Предмет: Основы организации внеурочной работы
Тема: Особенности организации кружковой и секционной работы
Уважаемые студенты, ответы прислать до 15.10.2020г. на электронный адрес (susoeva7@gmail.com) (или фотоотчёт написанной работы в тетради)
Обобщение изученного материала
Задание № 1.
Используя материал предыдущей лекции продолжите предложение.
1.- Утренняя гимнастика направлена на...........
2.- Физкультминутка проводится..............
3.- Двигательная разминка (динамическая пауза) проводится..............
4.- Подвижные игры это..............
5.- Закаливание воздухом способствует.............
6.- Дыхательные упражнения могут проводиться..............
7.- Гимнастика для глаз используется в.................
Критерии оценивания
За полный ответ на один вопрос студент получает 2 балла, не полный ответ – 1балл, 0 баллов - если ответ неправильный или отсутствует.
14-13 | 95-100% | «5» |
12-10 | 94-75% | «4» |
9- 7 | 74-51% | «3» |
6 ≥ | 50 ≥ | «2» |
Задание № 2.
Самостоятельно изучить лекционный материал и ответить на вопросы по новой теме.
Кружки по физическому воспитанию служат действенным средством в решении таких задачи
- развитие физических качеств, укрепление здоровья, привитие интереса к предмету - физкультура;
- расширение и углубление знаний, полученных на занятии;
- формирование и совершенствование практических навыков и умений;
-развитие индивидуальных качеств детей; развитие творческой активности, инициативы и самостоятельности;
- вооружение учащихся методами добывания знаний, формирование интереса к интеллектуальному и практическому труду;
- организация содержательного отдыха учащихся, направленного на их физическое, эстетическое и нравственное воспитание.
|
Главная цель кружковой работы по физическому воспитанию – организация досуга детей, несущего оздоровительный эффект.
Занятия в спортивных секциях, кружках проходят, в основном, по урочному типу, т.е. они имеют образовательно-воспитательную направленность, содержание, время и место; ведущей фигурой выступает педагог-специалист, который целесообразно, исходя из педагогических принципов, организует занятия, обучает, воспитывает занимающихся, направляет их деятельность соответственно логике решения намеченных задач; причем контингент занимающихся должен быть постоянен и относительно однороден.
В такой ситуации предпочтительными формами организации процесса физического воспитания зачастую являются урочные формы, особенно, когда необходимо обеспечить четко упорядоченное формирование знаний, умений, навыков и строго направленно воздействовать на развитие двигательных и связанных с ними способностями, при этом урочные формы занятий, представляют для этого наиболее благоприятные возможности.
Занятия, организуемые в условиях добровольного физкультурного движения более вариативны. Они видоизменяются в зависимости от профилирования содержания в направлении, добровольно избираемом занимающимися соответственно их индивидуальным устремлениям (спортивное совершенствование, либо пролонгированная ОФП, либо физкультурно–кондиционная тренировка, либо занятия, направленные на реализацию частных задач), а также в зависимости от ряда переменных обстоятельств (изменение в режиме жизни занимающегося, конкретные возможности выделения времени для занятий, условия их оснащения и т. д.).
|
Учебный план строиться таким образом, чтобы количество занятий в сумме по общеобразовательной основной комплексной, общеобразовательным основным парциальным программам и дополнительным программам не превышало допустимые нормы СанПиНа к минимальной учебной нагрузке.
Успех кружковой работы, заинтересованность дошкольников в занятиях в значительной мере зависят от личных качеств и профессиональной квалификации руководителя кружка. Школьников привлекает возможность проявить в кружковой работе: самостоятельность, инициативу, получить от старших рекомендации.
Кружковая работа организуется на принципах добровольности и самоуправления. В кружках обычно занимаются дети одного возраста, с одинаковым уровнем подготовки. Из одного или параллельного класса, но могут создаваться и разновозрастные группы, например в сельской местности и т. п.
Кружковая работа осуществляется в разнообразных занимательных формах. В занятия вносятся элементы игры, развлекательных состязаний. Практические занятия чередуются с теоретическими и могут проводиться в виде бесед, экскурсий, походов, эстафет, соревнований, праздников, досугов и т.д. Результатом участия в кружковой работе каждого школьника является уровень его развития, мастерства, полученные знания и умения, опыт общения со сверстниками и взрослыми в творческой атмосфере общего дела. Итоги кружковой работы часто воплощаются в конкретные дела: выставки, в организации праздников, конкурсов, олимпиад, соревнований, фестивалей, концертов.
|
На занятиях в основном дети саморегулируют интенсивность своих движений. Такое чередование стимулирует развитие двигательных качеств, необходимых в игре, жизненных ситуациях, трудовых процессах.
Большое разнообразие движений и их вариантов, доступных школьнику, создает условия для развития и совершенствования двигательных качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости, необходимых детям как в игровых, так и жизненных ситуациях.
Физические упражнения улучшают функции сердечнососудистой и дыхательной систем, оказывают всестороннее влияние на растущий организм ребенка, снижают риск заболевания, вызывают мобилизацию защитных сил организма; способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений.
Содержание занятий может быть любым: плавание, лыжи, коньки, гимнастика и т.п. Однако в современных условиях, когда не во всех школьных учреждениях есть специалисты по физической культуре (предусмотренных программой.
Создание благоприятных условий для того чтобы растить детей здоровыми, сильными, радостными - задача не только родителей, но и каждого школьного учреждения, так как именно здесь дети проводят большую часть дня. Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию у детей хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма, позволят ему накопить силы, что обеспечит в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие.
Поэтому занятия по физическому воспитанию школьников в условиях кружковой работы хорошо вписываются в учебную и оздоровительную работу любой современной программы по развитию, так как они построены в соответствии с современными подходами к воспитанию детей и направлены на формирование поведенческих навыков здорового образа жизни.
Цель организации работы спортивных секций в общеобразовательной школе — приобщение учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями спортивной направленности, ведению соревновательной деятельности, а также пропаганда и популяризация физической культуры и спорта. В отличие от других форм внеурочной работы, занятия в спортивных секциях являются наиболее востребованными у учащихся, поскольку они позволяют разнообразить двигательную деятельность, проявлять личностный потенциал через систему занятий и элементарную соревновательную деятельность. Исходя из этого занятия в школьных спортивных секциях имеют специфические особенности.
1. Школьные спортивные секции из всех форм занятий физическими упражнениями в школе, наиболее приближены к понятию «базовый спорт». То есть двигательная деятельность и другие компоненты работы должны быть ориентированы на тренировочную деятельность в спорте, тем самым, моделируя (насколько это возможно исходя из имеющихся условий), спортивную подготовку. Вместе с тем школьные спортивные секции не решают, да и не могут решить задачи спортивной подготовки, для этого существует система детско-юношеского спорта. То есть школьные спортивные секции занимают своего рода промежуточное положение между учебным предметом «физическая культура» и системой спорта. Можно сказать, что спортивные секции удовлетворяют потребности в двигательной деятельности для той части учащейся молодежи, которая не имеет желания или возможностей для занятий спортом.
2. В отличие от других форм внеурочной работы, школьные спортивные секции позволяют решать комплекс задач физического воспитания: образовательных, оздоровительных и воспитательных. При этом под решением образовательных задач необходимо понимать расширение двигательного фонда, освоение сложных двигательных действий вида спорта и овладение необходимой теоретической информацией в области физической культуры и спорта. Под решением оздоровительных задач необходимо понимать укрепление здоровья школьников, повышение уровня их физической подготовки и функциональных возможностей. Решая воспитательные задачи по формированию морально-нравственных и личностных качеств, необходимо организовать учебный процесс и выстроить отношения между его участниками таким образом, чтобы в полной мере использовать педагогические возможности спортивно-соревновательной деятельности.
3. Рассматривая различные аспекты функционирования школьных спортивных секций необходимо понимать некоторые условности.
A. Занятия и другие компоненты процесса в секциях можно называть тренировочными или учебно-тренировочными, приблизив их структуру и содержание к избранному виду спорта. Вместе с тем тренировочные воздействия должны быть направлены на повышение функциональных возможностей учащихся и двигательную подготовку, а не на получение долговременной адаптации к виду спорта, что в условиях школьных спортивных секций практически невозможно и противоречит решаемым задачам.
Б. Используемые средства, методы и другие компоненты тренировочно-соревновательной деятельности должны быть адаптированы по отношению к возрастным особенностям и уровню подготовленности учащихся.
B. Организация занятий в спортивных секциях должна быть обеспечена исходя из приоритетности учебной деятельности для учащихся, в связи с чем возможны некоторые нарушения целостности процесса (систематичность посещения, выполнение запланированной физической нагрузки, возможности выступления на соревнованиях и др.).
4. Понятие спортивное соревнование не может быть в полной мере применено к учащимся, посещающим школьные спортивные секции. Участие в соревнованиях необходимо рассматривать в аспекте решения воспитательных задач, которые фактически подчиняют себе задачи собственно соревновательной деятельности.
Исходя из этого содержание и организация деятельности спортивных секций должно опираться на основные методические подходы.
1. Школьные спортивные секции могут быть организованы по нескольким направлениям: по одному виду спорта, комплексные спортивные секции по нескольким видам спорта, где на протяжении учебного года, учебный материал в одной группе учащихся соответственно изменяется. Возможна организация занятий в различных группах по нескольким видам спорта, исходя из интересов учащихся. Также возможны занятия по новым видам физкультурно-спортивной деятельности, по общей физической подготовке и др.
2. При выборе направления работы спортивной секции необходимо ориентироваться на потребности учащихся, имеющуюся материально- техническую базу, национально-культурные особенности региона и профессиональную подготовленность учителя.
3. Подбор упражнений, методов тренировки и других содержательно-организационных компонентов учебно-тренировочного процесса осуществляет непосредственно учитель физической культуры, проводящий секционные занятия, ориентируясь в первую очередь на принцип доступности.
4. При организации работы спортивных секций целесообразно использование нормативно-методической базы спорта (этапы подготовки, распределение нагрузки и др.), адаптированной под специфику школьной спортивной секции.
5. Учебно-воспитательный процесс в спортивной секции, кроме решения основных задач, должен иметь выраженную спортивно-образовательную направленность.
6. Несмотря на отсутствие периодизации, распределение упражнений и планирование тренировочной нагрузки должно быть «увязано» с основными соревнованиями, исходя из календаря мероприятий.
7. В работе спортивной секции учителю необходимо разрабатывать документы планирования учебно-тренировочного процесса и осуществлять все виды контроля: этапный, текущий и оперативный.
Формирование умений организации кружковой и секционной работы
1. Кружки (секции) организуются в целях формирования единого воспитательного пространства, реализации процесса становления личности в разнообразных видах деятельности, социальной защиты воспитанников и обеспечений условий для проведения внеурочной деятельности с ними.
2. Цель функционирования кружка (секции) - дать ребенку возможность реализовать себя в понравившейся ему деятельности.
Основные задачи
1. Личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение воспитанников.
2. Обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации к жизни в обществе.
3. Формирование общей культуры несовершеннолетних.
4. Создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов детей, укрепления их здоровья.
5. Формирование творческой активности воспитанников;
6. Развитие детской одаренности;
7. Развитие физической активности учащихся;
8. Формирование навыков здорового образа жизни.