«Ель рукавом мне тропинку завесила…». Анализ стихотворения А.А. Фета
Цели:
Образовательные: Продолжение ознакомленияс лирическими произведениями А.А. Фета, формирование полноты, осознанности, прочности знаний; совершенствование речевых навыков, овладение навыками анализа художественного текста.
Развивающие: Формирование интереса к предмету, мотивации к дальнейшему изучению поэтических произведений; развитие образного, логического мышления, речи, памяти, внимания, умения обобщать и систематизировать.
Воспитательные: Воспитание чувства восхищения красотой родной природы, гордости за свою Родину; культуры общения, веры в торжество добрых начал; развитие творческих способностей учащихся.
Оборудование: презентация «Детские годы А.А. Фета», аудиозапись стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…», иллюстрации учащихся по стихотворениям А.А. Фета.
В 6-м классе ученики продолжают знакомство с лирическими произведениями из сокровищницы русской литературы и более детально изучают творчество поэта Афанасия Фета.
Формирование УУД средствами учебного предмета «Литература».
Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки выполненного действия и учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные: развитие читательских умений, ориентирование в своей системе знаний, умение осуществлять анализ объектов, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять ответы на вопросы.
|
Личностные: оценивать усваиваемое содержание, формировать тип правильной читательской деятельности (продуктивного чтения), которая отражена в учебниках и тетрадях по литературе.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, владеть монологической и диалогической речью, быть готовым корректировать свою точку зрения, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Ход урока. I. Организационный момент. Приветствие учителя. Вопрос учителя: «Дома ученики выполняли задание по вариантам. 1 вариант - Подготовить сообщение о детских годах А.А. Фета; 2 вариант – Рассказать о мастерстве А.А. Фета в создании картин родной природы. Для 1 и 2 варианта общее задание: ознакомиться с анализом лирического произведения, подготовить выразительное чтение стихотворения ««Ель рукавом мне тропинку завесила…». Индивидуальное сообщение: подготовить сообщение об истории создания стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Скажите, пожалуйста, о чём же мы с вами будем сегодня на уроке беседовать? (Ученики самостоятельно называют тему урока.) Записываем в тетради по литературе. II. Основная часть. |
1. Сообщение ученика о детских годах А.А. Фета и о его мастерстве в создании картин природы во все времена года.
2. Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин) родился 29 октября (по новому стилю – 10 ноября) 1820 года. В документальной биографии его многое не совсем точно – неточна и дата рождения. Интересно, что сам Фет отмечал как день своего рождения 23 ноября.
Место рождения будущего поэта – Орловская губерния, деревня Новоселки, недалеко от города Мценска, родовое имение отца, Афанасия Неофитовича Шеншина.
Афанасий Неофитович многие годы своей жизни, начиная с семнадцати лет, провел на военной службе. Участвовал в войне с Наполеоном. За доблесть, проявленную в сражениях, награжден орденами. В 1807 году, по болезни, ушел в отставку (в звании ротмистра) и стал служить на поприще гражданском. В 1812 году он избирается на должность Мценского уездного предводителя дворянства.
Род Шеншиных принадлежал к древним дворянским родам. Но богатым отец Фета не был. Афанасий Неофитович пребывал в постоянных долгах, в постоянных домашних и семейных заботах. Может быть, это обстоятельство отчасти объясняет его сумрачность, его сдержанность и даже сухость и по отношению к жене, матери Фета, и по отношению к детям. Мать Фета, в девичестве Шарлотта Беккер, принадлежавшая по рождению к немецкой зажиточной бюргерской семье, была женщиной робкой и покорной. В домашних делах решающего участия не принимала, но воспитанием сына, по мере своих сил и возможности занималась.
Интересно и отчасти таинственна история ее замужества. Шеншин был вторым ее мужем. До 1820 года жила она в Германии, в Дармштадте, в доме отца. Видимо, уже после развода с первым мужем, Иоганном Фетом, имея на руках малолетнюю дочь, она встретилась с 44-летним Афанасием Неофитовичем Шеншиным. Тот находился в Дармштадте на излечении, познакомился с Шарлоттой Фет и увлекся ею. Кончилось все тем, что он уговорил Шарлотту бежать с ним в Россию, где они и обвенчались. В России, очень скоро по приезде, Шарлотта Фет, ставшая Шеншиной, родила сына, нареченного Афанасием Шеншиным и крещенного по православному обряду.
В детстве Фета было и грустное, и радостное. Радостного даже, пожалуй, больше чем плохого. Многие из первых учителей Фета оказались недалекими в том, что касается книжной науки. Но была другая школа – не книжная. Школа естественная, жизненная. Более всего обучали и воспитывали окружающая природа и живые впечатления бытия, воспитывал весь уклад крестьянского, сельского быта. Это, безусловно, важнее книжной грамоты. Больше всего воспитывало общение с дворовыми, простыми людьми, крестьянами. Один из них – Илья Афанасьевич. Он служил камердинером у отца Фета. С детьми Илья Афанасьевич держался с достоинством и важностью, он любил наставлять их. Также воспитателями будущего поэта явились и обитатели девичьих – горничные. Девичьи для юного Фета – это самые последние новости, чарующие предания и сказки. Мастерицею рассказывать сказки была горничная Прасковья.
Первым учителем русской грамоты, по выбору матери, стал для Фета отменный повар, но далеко не отличный педагог мужик Афанасий. Афанасий скоро научил мальчика буквам русского алфавита. Вторым учителем был семинарист Петр Степанович, человек, видимо, способный, решивший учить Фета правилам русской грамматики, но так и не научивший его читать. После того как Фет лишился учителя-семинариста, его отдали на полное попечение старика-дворового Филиппа Агафоновича, занимавшего при деде Фета должность парикмахера. Будучи сам неграмотным, Филипп Агафонович ничему научить мальчика не мог, не при этом заставлял его упражняться в чтении, предлагая читать молитвы. Когда Фету пошел уже десятый год, для него наняли нового учителя-семинариста, Василия Васильевича. Для пользы в воспитании и обучении, для возбуждения духа соревнования решено было учить вместе с Фетом также и приказчикова сына Митьку Федорова. В близком общении с крестьянским сыном Фет обогатился живым знанием жизни. Можно считать, что большая жизнь поэта Фета, как и многих других русских поэтов и прозаиков, началась со знакомства с произведениями А.С. Пушкина. Стихи Пушкина заронили в душу Фета любовь к поэзии. Они зажгли в нем поэтический светильник, пробудили первые поэтические порывы, дали почувствовать радость высокого рифмованного, ритмического слова.
3. Учитель.Развитие ассоциативного мышления. Вопросы: Когда мы говорим о поэтическом произведении и произносим слово «природа», что мы первым делом вспоминаем? Что мы представляем, когда говорим «весна, лето, осень, зима»? Запишите в тетрадь свои ассоциации с каждым временем года. А теперь давайте сравним записи. Какие можно сделать выводы?
(Зима, весна, лето и осень в поэзии означают большее, чем времена года. Они обрели устойчивые образы, связанные с осенней грустью, печалью и, напротив, с радостью, весельем, связанным с весенним пробуждением жизненных сил. Природа – не просто фон, на котором проходит жизнь человека, это часть его души).
А теперь переходим непосредственно к работе по анализу стихотворения.
Сообщение ученика: Последний период творчества Афанасия Фета неразрывно связан с именем Марии Лазич – польской красавицы, в которую поэт был когда-то влюблен. Он не пожелал связывать свою жизнь с этой девушкой из разорившейся семьи и предпочел разорвать с ней отношения, о чем потом горько сожалел. Ситуация усугублялась тем, что вскоре Мария Лазич погибла на пожаре, и Афанасий Фет винил себя в ее смерти. Если ранние стихи этого поэта были пронизаны легкостью бытия и наивной восторженностью, то после гибели Марии Лазич ее образ стал незримо присутствовать практически в каждом произведении того автора. Стихотворение «Если ель рукавом мне тропинку завесила…» написанное в 1891 году, в этом отношении не является исключением. Оно появилось на свет уже после того, как был написан целый цикл покаянных произведений, посвященных возлюбленной. Фет в полной мере вкусил горечь этой потери и, по утверждению очевидцев, даже повредился в рассудке на почве горя. Однако никто, включая законную супругу поэта, до самой его смерти не мог разгадать тайну его довольно странного поведения, ведь стихи, посвященные Марии Лазич, Фет отказывался публиковать.
Чтение стихотворения несколькими учениками выразительно.
Использование плана анализа лирического произведения.
![]() |
|
|