Настольная тактическая игра «ШТУРМ»
Редакция правил: «Мировая война» (1900-2000)
Версия v.16.1
ВВЕДЕНИЕ
· В игре используются модели пехотинцев и техники в масштабе 1:72;
· Игра моделирует боевые действия на уровне взвода-роты (30 - 100 пехотинцев);
· Разработчиком игры является Михаил Сергеевич Катканов (mkatkanov@yandex.ru);
СОДЕРЖАНИЕ ПРАВИЛ:
1. ТЕРМИНЫ
2. КОМПЛЕКТАЦИЯ АРМИИ
3. ПОДГОТОВКА ИГРЫ
4. ВЕДЕНИЕ ИГРЫ
5. ВООРУЖЕНИЕ И ТЕХНИКА
ТЕРМИНЫ
· «Командные очки» К.О. - сумма, на которую приобретаются боевые единицы;
· «Боевая единица» БЕ – пехотинец, любая техника;
· «Пехотинец» (либо «боец»)- фигурка солдата (любой воинской специальности);
· «Техника» - модель автомобиля, БТР, бронеавтомобиля, мотоцикла, танка, САУ, пушки, гаубицы, тяжёлой гаубицы, миномёта, реактивного миномёта, зенитного автомата;
· «Лёгкое оружие пехоты» - пистолет, автомат, винтовка, пулемёт, граната;
· «Тяжёлое оружие пехоты» - станковый пулемёт, крупнокалиберная винтовка, гранатомёты, противотанковое ружьё, лёгкий миномёт, тяжёлый миномёт
· «Орудие»: пушки классов 2-7, гаубицы всех видов – (вооружение техники);
· «Координатная точка» КТ - точка на боевой единице, по которой возможно ведение огня. Для пехотинца – голова, для техники – маска орудия, середины всех сторон корпуса;
· «Точка попадания» - это КТ по которой успешно произведено ведение огня;
· «Визуальный контакт» - ситуация, когда между КТ боевых единиц нет препятствий, при этом КТ противника находится в пределах дистанции наблюдения атакующего;
· «Дистанция» Д - расстояние в дюймах, измеряется с помощью линейки;
· «Командная дистанция» – 12 дюймов (расстояние, на которое офицер отдаёт приказ);
· «Разговорная дистанция» – 6 дюймов, дистанция двусторонней передачи данных;
· «Дистанция движения» – для пехотинца – до 10 дюймов (согласно приказам), для артиллерии – до 2 дюймов, для гусеничной техники до 12, для колёсно-гусеничной техники до 16, для колёсной техники и кавалерии до 24;
· «Дистанция стрельбы» – расстояние, на котором БЕ может наносить урон противнику. Для пехотинца определяется приказом; для остальных БЕ не ограничена на поле боя;
· «Дистанция наблюдения» – у пехоты 12 дюймов, у техники не ограничена;
· «Приказ» - команда, отдающаяся офицером пехотному подразделению, изменяющая дистанцию стрельбы и дистанцию движения пехотинцев;
· «Прямая наводка» - ведение огня при наличии визуального контакта, оружие направлено в сторону КТ противника (условная линия направления + 2 дюйма в стороны от нее);
· «Корректировка» - возможность ведения огня без наличия визуального контакта (с помощью радиосвязи или данных, сообщённых в пределах разговорной дистанции);
· «Сила обороны» – показатель защищённости бойца, может быть увеличен бонусами. Стандартная сила обороны бойца или техники равна 10;
· «Сила атаки» - показатель, определяемый кубиком, может быть увеличен бонусами. Для успеха атаки нужно превысить силу обороны противника;
· «Критический выстрел». Показатель кубика 20 приводит к уничтожению вражеской БЕ (техника классов 3-7 не может быть уничтожена лёгким пехотным оружием, гранатой);
· «Осколочный урон» - урон, наносимый гаубицами, миномётами, гранатами, пушками, минами, подрывными зарядами. При попадании по вражескому бойцу игрок проверяет, не было ли между точкой попадания и КТ других бойцов противника визуального контакта в определённом радиусе (зависит от характеристики оружия). В этом случае остальные бойцы считаются «задетыми осколками» - могут получить ранение или погибнуть.
· «Огнестрельный урон » – урон, наносимый стрелковым оружием, всей артиллерией. Условие: между атакующей боевой единицей и вражеской боевой единицей нет препятствий (прямая наводка по правилам «визуального контакта»);
· «Рукопашный урон» РУ – урон, наносимый только в рукопашном бою на дистанций 1Д;
· «Боевая активность» - непосредственная атака вражеской боевой единицы (стрельба или рукопашный бой);
· «Формуляр» - карточка, с указанием характеристик боевой единицы;
· «Мастер» - лицо, организующее игру и ответственное за игровой сюжет. Мастер выступает арбитром в решении игровых споров. Наличие мастера не является обязательным;
ИГРОВЫЕ ТЕСТЫ
· В игре «ШТУРМ» используется 20-гранный кубик;
· Тест на попадание, ранение, обнаружение, захват: показатели кубика от 1 до 10 включительно считаются неудачными, от 11 до 20 включительно – удачными;
· Тест на гранату: показатели от 1 до 12 считаются неудачными, от 13 до 20 – удачными;
· Танковый тест: 1-10 - промах, 11-17 – попадание; 18-19 – попадание + разрыв гусеницы;
· Тест на мораль. Показатель 1-10 – сдача в плен (если противник ближе 12 дюймов) или отступление к ближайшему краю карты; 11-15 – приказ «окопаться»; 16-20 – полное возвращение боевых возможностей, командиром до конца боя назначается любой боец;
КОМПЛЕКТАЦИЯ АРМИИ
· Таблица стоимости единиц в командных очках:
должность «рядовой» | лёгкий миномёт | броня класса 1 | |||
должность «командир» | тяжёлый миномёт | броня класса 2 | |||
снаряжение медика | 0,5 | реакт. миномёт | броня класса 3 | ||
снаряжение разведчика | орудие класса 1 | броня класса 4 | |||
снаряжение радиста | орудие класса 2 | броня класса 5 | |||
снаряжение сапёра | орудие класса 3 | броня класса 6 | |||
пистолет | 0,5 | орудие класса 4 | броня класса 7 | ||
винтовка | орудие класса 5 | истребитель | |||
пистолет-пулемёт | орудие класса 6 | штурмовик, | |||
снайперская винтовка | орудие класса 7 | бомбардировщик | |||
крупнокалиберная винтовка | тяжёлая гаубица | боевой вертолёт | |||
станковый пулемёт | пехотный огнемёт | «минный трал» | |||
ручной пулемёт | танковый огнемёт | «боевой опыт» | |||
гранатомёт | зенитный автомат | «корректировщик» | |||
тяжёлый гранатомёт | гаубица | «активная броня» | |||
подствольный гранатомёт | 0,5 | Ручной ЗРК | боевой конь, лыжи | ||
ПТ ружьё | подрывной заряд | дымовая завеса | |||
мина (ПТ или ПП) | 0.5 | артиллерийский удар |
Класс 1 | Броня: до 5 мм. | Орудие: пулемёт |
Класс 2 | Броня: 6 - 25 мм. | Орудие: 15 - 30 мм. |
Класс 3 | Броня: 25 - 50 мм. | Орудие: 31 - 50 мм |
Класс 4 | Броня: 51 – 80 мм. | Орудие: 51 - 80 мм. |
Класс 5 | Броня: 81 - 100 мм. | Орудие: 81 - 100 мм. |
Класс 6 | Броня: 101 – 150 мм | Орудие: 101 – 150 мм |
Класс 7 | Броня 150 мм и выше | Орудие 150 мм и выше |
Обозначения на подставках пехотинцев: ВТ – винтовка; ПП – пистолет-пулемёт; РП – ручной пулемёт; СП – станковый пулемёт; РК – разведчик; СН – снайпер; О – огнемёт; В – водитель; ПР – противотанковое ружьё; ПГ – противотанковый гранатомёт; Р- радист; С – сапёр; М- медик; МК – младший командир; СЕР – сержант; ЛЕЙ – лейтенант; КАП – капитан; ЛМ – лёгкий миномёт; ТМ – тяжёлый миномёт; П – пистолет;
· Для формирования армии требуются фигурки солдат и модели техники в масштабе 1:72;
· В игре приняты квадратные подставки стандартного размера 1,2 х 1,2 сантиметра;
· В игре принято название своеобразных «игровых денег» - «командные очки». Вся рота должна быть укомплектована на 100 очков (в «сценариях боя» есть исключения);
· Необходимо назначить «командный состав» роты - выбрать фигурки офицеров.
· Командир отряда до 15 солдат будет иметь звание «Сержант». На подставке рисуется обозначение - шеврон V. Отряд в этом случае будет называться «пехотное отделение.
· Если отряд состоит из двух-трёх отделений, то он будет называться «взвод». Командир будет иметь звание «лейтенант» и обозначаться двумя шевронами.
· Если отряд состоит из двух-трёх взводов, то он будет называться «рота», а командир получит звание «капитан» и будет обозначен тремя шевронами.
· В отделениях есть помощники сержантов, в разных армиях они называются по-разному. Они обозначаются не шевронами, а звёздочками или крестами
· В бою каждый солдат обязан иметь имеет оружие и снаряжение. Игрок должен нарисовать на подставке их значки.
· Любой пехотинец обязан иметь оружие и специальность (либо только оружие или только специальность);
· Техника приобретается на «командные очки» так же, как и любое оружие;
· Стоимость и классы. У техники две характеристики - класс брони и орудия. При покупке их стоимость суммируется. Классы брони рассчитываются игроками самостоятельно по показателю «лоб корпуса, верх» на реальном историческом прототипе, класс орудия – по калибру в миллиметрах (см. таблицу выше);
· При покупке артиллерийского орудия показатель «Броня» не учитывается. В бою орудия имеют бесплатно характеристику «броня класса 1»;
ФОРМУЛЯРЫ
· Формуляры – карточки утверждённого образца (6 Х 3,4 сантиметра)
· Виды формуляров: игрового персонажа, отряда, техники, авиации, специализации, опыта, наград, дымовых завес, ударов артиллерии;
· «Боевой опыт» приобретается на отряд не более 15 человек или 1 единицу техники. Он кладётся рядом с формуляром отряда или командира;
· «Боевой опыт» даёт + 2 к любому броску кубика за бойцов отряда или технику (в последнем случае он кладётся рядом с формуляром техники);
· «Артиллерийский удар» позволяет нанести выстрел гаубицы по любой цели на поле боя согласно правилам корректировки. Формуляр одноразового использования.
· Специализация. Формуляр специализации размещается рядом с формуляром техники (ограничение: не больше одного минного трала). Подробнее характеристики специализаций указаны в разделе «Техника»;
· Формуляр персонажа. Любой пехотинец может являться «игровым персонажем». Для этого необходимо придумать ему имя, звание и изготовить специальный формуляр. Игровой персонаж может получать награды, вручаемые мастером. У одного игрока может быть любое количество игровых персонажей (при этом их наличие не обязательно).
· Награды являются карточками – формулярами. Они выдаются по результатам достижений игроков (либо по договорённости игроков). Награды выдаются только в случае, если игровой персонаж остался жив до конца боя;
· Один игровой персонаж может получить не более 1 награды с одним бонусом (бонусы вручную прописываются мастером на обороте формуляра). Для повторного награждения могут использоваться одноразовые карточки призовых очков либо варианты наград, не имеющие наградных бонусов;
· Награда не обязательно должна иметь наградной бонус, в этом случае награждение не регламентируется. Желательным считается соответствие реальной исторической практике;
· Награды с бонусами могут получать только командиры (офицеры);
· Карточки призовых очков в случае однократного применения уничтожаются игроком. Один персонаж может получить любое количество призовых командных очков, их применение не является обязательным;
· Основания награждения бонусом «+ 1 к атаке»: участие персонажа в боевом столкновении, с непосредственным риском для жизни и захватом (или удержанием) позиции. Бонус действует во всех случаях кроме атаки в технике;
· Основание награждения «+ 1 к обороне»: выживание персонажа после ранения;
· Основания награждения «+ 1 командное очко»: выигрыш сюжетного боя, либо кампании;
· При этом награда выдаётся только персонажу - капитану победившей команды;
· Основание награждения «+ 1 к атаке в технике»: уничтожение командиром танка, БТР или бронеавтомобиля не менее двух единиц техники противника в одном бою. Другое основание: уничтожение вражеской БЕ, имеющей большую стоимость в командных очках.
· Основание награждения «+ 1 к движению»: непосредственное участие в рукопашном бою, либо непосредственный захват пленного;
· Основание награждения «+ 1 к командной дистанции": успешное командование артиллерийскими расчётами, участие в проведении разведки и корректировке огня (при этом все перечисленные действия оказали прямое влияние на успешный исход боя);
· Формуляр на технику. Каждая единица боевой техники имеет свои характеристики и экипаж. Требуется отдельный знак, нанесённый на БЕ, и формуляр, на котором будет тот же знак, а также, будут прописаны характеристики. На формуляр также можно расставить экипаж техники и положить метки повреждений, специализаций;
ПОДГОТОВКА ИГРЫ
ИГРОВОЕ ПОЛЕ И ЕГО ОБЪЕКТЫ
· Стандартный размер игрового поля – квадрат 1 метр на 1 метр;
· Поле может иметь произвольный вид или материал, рекомендуется тканевая основа;
· Объекты ландшафта: дома, лёгкие укрытия, холмы, ДОТы, высокие заборы, водоёмы;
· Дополнительные объекты ландшафта: деревья, кустарник, невысокие заборы, антураж городских улиц, прочие объекты, не дающие оборонительных преимуществ;
· Расстановкой объектов занимается мастер, либо это делается по договорённости игроков;
· Характеристики всех объектов сообщаются игрокам перед началом боя.
· Поле визуально делится на 4 квадрата 50х50 сантиметров. Плотность расположения объектов на игровом поле – не более 5 единиц на квадрат, дополнительных: не более 5 на квадрат, возможны отклонения от этого правила с согласия всех игроков;
· Дополнительно к прочим, в центре игрового поля разрешено разместить один объект;
· Объекты высотой более 2 дюймов, считаются непроходимыми для пехоты, однако, если на них есть места для размещения солдат, то они приобретают статус «Высота» (крыши домов, вышки, холмы). Расположение на высоте добавляет дополнительно 4 Д к дистанции стрельбы и наблюдения;
· Движение вверх (на любые высоты) осуществляется без вычета из общей длины хода;
· Подставки игровых объектов непроходимы для техники;
· Между краями поля должно оставаться не меньше двух мест для проезда техники;
ДОМА
· Объект, имеющий стену, входной и оконные проёмы, съёмную крышу;
· Передвижения в дом или из дома возможны только через дверной проём;
· Для ведения огня по пехотинцам внутри дома требуется тест на обнаружение. Тест проводится только в отношении проявивших боевую активность в предыдущем ходу;
· Ведение огня из дома осуществляется только через проёмы. При этом не обязателен визуальный контакт. Координатной точкой бойца до следующего хода становится проём;
· Проёмы также могут стать КТ бойцов всех специальностей. Для этого нужно подвести пехотинца на 1Д к проёму и объявить об этом действии другим игрокам;
· Ведение огня из дома и между бойцами внутри дома не имеет каких либо ограничений;
· Ведение огня по дому запрещено, до момента пока пехотинцы, находящиеся внутри, не проявили боевой активности;
· Ведение огня по пехотинцу, стреляющему через проём, требует теста на обнаружение;
· При нанесении дому 1 повреждения находящиеся внутри бойцы не получают урона.
· При нанесении дому 2 повреждений все пехотинцы внутри считаются раненными.
· При нанесении дому трёх повреждений он считается лёгким укрытием (снимается крыша), все пехотинцы, находящиеся внутри считаются погибшими;
· Попадание по дому и его разрушение не наносит вреда находящимся рядом с домом БЕ;
· Повреждения домам наносят: гаубицы, пушки класса 5-6, бомбардировщики, штурмовики, огнемёты, тяжёлые миномёты. Подрывной заряд не наносит повреждений, а уничтожает дом целиком, при этом дом убирается с игрового поля;
ДОТЫ
· ДОТ - объект, имеющий стены, входной проём и амбразуры (аналог оконных проёмов);
· Пехотинцы в доте неуязвимы от огнестрельного и осколочного урона снаружи (исключение – снайпер, но только в случае стрельбы из амбразуры и успеха теста на обнаружение);
· Ведение огня из ДОТа, и между бойцами внутри ДОТа не имеет каких либо ограничений;
· Огонь по ДОТу разрешен, даже если пехотинцы внутри не проявляет боевой активности;
· Повреждение может быть нанесено только самому ДОТУ. Наносят повреждения ДОТу: бомбардировщик, тяжёлая гаубица, гаубица, орудия класса 5-6, огнемёт. Подрывной заряд наносит ДОТу 4 повреждения;
· ДОТ имеет резерв в 5 повреждений. 6 повреждение делает его лёгким укрытием (снимается крыша), бойцы внутри считаются погибшими;
· На ДОТ, как и на любую технику можно приобрести характеристику «Корректировщик»;
ЛЁГКОЕ УКРЫТИЕ
· Объект игрового поля, имеющий подставку, но не имеющий крыши (в т.ч. руины домов);
· Ведение огня по пехотинцу, находящемуся на подставке требует теста на обнаружение;
· Ведение огня из проёмов лёгкого укрытия эквивалентно правилам раздела «ДОМА»;
ХОЛМ
· Холмом называется возвышенность с плоским верхом площадью не более 10 квадратных дюймов и высотой не более 2 дюймов;
· Вершина холма может быть доступна для прохождения пехоты по желанию мастера;
· На холме запрещено размещать технику (за исключением артиллерии на лафете);
ЗАБОР
· Забор представляет собой сегмент ограждения произвольного вида, длиной не более 4 дюймов и высотой не более 2 дюймов;
· Заборы высотой менее 1 дюйма являются проходимыми для пехоты. Пехотинец, пересёкший забор, заканчивает фазу движения, находясь не далее чем в 1 дюйме от него до начала следующего хода;
· Гусеничная и колёсно-гусеничная (не колёсная) техника уничтожают сегмент забора менее 1 дюйма высотой при пересечении с линией своего движения;
· Заборы высотой более 1 дюйма являются непроходимыми для пехоты и техники;
ВОДОЁМ
· Водоёмы представляют собой плоские накладки на поле боя произвольной формы. При этом их площадь не должна превышать 10 квадратных дюймов;
· Водоёмы может пересекать пехота (теряя возможность вести огонь в этот ход);
· Водоёмы запрещено пересекать технике (исключения определяются решением мастера);
КОЛЮЧАЯ ПРОВОЛОКА
· Сегмент, стандартной длины 4 дюйма и шириной не более 0,5 дюймов. Непреодолим для пехоты, колёсной и колёсно-гусеничной техники;
· Гусеничная техника уничтожает сегмент колючей проволоки при пересечении линии своего движения;
ОКОПЫ
· Сегменты, шириной не более 1Д, ограждённые бруствером высотой не более 0,5 Д;
· Возможен огонь только по тем пехотинцам в окопе, которые вели огонь в прошлом ходу;
· Окоп могут уничтожить гаубицы, штурмовики, бомбардировщики, пушки класса 5-6;
· Окоп имеет резерв - 3 повреждения. Четвёртое повреждение уничтожает окоп;
· Гусеничная техника может переехать через окоп. При этом, в момент пересечения передней линии окопа, техника останавливается до следующего хода;