I. Основным понятием элементарной математике в д/с является понятие числа. Работа по формированию этого понятия ведется на протяжении 2 лет (в ср. и ст. гр.) и далее продолжается в начальной школе.
Число – количественная характеристика множества
Цифра – знак числа
С помощью цифр от 0 до 9 мы записываем различные числа.
В д/с деть знакомятся с натуральными числами
Формирование у детей представление о числе многопланово:
1) число как показатель мощности множества
2) число как итог счета. (1.2 количественное значение числа)
3) число выражает порядок следования и место в общей последовательности чисел (3 порядковое значение числа)
Суть процесса формирования понятия числа в д/с.
¨ учим получать числа как результат счета;
¨ учим образовывать последующее число из предыдущего, устанавливать количественные отношения между ними(>,<);
¨ показываем, что образование каждого следующего числа идет на основе сравнение 2-х множеств;
¨ учим обозначать числа цифрами;
¨ показываем независимость числа от качественных и пространственных признаков множества: размера, формы, размещения.
II. Одним из свойств окружающих предметов является величина и форма.
Физиологический механизм восприятия величины и формы раскрыл Сеченов: является изображение предмета на сетчатке + движение мышц глаза. О предмете дети судят по изображению на сетчатке. Поэтому они не совсем точно определяют величину предмета.
Особенности:
1.Если величины контрастные: большие и маленькие, дети правило определяют величину. А если небольшие, то не видят различия. Все длинные, широкие, высокие предметы дети называют большими. А короткие, узкие, низкие – маленькими.
2.Часто дети закрепляют признак величины за тем предметом, который им хорошо знаком: слон большой, мышка маленькая.
3.Дети с трудом овладеваю относительностью оценки величины: если перед ребенком поместить несколько уменьшающихся игрушек, он быстро найдет большую.
В 3-4 года дети хорошо различают величину предмета(принеси большой мяч) и учатся сравнивать 2 предмета по какому-либо признаку (ширине, высоте, толщине). Старшие дошкольники хорошо выделяют все количественные предметы по трем измерениям. Каждый предмет характеризуется тремя измерениями – длиной, шириной, высотой.
III. Геометрическая фигура – это эталон форм предметов окружающей действительности. Пользуясь ими, человек определяет форму предметов и их частей.
Форма – признак, внешнее очертание предмета. Она помогает различать один предмет от другого в пространстве.
Восприятие детьми геометрических фигур.
1 уровень характеризуется тем, то фигура воспринимается детьми как целое, ребенок еще не умеет выделять в ней отдельные элементы, не замечает сходства и различия м/д фигурами, каждую из них воспринимает обособленно.
2. уровень Ребенок выделять элементы в фигуре и устанавливает отношения как между ними так и между отдельными фигурами, однако еще не осознает общности м/д фигурами.
3 уровень Ребенок в состоянии устанавливать связи м/д свойствами и структурой фигур, связи м/д самими свойствами.
В д/с геометрические фигуры изучают в плане:
1.Сенсорного развития ребенка (знакомство с геом. фигурой как эталоном форм окружающей действительности).
2.Выделение некоторых матем. свойств геом. фигур(количество сторон, углов).
3.Умственного развития ребенка (развивается логическое, пространственное мышление, сообразительность).
Восприятие ребенком геом. фигуры идет по следующим этапам:
1.геом. фигуру отождествляют с похожими на нее предметами(белый круг – тарелочка, желтый круг – солнышко).
2.Ребенок отличает геом. фигуру от предмета, используя при этом слова(как, похож)(цилиндр похож на стакан, треугольник похож на крышу дома).
3.Ребенок предметы окружающего мира отождествляет с геом. фигурой как эталоном.
IV. В понятии пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося. Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения местоположения удаленности, пространственных отношений м/д предметами.
V. Окружающий мир существует во времени. Окружающий нас мир существует во времени. Временные характеристики природных явлений: продолжительность, последовательность, частота, ритм, темп. Особенности времени: текучесть, необратимость, непрерывность, отсутствие наглядности. Промежутки времени изменяются. (год, сутки, -взяты из природы; час, минута, секунда –придуманы человеком. Надо развивать «чувство времени»- способность оценивать временные промежутки и ориентироваться во времени без вспомогательных средств.