он отодвинув границу Митанни в Малой Азии вплоть до Тавра и Верхнего Галиса.
В начале ХIV в. ситуация изменилась. В Митанни начался династический кризис и дворцовые смуты, затем и ухудшение отношений с Египтом существенно ослабили Митанни – от него отлагается Ашшур и хетты вновь выступают против.
Правление Тужратты (ок. 1380 – 1355 гг. до н. э.)
был последним значительным царем Митанни.
Первый натиск хеттского царя Суппилулиумы был отбит. Тужратты поссорился с фараоном Эхнатоном и совершил успешный поход на египетские владения в Южной Сирии. Но последствия оказались негативными – Митанни оказалось в международной изоляции и было разгромлено во второй кампании Суппилулиумы. Вскоре после этого Тужратта был убит. Началась борьба за власть.
В результате недавние подданные Митанни верхнетигрские царства Алже (Алзи) и Ашшур стали оказывать определяющее влияние на его дела.
Попытка Митанни вернуть себе Сирию привела к новой войне с Суппилулиумой, завершившейся полным поражением Митанни и хеттской интервенцией. На престол был возведен ставленник хеттов Саттиваса, сын Тужратты.
Великая Митаннийская держава перестала существовать. Часть страны отошла к Ассирии, Хатти и Вавилонии. Митанни стала незначительным северомесопотамским царством, контроль над которым оспаривали друг у друга ассирийцы и хетты. Безуспешно пытаясь лавировать между ними, тяготея к хеттам,
Митанни было в конце концов уничтожено ассирийским царем Салманасаром 1ок. 1260 г. до н. э.
В первой половине ХII в. до н. э. Под влиянием расселения эгейско-анаталийских племен и арамеев на север (вторая половина ХI в. до н. э.) резко сократили этнический ареал хурритов, сведя его к долинам Среднего Тигра.
Последнее независимое государство хурритов – «Шубрия» являлось остатком старого Алже, уцелевшим в потрясениях ХII–Х вв.
Оно было уничтожено ассирийцами в 673 г. до. н. э. Хурриты, однако, оставались одним из крупнейших этносов Армянского нагорья и в середине – второй половине 1 тысячелетия до н. э. были известны своим соседям под именем «матиенов», т. е. «митаннийцев».
Социальная структура
Страна, по-видимому, делилась на военно-бюрократическую верхушку, или двор: вельможи, т. е., старшая дружина; основная служилая масса воинов; представители царя за рубежом; условно относившиеся сюда же по признаку личной зависимости от царя вассальные владетели), и землю, т. е. совокупность обложенных податью самоуправляющихся общин. Различали территориальные сельские общины «алу», которые состояли из большесемейных домовых общин «димту». Эти общины имели единое представительство в масштабах всей страны, частично разделявшее с царями властные полномочия.
Правил царь и престолонаследник-главнокомандующий (один из царевичей). Такая конструкция власти отражала военный и архаический родовой характер митаннийской государственности. Общий надзор на местах осуществляли начальники областей. Основой военного могущества Митанни было колесничное войско, укомплектованное служилыми воинами.
С середины II тыс. до н. э. вплоть до конца своей истории митаннийские цари продолжали принимать тронные индоарийские имена и поклоняться индоарийским богам — покровителям династии (Индре, Митре-Варуне и Насатьям). Верховным богом — покровителем государства в целом был, однако, хурритский бог грома Тессоб.
Экономическая ситуация
Природные условия Митанни благоприятствовали богарному (основанному на дождевом орошении) земледелию и в еще большей степени скотоводству. Митанни было также крупнейшей коневодческой державой Передней Азии. Были широкие возможности для развития митаннийского ремесла. Митанни лежало на перекрестке основных стратегических путей Ближнего Востока, что обеспечивало ему значительные прибыли от международной торговли.
Были дворцовые и храмовые хозяйства. Работники – царские рабы из числа пленных, либо привлеченные в порядке отработки свободные общинники.
Общинная земля – неотчуждаемая собственность всей общины. Ее мог купить только тот, кого «усыновит» община. У семейных общин – ремесленная специализация.
В конце 2 тыс. до н.э. община начинает ослабевать. Ростовщики и члены царского дома скупали земли.
Культурная ситуация
Есть сравнительно небольшое число дошедших до нас памятников хурритского искусства. Среди них основное место занимают керамика и глиптика, а также изделия из цветного стекла (сосуды, бусы). Хурритские росписи на сосудах и резьбы на печатях оказали большое влияние на ассирийское искусство.
Образцы хурритской литературы дошли до нас в небольшом числе. Не всегда понятны. Известен отрывок из хурритской версии знаменитой Поэмы о Гильгамеше, отличающийся от аккадской версии.
Верования
Гимны и заклинания (иногда понятные лишь благодаря надстрочным хеттским или аккадским переводам) донесли до нас мифологические представления хурритов. В этих мифах фигурирует предок богов - злой Кумарве, свергнутый своим сыном - богом грозы Тешубом - и другими богами. Тешуб стал главой пантеона.
Среди прочих богов важнейшую роль играли супруга Тешуба, Хебат (богиня-мать), и его сестра Шавушка (аналогичная месопотамской Иштар). Обожествлялись также Солнце (Шимике) и Луна (Кушук).
Многие особенности хурритской мифологии и культа, а также гадание по полету птиц позднее вошли в религию греков.