Классификация методов обучения в педагогике




 

Метод обучения – это способ организации познавательной деятельности; способ деятельности педагога и учеников, направленный на усвоение знаний, развитие и воспитание.

Метод обучения характеризуется тремя признаками, он определяет:

1) цель обучения;

2) способ усвоения;

3) характер взаимодействия субъектов обучения.

 

Методы обучения имеет конкретно-исторические формы получения знаний, они изменяются с изменением целей и содержания образования.

Американский педагог Кларк Керр выделяет четыре «революции» в области методов обучения в зависимости от преобладающего средства обучения (1972 г.):

1) первая, когда учителя-родители, служившие образцом, уступили место профессиональным учителям;

2) вторая связана с заменой устного слова письменным;

3) третья ввела в обучение печатное слово;

4) четвертую мы наблюдаем сейчас, она предполагает частичную автоматизацию и компьютеризацию обучения.

Усвоение знаний и способов деятельности происходит на трех уровнях:

1) осознанного восприятия и запоминания;

2) применения знаний и способов деятельности по образцу или в сходной ситуации;

3) творческого применения.

Методы обучения призваны обеспечить все уровни усвоения. Методы обучения в практике многих педагогов обеспечивают усвоение знаний и способов деятельности, главным образом, на первых двух уровнях. Причина недостаточного внедрения методов обучения, обеспечивающих творческое применение знаний, является слабая разработанность теоретической концепции методов обучения.

 

С понятием «метод» связаны еще два понятия: «средство» и «прием».

Средствами обучения являются все приспособления и источники, которые помогают педагогу, учителю, учить, а ученику учиться, т. е. то, что помогает ему организовать познавательную деятельность. Это слово учителя, учебники, пособия, книги, справочная литература, учебные лаборатории, технические средства обучения и т. д.

Прием – это деталь метода. Например, рассказ – это метод обучения; сообщение плана – это прием активизации внимания, способствующий систематичности восприятия.

Классификация методов обучения — это упорядоченная по определенному признаку система. В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения.

Традиционная классификация методов обучения, берущая начало в древних философских и педагогических системах, творчески адаптируется в современных условиях. Общий признак выделяемых в ней методов - источник знаний.

Таких источников три: практика, наглядность, слово. В ходе культурного прогресса к ним присоединился еще один - книга, в последние десятилетия все сильнее заявляет о себе мощный безбумажный источник информации - видео в сочетании с новейшими компьютерными технологиями.

В данной классификации выделяется пять методов: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометоды, и, каждый из, них имеет свои способы обучения.

Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (Лернер И.Я., Скаткин М.Н.). Тип познавательной деятельности - это уровень сложности (напряженности) познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной педагогом схеме обучения.

Эта характеристика связана с уровнями мыслительной активности учащихся.

В данной классификации выделяются следующие методы:

— объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);

репродуктивный;

проблемное изложение;

частично поисковый (эвристический);

исследовательский.

Если познавательная деятельность, организованная педагогом, приводит лишь к запоминанию готовых знаний и последующему их безошибочному воспроизведению, которое может быть и неосознанным, то здесь имеет место достаточно низкий уровень мыслительной активности и соответствующий ему репродуктивный метод обучения, без которого не обойтись на первых этапах обучения.

При более высоком уровне напряженности мышления учащихся, когда знания добываются в результате собственного творческого познавательного труда, имеет место эвристический, или еще более высокий, исследовательский метод обучения.

Сущность информационно-рецептивного метода выражается в следующих признаках:

— знания учащимся предлагаются в «готовом» виде;

— педагог организует различными способами восприятие этих знаний;

— учащиеся осуществляют восприятие (рецепцию) и осмысление знаний, фиксируют их в своей памяти.

При рецепции используются все источники информации (слово, наглядность и т. д.), логика изложения может развиваться как индуктивным, так и дедуктивным путем. Управляющая деятельность педагога ограничивается организацией восприятия знаний.

 

В репродуктивном методе обучения выделяются следующие признаки:

— знания учащимся предлагаются в «готовом» виде;

— педагог не только сообщает знания, но и объясняет их;

— учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают; критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний;

— необходимая прочность усвоения обеспечивается путем многократного повторения знаний.

Главное преимущество данного метода, как и информационно-рецептивного, — экономность. Он обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний, благодаря возможности их многократного повторения, может быть значительной.

 

Метод проблемного изложения является переходным, от исполнительской, к творческой деятельности. На определенном этапе обучения учащиеся еще не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, и поэтому педагог показывает путь исследования проблемы, излагая ее решение от начала до конца. Учащиеся при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, тем не менее, они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений.

Сущность частично поискового (эвристического) метода обучения выражается в следующих характерных признаках:

— знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно;

— учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;

— учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т. д., в результате чего, у них формируются осознанные прочные знания.

Метод получил название частично поискового потому, что учащиеся, не всегда могут самостоятельно решить сами сложную учебную проблему от начала и до конца. Поэтому учебная деятельность развивается по схеме: педагог - учащиеся - педагог - учащиеся и т. д. Часть знаний сообщает педагог, часть добывают учащиеся самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания. Одной из модификаций данного метода является эвристическая (открывающая) беседа.

Сущность исследовательского метода обучения сводится к следующему:

— педагог вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени;

— знания учащимся не сообщаются; они самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов; средства для достижения результата также определяют сами учащиеся;

— деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач;

— учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.

Данный метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний. Его недостатки — значительные затраты времени и энергии учителей и учащихся. Применение метода требует высокого уровня педагогической квалификации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: