Устройство современного государства и его формы




Каждое государство в современном мире отличается друг от друга множеством специфических черт и характеристик, сложившихся в ходе их исторической эволюции под влиянием религиозно-культурных традиций, характера социальных и этнических конфликтов, внешнеполитических и природных факторов.

Строение государства традиционно характеризуется через формы правления и формы территориального (государственного) устройства. Формы правления делятся по способу организации власти, ее формальному источнику на монархии и республики, имеющих несколько разновидностей.

Абсолютная монархия характеризуется неограниченным всевластием главы государства. Монарх соединяет функции главы государства и правительства, главнокомандующего вооруженными силами, Верховного судьи, а в некоторых странах Ислама - и духовного главы мусульман страны. Монарх назначает правительство, которое выполняет его волю и ответственно перед ним. В настоящее время абсолютные монархии сохранились в Саудовской Аравии, Омане, Катаре, ОАЭ.

Ограниченная монархия - форма правления, при которой в управлении государством участвует законосовещательный орган или законодательное собрание. Полномочие главы государства определяются конституцией страны или другими законодательными актами. В свою очередь, ограниченная или конституционная монархия делится на дуалистическую (Иордания, Кувейт, Марокко/, где монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично законодательной, и парламентскую, где монарх хоть и является главой государства, но фактически обладает представительскими функциями, и лишь частично исполнительскими. Иногда монарх имеет право вето на решения парламента.

Подавляющее большинство современных монархий - парламентские. Данная форма правления сохранилась в Бахрейне, Бельгии, Великобритании, Дании, Испании, Лихтенштейне, Люксембурге, Монако, Непале, Нидерландах, Норвегии, Швеции и некоторых других странах. Правительство в этих государствах формируется парламентским большинством и подотчетно не монарху, а парламенту. Положение монарха в такой системе политического управления принято определять формулой: "Король царствует, но не правит".

Вместе с тем, конституционная монархия предстает как чрезвычайно устойчивая форма правления, обеспечивающая законность и политическую стабильность. При всех переменах в социальной структуре и уровне экономического развития общества, монарх остается символом и верховным арбитром нации. Он стоит над межпартийными баталиями и воплощает единство государства.

Наиболее распространенной формой правления в современном мире является республика, где источником власти является народное большинство, высшие органы государства избираются гражданами. Существует три основные разновидности республики: президентская, парламентская и смешанная, или полупрезидентская.

В президентской республике президент одновременно выступает и главой государства, и главой правительства. Он руководит внутренней и внешней политикой и является верховным главнокомандующим вооруженных сил, В такой республике существует жесткое разделение законодательной и исполнительной власти, их значительная самостоятельность. Парламент не может вынести правительству вотум недоверия, президент же не вправе распустить парламент.

Президент, как правило, избирается гражданами путем прямых выборов выполняет свои обязанности в течение срока, предусмотренного законодательством данной страны. Однако в случае серьезных антиконституционных действий или преступления ему может быть выражен импичмент /осуждение, обвинение/ - и досрочное отстранение от власти. В целях нормального функционирования государственного аппарата, и президент, и парламент вынуждены сотрудничать друг с другом, находить общий язык, даже в случае, если оба эти института контролируются различными партиями.

Впервые президентская республика была установлена в США и послужила затем образцом политического устройства для стран Латинской Америки, освободившихся в первой половине ХIХ века от колониального владычества Испании. В Западной Европе эта форма правления не получила распространения. В странах с длительными авторитарными традициями, прежде всего в Азии, Африке, а также на территории бывшего СССР, эта форма правления нередко превращается в "суперпрезидентскую республику". В ней почти вся реальная власть сосредотачивается у президента, который выходит из-под контроля парламента и судебных органов. В итоге он фактически обладает полудиктаторскими полномочиями.

Парламентскую республику отличает, прежде всего, то, что правительство формируется лидером победившей на парламентских выборах партии и несет ответственность за ее деятельность перед законодательным органом власти. По отношению к правительству парламент осуществляет ряд функций: одобряет путем голосования состав правительства; издает законы, принимаемые правительством к исполнению, вотирует /утверждает/ государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства; осуществляет контроль над правительством и, в случае необходимости, может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов; критикует правительственную политику представляет альтернативные варианты правительственных решений и всего политического курса.

Глава государства в парламентской республике - президент - обычно избирается законодательным собранием или, реже, на всеобщих выборах. Однако он не волен назначать правительство по своему усмотрению. Состав кабинета министров, которому принадлежит ведущее положение в системе государственной власти, определяет лидер политической партии парламентского большинства.

Парламентские республики отличаются, как правило, меньшей стабильностью по сравнению с президентскими. В них чаще происходят смены правительства и внеочередные выборы. Однако в странах с давними демократическими традициями это не сопровождается общественными потрясениями и для большинства населения часто остаются и вовсе незамеченными.

Классическим примером политического устройства парламентской республики является государственный строй Великобритании. В настоящее время форма парламентской республики явилась достоянием европейских стран. Ее приняли Австрия, Греция, Исландия, Италия, Мальта, Финляндия, ФРГ и др. За пределами Европы данная форма правления существует в Индии и Израиле.

Среди республиканских форм правления встречаются "смешанные" или полупрезидентские, сочетающие в себе признаки президентской и парламентской республик. При этой форме правления сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Полупрезидентская республика не имеет типичных черт, присущих только президентской или только парламентской форме правления. Ее главная характерная черта - двойная ответственность правительства перед президентом и перед парламентом, которые избираются независимо друг от друга. Парламент не может сместить президента, который, в свою очередь, вправе распустить парламент с обязательным условием объявления даты внеочередных парламентских выборов.

Президент в данной форме правления является главой государства и верховным главнокомандующим, представляет страну на международной арене, обладает правом отлагательного вето на решения парламента. Он без согласования с парламентом, но учитывая расклад в нем политических сил, назначает главу правительства, вместе с которым формирует кабинет министров и председательствует на его заседаниях, утверждает принятые решения и тем самым контролирует деятельность правительства. Полупрезидентская или "смешанная" форма правления существует в Ирландии, Португалии, Польше, Франции, Болгарии и некоторых других странах. Эта же форма правления сложилась и в Украине.

Большое значение для понимания природы того или иного государства имеет и его территориально-политическая организация, политико-правовой статус его составных частей и принципы взаимоотношений центральных, региональных и местных органов власти. По территориальному устройству все государства делится на простые и сложные.

Простое или унитарное (цельное, единое) государство представляет собой единую, политически однородную организацию, состоящую из административно-территориальных единиц (провинций, губерний, областей), не обладающих собственной государственностью. Оно имеет единую конституцию и гражданство. Все государственные органы, в том числе и судебные, составляют единую систему, действуют на основе единых правовых норм.

Данная форма государственного устройства исторически сложилась в странах с мононациональным населением, хотя некоторые из них, например, Испания, имеют в своем составе инонациональные образования, пользующиеся автономией, компетенции которой определяются центральной властью. Такую же особенность имеет и Украина. Представляя собой унитарное государство, она имеет на своей территории автономное образование - республику Крым, в которой имеется свой законодательный орган - Верховная Рада и исполнительный - Совет Министерства. Полномочия высшему законодательному и высшему исполнительному органам автономии делегируются Верховной Радой Украины. Она же утверждает Конституцию Автономной республики Крым.

Унитарные государства в демократических странах бывают централизованными и децентрализованными. Централизованные государства (Великобритания, Швеция, Дания и др.) предоставляют достаточно широкую самостоятельность (самоуправление) местным органам власти. Однако в них средние уровни управления не обладают значительной автономией и ориентированы на выполнение решений центра.

В децентрализованных унитарных государствах (Франция, Италия, Испания и др.) крупные регионы пользуются широкой автономией и даже имеют собственные парламенты, органы исполнительной власти, административно-управленческие структуры. Они самостоятельно решают вопросы, переданные в их ведение центральными органами.

Сложные государства - те, которые имеют в своем составе обособленные государственные образования, наделенные определенной самостоятельностью. К ним относятся империи, федерации и конфедерации.

Империи - насильственно созданные сложные государства. Они объединяли несколько подчиненных центральной власти государств или народов, принудительно интегрированных в единую систему политических, экономических, социальных и государственных взаимосвязей. Особенность этого государственного образования состояла в том, что порядок формирования и функционирования государственной власти, ее отношения с населением были разные в метрополии и колониях. Население колоний ограничивалось в политической жизни, подвергалось различным формам национального угнетения. Реакция на это - процесс становления национальных государств путем национально-освободительной борьбы колониальных народов.

Федерация - это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и двойное гражданство. Главное отличие федерации от унитарного государства состоит в том, что источником власти, субъектами государственного суверенитета выступают в ней как крупные территориальные образования (штаты, земли, кантоны), так и весь народ, состоящий из равноправных граждан.

Разграничение компетенций между федерацией и ее субъектами регулируется общегосударственной (союзной) конституцией. При этом предусматривается верховенство федеральной конституции и законов, которым должны соответствовать конституции и законы членов федерации. В компетенции федерального правительства находятся вопросы обороны, внешней политики, финансового регулирования, защиты прав и свобод человека, налоговая политика и таможенные тарифы, политика в области труда, занятости, социальной защиты населения. В ведение субъектов федерации, как правило, передается сфера культуры, образования, туризма, жилищного строительства, охраны правопорядка. В каждом конкретном федеративном образовании складываются свои принципы взаимоотношений центра и субъектов федерации, которые определяются исторической практикой государства, сложившимися нормами и традициями.

Субъекты федерации, как соучастники общегосударственного суверенитета, фактически не обладают индивидуальным суверенитетом, так как конституции федеративных государств не предоставляют им права выхода из федерации. Федеративные государства современного типа появились в конце XVIII века и показали свою жизнеспособность. Вслед за Соединенными Штатами Америки на путь федерации стали Австралия, Австрии, Аргентина, Бразилия, Индия, Канада, Мексика, Пакистан, Россия, ФРГ и другие.

Федеративное устройство государства не служит гарантией подлинной децентрализации и не устраняет многих региональных и национальных противоречий. Мирное разрешение внутренних конфликтов, достижение согласия центра и субъектов федерации, взаимный учет ими интересов друг друга возможно лишь в демократическом государстве с прочными традициями регионального и местного самоуправления.

В условиях административной централизации, где права субъектов лишь декларируются - государство часто оказывается перед лицом трудноразрешимых проблем. Особенно в этом плане уязвимы государства, построенные по национальному признаку. Наложение политического, экономического и социального кризисов на национальную проблематику привели к распаду СССР, правовому разъединению Югославии, мирному разводу Чехии и Словакии.

Конфедерация - союз суверенных государств, создаваемый для достижения каких-либо общих целей, преимущественно обороны, внешней политики, транспорта, связи, денежной и таможенной системы. Каждый член конфедерации сохраняет государственную самостоятельность и, объединяясь в добровольный союз, делегирует центру строго ограниченный круг полномочий. В данном союзном образовании верховенство принадлежит конституциям и законам государств - участников договора. В отличие от федерации, конфедеративный договор может быть расторгнут каждым из его участников в одностороннем порядке. Эта форма государственного объединения непрочна и обычно либо эволюционирует в федерацию, либо распадается.

В соответствии с подписанным 7 февраля 1992 г. Маастрихтским договором страны европейского экономического сообщества образовали Европейский союз, который имеет некоторые черты конфедерации. Вошедшие в него страны делегировали часть своих полномочий союзным органам: Совету сообщества, Европейскому Совету, Европарламенту.

В настоящее время на территории бывшего СССР сделана попытка создать Содружество Независимых Государств, координирующих свою деятельность в различных сферах. Однако такая форма государственных образований не может быть устойчивой и эффективной, поскольку не обеспечивает единство деятельности содружества, не создает властных гарантий выполнения ими своих обязательств.

Для нормального функционирования всего государственного аппарата важное значение имеет судебная власть. Только независимое правосудие призвано контролировать соблюдение конституции и законов всеми государственными и общественными учреждениями и гражданами, разрешать возникающие между ними споры, обеспечивать стабильность государственного и общественного строя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: