И каковы правила построения
Фронтальной и угловой перспективы.
- Что такое воздушная перспектива
И как изменяется цвет
под влиянием воздушной перспективы.
Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски я стремлюсь подметить,
А то, что в этих красках
Светит любовь и радость бытия,
Она повсюду разлита…
Она везде, где красота… И. Бунин
Немного об истории
- Сегодня нам понятно, что пейзаж – это, прежде всего изображение пространства. Давайте вспомним, какие способы изображения мы изучили ранее.
- В эпоху Древнего Египта фронтальная перспектива изображения никогда не создавала иллюзию объёма. Изображение переносилось на плоскость не в том виде, в котором оно предстает глазу, а в том, которое наиболее выражает ее суть.
В эпоху Возрождения в искусстве преобладал интерес к изучению реально наблюдаемого мира и личности человека. Первое письменное изложение правил перспективы появилось в 1435 г. в книге «О жизни» Леона-Баттисты Альберти, итальянского художника, архитектора, ученого и литератора. Он писал, что художник должен судить о размерах предметов, соотнося их со своими размерами, что существует неразрывная связь между наблюдаемым предметом и тем, кто его наблюдает.
А. Дюрер «Художник, рисующий кувшин» Гравюра
А. Дюрер «Художник изучает перспективные сокращения через стекло» Гравюра
- Для того чтобы научиться изображать объёмные предметы необходимо знать законы построения линейной и воздушной перспективы.
- Основной отличительной особенностью линейной перспективы (будь она прямой или обратной) является фиксированный угол зрения и наличие общей точки схода (обычно на линии горизонта).
Представим себе железную дорогу. Все знают, что рельсы лежат параллельно, а это значит, что они нигде не пересекаются.
Но если мы встанем на пути и посмотрим вдаль, то будет казаться, что с удалением от нас, рельсы сходятся ближе, ближе, пока, наконец, не сольются в одну точку.
Точку, где рельсы или края дороги соединяются, называют «точкой схода» или «точка зрения ». Эта точка всегда лежит на линии горизонта.
Слово «горизонт » всем, конечно, знакомо. Скажите, что означает понятие «линия горизонта»? (Этим словом мы называем линию, отделяющую видимое небо от видимой земли.)
Перспектива — это изображение предметов так, как их видит человеческий глаз. Перспектива нам нужна для того, чтобы изображать предметы реалистично.
Линейная перспектива – это способ представления трехмерных вещей в двухмерном изображении.
Перспективное изображение предполагает взгляд на вещи из одной неподвижной точки. Она называется точкой зрения. При ее перемене и рисунок предметов на плоскости может существенно измениться.
Основные понятия
Точку, где рельсы или края дороги соединяются, называют " точкой схода " или " точка зрения ". Эта точка всегда лежит на линии горизонта. Слово «горизонт » всем конечно, знакомо. Этим словом мы называем линию, отделяющую видимое небо от видимой земли.
Линия горизонта – это линия, которая находится на уровне наших глаз.
Линия горизонта бывает высокой и низкой, это средство выразительности. Для передачи земных далей нужна высокая точка зрения, а когда линия горизонта расположена у нижнего края картины, мы видим просторы небес.
Воздушная перспектива — кажущиеся изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменения цвета, очертаний и степени освещенности предметов, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя.
Воздушная перспектива связана с изменением тонов, потому она может называться также и тональной перспективой.
Воздушная среда, особенно если воздух наполнен дымкой или туманом, помогает передать в рисунке пространство, подчеркивает плановость в композиции. В творческой работе необходимо учитывать перспективные изменения воздушной среды, благодаря которым дальние планы кажутся светлее передних, контуры предметов расплываются, теряют четкость. Особенно это заметно в горах или на равнине, поросшей лесом.
Обычно принято говорить о планах – переднем (первом), среднем (втором) и дальнем (третьем).
Скажите, чем отличается изображение предметов на переднем плане? На среднем плане? На дальнем плане? (На переднем плане все предметы воспринимаются наиболее объёмно, их светотень и окраска наиболее контрастны. На втором – всё это несколько смягчается, на третьем – сливается в воздушной дымке.)
И.И.Левитан
«Золотая осень. Слободка»
И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»
Воздушная перспектива – это изменение предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменение цвета, очертаний и степени освещенности, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя.
Центральная линейная перспектива (фронтальная перспектива) Объекты расположены параллельно плоскости – фронтальное положение. Все параллельные линии будут сходиться в одну точку схода, расположенную на линии горизонта.
Угловая перспектива Объекты расположены под углом к плоскости –угловое положение. Все параллельные линии будут сходиться в две точки схода, расположенные на линии горизонта справа и слева.
Аполлинарий Васнецов
1856 – 1933 г.
Практическая работа. Городская улица.