АНКЕТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ STEM-ДИСЦИПЛИН В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Онлайн-версия анкеты для проведения опроса в РФ (sample):
https://forms.gle/gQU3gYK96DugmFjm6
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!
Приглашаем Вас принять участие в опросе, имеющим целью определение особенностей преподавания STEM-дисциплин* (химия, физика, биология, география, технология, математика, информатика) в общеобразовательных организациях __________________ (указать страну: РФ / Казахстан).
_________________________________________ (наименование вуза) является участником международного проекта Erasmus+ «Интегративный подход к подготовке STEM-учителей». Основными задачами проекта являются следующие: повышение качества преподавания STEM-дисциплин в общеобразовательных организациях посредством внедрения интегративного междисциплинарного подхода на основе проектного и проблемно-ориентированного обучения, разработка современных методических ресурсов для STEM-учителей, стимулирование мотивации школьников к изучению STEM-дисциплин, интереса к профессиональной карьере в данной области.
В рамках проекта на базе _________________________________________ (наименование вуза) планируется разработка и реализация программ повышения квалификации STEM-учителей, магистерской программы по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование», а также создание ресурсного центра, где педагоги смогут познакомиться с передовыми практиками STEM-образования, получить доступ к современному оборудованию, а также методическую и организационную поддержку в области STEM-образования.
Ваше мнение является важным для определения задач, требующих особого внимания при реализации проекта. Опрос займет не более 20 минут. Он является анонимным и не требует указания персональных данных. Респонденты, желающие получить информацию о результатах опроса, могут указать свои контактные данные (ФИО, адрес электронной почты). Результаты опроса будут использованы при реализации проекта. Для участия в опросе необходимо ответить на все вопросы, только в этом случае ваш результат будет засчитан.
|
Благодарим Вас за то, что помогаете сделать наш проект лучше!
С уважением,
Команда проекта «Интегративный подход к подготовке STEM-учителей»
*STEM – Science, Technology, Engineering, Mathematics
РАЗДЕЛ 1: ПОРТРЕТ РЕСПОНДЕНТА
1. Укажите город, в котором Вы осуществляете профессиональную деятельность (для Казахстана указать другие города).
Инструкция: Выберите один вариант ответа.
“ Ростов-на-Дону
“ Таганрог
“ Белгород
“ Калининград
“ другое _____________________
2. Укажите Ваш пол:
Инструкция: Выберите один вариант ответа.
“ мужской
“ женский
3. Укажите Ваш возраст:
Инструкция: Выберите один вариант ответа.
“ менее 30 лет
“ 30-35 лет
“ 36-45 лет
“ 46-55 лет
“ более 55 лет
4. Укажите Ваш уровень образования:
Инструкция: Выберите один вариант ответа.
“ среднее профессиональное образование
“ высшее образование (бакалавриат)
“ высшее образование (специалитет, магистратура)
“ высшее образование (подготовка кадров высшей квалификации)
“ другое _____________________
5. Укажите ученую степень при наличии:
Инструкция: Выберите один или несколько вариантов ответа.
“ кандидат наук
|
“ доктор наук
“ PhD
“ нет
6. Укажите Ваш стаж педагогической деятельности.
Инструкция: Выберите один вариант ответа.
“ менее 1 года
“ 1-2 года
“ 3-5 лет
“ 6-10 лет
“ 11-20 лет
“ более 20 лет
7. Укажите STEM-дисциплину(-ы), которую(-ые) Вы преподаете.
Инструкция: Выберите один или несколько вариантов ответа.
“ математика
“ физика
“ химия
“ биология
“ география
“ технология
“ информатика (программирование)
“ другое _____________________
РАЗДЕЛ 2: ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ STEM-ДИСЦИПЛИН В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
8. Укажите, какие из нижеперечисленных педагогических подходов, методов и технологий обучения обеспечивают, по Вашему мнению, высокую мотивацию и качество подготовки обучающихся в рамках преподаваемых(-ой) Вами STEM-дисциплин(-ы).
Инструкция: Выберите один или несколько вариантов ответа.
“ традиционное обучение (передача обучающимся знания и способов действий в готовом виде)
“ проблемно-ориентированное обучение
“ проектное обучение (организация образовательного процесса на основе метода проектов)
“ исследовательские проекты и лабораторные исследования с использованием современного оборудования
“ метод кейсов (метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения реальных задач-ситуаций (кейсов).
“ междисциплинарное обучение (кооперация учителей различных дисциплин для комплексного изучения законов, моделей, процессов на материале различных областей знания)
|
“ персонализированное / индивидуализированное обучение (организация образовательного процесса на основе индивидуальных особенностей обучающихся, построение индивидуальных образовательных траекторий и т.д.)
“ дифференцированное обучение (организация образовательного процесса на основе разделения обучающихся на различные по численности группы с характерными для них признаками для подбора специфических методов и приемов работы)
“ смешанное обучение (интеграция методов дистанционного и очного образования при реализации различных моделей: «ротация станций», «перевернутый класс» и др.)
“ геймификация (игрофикация) обучения (применение характерных для компьютерных игр приемов и механик в образовательном процессе с целью повышения мотивации обучающихся, их вовлеченности в решение учебных задач)
“ другое ________________________
9. Укажите, какие из нижеперечисленных педагогических подходов, методов и технологий обучения Вы регулярно используете в процессе обучения указанным(-ой) Вами STEM-дисциплинам(-е).
Инструкция: Выберите один или несколько вариантов ответа.
“ традиционное обучение (передача обучающимся знания и способов действий в готовом виде)
“ проблемно-ориентированное обучение
“ проектное обучение (организация образовательного процесса на основе метода проектов)
“ исследовательские проекты и лабораторные исследования с использованием современного оборудования
“ метод кейсов (метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения реальных задач-ситуаций (кейсов).
“ междисциплинарное обучение (кооперация учителей различных дисциплин для комплексного изучения законов, моделей, процессов на материале различных областей знания)
“ персонализированное / индивидуализированное обучение (организация образовательного процесса на основе индивидуальных особенностей обучающихся, построение индивидуальных образовательных траекторий и т.д.)
“ дифференцированное обучение (организация образовательного процесса на основе разделения обучающихся на различные по численности группы с характерными для них признаками для подбора специфических методов и приемов работы)
“ смешанное обучение (интеграция методов дистанционного и очного образования при реализации различных моделей: «ротация станций», «перевернутый класс» и др.)
“ геймификация (игрофикация) обучения (применение характерных для компьютерных игр приемов и механик в образовательном процессе с целью повышения мотивации обучающихся, их вовлечённости в решение учебных задач)
“ другое ________________________
10. Участвуете ли вы в организации внеурочной деятельности обучающихся по указанным(-ой) Вами STEM-дисциплинам(-е)? Если да, укажите форму(-ы) групповой и общешкольной внеурочной деятельности, которая(-ые) является(-ются) для вас наиболее актуальной(-ными).
Инструкция: Выберите один или несколько вариантов ответа.
“ нет, не участвую
“ кружковая работа, организация деятельности лабораторий, клубов
“ факультативная работа и групповые консультации по подготовке обучающихся к ОГЭ, ЕГЭ
“ факультативная работа с обучающимися с особыми образовательными потребностями (в т.ч. по подготовке к олимпиадам, соревнованиям, тематическим и проектным конкурсам и т.д.)
“ руководство исследовательскими / научно-техническими проектными группами
“ организация и проведение интеллектуальных игр, круглых столов, конференций
“ организация и проведение профессиональных проб обучающихся
“ организация и проведение экскурсий, экспедиций, выездных мероприятий
“ подготовка и проведение научных ярмарок, выставок, фестивалей
“ другое ________________________
11. Укажите формы групповой и общешкольной внеурочной деятельности, которая(-ые) является(-ются), по Вашему мнению, обеспечивают высокую мотивацию и качество подготовки обучающихся в рамках преподаваемых(-ой) Вами STEM-дисциплин(-ы).
Инструкция: Выберите один или несколько вариантов ответа.
“ кружковая работа, организация деятельности лабораторий, клубов
“ факультативная работа и групповые консультации по подготовке обучающихся к ОГЭ, ЕГЭ
“ факультативная работа с обучающимися с особыми образовательными потребностями (в т.ч. по подготовке к олимпиадам, соревнованиям, тематическим и проектным конкурсам и т.д.)
“ руководство исследовательскими / научно-техническими проектными группами
“ организация и проведение интеллектуальных игр, круглых столов, конференций
“ организация и проведение профессиональных проб обучающихся
“ организация и проведение экскурсий, экспедиций, выездных мероприятий
“ подготовка и проведение научных ярмарок, выставок, фестивалей
“ другое ________________________
12. Укажите, какие из нижеперечисленных образовательных ресурсов / средств обучения, а также наименований учебного оборудования вы регулярно используете во время уроков и во внеурочной деятельности по указанным(-ой) Вами STEM-дисциплинам(-е).
Инструкция: Выберите один или несколько вариантов ответа.
“ интерактивные учебные презентации (MS Power Point, Sway, Powtoon, Prezi.com и др.)
“ учебные аудио / видео-материалы
“ наборы учебной робототехники (LEGO и др.)
“ образовательные наборы по микроэлектронике (Амперка, Матрешка, Tetra и др.)
“ комплекты специализированного учебного оборудования по дисциплине (учебные микроскопы, математические наборы, учебные наборы для проведения экспериментов по физике / химии и т.д., лабораторные комплекты, цифровые лаборатории и др.)
“ специализированное программное обеспечение и электронные / онлайн-ресурсы (интернет-тренажеры и симуляторы, приложения виртуальной и дополненной реальности, виртуальные лаборатории и др.)
“ онлайн-инструменты организации совместной работы и обратной связи на занятии (виртуальные доски, сервисы для создания онлайн-викторин, тестов и опросов, веб-инструменты автоматизации обучения: Padlet, Kahoot, Mentimeter, Edmodo, Google Classroom и др.)
“ электронные и онлайн-сервисы для организации командной работы над проектами (MS Teams, Trello, MS Project и др.)
“ другое ________________________
13. Использование каких из нижеперечисленных образовательных ресурсов / средств обучения, а также наименований учебного оборудования вы считаете эффективным при проведении уроков и внеурочных занятий по указанным(-ой) Вами STEM-дисциплинам(-е).
Инструкция: Выберите один или несколько вариантов ответа.
“ интерактивные учебные презентации (MS Power Point, Sway, Powtoon, Prezi.com и др.)
“ учебные аудио / видео-материалы
“ наборы учебной робототехники (LEGO и др.)
“ образовательные наборы по микроэлектронике (Амперка, Матрешка, Tetra и др.)
“ комплекты специализированного учебного оборудования по дисциплине (учебные микроскопы, математические наборы, учебные наборы для проведения экспериментов по физике / химии и т.д., лабораторные комплекты, цифровые лаборатории и др.)
“ специализированное программное обеспечение и электронные / онлайн-ресурсы (интернет-тренажеры и симуляторы, приложения виртуальной и дополненной реальности, виртуальные лаборатории и др.)
“ онлайн-инструменты организации совместной работы и обратной связи на занятии (виртуальные доски, сервисы для создания онлайн-викторин, тестов и опросов, веб-инструменты автоматизации обучения: Padlet, Kahoot, Mentimeter, Edmodo, Google Classroom и др.)
“ электронные и онлайн-сервисы для организации командной работы над проектами (MS Teams, Trello, MS Project и др.)
“ другое ________________________
14. С представителями каких образовательных организаций, экспертных сообществ, профессиональных объединений и индустриальных партнеров Вы взаимодействуете при проведении уроков и организации внеурочной деятельности обучающихся по указанным(-ой) Вами дисциплинам(-е)?
Инструкция: Выберите один или несколько вариантов ответа.
“ общеобразовательные организации (школы, лицеи, гимназии)
“ региональные, муниципальные и территориальные органы власти (региональные министерства образования, управления образования и т.д.)
“ методические объединения учителей STEM-дисциплин
“ муниципальные и областные организации дополнительного образования детей и молодежи (дома / дворцы детского творчества, центры дополнительного образования детей и молодежи, центры внешкольной работы, центры научно-технического творчества, станции юных техников и др.)
“ образовательные STEM-центры, научно-исследовательские и проектные лаборатории, центры робототехники, инженерного / математического / химического образования, школы программирования и т.д. на базе школ, вузов и организаций среднего профессионального образования
“ центры молодежного инновационного творчества (ЦМИТы)
“ инновационные организации дополнительного образования детей и молодежи (детские технопарки «Кванториум», технологические кружки в рамках «Кружкового движения НТИ», инженерные инкубаторы, детские коворкинги и др.)
“ региональные центры выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи (в т.ч. созданные по модели ОЦ «Сириус»)
“ представители национальных / международных компаний, регионального бизнеса в рамках профориентационных и образовательных проектов со школами («Яндекс.Лицей», «Профильные инженерные классы», «It-школа», и др.)
“ частные образовательные и досуговые центры, реализующие образовательные программы в рамках STEM: центры образовательной робототехники, 3-D моделирования и прототипирования, микроэлектроники и конструирования; школы программирования для детей; «антишколы»; проекты, реализующие интерактивные программы по естественным и инженерным наукам для детей («Умный Ростов» и др.)
“ другое ________________________
15. С какими образовательными организациями и индустриальными партнерами Вы не взаимодействуете, но хотели бы взаимодействовать для обеспечения высокой мотивации и качества подготовки обучающихся в рамках преподаваемых(-ой) Вами STEM-дисциплин(-ы)?
Инструкция: Выберите один или несколько вариантов ответа.
“ общеобразовательные организации (школы, лицеи, гимназии)
“ муниципальные и областные организации дополнительного образования детей и молодежи (дома / дворцы детского творчества, центры дополнительного образования детей и молодежи, центры внешкольной работы, центры научно-технического творчества, станции юных техников и др.)
“ образовательные STEM-центры, научно-исследовательские и проектные лаборатории, центры робототехники, инженерного / математического / химического образования, школы программирования и т.д. на базе школ, вузов и организаций среднего профессионального образования
“ центры молодежного инновационного творчества (ЦМИТы)
“ инновационные организации дополнительного образования детей и молодежи (детские технопарки «Кванториум», технологические кружки в рамках «Кружкового движения НТИ», инженерные инкубаторы, детские коворкинги и др.)
“ региональные центры выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи (в т.ч. созданные по модели ОЦ «Сириус»)
“ представители национальных / международных компаний, регионального бизнеса в рамках профориентационных и образовательных проектов со школами («Яндекс.Лицей», «Профильные инженерные классы», «It-школа», и др.)
“ частные образовательные и досуговые центры, реализующие образовательные программы в области STEM-образования: центры образовательной робототехники, 3-D моделирования и прототипирования, микроэлектроники и конструирования; школы программирования для детей; «антишколы»; проекты, реализующие интерактивные программы по естественным и инженерным наукам для детей («Умный Ростов» и др.)
“ другое ________________________
16. Укажите в процентном выражении количество выпускников вашей образовательной организации, ежегодно выбирающих преподаваемую(-ые) Вами дисциплину(-ы) для сдачи ЕГЭ (ЕНТ), продолжение обучения и карьеру в области STEM.
Инструкция: Выберите один вариант ответа.
“ менее 5 %
“ 5-10%
“ 11-20%
“ 21-30%
“ 31-40%
“ 41-50%
“ Более 50%
“ затрудняюсь ответить
16. Считаете ли Вы количество выпускников вашей образовательной организации, выбирающих STEM-дисциплины для сдачи ЕГЭ (ЕНТ), профессиональное образование и карьеру в области STEM, соответствующим целям и задачам современного научно-технологического развития РФ (Казахстана)?
Инструкция: Выберите один вариант ответа.
“ да
“ скорее да, чем нет
“ скорее нет, чем да
“ нет
“ затрудняюсь ответить
17. Считаете ли Вы средний уровень подготовки выпускников вашей образовательной организации по преподаваемым(-ой) Вами STEM-дисциплинам(-е), выбирающих профессиональное образование и карьеру в области STEM, достаточным для достижения целей и задач современного научно-технологического развития РФ (Казахстана)?
Инструкция: Выберите один вариант ответа.
“ да
“ скорее да, чем нет
“ скорее нет, чем да
“ нет
“ затрудняюсь ответить
18. Из нижеперечисленных факторов выберите те, которые, по Вашему мнению, негативно влияют на мотивацию и качество подготовки обучающихся в рамках преподаваемых(-ой) Вами STEM-дисциплин(-ы).
Инструкция: Выберите один или несколько вариантов ответа.
“ отсутствие / недостаточное количество современного учебно-методического обеспечения STEM-дисциплин
“ отсутствие / недостаточное количество современного учебного оборудования в образовательной организации (стационарных / портативных компьютеров, планшетов, интерактивных досок и др.)
“ отсутствие / недостаточное количество специализированного учебного / лабораторного оборудования, необходимого для реализации STEM-дисциплин, в образовательной организации
“ отсутствие / низкая скорость подключения к Интернету в образовательной организации
“ недостаточный уровень сформированности профессиональных компетенций в области предметной, психолого-педагогической, методической, и технологической подготовки STEM-учителей
“ отсутствие / недостаточное количество современных программ повышения квалификации для учителей в области эффективного обучения STEM-дисциплинам
“ отсутствие эффективного взаимодействия между учителями, образовательными организациями, индустриальными партнерами при реализации STEM-дисциплин
“ отсутствие / недостаточный уровень мотивации учителей в образовательной организации
“ недостаточная популярность профессий и карьерных траекторий в области STEM среди обучающихся
“ отсутствие единой STEM-программы в образовательной организации
“ другое ________________________