Дина Кирнарская. Всё лучшее рождается в провинции




 

Кирнарская Д.К.

российский музыковед, проректор Российской академии музыки им. Гнесиных, музыкальный психолог, профессор, доктор искусствоведения, доктор психологических наук; основатель и научный руководитель продюсерского факультета РАМ им. Гнесиных (Россия), президент АНО «Таланты-XXI век». Живет в Москве, является одним из ведущих специалистов в области теории и практики тестирования музыкальных и других способностей, автор бестселлеров «Классическая музыка для всех». М., 1997 и «Музыкальные способности», М., 2004. Книга Д.К.Кирнарской «TheNaturalMusician: onAbilities, GiftednessandTalent» («Истинный музыкант: о способностях, одаренности и таланте») вышла в издательстве OxfordUniversityPress в 2009 году. Руководитель многочисленных семинаров и тренингов для учителей музыки в области психологии музыкального образования. Член Союза композиторов, Союза журналистов, член президиума Российской общенациональной секции ИСМЕ

 

Есть веские причины всё это преодолеть и всё-таки учить музыке, и эти причины должны знать современные родители:

 

1. Играть – это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. ДюкЭллингтон начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну, а вокруг играющей девушки? Внимание, родители невест!

 

2. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку.

 

Внимание, строгие родители! Музыка – это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!

 

3. Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.

 

Внимание, дальновидные родители будущих математиков и инженеров! Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки.

 

4. Музыка и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший – музыка; потом младший – словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом.

 

Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи.

 

Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.

 

Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но ещё раньше был Звук.

 

5. Музыка структурна и иерархична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного.

 

Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого ШиничиСузуки, если даже не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, зато обошли своих сверстников по уровню структурного мышления. Внимание, прагматичные родители будущих IT-инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.

 

6. Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки. За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты.

 

Теперь остаётся один шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими. Внимание, амбициозные родители будущих основателей бизнес-империй! Музыка ведет от сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ-менеджера – обезоруживающая улыбка «хорошего парня».

 

7. Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным. Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».

 

8. Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся страшного слова deadline – срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперёд зачёт по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад.

 

Внимание, беспокойные родители! Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.

 

9. Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее.

 

Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передаёт информацию по нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях.

 

Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребёнку-музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.

 

10. И, наконец, музыка – наилучший путь к жизненному успеху. Почему? См. пункты 1-9.

 

Немудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости:

 

- Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей трудно играть на фортепиано на сцене;

 

- Кондолиза Райс, напротив, больше всего любит играть на публике в своём ослепительном концертном платье,

 

- Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом.

 

Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру.

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

В рамках недавно прошедших курсов повышения квалификации для преподавателей-музыкантов Акмолинский областной институт усовершенствования учителей организовал встречу с незаурядным московским музыковедом Диной Константиновной Кирнарской*.
Дина Кирнарская представила кокшетауцам одну из последних своих книг – «Музыкальные способности». Блестящий лектор, в совершенстве владеющий приемами ораторского искусства, Дина Кирнарская с первых минут покорила аудиторию. Два часа пролетели как на одном дыхании: живая, демократичная речь, масса интересных примеров, оригинальная манера очень доступного изложения далеко не простых аспектов музыкальной психологии, и при этом ломкий, высокий, совсем не ораторский голос – такой запомнится акмолинским музыкантам Дина Кирнарская.
«Учиться музыке не для того, чтобы стать музыкантом» - вот новый лозунг, предлагаемый Диной Кирнарской современным родителям, отдающим детей в музыкальную школу.
- Во-первых, музыка колоссально развивает математические способности, - утверждает Дина Константиновна, – мы это знаем, но об объяснениях как-то не задумывались. Вспомните, даже великий сыщик Шерлок Холмс играл на скрипке. Известно, что в музыкальном клубе Оксфордского университета две трети его активных членов – математики и физики. Дирижер Эрнест Ансерме – профессиональный математик. Леонид Сабанеев, биограф Скрябина, замечательный пианист, композитор – профессиональный математик. Ну а про Бородина-химика нечего и говорить, он был композитором-дилетантом. Так что технические науки и музыка не противоречат, а поддерживают, питают друг друга. Почему? Дело в том, что в основе музыкальной деятельности, как и математической, лежат пространственные представления. Гриф, клавиатура, визуальные и слуховые представления идут рука об руку. И вот это колоссальное развитие пространственных представлений приводит к тому, что музыканты обладают хорошими математическими способностями. Музыка, как оказалось, развивает структурное мышление. И вот поэтому мы можем не бояться, что, занимаясь музыкой, человек что-то упустит. Второе, о чем нужно говорить родителям, это речевые способности. Сейчас все хотят, чтобы дети владели иностранными языками. Это путь в мир, ресурсы Интернета, международное общение. Можно нанять дорогого репетитора, заниматься пять раз в неделю, и успех будет средненький. Но если вы будете учиться музыке, ребенок будет многое делать сам. Как это подтвердить? Языковое мышление находится в левом полушарии, и музыка частично там же. Музыка – это своеобразный праязык. Ученые уже установили, что музыка древнее речи. Это самая первая система общения. Музыкальные зоны мозга нашли у макак, у каких-то шимпанзе, у меня в книжке все это есть. Языковое мышление и музыкальное – это сестры-неразлучки. Мы можем обещать родителям, что усвоение иностранного языка пойдет гораздо бойчее, проще, если ребенок будет заниматься музыкой. И есть конкретные примеры.
Третье преимущество музыкальных занятий – это развитие коммуникативных способностей. У музыкантов оказываются более выраженными приспособляемость к обстоятельствам и способность к общению. Музыкальные занятия – что это, как не знакомство с разными людьми? Мы знакомимся с Моцартом – галантным и изящным, с Чайковским – таким слезливым и чувствительным, Прокофьевым – спортивным и немного нахальным…. Музыкант – это человек, который слушает и слышит голос другого человека, он сопереживает, он может передать своей деятельностью имидж, характер, голос, жест другого человека. Музыканты – коммуникаторы, они общаются, и эту их способность нельзя упустить, она даст детям в будущем грандиозный старт в карьере. Да я сама – менеджер, семь лет назад открыла продюсерский факультет. Ничего не было, только пустое место. Сейчас - уже два выпуска продюсерского факультета. Мы готовим перспективнейшую профессию. Вот, кстати, еще один аргумент в пользу музыкального образования. А ведь люди его очень узко понимают. Музыкант? Значит, сейчас сядет, будет лупить по клавишам! Что она еще может-то? А вы рассказываете: а вот вы слышали, есть такая профессия – музыкальный продюсер. Вот, например, группу «Тату» раскрутил, в общем-то, малограмотный человек. Но - талантливый психолог. А сейчас приходит новое поколение грамотных, образованных, обученных продюсеров, и они должны быть музыкально подкованы. Музыка – это не только классика, три копейки в кармане и вошь на аркане! Это шоу-бизнес, музыкальные редакторы, звукорежиссеры, музыкальные журналисты, продюсеры, это масса специальностей, в которых вам необходимо музыкальное образование. Вы разве не хотите, чтобы ваш ребенок стал продюсером? Это так красиво, да еще и выгодно, и заработки хорошие. Талант руководителя, талант менеджера, нерв общения свойствен каждому из нас. Родители должны знать, что, отдавая детей заниматься музыкой, они делают их идеальными коммуникаторами. Это дети, которые смогут в дальнейшем прекрасно общаться. И последний аргумент в пользу музыкальных занятий. Музыка воспитывает у человека многоканальное мышление. Это значит, что вы можете воспринимать информацию из разных источников и на ее основе принимать нужное решение. Именно этим мы занимаемся, когда читаем нотный текст с листа. «Нормальному» человеку этого не понять. Это все наши, чисто музыкантские способности. И все эти таланты необыкновенно востребованы в денежных областях. Музыкант – идеальный брокер на бирже. Всю информацию аккумулирует мгновенно. Вот я, к примеру, пишу книги, занимаюсь исследованиями психологии музыки, руковожу продюсерским факультетом, заведую кафедрой истории музыки, занимаюсь многими проектами.
- Дина Константиновна, о Ваших книгах довольно много информации в сети, сведения же собственно о Вас ограничиваются скупой справкой. Давайте немного приоткроем ранние страницы Вашей биографии - то, что осталось «за кадром» сегодняшней лекции.
- Будучи ученицей английской спецшколы, я начала учиться музыке по собственной воле, а не по настоянию родителей, как это обычно бывает. Никто не хотел этого, наоборот меня всячески отговаривали. Была обычная районная музыкальная школа, потом училище Гнесиных, потом Московская консерватория.
- В Вашем роду были музыканты?
- Только дядя, в свое время - дирижер новосибирского оперного театра. Да и я, собственно, не столько музыкант, сколько человек, который изучает музыку и пытается ее понять с разных сторон - как искусство, как часть культуры, музыку как своего рода собеседника человека. К музыкальной психологии пришла уже после консерватории, когда поступала в аспирантуру. Я выбирала тему, и в семье мне говорили: «Ну, что ты будешь десятый раз мурыжить того же Баха или еще что-то? Напиши что-нибудь такое, жизненное». И нашли сферу, с одной стороны очевидную, а с другой – не очень-то и тронутую - музыкальные способности. Обнаружили, что те, у кого хороший слух, совсем не обязательно талантливы. Значит, нужен не слух, а что-то еще. А что же нужно? Нужны какие-то качества. А какие? И вот, для того, чтобы все это изучить, понадобилось двадцать лет.
- Кто был вашим научным руководителем?
- Руководителя как такового не было, потому что человек, который числился моим руководителем, ничего не делал. Мне пришлось многого добиваться самой, изучать психологию самостоятельно.
- У Вас есть последователи, ученики?
- Учеников нет. У меня так много своих дел и проектов, что заниматься еще и чужими мне некогда. Нет, научным руководством не занимаюсь. Руковожу продюсерским факультетом, кафедрой, времени не хватает, с собой бы как-то управиться. В этом году у меня закончили две студентки, но они же не хотят большей частью ничего делать. Это же не секрет, что студенты сейчас достаточно нерадивые. Им не до науки, и я им весьма сочувствую. Им приходится работать, нужно себя обеспечивать, как-то углубляться в научную проблематику и некогда, и неохота. Поэтому наша с ними работа превращается в чисто формальное написание диплома. Часто бывает, что руководители пишут работы за своих студентов, то есть превращают это в бизнес. А я совершенно не хочу никого обдирать, не хочу ни у кого брать деньги, я не зарабатываю таким образом.
- Значит, педагогика для Вас – не главное?
- У меня редкий случай, когда одно хорошо дополняет другое. Как говорят в народе, играть на одном столе - это очень ненадежно. Надо играть на нескольких одновременно, пытаться проявить себя в разных областях.
- Расскажите о Вашей журналистской деятельности.
- Сейчас я почти отошла от этого, поскольку руководство факультетом – довольно большая нагрузка. А вообще буквально до последнего времени я всегда активно писала в газете «Московские новости», в журнале «Итоги», выступала на BBC как музыкальный критик.
- Что пожелаете кокшетауцам? И как Вам наш город?
- Очень уютный город, красивый, зеленый. Действительно, казахская Швейцария. Что можно пожелать? Использовать известную провинциальную неторопливость для пользы дела. Ведь в мегаполисах люди дергаются, носятся, практически ничего не успевают. Неслучайно поэтому почти всегда всё самое лучшее идет из провинции. Размышление, творческая работа, какие-то открытия - все это делается людьми, которые никуда не торопятся. То есть, если можно было бы ритм жизни в городе как-то наладить под стать природе и ей в тон - не спешить, жить нормально, размеренно - то можно сделать в жизни очень много хорошего и полезного.

«Степной маяк» №26 (13875) 22.06.2006

*Справка. «Профессор Российской академии музыки имени Гнесиных, заведующая кафедрой истории музыки, доктор искусствоведения Дина Кирнарская - автор научной монографии "Музыкальное восприятие"; ее статьи о психодиагностике музыкальных способностей неоднократно публиковались в журнале "Вопросы психологии", в английской и американской научной периодике. Дина Кирнарская изучала психологию музыки на факультете музыкального образования Лондонского университета, работала в Гарвардском университете (США). Теоретические и экспериментальные разработки Дины Кирнарской высоко оценены психологами в России и за рубежом. Семь лет назад Дина Кирнарская основала в РАМ имени Гнесиных продюсерский факультет, работой которого успешно руководит и в настоящее время».

 

Причин

Кирнарская Дина Константиновна «Десять причин отдать ребёнка в музыкальную школу» Родителям.

Несмотря на то, что ребёнок фальшиво орёт песни Чебурашки, и слуха у него нет; несмотря на то, что пианино некуда поставить, и бабушка не может возить ребёнка «на музыку»; несмотря на то, что ребёнку вообще некогда – английский, испанский, секция по плаванию, балет и прочая, и прочая …    

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: