Сфинктер черпало-надгортанный (СЧН)




ТЕМА № 1

«АНАТОМИЯ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА: ТОПОГРАФИЯ, ФУНКЦИИ, ОСОБЕННОСТИ»

 

ВВЕДЕНИЕ.

Все структурные элементы нашего голосового аппарата – суть мышцы и хрящи, от движения (изменения положения) которых зависит, каким путем пойдет наш озвученный выдох и какие вокальные характеристики приобретет. Основных таких структурных элементов – десять. Один из них, самый главный и основной, тот, который производит непосредственно, звук – истинные голосовые связки. Все остальные структурные элементы играют роль своеобразных фильтров, «примочек», тюнинговых эффектов, если такое сравнение можно назвать корректным. Именно от них зависит, какой по качественным характеристикам, звук услышат наши слушатели.

У более успешных (в плане богатства певческого звука) певцов многие процессы происходят спонтанно, основой им служит хорошая (чаще, врожденная) работа слухо-речедвигательных анализаторов. Но чем больше вокальных проблем мы слышим в голосе своего ученика, тем более вероятно, что это – следствие нарушения работы известных нам, структурных элементов голосового аппарата. Остается только определить, каких именно, произвести корректировочную работу и исправить положение.

Попробуем разобраться, на что конкретно влияет работа (или ее отсутствие) каждого из известных нам, структурных элементов. Нарушение правильной работы, чаще всего, вызвано нарушением связей конкретной структуры со слуховыми или речедвигательными анализаторами. Поэтому и суть коррекционной работы должна сводиться к установлению, развитию и закреплению этих связей.

Какими конкретно способами и приемами осуществляется такая работа, можно узнать только лично и только на Семинарах EVT (Estill Voice Training), которые с 2015 года проводятся и у нас в России. А в этом параграфе мы поговорим о функциональных особенностях структурных элементов голосового аппарата человека.

 

1.Истинные голосовые связки.

 

Находятся в центре гортани, с одной стороны прилегают к щитовидному хрящу, с другой - крепятся к двум черпаловидным. Мужские голосовые связки более толстые и, как правило, более длинные. Чем больше визуализируется кадык (щитовидный хрящ), тем более длинные голосовые связки говорят о том, что у их обладателя, скорее всего, низкий голос. Женские голосовые связки более короткие и тонкие. Строение голосовых связок сложное, но нам надо знать два главных параметра: в их составе есть мышца и оболочка.

Голосовые связки во время речи и пения делают то число колебаний, которое соответствует высоте производимых звуков. Мужские – в среднем от 40 Гц до 600 Гц, женские – от 400 Гц до 2000 Гц.

* бас – 80–350 Гц, а английский певец Норман Аллин даже брал частоту 44 Гц
* баритон – 110–149 Гц
* тенор – 130–520 Гц
* дискант – 260–1000 Гц
* сопрано – 260–1050 Гц
* колоратурное сопрано – до 1400 Гц, а француженка Мадо Робен брала ре четвертой октавы – 2300 Гц.

Это значит, что количество колебаний равно количеству Гц. В секунду. Огромная работа! Нагрузка очень большая и без наших усилий создать в этой области гортани дополнительное напряжение.

Кроме этого, чем выше звук, производимый нами, тем сильнее растягиваются и напрягаются наши голосовые связки. Во время работы мышца связки сокращается, соответственно, становится короче (попробуйте «поиграть» бицепсом и увидите, как работает этот принцип). В какой-то момент длины голосовой мышцы становится недостаточно для озвучивания высоты ноты и плотный звук прерывается. Дальше начинает работать оболочка связки, которая может растягиваться гораздо больше. При отсутствии необходимых фильтров звук сразу становится облегченным и пустым. Такой эффект все слышали или ощущали на себе. Преподаватели, обычно, констатируют его как «снятие со звука». Для того, чтобы переход на работу оболочки связки не давал такого эффекта, необходимо подключение определенных фильтров и мышечной работы по поддержке звука.

Иногда при переходе на верхний регистр диапазона человек для удобства использует так называемый, фальцет. То есть, звук, в котором отчетливо слышен воздух. Такой звук получается, когда черпаловидные хрящи приподнимаются и голосовая щель не может плотно закрыться. Тогда выходящему из трахеи, выдоху вообще ничего не препятствует.

Итак, мы увидели, что истинные голосовые связки могут работать тремя разными способами, производя при этом различный, по акустическим характеристикам, звук. Однако бывает и четвертый вариант, когда наши голосовые связки расслабленно совершают колебательные движения. В этом случае тональный звук не производится, и мы слышим только сухой треск. В описанных ранее методиках мы его знаем как штро-бас. В мировой современной вокальной практике его называют Fry (фрай). Существует еще один тип смыкания истинных голосовых связок, который позволяет певцу брать ноты высокого регистра плотно и ярко, но это отдельная история и об этом позже.

Самым страшным грехом до сих пор у нас считается «пение на связках». Но ведь, объективно, кроме, как на связках, больше ни на чем петь нельзя! Это – единственный орган нашего организма, способный производить внятные звуки! Определение «пение на связках» возникает тогда, когда певец сипит и тужится, издает зажатые напряженные звуки. Как правило, это имеет мало отношения к работе истинных голосовых связок, потому что все эти признаки говорят нам о том, что в данный момент у певца в ход пошли ложные.

 

2. Ложные голосовые связки.

Располагаются в непосредственной близости к истинным связкам, представляют собой две подвижные мышечно-эластичные зоны. При возникновении в зоне гортани «несанкционированного» напряжения приходят в движение и сдавливают с двух сторон голосовую щель. При попытке певца «пробиться» сквозь эту мышечную толщу, перекрывают ее еще более надежно. Результат: неприятные (вплоть до болевых) ощущения в зоне гортани и истинных голосовых связок, вокальный зажим и обрыв фонации. Сжатие ложных связок провоцирует не только громкий крик, но и напряжение, вызванное поднятием тяжестей, сдерживаемые рыдания, обида, стресс. Даже обычные «потягушки» вызывают их легкое сжатие. Как видите, чтобы ложные голосовые связки начали закрываться, достаточно совсем немного перенапрячься. Они выполняют охранную функцию в организме, механически прекращая фонацию, если существует опасность повреждения истинных голосовых связок. Поэтому, почувствовав это ощущение, нужно тотчас же прекратить выдавливать звук и постараться максимально расслабиться. А лучше всего, посмеяться. Смех, как особый биомеханический процесс, раскрывает ложные голосовые связки, нейтрализуя их действие.

«Ком в горле стоит» - типичное описание ощущения сжатия ложных голосовых связок. Позитивные эмоции и всякого рода арт-терапия входит практически, во все курсы психологической реабилитации людей с различными формами депрессии и затяжного стресса. Как выяснилось, вокалистам в состоянии зажима гортани этот нехитрый прием тоже помогает, и быстро.

3. Гортань.

Самый крупный фильтр. Внутри гортани, как в пенале, находятся некоторые другие структурные элементы голосового аппарата. Гортань – подвижный орган и технически может находиться в трех разных положениях: высоком, среднем и низком. Чем выше мы поднимаем гортань, тем больше в звуке будет высоких частот, следовательно, акустически наш звук будет казаться громче и резче. Низкое положение гортани обеспечивает звук низкими частотами, а соответственно, акустической «растушеванностью» и «матовостью». Пониженное (чуть ниже среднего) положение гортани используется в академическом (оперном) звуке, придавая ему благородную мягкость. Удержание гортани в среднем положении дает нам возможность избежать активно-высоких или активно-низких частот во время пения, если исполнительская задача не требует обратного.

