Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности способов формирования графических навыков у учащихся 5-х классов на уроках рисования с натуры.
Опытно-экспериментальная работа проводилась среди учащихся 5-х классов средней общеобразовательной школы № 43 в период с сентября по октябрь 2010-2011 учебного года. В эксперименте были задействованы два класса. В качестве экспериментального был взят 5 «Б», а в качестве контрольного – 5«А». Исследование проводилось в три этапа.
Первый – диагностико - констатирующий. На данном этапе изучалась и анализировалась искусствоведческая и психолого-педагогическая литература по проблеме исследования. Для определения уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества использовалась методика Т.С. Комаровой.
Диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества Комаровой Т.С.
Рисунок нередко используется в качестве средства диагностики интеллектуального развития ребёнка, уровня его подготовленности к школе. Это свидетельствует о важном значении изобразительной деятельности в разностороннем развитии дошкольника. Но изобразительная деятельность и сама по себе значат для ребёнка очень много, поэтому для педагога очень важен анализ уровня развития изобразительной деятельности того или иного ребенка, как показатель его эстетического и интеллектуального развития, в тот или иной возрастной период.
В связи с этим важно выработать показатели и критерии оценки уровня овладения ребёнком изобразительной деятельностью. Педагогам предлагается использовать разработанный комплекс критериев и показателей, неоднократно использованный и проверенный при оценке эффективности созданной нами системы занятий по обучению детей изобразительной деятельности, развитию их творчества и художественных способностей.
Анализ продукта деятельности
1. Содержание изображения (полнота созданного образа).
В этом критерии мы не выделяли показателей уровня. Анализ детских работ представлял собой краткое описание, созданного каждым ребёнком, изображения. В последующих критериях мы выделяем показатели, позволяющие определить уровень овладения изобразительной деятельностью по разным направлениям.
2. Передача формы:
- форма передана точно;
- есть незначительные искажения;
- искажения значительные, форма не удалась.
3. Строение предмета:
- части расположены верно;
- есть незначительные искажения;
- части предмета расположены неверно.
4. Передача пропорции предмета в изображении:
- пропорции предмета соблюдены;
- есть незначительные искажения;
- пропорции предмета переданы неверно.
5. Композиция.
В этом критерии для более полной и точной характеристики овладения композицией мы выделили две группы показателей:
А) расположение изображений на листе:
- по всей плоскости листа;
- на полосе листа;
- не продумано, носит случайный характер.
Б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:
- соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
- есть незначительные искажения;
- пропорциональность разных предметов передана неверно.
6. Цвет.
В этом критерии выделили две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая – творческое отношение ребёнка к цвету, свободное обращение с цветом:
А) цветовое решение изображения декоративной композиции:
- передан реальный цвет предметов;
- есть отступление от реальной окраски;
- цвет предметов и образцов декоративного искусства передан не верно;
Б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения;
- многоцветная или ограниченная гамма: цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого;
- преобладание нескольких цветов или оттенков, в большей степени случайное;
- безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).
Для обычной диагностики овладения изобразительной деятельностью можно ограничиться анализом продукта деятельности: для более глубокой оценки овладения изобразительной деятельностью следует провести анализ процесса деятельности.
Оценка даётся по трехбалльной системе: первый (по месту за критерием) высокий уровень – 3 балла; второй средний – 2 балла; третий низкий – 1 балл. Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребёнку суммируются.
Результаты диагностики уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества учащихся контрольного класса
Таблица 1.1.
№ | Имя ребёнка | Критерии | Общее число баллов | |||||
Содер-жание | Форма | Строение предмета | Про порции | Компо-зиция | Цвет | |||
Ященко Н. | 3;2 | |||||||
Кузлокова Т. | 2;2 | |||||||
Латынова А. | 1;1 | |||||||
Амплеева Н. | 2;1 | |||||||
Мартыненко А. | 2;2 | |||||||
Калиничев Р. | 2;1 | |||||||
Павленко Д. | 2;2 | |||||||
Соловьёва М. | 3;2 | |||||||
Баканов М. | 2;1 | |||||||
Клименко В. | 1;2 | |||||||
Савченко О. | 1;2 | |||||||
Качалин К. | 1;1 | |||||||
Итого баллов |
Рис. 1. Уровни овладения изобразительной деятельностью учащимися контрольного класса