Игры и рекомендации по формированию
Воздушной струи.
Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, страдают недостатками звукопроизношения, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз, тем самым нарушается плавность звучания речи, произнесение окончаний слов и предложений.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, оно влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
Основным направлением логопедической коррекции в процессе преодоления нарушений звукопроизношения является формирование целенаправленной воздушной струи, без чего невозможно достигнуть желаемого результата.
Данные дыхательные упражнения, направленные на формирование целенаправленной воздушной струи, помогают выработать силу и правильное распределение выдоха.
Игры и упражнения для формирования воздушной струи.
ü «Футбол» - задувать на выдохе кусочек ватки – «мяч» через трубочку для коктейля в «ворота».
ü «Живые предметы» - дуть на карандаш, лежащий на столе, добиваясь катания карандаша по столу.
ü «Буря в стакане воды» - дуть на выдохе через трубочку для коктейля на воду, добиваясь бурления воды.
ü «Задуй горящую свечу» - губы округлены, вытянуты. На выдохе задувать горящую свечу, чтобы она потухла.
ü «Бабочка» / "Снегопад"- на выдохе дуть бумажную бабочку/снежинки на нитке, на уровне лица ребёнка, чтобы она/они «полетела».
ü «Вертушка» - длительно дуть на выдохе на вертушку.
ü «Кто сильнее?» - надувание воздушных шаров.
ü «Листопад» - на выдохе сдувать листики, вырезанные из бумаги или натуральные, держа ладонь с предметами на уровне рта, добиваясь «листопада».
ü «Волшебная сказка» - можно измазать шарик краской, положить на ватман и рисовать им, поддувая из трубочки.
ü «Фокус» - рот открыт, губы в улыбке, язык высунут в форме «чашечки», удерживая язык в таком положении сдувать ватный шарик с кончика носа.
ü «Мыльные пузыри» - дуть на мыльные пузыри, чем дольше ребенок дует, тем больше пузырей, контролируя силу выдоха .
Рекомендации по выполнению игр и упражнений по формированию воздушной струи:
ü выполнять упражнения для развития дыхания необходимо только в хорошо проветриваемом помещении;
ü одежда ребенка не должна стеснять движений, не выполнять упражнения на полный желудок;
ü при выполнении упражнений ребенок делает вдох обязательно через нос, плечи не должны подниматься;
ü выдох должен быть плавным, легким, длительным, без напряжения;
ü нельзя надувать щеки, если у ребенка не получается, на первых этапах, можно придерживать щеки руками и выполнять упражнение перед зеркалом;
ü кратковременность упражнений (от 30 секунд до 1,5 минут). Интенсивное дутьё проводиться не более 5 раз за 1 приём, в течение нескольких секунд;
Гипервентиляция лёгких ведёт к обильному снабжению коры головного мозга кислородом, вследствие чего может возникнуть головокружение.
ü время выполнения упражнений не должно превышать
10 – 15 мин. Без фанатизма!