Среднее положение гортани определить не так просто. Дело в том, что для русскоговорящих людей более типичным является более низкое, чем среднее положение гортани. Это вызвано мелодикой и техникой родной речи. Поэтому в большинстве своем, мало кто замечает, что гортань его находится в пониженном состоянии. Потому что это положение кажется привычным. Вместе с этим, существует достаточное количество людей, у которых привычное положение гортани наоборот – высокое. Правильно найденное среднее положение гортани вы определите для себя тогда, когда между ним и высоким, между ним и низким вы будете слышать ощутимую разницу в окраске звука.

По поводу гортани до сих пор идет немало споров. В основном, спорят о ее подвижности-неподвижности. На самом деле правы и те, и другие.

Например, вы подняли гортань в верхнее положение, но как бы вы ее не держали, она все равно будет совершать колебательные движения в зависимости от высоты пропеваемых нот. Здесь главное не допустить «падения» гортани в низкое положение из верхнего, когда амплитуда ее колебания уведет ее на более низком звуке в мелодии в положение нижнего фильтра. Важно понимать, что принудительно удерживать ее в крайнем высоком положении, «заперев» ее, тоже не стоит: такой маневр существенно исказит звучание, излишнее напряжение мышц в этой зоне может вызвать рефлекторное закрытие верхнего входа в гортань! Опытный певец удерживает верхнее положение гортани независимо от звуковысотности и складывается ощущение, что его гортань неподвижна. Но по факту это не так: она все равно совершает небольшие колебательные движения. А неопытный певец на низких звуках «роняет» гортань вниз и в голосе тотчас же слышатся, простите, «ослиные звуки». Именно эти факторы заставляют приверженцев двух теорий скрещивать шпаги.

Мягкое нёбо

Его местоположение – сразу за твердым небом. Иногда мягкое нёбо называют «нёбной занавеской». Действительно, это мягкая эластичная структура, от подъема которой зависит открытость, назализация или назальность нашего звука.

Назальный звук получается тогда, когда мягкое нёбо опускается на корень нашего языка, открывая над собой пространство воздухоносных носовых каналов, но перекрывает глотку. В этом случаем мы можем издавать только невнятные закрытые звуки. Попробуйте сказать любое английское слово с – ing окончанием, и вы их услышите.

Когда мягкое нёбо немного поднимается кверху, носовые каналы так же остаются свободными для выдоха, но и глотка тоже открывается. При таком его положении во время фонации мы слышим назализированные звуки, вполне внятные, но, в разной степени, мягкие и «гнусавые».

Когда мягкое нёбо поднимается наверх и перекрывает возможность воздуху и звуку попадать в носовые каналы, звук покидает певца только через рот. Такой звук гораздо более яркий, открытый, уверенный.

Существует некая зависимость мягкого нёба и положения гортани: при ее подъеме наверх, небно-глоточная мышца рефлекторно опускает мягкое нёбо ниже, и певец рискует некстати издать назализированный звук. Поэтому при подъеме гортани наверх певцу требуется контроль положения мягкого нёба.

 

Сфинктер черпало-надгортанный (СЧН)

Находится в районе верхнего свода гортани и представляет собой эластичную «муфту». Именно этот структурный элемент нашего голосового аппарата, сокращаясь, несет ответственность за звонкость и полетность нашего голоса. Его участие в фонации играет огромную роль в появлении в звуке большого количества высоких частот, которые делают наш голос звонче. Как известно, именно количество высоких частот в звуке делает его более ярким и акустически громким – при равных усилиях. Звук, произведенный певцом без участия этого структурного элемента будет казаться нашим слушателям гораздо тише, чем аналогичный по усилиям, звук, в котором он принял участие.

Детские голоса, как правило, в изобилии содержат в себе высокие частоты. Те из нас, у кого когда-либо под окнами был детский сад или школа, вполне ясно представляют себе, насколько, мягко говоря, хорошо слышно играющих детей. Эта природная звонкая характеристика нашего голоса постепенно теряется с возрастом. Нам с детства твердят, что «громко разговаривать некрасиво» и, со временем, наш голос приобретает приглушенность. В разной степени участие СЧН в производстве голоса остается у учителей в школах, воспитателей в детском саду и т.п., когда они, неосознанно пользуясь этим структурным элементом, способны долго и без явной усталости голоса, перекрикивать большие группы детей, привлекая их внимание.

Действительно, СЧН помогает существенно увеличить громкость голоса за счет звонкости, и при этом человек, практически, не напрягается и способен достаточно долго говорить на большую шумную аудиторию. В последние годы стало много школ ораторского мастерства, где людей заново учат громко говорить, ведь у различных «продажников», спикеров, политиков, актеров, дикторов важным элементом профессии и деятельности считается способность говорить долго, громко и уверенно!

6. Щитовидный хрящ.

Еще один структурный элемент голосового аппарата, относящийся к источнику звука. В процессе обычной речи он занимает вертикальную позицию. В этом случае наш голос звучит плоско, светло и бодро. В случае, когда мы жалуемся, канючим, уговариваем – он наклоняется кпереди. Именно поэтому наш голос меняет окраску на более темную, певучую, объемную. Вертикальный щитовидный хрящ в пении чаще используют фольклорные (народные) и эстрадные (в широком смысле) исполнители. Наклон щитовидного хряща сразу выдает академических певцов. Но это не говорит о том, что использовать его можно только так и не иначе. В произведениях любого жанра (кроме академического, конечно же!) возможны различные исполнительские задачи, требующие более яркого или более темного звука.

Кроме этого, наклон щитовидного хряща, к которому, как мы уже говорили выше, с одной стороны крепятся истинные голосовые связки, способствует их удлинению, что в ряде случаев играет важную роль в пении более высоких нот.

Наклон щитовидного хряща, помимо прочего, помогает певцу достичь в звуке эффекта вибрато.

Перстневидный хрящ

Пожалуй, одна из самых сложно ощущаемых структур голосового аппарата. Находится он в основании гортани и нижним концом прилегает к трахее. Перстневидный хрящ при определенном усилии может делать небольшой наклон. При этом мышцы, которые управляют движениями голосовых связок, заставляют их сомкнуться более, чем на 70% поверхности, что дает возможность певцу сгенерировать очень плотный, яркий звук. Особенно этот звук хорош в верхнем регистре, и именно наклон перстневидного хряща лежит в основе такой вокальной характеристики, как balting.

Особенностью звукоизвлечения в момент наклона перстневидного хряща является отсутствие воздуха в звуке и высокая гортань. Попытка «продуть» звук, который при этом получается, с целью усилить громкость подачи, может закончиться плачевно для голосовых связок певца. Судите сами: разбивать воздушной струей настолько плотно сомкнутые голосовые связки все равно, что изо всех сил тянуть в разные стороны ткань возле шва. Шов не разойдется, но рядом с ним непременно образуется дыра.

Наклон перстневидного хряща в обычной жизни происходит, когда мы коротко и звонко зовем кого-то: «Эй!» Другой пример, менее приятный, но наверняка прочувствованный каждым, это момент в самом начале рвотного приступа, во время которого и сам хрящ, и гортань поднимаются кверху.

Вообще, balting называют вокальностью, которая имеет высокую вокальную цену: «Если вы не правильно это делаете, то дорого заплатите за это. А если правильно, то дорого заплатят вам». И действительно, певцы, которые успешно применяют в своем вокале бэлтинговые звуки, весьма дорого ценятся среди равных коллег по цеху.

 

Язык

Как и любая другая структура голосового аппарата, язык тоже может занимать несколько положений. Выделяют три основных положения.

Верхнее положение языка характеризуется подъемом его корня к верхним коренным зубам. Поскольку корень языка, уходя вглубь гортани, образует ее переднюю стенку, подъем корня языка и его верхнее положение в некоторой степени способствует поднятию гортани и удержанию ее в этом положении. При таком положении языка звук имеет более яркую окраску за счет увеличения все тех же высоких частот. У англоговорящих высокое положение языка является «рабочим», основным.

Низкое положение языка мы можем наблюдать у русскоговорящих. Обратите внимание на то, как вы произносите слова: язык, практически, лежит на нижних зубах. Это одно из объяснений, что мелодике русской речи свойственна несколько пониженная гортань. Для того, чтобы поднять корень языка наверх, нам требуется некоторое мышечное усилие, и концентрация внимания, чтобы удержать его там. А низкое положение языка для нас является обычным и расслабленным. Именно этот факт изрядно портит нам произношение, когда мы пытаемся петь песни на английском языке.

Среднее положение языка – его локация между верхними и нижними зубами. Существенного влияния на вокальные характеристики звука он не оказывает, но, поскольку его связь с гортанью существенна, среднее положение языка способствует удержанию среднего ее положения. Вообще, если вы положите ладонь себе на шею в зоне гортани и просто поболтаете во рту языком, то почувствуете, как гортань ходит ходуном от его движений. Какой же вывод напрашивается? – Бесконтрольное движение языка во рту вызывает и бесконтрольные хаотичные движения этой важной для формирования певческого звука, структуры.

 

Губы

Губы – еще одна структура, которой незаслуженно уделяют мало внимания. Тем не менее, губы – «последний форпост» на пути звука к слушателю. От их положения зависит, будет его качество более «темным» или «светлым». Вытянутые вперед, губы звуку более «прикрытую» окраску, делая его «темнее». Этот эффект достигается тем, что вытянутые вперед губы своеобразным образом удлиняют надставную трубу и звук более долгое время проходит по «темному коридору». Растянутые как в улыбке, губы значительно укорачивают этот путь, делая более широким выход для звука. Этот прием позволяет максимально «высветлить» звук.

Если внимательно понаблюдать за исполнением известной американской певицы, Рейчел Феррел, можно во всех деталях отследить и услышать изменение окраски звука в зависимости от положения губ (а также, языка и нижней челюсти) певицы, манера которой в этом смысле крайне эксцентрична и показательна.

 

Нижняя челюсть

Еще один легко визуализируемый фильтр. Академическое пение, которое в нашей стране, зачастую ложится в основу любой манеры, предполагает широко открытый рот. Между тем, мало кто задумывается, что опущенная вниз нижняя челюсть «провоцирует» опущение гортани и лишает звук высоких частот. Это делает звук более тихим акустически и заставляет певца напрягаться, если он пытается усилить громкость за счет дополнительных усилий. Так случается, если при пении в низком регистре к своей опущенной челюсти исполнитель не подключает звонкие фильтры (например, высокий язык или сокращенный СЧН). В то же время, опущенная челюсть в высоком регистре помогает сделать звук более объемным. Все зависит от исполнительской задачи и грамотного выбора певцом положения данного фильтра. Мало где в современных вокальных жанрах требуется частое или постоянное использование опущенной челюсти.

Обычное, среднее, расслабленное положение нижней челюсти встречается гораздо чаще. Этот фильтр позволяет гораздо более успешно справляться с вокально-ритмическими и темповыми трудностями современной музыки, сохранять легкую однородную «текстуру» звука. При среднем положении нижней челюсти певец наиболее приближен к речевой манере, т.е. к привычному, свободному проговариванию, не приводящему зажиму речевого аппарата, что неизбежно происходит при активной артикуляции.

Многие певцы экспериментируют с положением своей нижней челюсти, чуть выдвигая ее вперед или уводя чуть назад (относительно верхних зубов) в процессе исполнения. Как мы уже говорили выше, любое изменение положения языка, губ и нижней челюсти неизменно влияет на акустические характеристики звука, добавляя в него дополнительные «цвета» и характер звучания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: