Как научить ребёнка финансовой грамотности




 

Обучать детей финансовой грамотности нужно обязательно. Сейчас ввели курс «финансовой грамотности» в школьную программу, что радует многих специалистов. Ведь умение управлять деньгами – важный навык для взрослой жизни. Однако помните, что дети берут пример всегда с родителей. Поэтому обучая детей ведению бюджета или планированию расходов внедряйте смело это и в свою жизнь. Становитесь финансово грамотными сами.

 

И чем раньше вы начнёте обучать ребенка культуре управления деньгами, тем целее будет ваш кошелек в будущем – не придется решать финансовые проблемы взрослых деток.

 

Итак, выделим несколько инструментов для обучения ребенка финансовой грамотности.

 

Начинать обучение можно уже с 3-4 лет. Создайте копилку вместе с ребёнком, начинайте туда откладывать деньги и пусть ребенок, накопив что-то на нужную ему игрушку, сам потратит скопленные деньги.

 

Так ребенок поймёт, что достичь желаемого можно простым накоплением, нужно только набраться терпения и регулярно откладывать.

 

Когда ребенок станет постарше, начиная с 7-9 лет, вы можете смело расписать его первую смету целей или список желаний.

 

Многие дети мечтают о дорогих телефонах или личных планшетах. При этом у них есть желания купить простую шоколадку или мороженое. Помогите ребенку спланировать свои траты.

Обычно в этом возрасте появляются карманные деньги. Стоит давать ребенку чуть больше, чем просто на обязательные расходы – проезд и питание в столовой. Спланируйте расходы ребенка вместе с ним и покажите, как он сможет накопить на желанный телефон.

 

И вот тут важно подключить следующий инструмент обучения финансовой грамотности – софинансирование покупок.

Родители понимают, что ребенку сложно скопить на сотовый телефон стоимостью от 30 000 рублей и больше с помощью школьных обедов. А точнее с разницы от обязательной суммы трат и суммой карманных денег. Работать полноценно ребенок тоже не сможет, но и желание его не нужно принижать.

Предложите ребенку скопить 15-30% от стоимости желанной вещи, а остальное вы добавите сами. Покажите ребенку, что вы тоже решили спланировать эту покупку и внесли её в список своих целей. Начинайте накапливать вместе, сверяйтесь раз в неделю или раз в месяц. Но проверяйте, чтобы ребенок не сильно увлекался и не накапливал в ущерб своему здоровью. Дети склоны копить с фанатизмом и даже есть не будут в столовой только бы отложить.

 

Если ребенок начинает расстраиваться, что у него накопления проходят медленно, то помогите ему найти способ заработать деньги.

 

Тут сразу сделаю предостережение – ни в коем случае не платите за домашние дела – мытье посуды, полов, за то, что убрал в комнате или пропылесосил. Если в вашей семье уборкой занимаются сами члены семьи, а не приходящая домработница, то ребенку нужно объяснить, что маме с папой никто деньги за это не платит. Мы живём в одном пространстве и каждый должен вносить вклад по поддержанию частоты в нём.

Если же у вас есть домработница, то будет справедливо заплатить ребенку за уборку.

 

Другим дополнительным источником дохода ребенка может быть разбор хлама дома и его продажа на Авито, Юле или в комиссионных магазинах. Покажите ребёнку старый шкаф с вещами, обозначьте какие вещи можно продать и помогите ему их выставить на продажу. Задача ребенка разобрать шкаф, отсортировать вещи и дальше составить объявление о продаже с вашей поддержкой. Все вырученные деньги с продажи вещей могут считаться заработком ребенка и цель – новый телефон станет ближе.

 

Софинансирование покупок, как инструмент обучения финансовой грамотности для детей, стоит применять и к маленьким детям от 4-5 лет. Если у них есть свой кошелек и свои сбережения, то вы можете, идя в магазин вместе скидываться на игрушку для ребенка. Договоритесь за ранее, что какую-то часть из этой покупки ребенок оплачивает самостоятельно. Остальное добавляете вы. Это научит ребенка соизмерять свои желания с возможностями.

