Основой прекрасного служит гармония[1]. В живых организмах гармонично сочетаются различные особенности их строения, формы, окраски.
Целесообразность, одна из основных характеристик созданий человеческой деятельности, а также органической природы, мира живых существ вообще.
Можно сказать, что красота – это максимальное соответствие формы (организации, структуры) явления его назначению. Такое соответствие и есть целесообразность.
Значит, красота – это целесообразность?
Третий «закон красоты» Канта: «Красота – это целесообразность предмета без представления о цели» или, по-другому, «Прекрасное есть формальная целесообразность без цели как предмет незаинтересованного удовольствия» может быть истолкован следующим образом. Поскольку человек не в состоянии определить словами, какими конкретно качествами должен обладать предмет, чтобы быть красивым, он не может поставить себе целью сделать непременно красивый предмет. Нужно сначала изготовить вещь, выполнить спортивное упражнение, совершить поступок, создать произведение искусства и т.д., а потом оценить, красив он или нет. Иными словами, объект оказывается соответствующим цели, которая не была уточнена заранее.
Верно ли данное утверждение? Какова специфика освоения человеком действительности? В чем заключается первооснова творчества?
Каждый раз, когда речь заходит о красоте какого-либо объекта, подчеркивается значение его формы. «Произведение искусства, - писал Г.В. Гегель, - которому недостает надлежащей формы, не есть именно поэтому подлинное, то есть истинное произведение искусства».
Познание эстетического в изображаемых предметах и явлениях определяется особенностями самого процесса восприятия, который, являясь отражательным процессом, выявляет такие свойства и качества, как конструктивное строение объемной формы, выражающейся:
|
а) в определенном соотношении;
б) соразмерности пропорций;
в) соразмерности поверхностей;
г) линий пересечений поверхностей;
д) соотношении градаций;
е) соотношении нюансов светотени, цвета, которые несут в себе эстетическое содержание.
Восприятие пространства не дается при рождении, а возникает и развивается в процессе жизни. «Чувственные знания о пространстве не прирожденные, так же как и зрительные ощущения вообще. Зрительное отражение пространства вырабатывается постепенно в процессе индивидуального развития, причем эта выработка носит условнорефлекторный характер»[2].
И.М. Сеченов делил зрительные восприятия на два основных типа: «реакцию детального видения» и «первый общий эффект внешнего импульса». В процессе восприятия как «первого общего эффекта внешнего импульса», т.е. моментального восприятия, происходит узнавание объекта или определение какого-либо его свойства, признака.
Сама специфика изобразительной деятельности обуславливает ведущую роль моментального восприятия в познании существенных свойств и сторон изображаемого объекта. Проведенное в лаборатории биофизики зрения Института биофизики РАН экспериментальное изучение закономерностей зрительного восприятия (в условиях свободного рассматривания), в частности восприятия изображений, расположенных неподвижно относительно сетчатки, например, репродукций картин, показало, что в «процессе рассматривания глаз задерживается лишь на определенных элементах объектов зрения, на других – очень мало, а на некоторые совсем не обращает внимания».
|
Значит, процесс творческого «видения», процесс зрительного восприятия изображаемых объектов и произведений искусства нельзя разрывать от процессов мышления личности.
Если III закон Канта согласуется с закономерностями создания и творческого восприятия произведений, созданных человеком, но распространяется ли он на природные объекты? Если говорить о прекрасных «творениях» природы, то о какой цели здесь идет речь?
Основу многих природных явлений составляет «золотая пропорция» связанная с глубокими естественнонаучными закономерностями.
Золотая пропорция определяется как деление отрезка на две неравные части, при котором меньшая из них так относится к большей, как последняя ко всей длине отрезка.
Художники, начиная с эпохи Возрождения, использовали в своих картинах золотое сечение, которое они считали идеальным выражением пропорциональности и которое они могли повсюду наблюдать в природе (корзинки подсолнечника; чешуйки на шишках хвойных деревьев; расположение ареол кактусов и т.д.).
