Концепция развития экспозиции.
Экспозиция построена на основе макетов деревянных церквей и часовен созданных в масштабе 1:50. Автор макетов Валентин Петрович Поклад.
Всего в коллекции автора 56 макетов, представляющих различные стили и подходы, применяемые русскими зодчими в деревянном строении и храмовой архитектуре. Каждый макет воспроизводит максимально возможную копию храма в том виде, каким он был построен. Все макеты цельно деревянные. На каждый макет подготовлено описание архитектурных особенностей, краткая история прототипа, его месторасположение.
г. Череповец 2017 г.
Значение экспозиции
Оценка значения экспозиции должна производиться с различных позиций:
1. Объект культурного наследия России.
2. Дидактический объект для студентов, школьников, преподавателей.
3. Культурная доминанта.
4. Объект научных разработок и мероприятий.
5. Коммерческое использование.
1. Объект культурного наследия России.
Сохранение культурного наследия является важной составляющей деятельности министерства культуры и региональных ведомств, осуществляющих культурную политику на территории России. Огромные финансовые ресурсы расходуются на реставрационные работы и воссоздание утраченных памятников. Тем не менее ресурсов не хватает. Храмы продолжают разрушаться, гореть и утрачиваются без надежды на восстановление в обозримом времени. Это требует еще больших усилий для сохранения памятников деревянного зодчества.
Многие деревянные церкви находятся в труднодоступных местах, там их сохранение вообще считается не оправданным и они постепенно уходят в прошлое. Валентин Петрович Поклад создал модели, которые не заменят настоящие церкви и часовни, не могут полностью передать их красоту и величие, но дают представление и о каждом храме и о культуре деревянной храмовой архитектуры в ее основной части. Одинаковый масштаб макетов позволяет визуально оценить размеры больших церквей, представить грандиозность и сложность конструкций.
|
Размещение коллекции в музее обеспечивает хорошие условия для сохранности, малые размеры существенно сокращают расходы на содержание и ремонт экспонатов. К этим преимуществам добавляется потенциал оформления и представления экспозиции, ее мобильность, независимость от погодных условий, большие возможности применения технических средств для увеличения потенциала выставки.
2. Дидактический объект для студентов, школьников, преподавателей.
Учебники, фотоальбомы, фильмы и материалы из internet дают некоторое представление о том или ином храме. Возможно, есть полноценные публикации по данной теме с 3D моделями и качественными текстами. Валентин Петрович создал то, что заменяет любые компьютерные или книжные материалы. Преимущества выставки масштабных макетов очевидны. Например в отношении пропорций. Если на одном листе или экране разместить большую церковь и часовню, то часовня не будет видна. С точки зрения качества восприятия также неоспоримые преимущества имеют макеты, особенно для детей.
В России действуют менее 20 музеев - заповедников, где посетители могут увидеть настоящие деревянные церкви и часовни. В каждом таком музее от 1 до нескольких замечательных церквей. Они великолепны, многие прекрасно восстановлены и вызывают восхищение. Желающие их увидеть могут съездить в Архангельск, в Карелию, в Новгородскую область, в Иркутск и так далее. А многие желающие никогда не смогут туда съездить. Еще больше тех, кто даже не подумает ехать из Череповца в Кижи, чтобы посмотреть деревянные дома.
|
В музей Череповца можно относительно легко приехать из любой школы, даже если она расположена в Вологде или дальше. Это делает доступным знакомство с деревянной храмовой архитектурой России практически для всех, кто может оказаться в Череповце.
Преподаватель может очень интересно рассказывать о храмах, может подобрать прекрасный видеоряд, если же такой урок будет дополнен посещением выставки макетов храмов, то эффективность материала существенно возрастет. Учитывая, что собрать полноценный материал о деревянной храмовой архитектуре сложно и требуются большие затраты времени на его комплектование и форматирование, становится ясно какую пользу несет экспозиция "Наследие русских зодчих" для тех, кто готовит, проводит и воспринимает учебный материал.
Использую экспозицию "Наследие русских зодчих", любой преподаватель может быстро подготовить и провести урок, студент напишет курсовую, возможно и дипломную работу, школьник получит удовольствие создавая презентацию или доклад.
3. Культурная доминанта.
По количеству памятников культуры Череповец не может сравниться с Вологдой, Тотьмой, Великим Устюгом и другими городами Вологодской области, тем более невозможно конкурировать с городами Золотого Кольца. Это означает лишь то, что надо создавать культурные доминанты, которые будут дополнять то, что уже есть. Экспозиция деревянной храмовой архитектуры России - это значительная доминанта в силу своей уникальности. Объем и качество экспонатов позволяют позиционировать экспозицию в качестве объекта достойного внимания как праздного туриста, так и специалистов. Экспозиция "Наследие русских зодчих" имеет потенциал превышающий популярные музеи в Мышкине или в Петушках. С позиции культурной (не коммерческой) стратегии развития города экспозиция более значима, чем во многом надуманные родины водяных, леших, русалок, золотых рыбок и других сказочных персонажей, где огромное финансирование растворяется в желании окупить созданный продукт, превращая его в шоу, не имеющее отношение ни к культуре, ни к нашему наследию. Люди это чувствуют.
|
Почти во всех городах есть выставки художников, музеи природы, археологические экспозиции, мемориальные дома выдающихся людей и так далее. Редкие музеи имеют несколько макетов деревянных домов, еще меньше музеев могут гордиться наличием нескольких макетов храмов. Выставка макетов "Наследие русских зодчих уникальна, такой нет ни в одмном музее России (если не учитывать временную выставку в Тотьме). Она станет достойной культурной доминантой города, когда сформируется понимание и видение ее оформления и представления обществу. Основанием для этого является представление коллекции в качестве весомой части культурного наследия России, своего рода памятника деревянного зодчества, пусть реконструированного в масштабе, но материального и в достаточной степени представляющего настоящие памятники.
4. Объект научных разработок и мероприятий.
Известно, что главным основанием при проектировании храмов был принцип подобия. Зодчие получали задание на строительство храма в виде описания, которое в том числе содержало сведения о том какие части храма надо сделать подобными аналогичным конструкциям уже существующих церквей. Тем не менее нет двух одинаковых храмов. Для непосвященного человека может показаться, что все церкви одинаковы, отличаются лишь размерами и количеством маковок. Только посещение красивой экспозиции просветит непосвященных и даст им осознание ценности культурного наследия России, побудит их с вниманием смотреть на памятники, узнавать в них детали, интересоваться особенностями и историей.
С позиций научных сообществ историков, архитекторов, религиоведов и других научных дисциплин экспозиция "Наследие русских зодчих" является достойным объектом исследований в части истории развития русской архитектуры, технологий домостроения, влияния культуры, экономики и политики на храмовую архитектуру, а также во многих других направлениях, которые сейчас сложно обозначить.
Коллекция В.П. Поклада содержит макеты, прототипы которых утрачены, более того не существует публикаций описаний этих храмов. Такие макеты созданы на основании исследований и проектов Валентина Петровича, являясь не просто уникальными изделиями, но и предметами научного интереса и дискуссий.
Экспозиция является существенным подспорьем в научно-исследовательской работе. На основе выставки хорошо выстраиваются научные конференции, а также научно-практические конференции современных домостроителей и проектировщиков.
За время существования и экспонирования коллекции в разных местах периодически возникают споры по поводу качества макетов, достоверности. Такие споры, как правило проходят в формате "нравится - не нравится", что совсем не научно и безрезультатно. Таким образом сама коллекция уже стала объектом исследования и научных дискуссий, которые еще не организованы, но уже ждут своего часа.
5. Коммерческое использование.
Коммерческая эффективность эксплуатации постоянной экспозиции "Наследие русских зодчих" станет возможной при выполнении условий, обеспечивающих популярность (привлекательность), качественное обслуживание, наличие сопутствующих товаров и хорошую пропускную способность. Наличие популярности и известности выставки за пределами Вологодской области даст возможность разделения экспозиции на стационарную и передвижную части. Уже сейчас есть предложения о прокате выставки в Киров, Пермь, Екатеринбург. Наличие прокатного плана дает условия для получения коммерческой прибыли от проката за счет относительного снижения издержек на транспортировку, страховку, упаковку, оплату сотрудников и т.д.
Привлечение к сотрудничеству опытных специалистов по коммерческим проектам позволит создать сувенирную продукцию для реализации не только на территории России, но и в других странах.
Коммерческая эффективность эксплуатации коллекции необходима для ее качественного обслуживания, для развития данного направления, для привлечения к работе хороших специалистов. Это позволит на длительное время обеспечить популярность и высокий познавательный потенциал выставки.
Организации заинтересованные в функционировании и развитии экспозиции.
Заинтересованность экспозицией "Наследие русских зодчих" обеспечивается ее значимостью, потенциалом развития и полезностью (набором выгод) для пользователей и эксплуатантов.