Список вопросов к экзамену по научным школам




1. Научная школа как феномен.

2. Методологические основания отечественных психологических школ.

3. Причины кризиса в психологии на рубеже XX века (Л.С. Выготский).

4. Научная школа Л.С. Выготского и его последователи.

5. Основы нейропсихологии. Лурия

6. Развитие психики в филогенезе (А.Н. Леонтьев).

7. Структура и динамика деятельности (А.Н. Леонтьев).

8. Мотивы и цели деятельности. Феномен «сдвиг мотива на цель» (А.Н. Леонтьев).

9. Причины, влияющие на продуктивность памяти (А.Н. Леонтьев).

10. Экспериментально-генетический принцип исследования психического (Л.С. Выготский).

11. Принцип детерминизма как объяснительный принцип в психологии (С.Л. Рубинштейн).

12. Принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн).

13. Классификации восприятий (С.Л. Рубинштейн).

14. Характеристика направленности личности, ее виды (С.Л. Рубинштейн).

15. Система черт характера, их характеристика (С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев).

16. Санкт-Петербургская (Ленинградская) школа и ее теории.

17. Самосознание личности, его компоненты и характеристика (С.Л. Рубинштейн, В.С. Мухина).

18. Человек как предмет познания Б.Г. Ананьева.

19. Теория отношений В.Н. Мясищева.

20. Феноменология развития и бытия личности В.С. Мухиной.

21. Психосемантический подход В.Ф. Петренко.

22. Теория надситуативной активности В.А. Петровского.

23. Основные положения психоанализа (З. Фрейд).

24. Оперантный бихевиоризм Б.Ф. Скиннера.

25. Основные характеристики бихевиоризма (Дж. Уотсон).

26. Принципы гуманистической психологии (А. Маслоу).

27. Основные законы гештальтпсихологии (К. Левин).

28. Научные школы и теории психоанализа.

29. Научные школы и теории неопсихоанализа.

30. Теории школы объектных отношений.

31. Структурный психоанализ Ж. Лакана.

32. Научные школы и теории бихевиоризма

33. Научные школы и теории необихевиоризма и социобихевиоризма.

34. Теория поля К. Левина и его последователи.

35. Научные школы и теории экзистенциальной психологии.

36. Научные школы и теории гуманистической психологии.

37. Научные школы и теории когнитивной психологии.

38. Научные школы и теории трансперсональной психологии.

39. Ф. Перлз: гетштальттерапия. Принцип холизма, принцип «здесь и сейчас».

40. Представление о функциях, структуре и динамике психики.

41. Представление об этиологии неврозов и механизмах их формирования.

42. «Индивидуальная психология» А. Адлера.

43. Неполноценность и стремление к превосходству.

44. «Аналитическая психология» К.Г. Юнга.

45. Структура души. Комплексы и архетипы.

46. «Социокультурный психоанализ» К. Хорни.

47. Базисная тревога, ее генезис и последствия.

48. «Гуманистический психоанализ» Э. Фромма.

49. «Межличностная психиатрия» Г.С. Салливана.

50. Э. Эриксон как ведущий представитель «эго-психологии».

51. Теория объектных отношений. М. Кляйн как основатель школы объектных отношений.

52. Теория самости Х. Кохута.

53. ТОП как отрасль знаний, искусство и практика самопознания.

54. Вегетотерапиия (В. Райх).

55. Биоэнергетический анализ (А. Лоуэн)

56. Биодинамика (Г. Боуэнн)

57. Метод функциональной реабилитации (М. Фельденкрайз)

58. Процессуально-ориентированная психотерапия (А. Минделл)

59. Соматическая психотерапия биосинтеза (Д. Боаделла)

60. Представления о самоактуализации и самоактуализирующейся личности.

61. Теоретические основания клиент-центрированной терапии К. Роджерса.

62. Логотерапия В. Франкла.

63. Свобода воли, воля к смыслу, смысл жизни как базовые представления логотерапии.

64. Процессуальный подход А. Минделла.

65. Дж. Л. Морено: психодрама как теория и терапевтическая система.

 

1) В первой половине XX века в Европе и США формируется рад самостоятельных психологических школ, отличающихся друг от друга различным пониманием предмета психологии, методов исследования и системы основных психологических понятий.

Психоанализ как учение о бессознательном создал и разработал австрийский врач и психолог Зигмунд Фрейд. Часто это направление также называют по имени его создателя – фрейдизм. Основная роль в поведении человека по Фрейду принадлежит подсознательным влечениям и инстинктам.

Разработан целый комплекс методов – анализ сновидений, оговорок, забываний, метод свободных ассоциаций – все они предполагаю активную работу психолога, так как полученный в них материал всего лишь основа для анализа. Созданный первоначально как метод лечения неврозов, психоанализ в последующем был перенесен и распространен З. Фрейдом на объяснение нормальной психической жизни человека. В частности, он утверждал, что наше поведение в значительной степени подчиняется влиянию бессознательных сил, которые он назвал влечениями. Основными из них являются сексуальное влечение и влечение к смерти. Согласно Фрейду, эти влечения обусловлены инстинктами, присущими человеку, но прежде всего – подавленными желаниями, т.е. желаниями, удовлетворение которых «запрещено» на уровне сознания и которые вытеснены в область бессознательного.Завершающим этапом развития психоанализа стало превращение его в философскую доктрину, где основные понятия и теоретические конструкции экстраполировались не только на человеческую природу, но и на сферы человеческой культуры.

Бихевиоризм как наука о поведении – направление, возникшее в США в начале XX века. Основоположники – Дж. Уотсон, Э. Торндайк. По мнению представителей этой школы, предметом изучения может быть только поведение человека, под которым они понимают действия, поступки, порожденные исключительно внешними причинами. Дж. Уотсон стремился рассматривать поведение как сумму приспособительных реакций по образцу условного рефлекса. Под поведением понимались ответные двигательные акты организма на раздражения, идущие из внешней среды. Внешние раздражители, простые или сложные ситуации – это стимулы (S); ответные движения – реакции (R). Поведение – это всякая реакция в ответ на внешний стимул, посредством которой происходит приспособление человека к окружающему миру. По Дж. Уотсону, все многообразие поведения человека может быть описано формулой «стимул-реакция» (S-R). В представлении бихевиористов человек – реактивное существо - все его действия и поступки трактуются как реакции на внешние воздействия. Внутренняя активность человека не принимается в расчет. Все психологические проявления человека объясняются через поведение, сводятся к сумме реакций.

В Германии зародилась гештальтпсихология – направление, изучающее целостные структуры сознания. Видными представителями этого направления были М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келер, К. Левин. Это направление возникло в ответ на работы множества психологов-исследователей, которые «разбивали» психику на отдельные микроэлементы, а потом изучали их по отдельности. Такой подход оправдывает себя в классических точных науках, но не в психологии. Слово «гештальт» как понятие было введено Г. Фон Эренфельсом и не имеет точного эквивалента в русском языке. Очень приблизительно, в зависимости от контекста, его смысл может передаваться словами «образ», «форма», «структура», «организованное целое». Поэтому в психологических текстах оно, как правило, не переводится.

Основное положение гештальтпсихологии гласит: явление как целое не есть сумма его частей. Это утверждение противоречит тому, что нам известно, например, из математики.. Поэтому, с их точки зрения, психология должна изучать ощущения человека, его восприятие и интуитивные процессы, что уже относится к области сознания. Целостность психологических структур стала главной проблемой и объяснительным принципом в гештальтпсихологии. Методом же стало феноменологическое описание, направленное на непосредственное и естественное наблюдение содержания своего восприятия, своего переживания, на выявление в сознании образных структур или целостностей.

Гуманистическая психология возникла в США в 50 – 60 -е годы благодаря трудам Карла Роджерса и Абрахама Маслоу. Предметом исследования гуманистической психологии является уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни, регулирующая границы своей субъективной свободы. Для гуманистической психологии изучение конкретного человека, отдельных случаев не менее ценно, чем изучение типов людей или обобщение многих случаев и ситуаций. Личность каждого человека уникальна, и, соответственно, уникален мир каждого, поэтому человек свободен выбирать сам, какую жизнь ему вести. Свобода воли и способность к независимому выбору имеют для гуманистов решающее значение. Они считают, что «реальный» мир человека таков, каким человек «хочет» его видеть.Человек по своей природе активное, творческое существо, способное к саморазвитию: у него есть не только прошлое, но и будущее. Принципиальным для гуманистической психологии является видение целостной природы психической жизни человека.

Когнитивная психология – направление, также возникшее в США в конце 60-х гг. и изучающее закономерности процессов познания. Решающую роль в поведении человека имеют знания. Основоположниками этого направления считаются У. Найсер, Г. Саймон. В центре внимания когнитивной психологии находится познавательная деятельность человека и мыслительные процессы. Главной задачей психологии является исследование процессов приобретения, сохранения и использования человеком своих знаний. Соответственно и сам человек в когнитивной психологии рассматривается как активный преобразователь информации, аналогом которого в современной науке и технике является компьютер. Однако, когнитивная психология подвергается критике за то, что сводит сложный мир человека к его упрощенным моделям.

Таким образом, анализ представлений о человеке в основных направлениях и научных школах позволяет сделать следующие выводы.

1. Исторически развитие психологии как самостоятельной науки было связано с поиском своего предмета исследования, в качестве которого в разное время становились разные абстрактно выраженные стороны психологии человека: сознание и его проявления, поведение, бессознательная психика, целостные психические структуры, личность и индивидуальность, деятельность и т. д.

2. Эти отдельные проекции целостной психологии человека в качестве объяснительных принципов природы психического оформлялись в отдельные научные школы и направления.

3. Каждая научная школа на основе своей категории и одностороннего представления о природе психического строила собственное представление о человеке, на основе которого создавались различные практики и психотехники.

4. Односторонность и неполнота представлений о психологии человека во многих научных школах ограничивали возможность решения разнообразных жизненно важных проблем реальных людей.

 

 

2)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: