Третий период схоластики.




С духом свободы, обнаружившимся в начале XIV века, совпа­дает и начало упадка схоластики. Ее ниспровергают одновременно и диалектики и мистики.

Истым диалектиком был францисканец и скоттист Иоанн д'0ккам (XIV в.). В метафизике он с блеском возобновляет великий спор номиналистов и реалистов, превративший европейские школы в настоящие поля битв. Сам Оккам номиналист: он отвергает вообра­жаемые сущности реализма, потому что сущности без необходимости не должны быть размножаемы. Entia поп multiplicanda suntpraeter necessitatem; frustra fit per plura quod fieri potest per pauciora. Общие понятия получаются через отвлечение.

Оккам, родом из Англии, профессорствовал в Париже при Филиппе Красивом. Писал за Филиппа против притязаний Папского Престола и Бонифация VIII. Писал также за Людовика Баварского, которому говорил: «защищай меня мечем; а я буду защищать тебя пером». Подвергаясь преследо­ванию, он укрылся при императорском дворе и умер в Мюнхене в 1345 г. Он носил прозвание непобедимого доктора, doctor invmcibilis.

После Оккама школьная диалектика все более и более теряется в мелочах: это — разложение схоластики.

Отвращение к этой логике и к этой онтологии склоняет большое число умов к мистицизму. Петрарка, на закате дней, пишет трактаты созерцательной философии, проникнутые новоплатонизмом. Около того же времени возникает на берегах Рейна метафизическое и умозрительное мистическое учение, проникнутое германской смелостью; сразу поставив себя посредством созерцания в недра абсолютного Существа, оно выводит из Него весь мир, как поток явлений, и возводит в высшее благо отождествление себя с Богом. Это — мистицизм Мейстера Экгарта, Таулера и фламандца Рюйсброка.

Во Франции мистицизм психологичнее и научнее. Герсон (XIV в.), как и школа св. Виктора, основывает этот мистицизм на внешнем наблюдении и на внутреннем опыте. В своем трактате — Мистичес­кое богословие он представляет его не как отвлеченную науку, но как науку опытную, опирающуюся на душевные состояния, известные всякой благочестивой душе.

Герсон родился в Реймсе, в 1363 г., ученик и преемник в качестве канцлера университета ревностного номиналиста Петра д'Альи, он был выслан или выселился добровольно в Лион, где сделался школьным учителем маленьких детей, как то видно из его трактата De parvulis ad Deum ducendis; умер в 1429. Ему приписывают некоторые «Подражание Христу»".

Все еще слишком ученый мистицизм Герсона не мог удовлет­ворить утомленные схоластикой души: поэтому возник мистицизм народный, прекраснейшим выражением которого было «Подра­жание Христу», приписанное монаху Фоме Кемпийскому, действительный же автор которого остается неизвестным. Вся схо­ластика рушится от дуновения этого горячего благочестия, пред­почитающего науке любовь. «Лучше испытать умиление, нежели знать его определение». «Всякий человек естественно стремится знать; но что в знании без страха Божия?»1 И самый страх есть лишь начало мудрости; довершение ее -— любовь: «Любовь сильна как смерть».

Но как ни удивительно прекрасна эта книга по глубокому знанию созерцательной жизни, она далеко не дает точного и полного понятия о действительной жизни, особенно о жизни гражданской и политической. Это скорее нравственные правила монаха, давшего обет послушания, нежели свободного человека и гражданина. «Из­ведай то или другое — спокойствие ты найдешь лишь в смиренном подчинении власти своего главы». «Сколь велико не принадлежать самому себе, sui juris поп csse!» — здесь отвергается идея права, исключаются сношения с людьми, внушается отвращение к общест­венной жизни. Такое учение — лишний стимул для печали и без­действия: предавшись исключительно одной заботе — приблизить человека к Богу, оно остается равнодушным перед величайшими общественными несправедливостями. Но этим самым оно верно вы­ражает истинный дух средних веков. Успех был неожиданный, быс­трый, громадный. Подражание было переведено на все языки: оно являлось ответом на всеобщее требование, оно ставило «верную душу» в прямое общение с Христом, без посредничества богослова. Рим усмотрел в этом опасность и запретил чтение книги. Но общес­твенное мнение так решительно высказалось в ее пользу, что Рим принужден был уступить.

Итак умиравшая схоластика вернулась к мистицизму, из которого она вышла. Примирить этот мистицизм с аристотелевской философией —- такова была ее задача. Аристотель и блаженный Августин — вот центр всех этих изучении, так редко приводивших к самобытным мыслям. Так как и сам блаженный Августин заимствовал свою философию от новоплатоновцев, то истинными вдохновителями всех средних веков были Платон и Аристотель. Единственными идеями, обнаружившими прогресс за этот долгий период, были идеи воли и любви. Но, под влиянием догмата о милости, воля Божья рассматривается всегда как произвольная. В человеке также воля рассматривается, как безразличная свобода, во всех тех случаях, когда она изображается не как предназначение и необходимость. Наконец, любовь является у них скорее чувством благочестивым и созерцательным, чем деятельным благотворением, которое жаждало бы справедливости на столько же, как и братства. Она — добродетель монашеская, а не гражданская: еще не поняли цены человека, как человека, как существа свободного или предназ­наченного к свободе; не поняли, что на этой цене основано право, делающее ненарушимой нашу свободу, поскольку она не нарушает свободы других.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: