в условиях совершенствования дополнительного образования детей




Профессиональная компетентность педагогов

В области применения электронных образовательных ресурсов

в условиях совершенствования дополнительного образования детей

 

Серова Татьяна Ивановна,

Мансурова Ирина Вениаминовна,

Ашрапова Мадина Лутфулловна,

педагоги дополнительного образования

МАУДО «Центр детского творчества №16 «Огниво»

Республика Татарстан, г. Набережные Челны

 

Развитие информационных технологий обусловило появление новой формы образования – электронное образование (e-learning), то есть обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий. Основой электронного образования являются электронные образовательные ресурсы.

Необходимость внедрения электронных образовательных ресурсов в образовательный процесс в организациях дополнительного образования обусловлена потребностями современных детей, они сегодня используются:

- для изучения нового учебного материала и получения новых знаний;

- для отработки умений и навыков;

- для подготовки к различного рода конкурсным мероприятиям;

- для проведения тестирования как формы контроля и самоконтроля;

- для реализации дистанционного обучения и пр.

Применение электронных образовательных ресурсов необходимо для решения задач образовательных программ МАУДО «ЦДТ №16 «Огниво», направленных на повышение активности и инициативности как на занятиях, так и при выполнении самостоятельных творческих конкурсных работ. Они используются в развитии информационного мышления обучающихся, в формировании информационно- коммуникационной компетенции.

Построение учебного процесса на основе использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) предполагает изменение роли педагога дополнительного образования. Происходит переосмысление позиций педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником знаний и информации. Исходя из вышесказанного, представляется оптимальным способом проектирования и организации образовательного процесса на основе ЭОР, при котором:

• основной акцент делается на организацию активных видов познавательной деятельности обучаемых, формирование «открытой» познавательной позиции;

• педагог выступает в роли менеджера и режиссера обучения, готового предложить обучающимся необходимый комплект средств обучения, а не только передать учебную информацию;

• учебная информация используется как средство организации познавательной деятельности, а не как цель обучения;

• обучаемый выступает в качестве субъекта деятельности наряду с педагогом, а его личностное развитие выступает как одна из главных образовательных целей.

Специфика деятельности педагога в новых условиях выражается в следующих позициях.

1. Педагог — не единственный источник информации.

2. Педагог организует поиск обучающимися информации и ее отбор, переработку в соответствии с выделенными критериями и, таким образом, является посредником между детьми и источниками информации.

3. Педагог определяет оптимальную для каждого обучающегося совокупность электронных учебных модулях в соответствии с результатами диагностики.

4. Педагог определяет форму контроля усвоения знаний, умений и навыков обучающихся в соответствии с выявленными индивидуальными особенностями.

5. Педагог дополнительного образования — инициатор новых форм взаимодействия обучающихся во внеурочное время.

6. Педагог — организатор (модератор) дискуссий, обсуждений проблемных и спорных вопросов на занятиях в объединении дополнительного образования.

Поэтому в корне изменяется и процесс подготовки педагога как к организации процесса обучения в целом, так и к конкретному занятию в отдельности.

Организация самостоятельной деятельности обучающихся на основе использования ЭОР предполагает следующие позиции педагога, которые заключаются главным образом в сопровождении и поддержке деятельности обучающего.

Педагог-консультант. Сущность предлагаемой модели состоит в том, что отсутствует традиционное изложение материала педагогом, обучающая функция заменяется консультированием, которое может осуществляться как в реальном, так и в дистанционном режиме.

Консультирование сосредоточено на решении конкретной проблемы. Предполагается, что консультант либо знает готовое решение, которое он может предписать консультируемому, либо он владеет способами деятельности, которые указывают путь решения проблемы. Главная цель педагога в такой модели обучения — научить «как учиться».

Педагог-модератор.

Модерирование — деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей обучающегося и его способностей. В основе модерирования лежит использование специальных технологий, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями и подводящего обучающегося к принятию решения за счет реализации внутренних возможностей.

Модерирование нацелено на раскрытие внутреннего потенциала обучающегося, помогает выявить скрытые возможности и нереализованные умения. Основными методами работы педагога-модератора являются методы, которые побуждают обучающихся к деятельности и активизируют их; выявляют существующие у них проблемы и ожидания; организовывают процесс участия в дискуссии; устанавливают климат товарищеского сотрудничества. Педагог-модератор выступает посредником, который устанавливает отношения между учащимися.

Педагог-тьютор.

Педагог-тьютор осуществляет педагогическое сопровождение обучающихся. Он разрабатывает групповые задания, организует групповые обсуждения какой-либо проблемы. Деятельность педагога-тьютора, как и педагога-консультанта, направлена не на воспроизводство информации, а на работу с субъектным опытом обучающегося. Педагог анализирует познавательные интересы, намерения, потребности, личные устремления каждого. Разрабатывает специальные упражнения и задания, опирающиеся на современные коммуникационные методы, личную и групповую поддержку; продумывает способы мотивации и варианты фиксации достижений; разрабатывает направления проектной деятельности. Задачи педагога-тьютора: помочь учащемуся получить максимальную отдачу от знаний; следить за ходом обучения; давать обратную связь по выполненным заданиям; консультировать и поддерживать обучающегося; поддерживать заинтересованность в обучении на протяжении всего изучения образовательной программы.

Наряду с изменением роли педагога происходит изменение и роли обучающегося.

1. Обучающийся - не пассивный участник учебного процесса.

2. Обучающийся определяет цель своей деятельности и пути ее достижения.

3. Обучающийся к - активный участник дискуссии, обсуждения, исследования.

4. Обучающийся выбирает способ взаимодействия с электронными учебными модулями: определяет порядок усвоения учебного содержания, темп и порядок выполнения заданий.

5. Обучающийся отбирает необходимый для достижения цели материал.

6. Обучающийся осуществляет поиск необходимой информации в рекомендованных учителем электронных учебных модулях, в электронных учебных модулях, отобранных самостоятельно, в дополнительных материалах.

7. Обучающийся демонстрирует полученные в результате своей деятельности результаты, обосновывая их выбранными материалами электронных учебных модулях.

В конечном итоге обучающийся становится активным участником проектирования своей индивидуальной траектории освоения учебного материала соответствующей образовательной программы и, как следствие, своего индивидуального образовательного маршрута.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что электронно-образовательные ресурсы помогают не только повысить качество и эффективность образовательного процесса, но и предоставляют богатейшие возможности для развития профессиональной компетентность педагогов и воспитания личности обучающегося.

 

Список использованных источников

1. Асмолов, А.Г. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие /Асмолов, А.Г., Семенов, А.Л., Уваров, А.Ю.- М.: Федеральный институт развития образования, 2010. – 72 с.

2. Белоусова, Р.Ю. Управление ДОО в условиях нового законодательства: учебно-методическое пособие / Р.Ю. Белоусова, А.Н. Новоселова, Н.М. Подоплелова. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 128 с.

3. Власенко, В.А. Взаимосвязь компонентов информационно-образовательной среды школы / Власенко, В.А., Якушина, Е.В.-Народное образование. – 2012. - №5 - С.124-128.

4. Виштак, Н.М. Об оценке эффективности использования электронных образовательных ресурсов / Н.М. Виштак // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2013. - №2 (22). – С.97 – 100.

5. Водопьянов, Г. М. Об одном инструменте управления процессом информатизации школы / М.Г. Водопьянов, А. Ю. Уваров, // Вопросы образования. - 2007. - № 5. - С. 139-145.

6. Гура, В.В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред / В.В. Гура. - Ростов н/Д.: Изд-во Южного федерального ун-та, 2007. 320 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: