Метод обучения – это способ организации познавательной деятельности; способ деятельности педагога и учеников, направленный на усвоение знаний, развитие и воспитание.
Метод обучения характеризуется тремя признаками, он определяет:
1) цель обучения;
2) способ усвоения;
3) характер взаимодействия субъектов обучения.
Методы обучения имеет конкретно-исторические формы получения знаний, они изменяются с изменением целей и содержания образования.
Американский педагог Кларк Керр выделяет четыре «революции» в области методов обучения в зависимости от преобладающего средства обучения (1972 г.):
1) первая, когда учителя-родители, служившие образцом, уступили место профессиональным учителям;
2) вторая связана с заменой устного слова письменным;
3) третья ввела в обучение печатное слово;
4) четвертую мы наблюдаем сейчас, она предполагает частичную автоматизацию и компьютеризацию обучения.
Усвоение знаний и способов деятельности происходит на трех уровнях:
1) осознанного восприятия и запоминания;
2) применения знаний и способов деятельности по образцу или в сходной ситуации;
3) творческого применения.
Методы обучения призваны обеспечить все уровни усвоения. Методы обучения в практике многих педагогов обеспечивают усвоение знаний и способов деятельности, главным образом, на первых двух уровнях. Причина недостаточного внедрения методов обучения, обеспечивающих творческое применение знаний, является слабая разработанность теоретической концепции методов обучения.
С понятием «метод» связаны еще два понятия: «средство» и «прием».
Средствами обучения являются все приспособления и источники, которые помогают педагогу, учителю, учить, а ученику учиться, т. е. то, что помогает ему организовать познавательную деятельность. Это слово учителя, учебники, пособия, книги, справочная литература, учебные лаборатории, технические средства обучения и т. д.
|
Прием – это деталь метода. Например, рассказ – это метод обучения; сообщение плана – это прием активизации внимания, способствующий систематичности восприятия.
Классификация методов обучения — это упорядоченная по определенному признаку система. В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения.
Традиционная классификация методов обучения, берущая начало в древних философских и педагогических системах, творчески адаптируется в современных условиях. Общий признак выделяемых в ней методов - источник знаний.
Таких источников три: практика, наглядность, слово. В ходе культурного прогресса к ним присоединился еще один - книга, в последние десятилетия все сильнее заявляет о себе мощный безбумажный источник информации - видео в сочетании с новейшими компьютерными технологиями.
В данной классификации выделяется пять методов: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометоды, и, каждый из, них имеет свои способы обучения.
Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (Лернер И.Я., Скаткин М.Н.). Тип познавательной деятельности - это уровень сложности (напряженности) познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной педагогом схеме обучения.
Эта характеристика связана с уровнями мыслительной активности учащихся.
|
В данной классификации выделяются следующие методы:
— объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);
— репродуктивный;
— проблемное изложение;
— частично поисковый (эвристический);
— исследовательский.
Если познавательная деятельность, организованная педагогом, приводит лишь к запоминанию готовых знаний и последующему их безошибочному воспроизведению, которое может быть и неосознанным, то здесь имеет место достаточно низкий уровень мыслительной активности и соответствующий ему репродуктивный метод обучения, без которого не обойтись на первых этапах обучения.
При более высоком уровне напряженности мышления учащихся, когда знания добываются в результате собственного творческого познавательного труда, имеет место эвристический, или еще более высокий, исследовательский метод обучения.
Сущность информационно-рецептивного метода выражается в следующих признаках:
— знания учащимся предлагаются в «готовом» виде;
— педагог организует различными способами восприятие этих знаний;
— учащиеся осуществляют восприятие (рецепцию) и осмысление знаний, фиксируют их в своей памяти.
При рецепции используются все источники информации (слово, наглядность и т. д.), логика изложения может развиваться как индуктивным, так и дедуктивным путем. Управляющая деятельность педагога ограничивается организацией восприятия знаний.
В репродуктивном методе обучения выделяются следующие признаки:
— знания учащимся предлагаются в «готовом» виде;
— педагог не только сообщает знания, но и объясняет их;
|
— учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают; критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний;
— необходимая прочность усвоения обеспечивается путем многократного повторения знаний.
Главное преимущество данного метода, как и информационно-рецептивного, — экономность. Он обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний, благодаря возможности их многократного повторения, может быть значительной.
Метод проблемного изложения является переходным, от исполнительской, к творческой деятельности. На определенном этапе обучения учащиеся еще не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, и поэтому педагог показывает путь исследования проблемы, излагая ее решение от начала до конца. Учащиеся при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, тем не менее, они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений.
Сущность частично поискового (эвристического) метода обучения выражается в следующих характерных признаках:
— знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно;
— учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;
— учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т. д., в результате чего, у них формируются осознанные прочные знания.
Метод получил название частично поискового потому, что учащиеся, не всегда могут самостоятельно решить сами сложную учебную проблему от начала и до конца. Поэтому учебная деятельность развивается по схеме: педагог - учащиеся - педагог - учащиеся и т. д. Часть знаний сообщает педагог, часть добывают учащиеся самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания. Одной из модификаций данного метода является эвристическая (открывающая) беседа.
Сущность исследовательского метода обучения сводится к следующему:
— педагог вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени;
— знания учащимся не сообщаются; они самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов; средства для достижения результата также определяют сами учащиеся;
— деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач;
— учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.
Данный метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний. Его недостатки — значительные затраты времени и энергии учителей и учащихся. Применение метода требует высокого уровня педагогической квалификации.