Иерархическая классификация теоретических моделей личности по Е.Ю. Коржовой.




Основные подходы к пониманию личности представлены в курсе Е.Ю. Коржовой как иерархия теоретических моделей личности - от менее к более совершенным, т.е. описывающих более или менее «совершенный» (зрелый) тип личности. Совершенство личностного типа (зрелость, целостность) может быть понято с разных сторон: как широта осмысления границ бытия; как интегративность поуровневого описания; как гармоничность жизненной адаптации - творчества, внутренней – внешней ответственности, активной – пассивной жизненной позиции; как наличие нравственного идеала; наконец, как общая ценность личности. Можно выделить следующие основные модели и соответствующие им персонологические концепции:

1. «Объектная» модель личности отличает направление, понимающее личность как человека с пассивной жизненной позицией и низкой жизненной ответственностью. Соответствующие направления: а) ортодоксальный психоанализ и близкие к нему психоаналитические подходы: психодинамическая концепция З.Фрейда, межперсональная теория психиатрии Г. Салливана, теория Эго и защитных механизмов А. Фрейд, эпигенетическая концепция Э. Эриксона; б) российская наука о поведении (И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев, И. П. Павлов) и американский бихевиоризм (концепция оперантного научения Б. Скиннера), а также типологический подход Г. Айзенка.

2. «Субъектная» модель личности характерна для направлений, напротив, рассматривающих личность как человека, обладающего активной жизненной позицией и высокой ответственностью. Соответствующие направления: а) гуманистический неофрейдизм (социокультурная теория К. Хорни, «индивидуальная психология» А. Адлера, гуманистическая концепция Э. Фромма); б) классическая гуманистическая психология (теория самоактуализации А. Маслоу, феноменологическая концепция личности К. Роджерса, диспозиционная концепция Г. Олпорта).

«Объектная» и «субъектная» модели личности иначе могут быть названы «полюсными», обозначающими крайние позиции исследователей в понимании направленности и в конечном счете предназначения личности.

Далее располагаются «экваторные» позиции авторов, которые избегают одностороннего понимания личности и, следовательно, являются более гармоничными и целостными.

Среди таких концепций есть односторонне целостные: в оценке одного из двух основных параметров жизненной позиции авторы склонны к крайней позиции, в оценке другого учитывают обе возможные тенденции.

Как правило, «средняя» оценка относится к жизненной ответственности, а «крайняя» – к жизненному творчеству. При этом выделяются следующие модели личности:

3. «Целостная гомеостатическая» модель личности свойственна направлениям, которые стремятся учесть как воздействие извне, так и собственные устремления личности (целостная, или гармоничная оценка жизненной ответственности); при этом личность рассматривается как низкокреативная (низкая оценка ее жизненного творчества, признание ее высокой приспособляемости). К таким направлениям относится когнитивная психология личности Дж. Келли и ее когнитивно-аффективный вариант У. Мишела, топологическая теория поля К.Левина, активационный подход Д. Фиске и С. Мадди.

4. «Целостная гетеростатическая» модель личности выделяется в направлениях, также учитывающих в объяснении ответственности личности воздействия извне и собственные устремления (целостная, или гармоничная оценка жизненной ответственности); личность при этом полагается высококреативной (высоко оценивается ее способность к жизненному творчеству). Соответствующие направления: а) направления, сохранившие «психоаналитический радикал»: аналитическая психология К. Юнга, психосинтез Р. Ассаджоли, гештальт-подход Ф. Перлза; б) направления, вышедшие из психоанализа и отвергающие его: экзистенциальная психология Л. Бинсвангера, Дж. Бюдженталя, Р. Мэя.

Далее следуют двусторонне-целостные модели личности. Их авторы избегают крайних оценок жизненной позиции по обоим ее основаниям. Выделяются два варианта таких моделей:

5. «Ситуативно-целостная» модель личности свойственна направлениям, учитывающим внутренние и внешние факторы бытия в соответствии с которыми распределяется ответственность; личность при этом может быть адаптивной или творческой в зависимости от конкретной ситуации. Это системные направления отечественной психологии советского периода: понимание личности как системы отношений (концепция эндо- и экзопсихики А. Ф. Лазурского, психология отношений В. Н. Мясищева), деятельностный подход к личности (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев), психология установки (Д. Н. Узнадзе); отечественные структурные концепции советского периода, также тяготеющие к системности (интраиндивидуальная структура личности в концепции человека Б. Г. Ананьева, концепция динамической структуры личности К. К. Платонова, теория интегральной индивидуальности В. С. Мерлина). Кроме того, данную модель характеризуют также психологические концепции авторов, тяготеющих к французской социологической школе (личность в психологии образа действия П.Жане, личность в концепции «духовного человека» Ж. Нюттена).

6. «Внутренне–целостная» модель личности выделяется в направлениях, учитывающих внутренние и внешние факторы бытия, в соответствии с которыми распределяется ответственность; личность в конкретной ситуации рассматривается как адаптивная или творческая в соответствии с осознанным нравственным идеалом. Это направления, в которых истинная целостность личности достигается благодаря целостному охвату бытия посредством его осмысления (психология смысла). Существуют четыре варианта направлений, представляющих данную модель личности: а) современные версии психологии отношений и индивидуальности в рамках естественно-научного подход отечетственной психологии (подход к личности в концепциях общения и акмеологии А. А. Бодалева, личность в интегративной концепции человека В. Н. Панферова, психология настроения личности Л. В. Куликова, концепция профессионально важных качеств личности В. Л. Марищука, концепция цельности личности В. А. Аверина, теория адаптирующейся личности С. Т. Посоховой); б) психология смысла в современных версиях деятельностного подхода (историко-эволюционная теория личности А. Г.Асмолова, психология смысла Д. А. Леонтьева, психология переживания Ф. Е. Василюка); в) «психология бытия» (термин В. В. Знакова, 2001) (субъектно-деятельностный подход С. Л. Рубинштейна, концепция стратегии жизни К. А. Абульхановой-Славской, личность в жизненной (нравственной) философии М. М. Бахтина, философско-психологическая теория поступка В. А. Роменца, экзистенциальная концепция логотерапии В. Франкла); г) духовная психология в рамках религиозно- философских догм православной церкви (духовная психология В. А. Снегирева, «наука о человеке» В. И. Несмелова, личность в «науке о духе» М. М. Троицкого, концепция души человека С. Л. Франка, антроподицея П. А. Флоренского, учение о доминанте А. А. Ухтомского, личность в православной педагогике В. В. Зеньковского); д) современные версии православной духовной психологии (нравственно-духовная концепция личности Б. С. Братуся, экзистенциально-онтологическая концепция нравственного функционирования личности Е. К. Веселовой, концепция личности, основанная на святоотеческом подходе к человеку, М. Я. Дворецкой).

 

1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: