Ты - моя мелодия…
Мы уже говорили, что музыка ассоциативно передает и воспринимается как человеческая речь, в музыке интонацию передают все средства музыкальной выразительности.
Именно мелодия воспринимается в песне, как интонация человеческой речи. Мелодия передает содержание, смысл и/или эмоциональное наполнение ладовым движением, т.е. рисунком мелодии.
Интонация – носитель эмоционального наполнения, отражение наших эмоций. При отрицательных, да и положительных эмоциях повышается высота звучания и частота речи, возможна аритмия речи. Так и в мелодии, чем выше звучание нот и меньше длительности, чем больше динамика, - ладовое движение, - тем выше эмоции.
Мелодия придает ладу движение: горизонтальное - при повторяющемся звуке, восходящее, нисходящее, а также волнообразное – при чередовании восходящего и нисходящего движения.
Восходящая мелодия передаёт эмоциональный подъем, взгляд в будущее, подъём в гору, обращение к звёздам, и чем выше эмоциональный подъем.
Нисходящая мелодия передаёт эмоциональный спад, воспоминания о прошлом, спуск с горы и т.д.
Глубина эмоций и их динамика тем выше, чем круче подъём или спуск звуков.
Волнообразная мелодия передает как эмоциональное волнение так и, например, волнение моря. Причём глубина эмоций и их динамика, высота волн и её изменение могут быть переданы величиной амплитуды и частотой колебаний мелодического рисунка.
Движение мелодии может быть волнообразно-восходящим или волнообразно-нисходящим, и может передавать, как эмоциональную динамику, так и содержание, например, трудности горного восхождения или спуска.
Горизонтальная мелодия, т.е.звучание мелодии на повторяющемся звуке, характерна для речитативного пения, например, манера исполнения В.Высоцкого, А. Галича.
|
МЕЛОДИЧЕСКИЙ УСТОЙ И НЕУСТОЙ
Мелодия может передавать информацию не только «рисунком» - ладовым движением мелодии, но и устоем-неустоем относительно аккордов сопровождения.
Мелодический устой – это звучание в мелодии устойчивых ступеней аккорда сопровождения (1, 3, 5) - устой (му).
Мелодический неустой - звучание в мелодии любых других ступеней аккорда - надстройки аккорда (6,7,9,11,13 ступеней) или неаккордовых звуков (2,4 ступеней) - неустой (мну).
Неаккордовые звуки не входят в состав аккорда, но звучат на его фоне.
Устой или неустой ступени звучания мелодии относительно аккорда, который сопровождает её звучание, передаёт, соответственно, эмоциональное напряжение или спокойствие. При этом влияние устоя-неустоя мелодии на передачу эмоционального наполнения существенно зависит от длительности звуков мелодии. При больших длительностях мелодического неустоя: сильные эмоции, при малых же, сменяемых устойчивыми ступенями мелодии, это скорее микроволны эмоций. В качестве примера мы можем взять песню Б.Окуджавы «Музыкант», для которой характерно:
- наличие мелодического неустоя;
- волновой рисунок мелодии.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЛОДИИ, ГАРМОНИИ,
РИТМА И ТЕМПА.
Из всех средств музыкальной выразительности мелодия и гармония занимают ведущее место. В большинстве песен основным носителем музыкальной мысли является мелодия, сопровождение аккордов помогает глубже раскрыть эту музыкальную мысль, эмоционально окрасить, выявить скрытую в ней гармонию.
|
Синтез мелодии и гармонии вместе с другими средствами музыкальной выразительности наиболее полно передаёт все нюансы движения душевных струн, эмоций.
Мелодия может передавать информацию, содержание и/или эмоциональное наполнение, двумя способами:
1) ладовым движением мелодии (рисунком мелодии);
2) устоем (неустоем) звучания относительно аккордов гармонического сопровождения.
В музыке песни происходит взаимодействие средств музыкальной выразительности. Эмоциональные волны гармонического и мелодического неустоя суммируются, усиливая друг друга. Поэтому при наличии гармонического и мелодического неустояв сумме получается обостренный неустой. При наличии же гармонического обостренного неустоя и мелодического неустоя в сумме получается еще более обостренный неустой, т.е. еще большее эмоциональное наполнение. К этому ещё можно добавить влияние диссонансного (консонансного) звучания аккордов.
Всё это можно использовать при сочинении музыки.
Что касается ритма и темпа, то мы уже говорили, что настроение песни определяют все средства музыкальной выразительности, в том числе ритм и темп.
Чтобы в этом убедиться, попробуем исполнить мысленно какую-либо траурную музыку вдвое быстрее: она сразу потеряет скорбный характер и вполне вероятно приобретёт весёлый характер. Или попробуем, не меняя темпа траурного произведения, подобрать к нему аккомпанемент с латиноамериканским ритмом: траурное звучание также пропадёт.