Пропорция в искусстве определяет соотношение величин элементов художественного произведения либо соотношение отдельных элементов и всего произведения в целом. В пропорции художники видели объективную основу красоты, по крайней мере, формы прекрасного. Не все художники желали рассматривать искусство лишь как плод безудержной фантазии и чистой интуиции. И те из них, кто пытался постигнуть объективные законы прекрасного, находили, прежде всего, в пропорции.
|
Золотое сечение мы находим всюду: в изобразительном и прикладном искусстве, в архитектуре и музыке, в литературе, в предметах быта и машинах. Многочисленные исследования показали, что на точке золотого сечения обычно бывает кульминация в поэтических, драматургических и музыкальных произведениях.
Таким образом, будучи мерой, законом природы, золотое сечение становится и мерой человеческого творчества, «законом красоты»: совершенная природа дает человеку образец совершенства.
В конце XIX в. была издана книга немецкого естествоиспытателя Э. Геккеля «Красота форм в природе». Многочисленными математическими терминами, геометрическими фигурами она напоминала учебник геометрии. Описав сотни живых организмов, Геккель сделал вывод: «Огромное большинство тел природы после тщательного изучения, измерения размеров и описания форм позволяет заметить в себе определенные математические отношения. Эти отношения выражаются в симметрии между частями тела и могут быть сведены к геометрической форме».
Симметрия означает соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей. «Симметричным называют такой объект, который можно как-то изменять, получая в результате то же самое, с чего начали».
В эстетике пропорция, как и симметрия, является составным элементом категории меры и выражает закономерность структуры эстетического образа.
Как же возникла гармония, симметрия в процессе эволюции?
Жизнь возникла в водах Мирового океана. Какой могла быть форма у первых сгустков живого вещества? Они плавали в толще воды. Все направления для них были одинаковы. Поэтому можно допустить, что эти сгустки имели форму шара. Такую форму имеют капельки жира, взвешенные в воде. Симметрия относительно одной точки называется сферической. Она свойственна одноклеточным животным: солнечникам, лучевикам, фораминиферам и т.д. Данные организмы «парят» в толще воды и поступление любой информации с любой стороны к организму равновероятно.
По мере развития и усложнения структуры под действием силы тяжести организмы приспособились различать верх и низ и потеряли симметрию шара. Одни из них, в основном ведущие оседлый, придонный, образ жизни, приобрели «поворотную» симметрию: медузы, морские звезды. Цветки, тоже имеют «поворотную» симметрию.
Такая симметрия носит еще название «бесконечной радиальной», так как бесконечным числом плоскостей, проходящих через центральную ось тела, оно рассекается на совершенно одинаковые доли.
В процессе эволюции бесконечная радиальная симметрия сменяется ограниченной радиальной симметрией, при которой через центр тела можно провести лишь определенное количество плоскостей, рассекающих его на равные участки. Если внимательно рассмотреть чашечку цветка, то из центра через серединку каждого лепестка можно провести не одну, а две, три и более плоскостей симметрии. Радиальная симметрия также свойственна пассивно плавающим и прикрепленным к субстрату животным.
А те животные, которые передвигаются в одном направлении вперед или назад, приобрели двустороннюю (билатеральную, зеркальную) симметрию. Теперь только одна плоскость может разделить тело на две равные половины: правую и левую. У высших двусторонне-симметричных, кроме того, обособляются передний и задний отделы тела. В связи с разным положением тела в пространстве спинную сторону называют дорзальной, а брюшную – вентральной. Органы, располагающиеся на боках тела, занимают латеральное положение.
Симметричное расположение частей тела помогает организмам сохранить равновесие при передвижении, добывании пищи, т.е. помогает выжить.
Таким образом, симметрия у живых организмов, прежде всего, является приспособлением к окружающему миру и связана с их жизнестойкостью.
Но абсолютно точного соответствия правилам симметрии в живой природе нет – всегда имеют место хотя бы небольшие отличия. Исследования в области симметрии молекул прочно связаны с работами французского ученого Л.Пастера. Изучая оптические свойства органических веществ при помощи поляризации света, Пастер обнаружил стереоизомерию. К стереоизомерам относятся аспарагин, никотин, адреналин, аминокислоты, углеводы, нуклеиновые кислоты.
Если симметрия – общее свойство объектов окружающего мира, то асимметрия же отражает индивидуальные свойства объектов. Поэтому даже асимметричный объект может восприниматься и считаться как красивый.