Цели:
Образовательная: учащиеся должны знать дату начала книгопечатания в России; важнейшие достижения русской культуры в период Раннего Нового времени (книгопечатание, открытие Славяно-греко-латинской академии, Академии Наук, Московского университета, памятники архитектуры, скульптуры и изобразительного искусства, театр); новые стили в развитии литературы, искусства, архитектуры;
Развивающая: учащиеся должны уметьдавать оценку важнейшим достижениям русской культуры в период Раннего Нового времени; различать художественные стили;
Воспитательная: содействовать формированию эстетического вкуса, чувства прекрасного, интереса к произведениям культуры.
Тип урока: комбинированный.
Понятия и термины: шатровый стиль, барокко, классицизм, «Домострой», ассамблеи, «хоромы», типография, парсуны, Славяно-греко-латинская академия, Академия наук, Московский университет.
Персоналии: Иван Федоров, Петр Мстиславец, Денис Фонвизин, Александр Радищев, Михаил Ломоносов, Бартоломео Растрелли, Василий Баженов, Симон Ушаков, Федор Волков.
Даты исторических событий: появление русского книгопечатания - 1 марта 1564 г.; в 1687 г. в Москве открылось первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия; В 1724 г. в Санкт-Петербурге была основана Академия наук; открытие в 1755 г. Московского университета.
Средства обучения: учебное пособие для 7 класса «Всемирная история Нового времени, XVI – XVIII вв. / под ред. В.С. Кошелева; карточки, презентация.
Ход урока:
№ | Основные этапы урока | Содержание урока | Методы и приемы |
1. | Оргмомент | Проверить присутствующих в классе учащихся | |
2. | Проверка выполнения учащимися домашнего задания | Проверочный тест Тест по теме «Эпоха Петра I» 2 вариант 1. Когда была создана Табель о рангах? 1) в первой четверти XVIII в. 2) во второй половине XVIII в. 3) в первой половине XIX в. 4) во второй половине XIX в. 2.В каком году был основан г. Санкт-Петербург? 1) 1703 г. 2) 1710 г. 3) 1715 г. 4) 1723 г. 3.Россия стала называться Российской империей с 1) 1709 г. 2) 1714 г. 3) 1721 г. 4) 1725 г. 5.Как назывались сформированные в первой четверти XVIII в. центральные учреждения, ведавшие отдельными отраслями государственного управления? 1) ассамблеи 2) приказы 3) министерства 4) коллегии 6.Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов: 1) Полтавская битва 2) Великое посольство 3) поражение русской армии под Нарвой 4) заключение Ништадтского мира 7.Какие реформы государственного управления были проведены в годы правления Петра I? Найдите в приведённом ниже списке две реформы и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) отмена местничества 2) создание коллегий 3) упразднение губерний 4) учреждение Сената 5) отделение церкви от государства 8. Запишите слово, пропущенное в схеме. Рассмотрите схему и выполните задания 9-10 9.Напишите название войны, события которой обозначены на данной схеме. Ответ____________ 10. Напишите имя российского монарха, в годы правления которого шла война, события которой обозначены на данной схеме. Ответ____________ Правление Екатерины II 1. Политику императрицы Екатерины II называют 1) республиканской 2) просвещённым абсолютизмом 3) абсолютизмом 4) сословно-представительной монархией 2. Рассмотрите изображение и ответьте на вопрос. Какому историческому событию посвящена данная картина? 1) суд над Н. И. Новиковым 2) казнь Е. И. Пугачёва 3) суд над А. Н. Радищевым 4) убийство Петра III 3. Что из перечисленного ниже относится к деятельности Екатерины II? 1) расширение привилегий дворянства 2) уравнение в правах купечества и дворянства 3) предоставление автономии Запорожью и казачеству 4) запрет телесных наказаний для всех сословий 4. Система государственного устройства, при которой существует главенство монарха и его подчинение законам, — это 1) абсолютизм 2) просвещённый абсолютизм 3) сословно-представительная монархия 4) деспотия 5. Укажите положение «Жалованной грамоты дворянству» 1785 г. 1) создание совестных судов 2) введение должности капитана-исправника 3) создание дворянского самоуправления 4) разрешение горожанам открывать типографии 6. Основной отраслью экономики Российской империи во второй половине XVIII в. была(-о) 1) промышленность 2) торговля 3) сельское хозяйство 4) ремесло 7. Как называлась форма эксплуатации крестьян, при которой они должны были работать на поле хозяина? 1) оброк 2) месячина 3) барщина 4) выкуп 8. Как назывались бумажные деньги, которые стали выпускать в Российской империи в правление Екатерины II? 1) облигации 2) билеты 3) ассигнации 4) операции 9. Через порты каких морей Россия вела в основном внешнюю торговлю во второй половине XVIII в.? 1) Каспийского и Японского 2) Чёрного и Жёлтого 3) Белого и Балтийского 4) Балтийского и Чёрного 10. Назовите одну из причин, по которой в годы правления Екатерины II выросло дворянское землевладение. 1) купцы становились землевладельцами, выкупая земли и покупая дворянские титулы 2) крестьяне могли дослужиться до дворянского звания и охотно скупали землю 3) крепостное право позволяло крестьянам становиться хозяевами земли в случае неэффективного управления дворян своими землями 4) за годы правления Екатерины II было роздано дворянам более 50 млн га земли Тест по теме «Эпоха Петра I» 1 вариант 1. В каком году состоялась Полтавская битва? 1) 1701 г. 2) 1709 г. 3) 1719 г. 4) 1720 г. 2. 1700, 1709, 1714 гг. относятся к событиям 1) Семилетней войны 2) городских восстаний 3) Северной войны 4) Русско-турецких войн 3. В каком году был подписан Ништадтский мирный договор? 1) в 1721 г. 2) в 1774 г. 3) в 1809 г. 4) в 1855 г 4. В результате проведения военной реформы в первой четверти XVIII в. комплектование войска стало осуществляться на основе 1) набора стрелецкого войска 2) набора рекрутов 3) создания наёмной армии 4) всеобщего обязательного призыва на военную службу 5. Продвижение по службе согласно принятой Петром I «Табели о рангах» зависело от 1) личных заслуг 2) знатности рода 3) чинов предков 4) размеров поместий 6. Что из названного было причиной Северной войны 1700−1721 гг.? 1) стремление России участвовать в разделах Польши 2) необходимость получения выхода России к Балтийскому морю 3) стремление укрепить позиции России на Белом море 4) угроза со стороны растущего военного могущества Турции 7. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов: 1) Полтавская битва 2) Великое посольство 3) поражение русской армии под Нарвой 4) заключение Ништадтского мира 8) Даты царствования Петра I: А) 1672-1725 Б) 1675-1724 В) 1682-1725 Г) нет правильногоответа 9. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям, явлениям периода правления Петра I.Найдите и запишите порядковый номер термина (названия), «выпадающего» из данного ряда. 1) рекруты 2) «вольные хлебопашцы» 3) Духовная коллегия 4) сенат 10.Что относится к военным преобразованиям Петра I 1) учреждение Сената 2) строительство флота 3) введение нового летосчисления 4) принятие «Табели о рангах» Правление Екатерины II Начало формы 1.Укажите хронологические рамки правления Екатерины II 1761-1762 1740-1750 1762-1796 2.Что из перечисленного ниже относится к деятельности Екатерины II? расширение привилегий дворянства уравнение в правах бояр и дворянства завоевание выхода к Балтийскому морю отмена крепостного права 3.Привилегии дворянскому сословию были закреплены в: Табеле о рангах Жалованной грамоте дворянству Соборном уложении Судебнике 4.Укажите главную причину крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева: усиление крепостничества стремление крестьян к получению власти создание регулярной армии и рекрутские наборы начало закрепощения крестьян 5.Екатерина 2 поддерживала идеи Просвещения и переписывалась с Вольтером Верное утверждение Неверное утверждение 6.При Екатерине 2 русская армия проиграла войну с Турцией Верное утверждение Неверное утверждение 7.Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева проходила в: 1763—1765 гг 1771—1774 гг 1773—1775 гг 1783—1786 гг 8.Что из названного относится к достижениям внешней политики Екатерины II? вхождение в состав Российской империи Финляндии вхождение в состав Российской империи Царства Польского получение Россией выхода к Чёрному морю получение Россией выхода к Балтийскому морю 9.В результате разделов Речи Посполитой Россия приобрела территории: Поволжья и Западной Сибири Левобережной Украины и Крыма Беларуси, Литвы и Правобережной Украины 10.Положение, когда решающую роль в возведении на престол правителя решала гвардия, называется: Бунт государственный переворот дворцовый переворот революцияКонец формы | Письменный опрос учащихся |
3. | Изучение нового материала | План урока 1. Устное народное творчество. 2. Развитие книгопечатания. 3. Развитие литературы. 4. Развитие образования и науки. 5. Архитектура. 6. Изобразительное искусство и театр. 7. Перемены в быту. 1. Вспомните определение понятия фольклор и какие формы устного народного творчества вы знаете? (Фольклор - устное словесное и музыкальное народное творчество). Фольклор 16-17 веков жил традиционными формами и использовал выработанные ранее художественные средства. Памятки письменности, дошедшие до нас от 16 века, свидетельствуют о том, что обряды, в которых сохранилось немало следов язычества, повсеместно бытовали на Руси, что былины, сказки, пословицы, песни были основными формами словесного искусства. Памятники письменности 16-17 веков упоминают скомороховкак людей, забавляющих народ, потешников. Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Обратите внимание на изображение учебного пособия на стр. 178, что вы видите в первую очередь, когда рассматриваете иллюстрацию? Какие музыкальные инструменты вам знакомы? Они принимали участие в свадьбах, выполняли роль дружек, участвовали в похоронах, особенно в заключительных весельях, рассказывали сказки и пели песни, давали шуточные представления. Были популярны сказки. От них сохранилось мало материалов, которые бы позволяли узнать сказочный репертуар того времени. Можно лишь сказать, что он включал в себя волшебные сказки. Стала обновляться тематика произведений фольклора, в качестве героев в них вошли новые социальные типы и исторические лица. Вошел в сказки и образ Ивана Грозного. В одной сказке Грозный обрисован как проницательный правитель, близкий к народу, но суровый по отношению к боярам. За подаренные ему репу и лапти царь хорошо заплатил крестьянину, но когда дворянин хотел тоже разбогатеть и подарил царю хорошего коня, царь разгадал злой умысел и отдарил его не большим поместьем, а репой, которую получил от крестьянина. Судя по этой сказке, какой можно сделать вывод о характере Ивана Грозного? Вообще, судя по сказкам, к народу Иван Васильевич относился с теплотой, а бояр всяких да дворян не особо жаловал. Вероятно, потому что они во всем искали личной выгоды, не государевой. Хотя справедливости ради стоит отметить, что в сказках не все дворяне и бояре получают по заслугам, а за ослушание иногда достается от царя простым людям. К примеру, тех бояр, которые выдерживали удар в ногу острым посохом, Грозный приближал к себе. А жителей Вологды, которые не вовремя доставили ему меховой колпак, царь обложил пеней. Другим жанром, широко бытовавшем в устной и письменной речи в 16-17 веках, была пословица. Она была жанром, наиболее живо откликавшимся на исторические события и социальные процессы. Время Ивана Грозного и его борьба с боярством получили в последствии часто сатирическое отражение, ирония их была направлена против бояр: «Времена шатки - береги шапки», «Царские милости в боярское решето сеются», «Царь гладит, а бояре скребут». Объясните, как вы понимаете данные пословицы и с каким событием в истории России связаны данные пословицы? Дают пословицы оценку и бытовым явлениям, в частности положению женщины в семье, власти родителей над детьми. Но создавались и пословицы, в которых воплощается народный жизненный опыт: «На жене дом держится». Важные изменения произошли и в былинах. Так, в период борьбы с Казанским и Астраханским царствами былины о битвах с татарами получают новое звучание в связи с подъемом патриотических настроений. Иногда былины осовременивались. Калин-царь заменяется Мамаем, а вместо князя Владимира появляется Иван Грозный. Борьба с татарами живила былинный эпос. Он впитывает в себя новые исторические события, включает героев. В 17 веке в фольклоре появляется направление сатиры. В произведених данного жанра народ старался максимально точно выразить свое отношение к настоящему. К ним относятся: «Азбука о голом и небогатом человеке», «Служба кабаку» — высмеивание духовенства, повесть о “Шемякином суде” — высмеивание справедливости судей. 2. Вспомните, кто является первопечатником на территории Беларуси? В Восточной Европе первая печатная книга вышла в 1468 году в Чехии. Позднее, к концу XV века, книгопечатание организовалось в Польше, в типографии Фиоля города Кракова. А в начале XVI в. (1517 г.) в Праге увидела свет Библия Франциска Скорины. В 1525 г. в Вильно, куда переехал Франциск Скорина, вышла первая книга на белорусском. Эти обстоятельства повлияли на зарождение данного ремесла в средневековой Руси. Предпосылки книгопечатания в России В свете того, что католический мир обрел первые печатные книги, король Дании Христиан III направил послов с письмом в Москву, к молодому Ивану Грозному. Произошло это в 1552 году. Король склонял Ивана IV к принятию католической веры и насаждению ее на русских землях. С этой целью Христиан III предлагал выпустить несколько тысяч печатных Библий и церковных книг на русском языке. Царь отверг предложение датчан и приказал развивать на Руси, в Москве, собственное книгопечатное дело за счет государственных средств. Так было положено начало книгопечатанию в России. Сторонники печатного дела в России Московская знать и деятели культуры XVI века после царского указа разделились во мнениях на два лагеря. В числе тех, кто одобрял книгопечатание, был митрополит Макарий. Церковь испытывала потребность в большом количестве божественных книг, которую не могла удовлетворить даже армия переписчиков. Покоренное и присоединенное к России Казанское ханство нуждалось в православных проповедниках. Книги были нужны церкви огромными тиражами. И удовлетворить этот спрос могло только развитие книгопечатания в России. Переписчики были не в состоянии охватить такие масштабы. К тому же книги, переписанные вручную, зачастую содержали описки, дописанные фрагменты текста и неверное изложение первоисточников. А кто же являлся противником книгопечатания? Дьякон, столяр и переплетчик из рода Шренява Организовать процесс изготовления специального станка и затем печатных книг доверили Николо-Гостуновскому дьякону кремлевской церкви Федорову Ивану. О том, в каком году и в каком веке появилось книгопечатание на Руси, можно прочесть в первом точно датированном печатном издании. Московский печатный двор: издание первой печатной книги в России В сооружении первой типографии приняли участие Иван Федоров и Петр Мстиславец из Мстиславля. В районе Кремля, на улице Никольской, специально выстроили здание под типографию. Для процесса требовался станок и литые литеры. Деньги на строительство и дальнейшие печатные эксперименты выделялись из государственной казны. В то время как в Европе становление книгопечатания происходило на средства частных меценатов. «Апостол» Ивана Федорова Первая печатная книга в России увидела свет 1 марта 1564 года. Книга называлась «Апостол». На ее издание ушел целый год. Таким образом, Федорову удалось освоить новое ремесло и вывести русское книгопечатание на достойный уровень, о чем сохранились воспоминания итальянского купца Барбарини, посетившего первую русскую типографию. Барбарини впоследствии писал с удивлением о том, что русские всего лишь год, как основали Московский печатный двор, однако книги там печатаются с небывалой ловкостью. На основании иллюстрации (с.179) сделайте вывод об отношении людей того времени к книгам. 3. Русская литература XVI в. в основном носила религиозный характер. ВXVII в. произошел переход от религиозной тематики к светской. Писателей XVII в. гораздо сильнее, чем раньше, привлекает сфера быта, повседневная жизнь людей. На первый план выступает простой человек. В центре литературной жизни стоят бытовые повести. Создателями их были крестьяне, ремесленники, мелкое духовенство, торговцы. Для произведений этой литературы характерна живая связь с фольклором. "Повесть о Ерше Ершовиче" описывает под видом судебного спора Ерша с Лещом земельные тяжбы XVII в.: "Повесть о Шемякином суде" изображает взяточничество судей. XVIII столетие – это век просвещения в Европе и в России. За одно столетие русская литература проходит в своём развитии огромный путь. Идеологическая основа и предпосылки этого развития были подготовлены экономическими, политическими и культурными реформами Петра Первого. Благодаря деятельности сподвижника Петра I Феофана Прокоповича, поэтов Антиоха Кантемира и Василия Тредиаковского, учёного-энциклопедиста Михаила Ломоносова создаются труды по теории и истории мировой литературы, переводятся иностранные произведения, реформируется русское стихосложение. Какие жанры литературы вы знаете? Во второй половине XVIII века в русской литературе господствовали следующие жанры: Драма: комедия и трагедия; Проза: сентиментальная повесть, сентиментальное путешествие и др.; Стихотворные формы: героические и эпические поэмы, оды, различные малые лирические формы. Какие же писатели творили в XVIII веке, формируя русскую литературную традицию, помимо уже упомянутых Тредиаковского и Ломоносова? Значительное место в русской литературе занимает творчество Гавриила Романовича Державина, государственного деятеля и тайного советника. Как и несколько других авторов, он является одним из основоположников русской классической литературы. Главным объектом изучение для Державина является человек, во многих своих одах он ставит философский вопрос смысла жизни. Предназначение поэта Державин видел в том, чтобы прославлять великие поступки и порицать дурные. Не менее значительным для русской литературы XVIII века является имя Дениса Ивановича Фонвизина, автор пьес, являющихся классическими образцами комедий. Юмор Фонвизина, как и юмор многих писателей XVIII века, был острым, жалящим, направленным на обличение пороков общества. Как вы думаете, является ли актуальным поведение главных героев пьесы в наше время? Ещё одним выдающимся деятелем литературы XVIII века является Александр Николаевич Радищев. Он не только писал художественные произведения, но и активно участвовал в деятельности сатирических журналов. Его произведение «Путешествие из Петербурга в Москву», открыто критикующее власть, прошло в печать из-за ошибки цензора, посчитавшего, что перед ним простой путеводитель. «Путешествие из Петербурга в Москву» можно назвать причиной того, что в конце века была урезана свобода слова. Екатерина II объявила писателя «бунтовщиком хуже Пугачева», книгу приговорила к сожжению, а писателя сослала в Сибирь. Большое влияние на русскую литературу оказал также историк и литератор Николай Михайлович Карамзин. Активно занимаясь созданием русского литературного языка, Карамзин провёл реформу, сильно повлиявшую на его развитие. Существенную роль в развитии литературы начинает играть журналистика. До 18 века в России не было ни газет, ни журналов. Первую русскую газету под названием «Ведомости» в 1703 году выпустил Пётр Первый. Во второй половине века появляются и литературные журналы: «Всякая всячина» (издатель – Екатерина Вторая), «Трутень», «Живописец» (издатель Н.И. Новиков), «Адская почта» (издатель Ф.А. Эмин). В целом 18 век – это эпоха стремительного становления русской литературы, эпоха всеобщего просвещения и культа науки. В 18 веке был заложен тот фундамент, который предопределил начало в 19 столетии «золотого века» русской литературы. 4. В ХVI—XVII вв. образование в России выходит на новый уровень развития. В этот период закладывается фундамент новой школы, которая войдет в историю как школа эпохи Просвещения. Во второй половине XVII века в Москве открываются греко-латинские школы. Как правило, они создавались при монастырях по инициативе просвещенных людей. Так, при Спасском монастыре по инициативе Симеона Полоцкого (1629-1680) в 60-е гг. XVII в. была организована школа повышенного типа. Поскольку существовала потребность в людях, знающих языки, при Приказе тайных дел, Посольском приказе, Печатном дворе открывались греческие школы, училища переводчиков. Одним из просветительских и научных центров восточно-славянских народов стала созданная по инициативе киевского митрополита Петра Могилы Киево-Могилянская академия (1632). В 1687 г. в Москве было создано первое в России высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия. Инициатором ее открытия был известный просветитель Симеон Полоцкий. Российская традиция становления высшего образования обладала своей спецификой, которая проявилась в соединении духовной и светской ориентации. Согласно уставу, академия должна была готовить православных священников, государственных служащих, преподавателей. Однако только одна четверть учащихся получала подготовку, необходимую для принятия сана. XVIII в., вошедший в историю как век Просвещения, имел особое значение для России. В это время предпринимается попытка создания государственной системы образования, открываются светские учебные заведения. В эпоху Петра I ставка была сделана на создание профессиональных школ, которые готовили к конкретному виду деятельности. В начале XVIII в. в стране появляются первые государственные школы, имеющие практическую направленность: математических и навигационных наук (1701); пушкарская (1701); хирургическая (1707); инженерная (1712); артиллерийская (1712); горные при заводах (1719, 1721). В 1725 г. в Петербурге учреждается Академия наук. В 1755 г. был открыт Университет в Москве в составе трех факультетов (философский, юридический, медицинский). Московский университет отступил от западноевропейской традиции: в его структуре отсутствовал богословский факультет. Университет отличался редким по тому времени демократизмом: правом Поступления обладали представители всех сословий (кроме крепостных крестьян); большинство профессоров не были дворянами; ректор и деканы избирались, книги, одобренные Советом профессоров, освобождались от цензуры. Во второй четверти XVIII в. процесс реформирования образования шел крайне противоречиво. Открываются новые учебные заведения. Поскольку Россия постоянно вела войны, потребность в подготовке офицеров для армии и флота была велика. Первые военные учебные заведения появляются в стране в первой половине XVIII в. В 1732 г. в Петербурге по инициативе фельдмаршала Б.К. Миниха создается первый в стране кадетский корпус. В эпоху правления Екатерины II предпринимается попытка создания государственной системы образования. План создания в России государственной системы образования Екатерина II поручила И.И. Бецкому (1704—1795). В 60 — 70 гг. XVIII в. в Москве и Петербурге создается система закрытых учебно-воспитательных учреждений сословного характера для детей от 5—6 до 17—20 лет. Особое внимание И.И. Бецкой отводил женскому образованию. Он способствовал открытию первого женского воспитательно-образовательного учреждения — Смольного института благородных девиц. Одним из выдающихся русских ученых стал Михаил Васильевич Ломоносов. 5. Архитектура Русского царства (XVI век) Проанализируйте схему на стр. 182. Какие стили преобладали в ХVI-XVIII вв.? Принятие Иваном Грозным титула «царя» и превращение России в царство было очередным этапом развития русского государства и русской архитектуры в том числе. В архитектуре данного периода продолжаются прошлые традиции, при этом в каменную архитектуру из деревянной проникает форма «шатра», что является заметным отличием в архитектуре нового периода. Самым известным памятником архитектуры данного периода является Храм Василия Блаженного, строительство которого продолжалось в 1554—1560 годах. Храм Василия Блаженного, или Покровский Собор, был построен по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани, автором проекта, по одной из версий, стал псковский зодчий Постник Яковлев. Памятник является одним из самых узнаваемых символов Москвы и России. Другим известным памятником данного периода является Церковь Вознесения в Коломенском, являющаяся первым каменным шатровым храмом в России. Возведена в Коломенском в 1528—1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Ганнибалом, по русским летописям Петром Фрязином или Петроком Малым)[4] на правом берегу Москвы-реки. Русское барокко Основание Санкт-Петербурга дало мощный толчок к развитию архитектуры России, с деятельностью Петра I начинается новый этап в развитии русского барокко — петровское барокко. Это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры. Тем не менее лишь первые памятники архитектуры данного периода, такие как Петропавловский собор в Петербурге, практически избежали русского влияния. Архитектуре петровского времени свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов. В эпоху правления Елизаветы Петровны в России получает развитие новое направление в русском барокко — елизаветинское барокко. Его появление чаще всего связывают с именем выдающегося архитектора Франческо Бартоломео Растрелли. Отличие данного стиля от петровского заключается в его тесной связи с традициями московского барокко. Растрелли спроектировал величественные дворцовые комплексы в Петербурге и его окрестностях — Зимний дворец, Екатерининский дворец, Петергоф. Архитектору свойственны исполинские масштабы построек, пышность декоративного убранства, двух-трёхцветный окрас фасадов с применением золота. Классицизм В 1760-х годах на смену барокко в русской архитектуре постепенно приходит классицизм. Яркими центрами русского классицизма стали Санкт-Петербург и Москва. В Петербурге классицизм сложился как завершённый вариант стиля в 1780-х годах, его мастерами были Иван Егорович Старов и Джакомо Кваренги. Таврический дворец работыСтарова является одним из наиболее типичных классицистических зданий Петербурга. Среди работ Старова также известны Троицкий собор Александро-Невской лавры (1778—1786), Князь-Владимирский собор и др. В начале XIX века в классицизме происходят существенные изменения, появляется стиль ампир. Одним из лучших произведений Воронихина является Казанский собор в Петербурге (1801—1811). Могучие колоннады собора охватывают полуовалом площадь, открытую на Невский проспект. Крупнейшими московскими архитекторами второй половины XVIII века принято считать Василия Ивановича Баженова и Матвея Фёдоровича Казакова, сформировавших архитектурный облик Москвы того времени. Одним из самых известных классицистических зданий Москвы считается Дом Пашкова (1774—1776), предположительно построенный по проекту Баженова. В начале XIX века в московской архитектуре также начинает преобладать ампир. 6. В изобразительном искусстве в XVI—XVII вв. по-прежнему господствовала религиозная живопись — иконопись. Последним великим иконописцем допетровской Руси был Симон Ушаков. В религиозных произведениях он стремился изображать «живство» — живые человеческие черты. Новым явлением в русском искусстве XVII в. стали портреты, или, как их тогда называли, парсуны (от слова «персона»). Создавая парсуны, художник прибегал к привычным для него приемам иконописи, но старался изобразить живого человека. Небывалого расцвета русская портретная живопись достигла в XVIII в. Наиболее интересным явлением в искусстве петровской эпохи стал портрет. У истоков портретной живописи нового времени стоит И. Н. Никитин (ок. 1680 – 1742 гг.). И. Н. Никитин ярко воплощает силу человеческих возможностей, открытых петровской эпохой. Крупнейший реформатор русской живописи, он разделяет с ним триумфы, а под конец – трагические невзгоды. Используя общеевропейский опыт, русский художник реализует свои собственные представления о мире, красоте и индивидуальных особенностях модели. К кисти этого великого художника принадлежат такие произведения, как портрет цесаревны Анны Петровны и царевны Прасковьи Иоанновны (предположительно 1714 г.). Со смертью Петра трагично закончилась и жизнь самого художника – он был судим по ложному обвинению и сослан в Тобольск. Живопись последних десятилетий XVIII века отличается значительным разнообразием и полнотой. В первую очередь, это обусловлено основанием Академии художеств. Творчество Ф. С. Рокотова (1735-1808) составляет одну из самых обаятельных страниц русской культуры. Уже в довольно зрелом возрасте он был принят в Академию художеств. Его ранние произведения – портреты Г. Г. Орлова (1762-1763 гг.), Е. Б. Юсуповой (1756-1761 гг.) свидетельствуют о его причастности к культуре рококо. Признаки этого стиля есть и в коронационном портрете Екатерины II (1763 г.), ставшей образцом для изображения весьма взыскательной императрицы. Современником Рокотова был Д. Г. Левицкий (1735-1822 гг.). Около 20 лет Левицкий возглавлял портретный класс Академии художеств и не только участвовал в воспитании целой школы русских портретистов, но задавал тон и уровень высокой репутации портретного искусства в России. Сфера его живописи шире, чем рокотовская. Ему одинаково хорошо удавались и камерные портреты, и парадное изображение в рост. Неудивительно, что круг его заказчиков весьма обширен. Это и богач Демидов, чью картину он нарисовал в 1773 г., и светская красавица Урсула Мнишек (1782 г.), и итальянская актриса Анна Давиа-Бернуци (1782 г.). Важное место в творчестве Левицкого занимает работа над портретом Екатерины II. В. Л. Боровиковский (1757-1825 гг.) как бы замыкает плеяду крупнейших русских портретистов XVIII века. Довольно быстро при поддержке друзей, знакомых и пользовавшегося успехом при дворе австрийского живописца И. Б. Лампи, Боровиковский становится популярным среди широкого круга петербургского дворянства. Художник портретирует целые семейные “кланы” — Лопухиных, Толстых, Арсеньевых, Гагариных, Безбородко, распространявших его известность по родственным каналам. К этому периоду его жизни относятся портреты Екатерины II, ее многочисленных внуков, министра финансов А. И. Васильева и его жены. Преобладающее место в творчестве Боровиковского занимают камерные портреты. Герои Боровиковского обычно бездеятельны, большинство моделей пребывает в упоении собственной чувствительностью. Это выражают и портрет М. И. Лопухиной (1797 г.). Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что на протяжении всего XVIII века русское искусство живописи прошло большой путь становления по законам нового времени. Потребности эпохи получили отражение в преимущественном развитии светской живописи – портрета, пейзажа, исторического и бытового жанров. В России до начала XVIII в. не было общедоступного театра. Создание первого профессионального публичного театра в Петербурге связано с именем купеческого сына Федора Волкова. Его называют «отцом русского театра». В это же время вельможи и богатые помещики организовывали свои частные театры, набирая в группы одаренных крепостных. Так возник крепостной театр. 7. Перемены в быту. О том, как жили люди в XVI в., можно узнать из книги того времени под названием «Домострой». В ней давались наставления по ведению дома и хозяйства, «как жить православным в миру с женами и детьми», как вести себя в гостях. Быт крестьян и посадских людей существенно отличался от быта знатных и богатых слоев русского общества. Для жилья знатных и зажиточных людей строились просторные дома — «хоромы» с многочисленными помещениями. Россия и других городах стали появляться каменные двух- и даже трехэтажные дома. Опишите жилище боярина. В чем вы видите основные отличия быта крестьян от быта бояр? В XVIII в. в бытовом укладе произошли существенные перемены. Особенно важным было введение нового календаря. С 1700 г. Новый год стал начинаться 1 января (вместо 1 сентября). Новое летосчисление теперь велось «от Рождества Христова»— то есть так, как было принято во всех европейских странах. Для дворянства и верхов городского населения вводились новые формы общения — ассамблеи (общественные собрания). Они устраивались в зимнее время поочередно у знатных лиц. Здесь танцевали, вели беседу, играли в шашки, шахматы. При преемниках Петра I ассамблеи превратились в балы. Таким образом, в развитии русской культуры XVI—XVIII вв. можно выделить два больших периода, разделенных эпохой правления Петра Великого. В допетровский период русская культура развивалась главным образом на собственной основе и была близка и понятна широчайшим слоям населения. В послепетровский период она испытала значительное влияние западноевропейской культуры. | Устный опрос Объяснение новой темы Беседа с учащимися Работа с иллюстрацией Объяснение нового материала Рассуждение учащихся Актуализация знаний Рассказ учителя Эвристическая беседа Анализ иллюстрации Беседа с учащимися Дискуссия учащихся Работа со схемой Анализ картин художников Работа с иллюстрацией |
4. | Домашнее задание | § 26, выполнить задания к параграфу на стр. 185 | |
5. | Закрепление изученного материала | Соотнесите архитектурные объекты со стилем: шатровый, барокко, классицизм. Соотнесите художника и его произведение. Кроссворд с терминами, персоналиями. | Работа с карточками на соотнесений |
6. | Подведение итогов урока | Выставление отметок с последующим комментированием | |
7. | Рефлексия | Проанализировать понравился ли учащимся урок |
|