Третий инструмент – настольные игры, связанные с деньгами и планированием. Например, Drive your life kids, Монополия, Денежный поток, Инвестор и другие.

Дети легко в них разбираются, начиная с 5-6 лет. Они учат не только считать деньги, планировать расходы, но и выбирать, куда бы их выгодно вложить.

 

Следующий инструмент - поручить ребенку заносить расходы в бюджет. Если вы не ведёте учет доходов и расходов, то пришло время начать это делать. Хотя бы с помощью ребенка. Пришли с работы и попросите ребенка заполнить таблицу с тратами, расскажите сколько получили в течение месяца. Конечно, это ваша обязанность, а не ребенка, поэтому справедливо будет предложить ребенку зарплату за такое заполнение таблицы, чтобы он не отказывался и вникал в то, что заполняет.

 

Это упражнение поможет ребенку увидеть, что деньги не берутся из воздуха и легко заканчиваются. А также, что кроме трат на игрушки и развлечения нужно покупать продукты, оплачивать ЖКХ, откладывать деньги на отпуск или накапливать на другую крупную цель. Поверьте, этот способ гораздо эффективнее, чем объяснять подростку, что вы деньги не печатаете. Обычно у детей, которые ведут бюджет семьи не возникает требований к родителям о деньгах. Они видят, куда деньги уходят. И это хороший стимул для родителей – тратить и распределять свои расходы разумно.

 

Заключительный инструмент – приучайте ребенка планировать расходы самостоятельно. Например, давайте ему карманные деньги не каждый день, а вначале на 2-3 дня, потом на неделю, потом на 2 недели, потом на месяц вперед.

 

Только не нарушайте этот порядок – деньги должны получить сумму в срок, которые вы обсудили. Карманные деньги не должны зависеть от успеваемости или от поведения в школе. Ребенок должен учиться планировать в стабильных условиях, иначе вы сформируете страхи или комплексы у ребенка.

 

Пример из практики: девушка 37 лет с доходом в полмиллиона рублей ежемесячно. Хорошие деньги – скажут многие. Но не для неё, она их умудрялась спускать за первые две недели и оставшиеся время жила в кредит. Оказывается, в детстве она рано устроилась работать и хоть доходы были маленькие, но родители отбирали весь заработок со словами, что будут выдавать ей в определенные дни. Но этого не происходило – то ли забывали, а может и забивали. В результате у девушки сформировалась установка – если не потратить деньги, то их отберут и не вернут обратно.

 

Поэтому я призываю родителей внимательно следить за своим бюджетом и сдерживать договоренности с детьми. Если берете в долг у ребенка, то напишите ему расписку и верните в срок. Это будет справедливо. И обязательно соблюдайте условия по карманным деньгам – сумма и срок выдачи всегда в одно время. И если всё делать спокойно, то к 15 годам ребенок сможет планировать свои карманные расходы на месяц вперёд самостоятельно.

С чего начать:

  1. Попросите ребенка спланировать свои расходы на 3 дня и согласовать с вами сумму карманных денег. Скорее всего он принесет смету, в которой что-то не учтет. Это его проблема. Если смета будет завышена, то урежьте ее, объяснив почему режете. Но обосновав рынком и логикой, а не родительской волей.
  2. После этого выдайте согласованную сумму денег. Скорее всего он потратит все деньги в первые два дня. И прибежит к вам клянчить дополнительные деньги. Самое главное здесь выдержать натиск и отказать. Пусть он обидится на вас до новой получки, но это меньшее из зол. Гораздо опаснее выпускать финансово неграмотного человека в мир сверхпотребления и закредитованности.
  3. В начале нового срока при согласовании новой суммы денег ваш ребенок будет куда более осмотрительным – учтет прежние ошибки. Дальше вы увеличиваете срок планирования с трех дней до недели, а потом и до месяца. Но при каждой установке нового срока проверяйте планирование трат ребенка.

Резюме: научите своих детей управлять деньгами в раннем возрасте. Это избавить вас от необходимости решать их финансовые проблемы во взрослой жизни.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: