Формирование умений организации кружковой и секционной работы




Предмет: Основы организации внеурочной работы

Тема: Особенности организации кружковой и секционной работы

Уважаемые студенты, ответы прислать до 15.10.2020г. на электронный адрес (susoeva7@gmail.com) (или фотоотчёт написанной работы в тетради)

Обобщение изученного материала

Задание № 1.

Используя материал предыдущей лекции продолжите предложение.

1.- Утренняя гимнастика направлена на...........

2.- Физкультминутка проводится..............

3.- Двигательная разминка (динамическая пауза) проводится..............

4.- Подвижные игры это..............

5.- Закаливание воздухом способствует.............

6.- Дыхательные упражнения могут проводиться..............

7.- Гимнастика для глаз используется в.................

 

Критерии оценивания

 

За полный ответ на один вопрос студент получает 2 балла, не полный ответ – 1балл, 0 баллов - если ответ неправильный или отсутствует.

 

14-13 95-100% «5»
12-10 94-75% «4»
9- 7 74-51% «3»
6 ≥ 50 ≥ «2»

 

Задание № 2.

Самостоятельно изучить лекционный материал и ответить на вопросы по новой теме.

Кружки по физическому воспитанию служат действенным средством в решении таких задачи

- развитие физических качеств, укрепление здоровья, привитие интереса к предмету - физкультура;

- расширение и углубление знаний, полученных на занятии;

- формирование и совершенствование практических навыков и умений;

-развитие индивидуальных качеств детей; развитие творческой активности, инициативы и самостоятельности;

- вооружение учащихся методами добывания знаний, формирование интереса к интеллектуальному и практическому труду;

- организация содержательного отдыха учащихся, направленного на их физическое, эстетическое и нравственное воспитание.

Главная цель кружковой работы по физическому воспитанию – организация досуга детей, несущего оздоровительный эффект.

Занятия в спортивных секциях, кружках проходят, в основном, по урочному типу, т.е. они имеют образовательно-воспитательную направленность, содержание, время и место; ведущей фигурой выступает педагог-специалист, который целесообразно, исходя из педагогических принципов, организует занятия, обучает, воспитывает занимающихся, направляет их деятельность соответственно логике решения намеченных задач; причем контингент занимающихся должен быть постоянен и относительно однороден.

В такой ситуации предпочтительными формами организации процесса физического воспитания зачастую являются урочные формы, особенно, когда необходимо обеспечить четко упорядоченное формирование знаний, умений, навыков и строго направленно воздействовать на развитие двигательных и связанных с ними способностями, при этом урочные формы занятий, представляют для этого наиболее благоприятные возможности.

Занятия, организуемые в условиях добровольного физкультурного движения более вариативны. Они видоизменяются в зависимости от профилирования содержания в направлении, добровольно избираемом занимающимися соответственно их индивидуальным устремлениям (спортивное совершенствование, либо пролонгированная ОФП, либо физкультурно–кондиционная тренировка, либо занятия, направленные на реализацию частных задач), а также в зависимости от ряда переменных обстоятельств (изменение в режиме жизни занимающегося, конкретные возможности выделения времени для занятий, условия их оснащения и т. д.).

Учебный план строиться таким образом, чтобы количество занятий в сумме по общеобразовательной основной комплексной, общеобразовательным основным парциальным программам и дополнительным программам не превышало допустимые нормы СанПиНа к минимальной учебной нагрузке.

Успех кружковой работы, заинтересованность дошкольников в занятиях в значительной мере зависят от личных качеств и профессиональной квалификации руководителя кружка. Школьников привлекает возможность проявить в кружковой работе: самостоятельность, инициативу, получить от старших рекомендации.

Кружковая работа организуется на принципах добровольности и самоуправления. В кружках обычно занимаются дети одного возраста, с одинаковым уровнем подготовки. Из одного или параллельного класса, но могут создаваться и разновозрастные группы, например в сельской местности и т. п.

Кружковая работа осуществляется в разнообразных занимательных формах. В занятия вносятся элементы игры, развлекательных состязаний. Практические занятия чередуются с теоретическими и могут проводиться в виде бесед, экскурсий, походов, эстафет, соревнований, праздников, досугов и т.д. Результатом участия в кружковой работе каждого школьника является уровень его развития, мастерства, полученные знания и умения, опыт общения со сверстниками и взрослыми в творческой атмосфере общего дела. Итоги кружковой работы часто воплощаются в конкретные дела: выставки, в организации праздников, конкурсов, олимпиад, соревнований, фестивалей, концертов.

На занятиях в основном дети саморегулируют интенсивность своих движений. Такое чередование стимулирует развитие двигательных качеств, необходимых в игре, жизненных ситуациях, трудовых процессах.

Большое разнообразие движений и их вариантов, доступных школьнику, создает условия для развития и совершенствования двигательных качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости, необходимых детям как в игровых, так и жизненных ситуациях.

Физические упражнения улучшают функции сердечнососудистой и дыхательной систем, оказывают всестороннее влияние на растущий организм ребенка, снижают риск заболевания, вызывают мобилизацию защитных сил организма; способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений.

Содержание занятий может быть любым: плавание, лыжи, коньки, гимнастика и т.п. Однако в современных условиях, когда не во всех школьных учреждениях есть специалисты по физической культуре (предусмотренных программой.

Создание благоприятных условий для того чтобы растить детей здоровыми, сильными, радостными - задача не только родителей, но и каждого школьного учреждения, так как именно здесь дети проводят большую часть дня. Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию у детей хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма, позволят ему накопить силы, что обеспечит в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие.

Поэтому занятия по физическому воспитанию школьников в условиях кружковой работы хорошо вписываются в учебную и оздоровительную работу любой современной программы по развитию, так как они построены в соответствии с современными подходами к воспитанию детей и направлены на формирование поведенческих навыков здорового образа жизни.

Цель организации работы спортивных секций в общеобразовательной школе — приобщение учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями спортивной направленности, ведению соревновательной деятельности, а также пропаганда и популяризация физической культуры и спорта. В отличие от других форм внеурочной работы, занятия в спортивных секциях являются наиболее востребованными у учащихся, поскольку они позволяют разнообразить двигательную деятельность, проявлять личностный потенциал через систему занятий и элементарную соревновательную деятельность. Исходя из этого занятия в школьных спортивных секциях имеют специфические особенности.

1. Школьные спортивные секции из всех форм занятий физическими упражнениями в школе, наиболее приближены к понятию «базовый спорт». То есть двигательная деятельность и другие компоненты работы должны быть ориентированы на тренировочную деятельность в спорте, тем самым, моделируя (насколько это возможно исходя из имеющихся условий), спортивную подготовку. Вместе с тем школьные спортивные секции не решают, да и не могут решить задачи спортивной подготовки, для этого существует система детско-юношеского спорта. То есть школьные спортивные секции занимают своего рода промежуточное положение между учебным предметом «физическая культура» и системой спорта. Можно сказать, что спортивные секции удовлетворяют потребности в двигательной деятельности для той части учащейся молодежи, которая не имеет желания или возможностей для занятий спортом.

2. В отличие от других форм внеурочной работы, школьные спортивные секции позволяют решать комплекс задач физического воспитания: образовательных, оздоровительных и воспитательных. При этом под решением образовательных задач необходимо понимать расширение двигательного фонда, освоение сложных двигательных действий вида спорта и овладение необходимой теоретической информацией в области физической культуры и спорта. Под решением оздоровительных задач необходимо понимать укрепление здоровья школьников, повышение уровня их физической подготовки и функциональных возможностей. Решая воспитательные задачи по формированию морально-нравственных и личностных качеств, необходимо организовать учебный процесс и выстроить отношения между его участниками таким образом, чтобы в полной мере использовать педагогические возможности спортивно-соревновательной деятельности.

3. Рассматривая различные аспекты функционирования школьных спортивных секций необходимо понимать некоторые условности.

A. Занятия и другие компоненты процесса в секциях можно называть тренировочными или учебно-тренировочными, приблизив их структуру и содержание к избранному виду спорта. Вместе с тем тренировочные воздействия должны быть направлены на повышение функциональных возможностей учащихся и двигательную подготовку, а не на получение долговременной адаптации к виду спорта, что в условиях школьных спортивных секций практически невозможно и противоречит решаемым задачам.

Б. Используемые средства, методы и другие компоненты тренировочно-соревновательной деятельности должны быть адаптированы по отношению к возрастным особенностям и уровню подготовленности учащихся.

B. Организация занятий в спортивных секциях должна быть обеспечена исходя из приоритетности учебной деятельности для учащихся, в связи с чем возможны некоторые нарушения целостности процесса (систематичность посещения, выполнение запланированной физической нагрузки, возможности выступления на соревнованиях и др.).

4. Понятие спортивное соревнование не может быть в полной мере применено к учащимся, посещающим школьные спортивные секции. Участие в соревнованиях необходимо рассматривать в аспекте решения воспитательных задач, которые фактически подчиняют себе задачи собственно соревновательной деятельности.

Исходя из этого содержание и организация деятельности спортивных секций должно опираться на основные методические подходы.

1. Школьные спортивные секции могут быть организованы по нескольким направлениям: по одному виду спорта, комплексные спортивные секции по нескольким видам спорта, где на протяжении учебного года, учебный материал в одной группе учащихся соответственно изменяется. Возможна организация занятий в различных группах по нескольким видам спорта, исходя из интересов учащихся. Также возможны занятия по новым видам физкультурно-спортивной деятельности, по общей физической подготовке и др.

2. При выборе направления работы спортивной секции необходимо ориентироваться на потребности учащихся, имеющуюся материально- техническую базу, национально-культурные особенности региона и профессиональную подготовленность учителя.

3. Подбор упражнений, методов тренировки и других содержательно-организационных компонентов учебно-тренировочного процесса осуществляет непосредственно учитель физической культуры, проводящий секционные занятия, ориентируясь в первую очередь на принцип доступности.

4. При организации работы спортивных секций целесообразно использование нормативно-методической базы спорта (этапы подготовки, распределение нагрузки и др.), адаптированной под специфику школьной спортивной секции.

5. Учебно-воспитательный процесс в спортивной секции, кроме решения основных задач, должен иметь выраженную спортивно-образовательную направленность.

6. Несмотря на отсутствие периодизации, распределение упражнений и планирование тренировочной нагрузки должно быть «увязано» с основными соревнованиями, исходя из календаря мероприятий.

7. В работе спортивной секции учителю необходимо разрабатывать документы планирования учебно-тренировочного процесса и осуществлять все виды контроля: этапный, текущий и оперативный.

 

Формирование умений организации кружковой и секционной работы

1. Кружки (секции) организуются в целях формирования единого воспитательного пространства, реализации процесса становления личности в разнообразных видах деятельности, социальной защиты воспитанников и обеспечений условий для проведения внеурочной деятельности с ними.

2. Цель функционирования кружка (секции) - дать ребенку возможность реализовать себя в понравившейся ему деятельности.

Основные задачи

1. Личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение воспитанников.

2. Обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации к жизни в обществе.

3. Формирование общей культуры несовершеннолетних.

4. Создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов детей, укрепления их здоровья.

5. Формирование творческой активности воспитанников;

6. Развитие детской одаренности;

7. Развитие физической активности учащихся;

8. Формирование навыков здорового образа жизни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: