Результаты диагностики уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества учащихся контрольного класса




Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности способов формирования графических навыков у учащихся 5-х классов на уроках рисования с натуры.

Опытно-экспериментальная работа проводилась среди учащихся 5-х классов средней общеобразовательной школы № 43 в период с сентября по октябрь 2010-2011 учебного года. В эксперименте были задействованы два класса. В качестве экспериментального был взят 5 «Б», а в качестве контрольного – 5«А». Исследование проводилось в три этапа.

Первый – диагностико - констатирующий. На данном этапе изучалась и анализировалась искусствоведческая и психолого-педагогическая литература по проблеме исследования. Для определения уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества использовалась методика Т.С. Комаровой.

 

Диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества Комаровой Т.С.

Рисунок нередко используется в качестве средства диагностики интеллектуального развития ребёнка, уровня его подготовленности к школе. Это свидетельствует о важном значении изобразительной деятельности в разностороннем развитии дошкольника. Но изобразительная деятельность и сама по себе значат для ребёнка очень много, поэтому для педагога очень важен анализ уровня развития изобразительной деятельности того или иного ребенка, как показатель его эстетического и интеллектуального развития, в тот или иной возрастной период.

В связи с этим важно выработать показатели и критерии оценки уровня овладения ребёнком изобразительной деятельностью. Педагогам предлагается использовать разработанный комплекс критериев и показателей, неоднократно использованный и проверенный при оценке эффективности созданной нами системы занятий по обучению детей изобразительной деятельности, развитию их творчества и художественных способностей.

Анализ продукта деятельности

1. Содержание изображения (полнота созданного образа).

В этом критерии мы не выделяли показателей уровня. Анализ детских работ представлял собой краткое описание, созданного каждым ребёнком, изображения. В последующих критериях мы выделяем показатели, позволяющие определить уровень овладения изобразительной деятельностью по разным направлениям.

2. Передача формы:

- форма передана точно;

- есть незначительные искажения;

- искажения значительные, форма не удалась.

3. Строение предмета:

- части расположены верно;

- есть незначительные искажения;

- части предмета расположены неверно.

4. Передача пропорции предмета в изображении:

- пропорции предмета соблюдены;

- есть незначительные искажения;

- пропорции предмета переданы неверно.

5. Композиция.

В этом критерии для более полной и точной характеристики овладения композицией мы выделили две группы показателей:

А) расположение изображений на листе:

- по всей плоскости листа;

- на полосе листа;

- не продумано, носит случайный характер.

Б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:

- соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;

- есть незначительные искажения;

- пропорциональность разных предметов передана неверно.

6. Цвет.

В этом критерии выделили две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая – творческое отношение ребёнка к цвету, свободное обращение с цветом:

А) цветовое решение изображения декоративной композиции:

- передан реальный цвет предметов;

- есть отступление от реальной окраски;

- цвет предметов и образцов декоративного искусства передан не верно;

Б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения;

- многоцветная или ограниченная гамма: цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого;

- преобладание нескольких цветов или оттенков, в большей степени случайное;

- безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).

Для обычной диагностики овладения изобразительной деятельностью можно ограничиться анализом продукта деятельности: для более глубокой оценки овладения изобразительной деятельностью следует провести анализ процесса деятельности.

Оценка даётся по трехбалльной системе: первый (по месту за критерием) высокий уровень – 3 балла; второй средний – 2 балла; третий низкий – 1 балл. Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребёнку суммируются.

 

Результаты диагностики уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества учащихся контрольного класса

Таблица 1.1.

Имя ребёнка Критерии Общее число баллов
Содер-жание Форма Строение предмета Про порции Компо-зиция Цвет
  Ященко Н.         3;2    
  Кузлокова Т.         2;2    
  Латынова А.         1;1    
  Амплеева Н.         2;1    
  Мартыненко А.         2;2    
  Калиничев Р.         2;1    
  Павленко Д.         2;2    
  Соловьёва М.         3;2    
  Баканов М.         2;1    
  Клименко В.         1;2    
  Савченко О.         1;2    
  Качалин К.         1;1    
Итого баллов              

 

Рис. 1. Уровни овладения изобразительной деятельностью учащимися контрольного класса



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: