Письма Шрилы Прабхупады 21 января




 

Сим уведомляю, что получил твое письмо, датированное 15/1/68, и внимательно его прочитал, особенно ту часть, где ты рассказываешь о делах майи. Движение сознания Кришны — это объявление войны против майи. Обусловленные души, которые желали наслаждаться этим материальным миром, захвачены половым желанием. Если человек хочет избавиться от материального существования, он должен обуздать половое желание. Вся ведическая цивилизация основана на принципе обуздания полового желания. [В прежние времена] было четыре уклада жизни: брахмачарья, грихастха, ванапрастха и санньяса. В большей части этих укладов, а именно, в брахмачарье, ванапрастхе и санньясе половая жизнь запрещена. Половая жизнь разрешена только домохозяевам, да и для них она ограничена правилами. Это означает, что она считается вообще злом, поскольку является причиной материального плена. Стремление к половым отношениям между молодыми юношами и девушками естественно, но человек должен ограничивать половую жизнь с помощью разума, логических аргументов и знания. Женатые юноши и девушки есть — половая жизнь в нашем Обществе не запрещена. Если Джагатананда ощущает острое половое желание уже в таком возрасте, в свои 16-17 лет, он должен быть готов принять ответственность семейной жизни. Когда я был в Индии, Гаргамуни просто написал мне об этом, и я тут же дал ему разрешение жениться. Сейчас я вижу, что эти парень с девушкой, Гаргамуни и Карунамайи, живут счастливо.
И если Джагатананда влюблен в эту славную девушку, Лиласукху, он должен все устроить, чтобы жениться на ней. Какое еще может быть решение? Я ни при каких обстоятельствах не могу допустить в нашем Обществе всякой ерунды вроде незаконного секса. Джагатананда должен обуздать свое половое желание, постоянно повторяя «Харе Кришна» и моля Кришну помочь ему. В противном случае он должен быть готов жениться и принять на себя полную ответственность. Как старший брат, ты, пожалуйста, поясни ему это мое желание. На самом деле, свободное общение между юношами и девушками весьма разрушительно для брахмачарьи, но в вашей стране остановить свободное общение молодых людей обоего пола невозможно. Поэтому пока они не в браке, они должны добровольно сдерживать половое желание. Если они достаточно сильны в сознании Кришны, тогда никакой напор полового желания им не страшен. Если же такое желание и побеспокоит их, то оно уйдет, как пришло. Кришна есть Мадана-Мохана, то есть, Тот, кто очаровывает самого Камадеву, а Камадева — это бог полового желания. Следовательно, чтобы очаровать самого Камадеву, а не быть очарованным им, человеку нужно принять прибежище Того, кто очаровывает Камадеву, Шри Кришны.

Что касается лично меня, то Киртанананда сомневался относительно моего существования, потому что думал, что я завишу от его массажей. Вот он и решил, что в духовном учителе необходимости нет, поскольку духовный учитель — обычный человек, а зависимость от обычного человека — это тирания. Поэтому о духовном учителе нельзя думать как об обычном человеке. Ты разумен и опытен в сознании Кришны, ты должен понимать, чт? такое нападение майи на духовного учителя. Обязанность майи — удерживать обусловленные души в своих когтях, поэтому если у кого-то появляется хотя бы намек на желание помешать ей исполнять ее обязанности, она должна атаковать противника. Но Кришна спасает своего искреннего слугу в сознании Кришны. Пандавы были преданными Кришны, а сколько невзгод выпало им в жизни! Но, в конце концов, они, по милости Кришны, одержали победу. Таков метод осознания Кришны и Его преданных.

Ответ (на вопрос, почему майя нанесла мне почти смертельный удар) будет таким: Хираньякашипу, агент майи, много раз пытался наносить смертельные удары Прахладе Махарадже, но тот каждый раз оставался невредим. Кришна дал ему больше. Об этом говорится в Бхагавад-гите: «О, мой дорогой сын Кунти, смело говори каждому, что мой преданный никогда не погибнет». На то, чтобы понять план Кришны, требуется некоторое время, но не сомневайся, преданный Кришны никогда не погибнет.(ПШП Брахмананде, 21 января 1968)

 

Твое зимнее расписание очень хорошо. Я очень рад, что храмовое поклонение идет своим чередом, и что ты провел программу с обсуждением всех наших книг. Такое групповое обсуждение духовных тем обладает огромной силой, все должны принимать в нем участие.

Что касается прикосновения к Божеству, то это может делать только священник. Лишь в исключительных случаях можно позволить кому-то другому касаться Божества. Касаться означает класть листья Туласи, смешанные с сандаловой пастой, на лотосоподобные стопы Кришны.(ПШП Бхавананде, 21 января 1971)

 

Г-н Парикх и другие написали мне, что очарованы вашим поведением, нравом и преданностью. В присланных ими газетных вырезках встречаются аналогичные высказывания. Иными словами, ваше появление произвело на всех очень хорошее впечатление. Пожалуйста, поддерживайте такой стандарт поведения. Не допускайте искусственных разногласий между собой, ведь вы занимаетесь очень ответственным делом. Должно быть, вы знаете, что хотя в стране может быть несколько политических партий, когда перед государством стоят глобальные задачи, все они объединяются. Маленькие разногласия между вами не будут чем-то противоестественным, поскольку все мы индивидуальные существа. Но, когда мы трудимся для Кришны, мы должны забыть свои личные интересы и преследовать высшую цель.

Я очень рад, что хотя ваши финансы на исходе, Кришна все как-то поддерживает. В этом состоит метод сознания Кришны. Если мы искренни, Кришна даст нам все необходимое для жизни. Даже мирской господин дает нам достаточное вознаграждение за наше служение, так неужели же Верховный Господин, Которому мы служим, позволит нам голодать? Конечно, порой, из-за недостаточного сознания Кришны, недостаток денег нас беспокоит. Но мы должны быть уверены, что наши потребности наверняка будут удовлетворены Верховным Господом. То же самое происходит время от времени в нью-йоркском храме. Когда денег не хватает, они иногда находят деньги совершенно неожиданно, даже не зная, откуда они взялись.

(ПШП Гурудасу и Ямуне, 21 января 1969)

 

Я очень рад, что ты стараешься распространять наши книги. Пожалуйста, продолжай эту программу, так как она очень важна. Особенно постарайся разместить наши книги в школах и библиотеках. Наша литература предназначена и для интеллигентов.

Однако формат журнала требует некоторого улучшения. В отношении нашего английского издания я дал указание Сатсварупе, чтобы там было не больше одной моей статьи и не больше, чем на четыре страницы, а оставшееся место должно быть заполнено статьями моих учеников. Что же касается порядка представления, то сначала должен идти мой Гуру Махараджа или старшие ачарьи, затем я сам, затем наши санньяси, а затем остальные ученики. Так вы можете оформить наш французский «Обратно к Богу», и это будет хорошо. (ПШП Гопала-Кришне, 21 января 1971)

 

Я получил твое письмо от 17 января 1968 и полностью одобряю твой план стать домохозяином и в то же время служить делу нашего Общества. Член Общества, даже если он домохозяин, может тратить хотя бы половину своего дохода на Общество. Брахмачари посвятили свою жизнь и отдали все, что у них было, а домохозяин должен тратить, по меньшей мере, пятьдесят процентов дохода на Общество. Это пример образцового распределения денег, поданный нашими предшественниками, Рупой Госвами и Санатаной Госвами. Мы можем попытаться следовать по стопам наших предшественников. Шрила Рупа Госвами распределял деньги следующим образом: пятьдесят процентов на Кришну, двадцать пять процентов на родственников и двадцать пять процентов на собственные непредвиденные нужды. Думаю, это очень правильно.

Я так рад, что работники издательства трудятся с воодушевлением! Это необходимо, если мы вообще хотим стать настоящей всемирной организацией. Всемирной — это значит, что наша литература будет продаваться по всему миру. Это и есть дело «ИСККОН-Пресс». Сейчас ты снова взял на себя ответственность, поэтому пожалуйста, следи, чтобы все делалось в сотрудничестве с Джи-Би-Си. Все нужно делать сообща. Твой план издания книг очень впечатляет. Главы Шримад-Бхагаватам продвигаются очень успешно. И продаются хорошо. Один доллар студенты вполне в состоянии заплатить, а если они прочтут, они сразу что-то поймут.
Если удобнее перенести издательство в Нью-Йорк, я не возражаю. Вы должны иметь все необходимые условия для работы — вот чего я хочу. То, что все храмы расширяются — хорошая новость. Так что издательство можно перенести и в другое место. Верхний этаж в Бруклине неплох, и аренда невысока. Давай немедленно его займем. Я получил от всех подтверждение целесообразности этого переезда.
Я только что заказал в «Дай Ниппон» третье издание 1-го тома «Кришны», но Вторую Песнь Шримад-Бхагаватам должен напечатать ты. Ты уже напечатал большую часть глав, так что книгу надо печатать здесь, а не в «Дай Ниппон», поэтому ты не должен отсылать им макет. Новый тираж Ишопанишад не надо посылать сюда. Его нужно распространить в США. Прими, пожалуйста, изъявления моей самой сердечной благодарности тебе и всем членам Отдела Печати, за ваши искренние старания доставить радость духовному учителю и Кришне, распространяя философию Господа Чайтаньи. (ПШП Адвайте, 21 января 1971)

 

Я очень горжусь таким глупым и негодным учеником как ты. Господь Чайтанья Махапрабху называл себя глупцом и негодяем, не способным понять Веданту. На самом деле, в наше время люди в большинстве своем не способны понять Веданту. Однажды я видел здесь Свами Правхавананду и говорил с ним. Если хочешь знать, каким он мне показался, то я тебе скажу: великий негодяй. Я знаю, что это состояние характерно для Миссии Рамакришны, начиная с Вивекананды и до наших дней — все живут, не задумываясь, погрузившись в приятный самообман. Правхавананда сказал, что в прошлой свой жизни Рамакришна был Господом Чайтаньей. Мало того, они говорят, что еще раньше он был Рамой и Кришной. Если он действительно был Рамой, Кришной и Господом Чайтаньей, тогда почему так много противоречий между Рамой, Кришной и Господом Чайтаньей, с одной стороны, и Рамахамсой (Рамакришной Парамахамсой), с другой? Ты думаешь, Рамахамса был Господом Чайтаньей, и всего через 400 лет перевернул всю философию? Господь Чайтанья проповедовал поклонение Кришне. Кришна говорил, что нужно поклоняться Ему, Кришне. Как же случилось, что Рамахамса поклоняется материальной богине Кали? Вот вопрос.
И это мошенничество распространилось по всему миру. Поэтому мы должны быть очень осторожны в понимании сознания Кришны. Если мы всегда будем чувствовать себя негодяями, пытающимися понять Кришну таким, как Он описан в Бхагавад-гите и в другой ведической литературе, если будем пытаться понять Его через посредство истинной ученической преемственности, тогда мы получим истинное знание. Идея в том, что каждый должен ставить себя в такое положение, как будто он ничего не знает. Это положение безопасно. Но как только человек говорит, что знает все, да еще, что в прошлом он был тем-то и тем-то, это точно мошенник. Я знаю, что ты пытаешься получать знание из надежного источника, и ты не такой гордый и самоуверенный, как те глупцы, которые уверены, что знают всё. Я очень ценю твое смирение.

Твоя попытка написать хорошую статью о сознании Кришны на основе научного понимания весьма вдохновляет меня в моей миссии. Когда ты представишь свою статью о сознании Кришны введенным в заблуждение философам и религиозным деятелям мира, я буду считать, что миссия моя увенчалась успехом. «Веданта» означает высшее знание. Знание нельзя считать совершенным, если оно не приводит человека к пониманию Кришны. Истинный смысл Веданты состоит в том, чтобы пребывать в сознании Кришны. Все, что не является сознанием Кришны, представляет собой загрязненное профаническое сознание. Обычно философы действуют на уровне ума. Бхагаватам ясно подтверждает это: до тех пор, пока человек не утвердится в сознании Кришны, он неизбежно будет падать в материальное сознание, поскольку у него нет иной платформы. Если человек летает в небе и не находит никакой планеты, на которой он мог бы остановиться, ему придется возвращаться на планету, с которой он начал свое путешествие. Подобным образом те, кто парят на уровне ума, вынуждены будут вернуться к материальному проявлению, если не обладают знанием о духовной жизни.

По поводу философии Бахаи: я прочитал брошюру, которую ты мне прислал, и понял из нее, что бахаизм — это движение в большей степени гуманитарное, не имеющее духовного знания. Людей обычно привлекают гуманитарные движения, поэтому и Свами Вивекананда был популярной фигурой, но его гуманитарное движение на материальной основе никогда не имело успеха, потому что каждому приходится противостоять трем гунам материальной природы. Я не нашел в литературе Бахаи ни намека на то, как человек может преодолеть реакции качеств материальной природы. Идеи движения Бахаи куда более обильно и подробно представлены в нашем Движении сознания Кришны. Движение Бахаи не принимает в расчет живые существа за пределами человеческого общества. А наше Движение сознания Кришны охватывает все в творении Бога. Как ученый, ты можешь читать подобные книги, но я уверен, что они мало чем помогут развитию нашего Движения сознания Кришны. Гуманитарные движения обычно весьма привлекательны для людей в целом. Например, если ты начнешь какое-нибудь антивоенное движение, люди в целом будут очень им интересоваться. Но на деле войны остановить невозможно. Мы не преследуем антивоенных целей, мы стремимся использовать военные действия для удовлетворения Кришны, как это показал на практике Арджуна. Остановить войны в материальном мире невозможно, но их можно очистить. Поэтому мы пытаемся проповедовать так называемым гуманитариям сознание Кришны.
Их утверждение — что Кришна это личность, избранная Богом на роль Своего представителя — говорит о том, что у них нет знания о Боге. Им нужно изучить Бога, тогда они поймут Кришну. Вообще говоря, каждый человек имеет какое-то представление о Боге, но на самом деле никто не знает, что представляет собой Бог. Это объясняется в Бхагавад-гите и Шримад-Бхагаватам, поэтому наше знание о Боге куда полнее и лучше, чем у кого-либо в мире. Это означает, что если бахаисты не принимают Кришну как Верховную Божественную Личность, значит, они никогда не читали «Бхагавад-гиту как она есть». Их заявления о том, что они читают Гиту — просто ложь. Ты должен постараться убедить из в том, что Кришна — Верховный Господь. Когда мы встречаем таких людей, которые противопоставляют себя Кришне, мы должны понимать, что наше сознание Кришны усовершенствовалось. Бахаисты, если они действительно искренни, должны искренне постараться понять Бхагавад-гиту. Если они говорят, что поняли Бхагавад-гиту, но в то же время утверждают, что Кришна — это богоизбранная личность, значит, икренность их подводит. Философии Бахаи не свойственен разумный подход, насколько я понял из их буклета. Противоречие заключается уже в том, что они считают Кришну богоизбранной личностью, а не Верховной Личностью Бога; это противоречит Бхагавад-гите.

Пустота, лежащая между брахмаджйоти и материальным проявлением — вот место назначения, к которому стремятся философы-буддисты. Поэтому философия пустоты еще хуже, чем имперсональная философия. Философия пустоты — это просто нирвана, то есть, отсутствие материального проявления, но на самом деле это материализм, тогда как имперсональный монизм выходит за пределы как материального проявления, так и пустоты. Следовательно, концепция брахмаджйоти представляет собой более глубокое понимание, нежели концепция нирваны. Однако удовлетвориться пустотой или философией имперсонализма невозможно, они противоречат природе вечной души. Изучая философию Веданты мы узнаём, что душа по своей природе полна радости. Ни в философии пустоты, ни в имперсонализме нет никакой радости, потому что эти несовершенные философы не знают, что общение с Кришной исполнено блаженства и знания. Они снова и снова будут падать в пустоту и имперсонализм, и, в результате, не удержвавшись, будут опускаться в материальную атмосферу. В Бхагавад-гите Бог говорит, что положение таких людей, то есть, последователей философии пустоты и имперсоналистов, чрезвычайно опасно. Если они достаточно удачливы для того, чтобы встретить чистого преданного Кришны, и если они искренни в своем поиске Абсолютной Истины, они обнаружат, что сознание Кришны — это последняя надежда в их философских изысканиях. Попытайся помочь таким сбитым с толку философам, представив им прекрасные тезисы сознания Кришны, которые ты подготовил, и я уверен, что Кришна поможет тебе во всех отношениях. От тебя требуется лишь искренность в служении, и тогда Он будет подсказывать тебе изнутри, как построить эти тезисы. Это будет великое служение человечеству, особенно западной его части.

Рождение Господа Чайтаньи приходится на Пхальгуна-пурниму между 15 февраля и 15 марта. Полнолуние — это день рождения Господа Чайтаньи. Думаю, ты можешь послать эти сведения Раяраме для календаря, который он печатает. (в оригинале «напечатал», но непонятно, зачем тогда посылать) Точная дата — 14 марта 1968, четверг. Процедура празднования заключается в том, что вы должны поститься с утра до вечера (примерно до 7 часов), а затем предложить Господу Чайтанье пищу и принять прасад, такой же, как в Экадаши. На следующий день, в пятницу нужно устроить настоящий пир любви, и чем больше вы сможете пригласить преданных, тем лучше.

Да, то, о чем мы не имеем представления, неизвестная частица, это проявление Параматмы. Да, твое предположение весьма вероятно, поскольку из ведической литературы известно, что духовная частица имеет размер в одну десятитысячную кончика волоса. Поэтому даже если у физиков есть какие-то выводы относительно размеров души, наша точность уже в сто раз выше, чем то, что они открыли. Но как бы мала ни была душа, измерить ее все-таки можно, хотя человеческим ученым это, возможно, не под силу. Они ничего не поймут, потому что размеры души невозможно осознать умом, на основании опыта. Отсюда и замешательство. Следовательно, необходимо принять сведения о душе из ведической литературы. Если они будут пытаться познать этот предмет другими способами, они никогда не выберутся из замешательства. Предмет находится за пределами знания, получаемого через опыт, и если они пытаются познать его с помощью методов такого экспериментального опыта, это приводит их к заблуждению. Этот предмет надо познавать с помощью ученической преемственности, или с помощью дедуктивного метода, то есть, например, если моя мать говорит, что данный человек является моим отцом, я принимаю это, и никакого опыта не требуется. Поэтому имя Господа — Адхокшаджа, что означает «запредельный эмпирическому познанию». Можешь сообщить им, что в Ведической литературе (в Падма-Пуране) сказано, что размер души равен одной десятитысячной кончика волоса. Именно это от тебя ожидается, а я готов помогать тебе всеми силами. Благодарю тебя за обещание писать мне еженедельно. (ПШП Джанардане, 21 января 1968)

 

Я рад, что ты строго следуешь регулирующим принципам преданного служения и регулярно повторяешь шестнадцать кругов, преимущественно перед Господом Джаганнатхой. Это наша сила в духовной жизни, это послужит к твоему быстрейшему продвижению в сознании Кришны. Есть три стадии повторения: с оскорблениями; без оскорблений, или в освобожденном состоянии; и с полной любовью к Богу. Просто продолжай повторять, и все оскорбления, которые ты можешь случайно совершить, очень скоро исчезнут по милости Господа Джаганнатхи.

Я рад, что благовоний распространяется все больше, и метод твой, то есть, давать их вместе с нашей литературой, с прасадом, и т.д. очень хорош. Так что продолжай. Особенно я доволен тем, как ты распространяешь наши книги, именно по школам и университетам. Эта программа очень важна, ее следует непрерывно развивать. Мы хотим затопить мир нашими книгами. Так что продолжай в том же направлении, и Кришна благословит тебя. (ПШП Шри Говинде, 21 января 1971)

 

Многие ученики уже не раз просили меня составить список праздников и памятных дат. Теперь у нас есть Паньджика, так что скоро я составлю такой список и пошлю тебе копию. (ПШП Упендре, 21 января 1972)

 

Я был чрезвычайно рад получить твое чудесное письмо от 10 января 1972 и рад был отметить, что ты задаешь очень разумные вопросы. Это естественное положение для начинающего преданного, искренне стремящегося понять, чт? есть Абсолютная Истина. Меня очень порадовало, что ты так разумен — как и твой отец — и что вся твоя семья прогрессирует в сознании Кришны. Пусть Кришна пошлет тебе все благословения. Господь Чайтанья встретился с муллой в Саре (Уттара-Прадеш), а не в Аллахабаде. Цитируя Коран, Он убедил муллу в том, что сознание Кришны, или чистая любовь к Богу в настроении самоотверженного преданного служение является высшей целью жизни.
Что касается разницы между умозрительными рассуждениями и философскими рассуждениями, мы считаем, что знание приходит благодаря философской деятельности ума, так что философские рассуждения — это то же самое, что и умозрительные рассуждения, если они представляют собой случайную, неуправляемую деятельность ума, стремящегося понять все и строить теории, «если бы да кабы». Но если философские рассуждения направлены на шастры и гуру, и если целью таких философских усилий является достижение Вишну, тогда такие философские рассуждения нельзя назвать умственными рассуждениями. Вот, например, Кришна говорит в Бхагавад-гите: «Я — вкус воды». Философское рассуждение в описанном духе означает попытку понять, под руководством гуру и шастр, каким образом Кришна является вкусом воды. Утверждения Бхагавад-гиты, хотя они просты и совершенны, можно изучать под бесконечно разнообразными углами зрения, поэтому наша философия отнюдь не суха, как умозрительные рассуждения. Подобающая уму деятельность или психология состоит в том, чтобы осознать все в соответствии с Кришной, с точки зрения Кришны, и такому осознанию нет предела, поскольку Кришна беспределен, и хотя можно сказать, что преданный, который знает Кришну, знает всё, (Бхагавад-гита, 15 я глава), все же процесс философствования не прекращается, и преданный продолжает расширять свое знание, пусть даже он знает всё. Постарайся это понять — это очень хороший вопрос.
Возможно, у Господа Чайтаньи были длинные волосы в самом начале его жизни грихастхи, но это не означает, что мы должны подражать Господу Чайтанье. Чайтанья и голову брил, и шикху носил. Важно следовать указаниям и предписаниям, оставленным для нас великими святыми и ачарьями нашей традиции, а они советуют брить голову, однако строгих правил на этот счет нет. Если по практическим соображениям нужно отпустить длинные волосы, так и надо сделать. Но мы не должны отращивать длинные волосы в подражание Господу Чайтанье.
Надеюсь, это письмо застанет тебя в добром здравии и приятном расположении духа. Твой отец прекрасно служит в Дели, печатая наши книги и журналы на хинди, и я также очень им доволен. Оберегай свою добрую мать, братьев и сестер, помогай им развиваться в сознании Кришны, ежедневно устраивай у себя дома пение и сделай алтарь. Если ты очень серьезно вознамеришься достичь высшего счастья жизни, ты будешь, я думаю, с большим энтузиазмом практиковать метод сознания Кришны и тебе будет сопутствовать всяческий успех. (ПШП Чатурбхуджу, 21 января 1972)

 

По поводу Брахма-самхиты: эта книга будет включена в экзамен второго года наряду с Шримад-Бхагаватам. Не понимаю, почему ты так озабочен тем, чтобы уже начать «Бхакти-расамрита-синдху». Сначала тщательно изучи «Бхагавад-гиту как она есть». Это самая важная книга, которую нужно изучать первой. (ПШП Хамсадуте, 21 января 1969)

 

Пожалуйста, прими мой смиренный дандабат. Большое спасибо тебе за твое вдохновляющее письмо от 11 января 1970 из Гаухати. Мне очень приятно, что ты проповедуешь послание Господа Чайтаньи по всей северной Индии, от Лахора до Гаухати. Подобным образом, и я прилагаю все усилия, чтобы по мере своих скромных возможностей исполнять такое же служение. Тебе будет приятно узнать, что очень скоро мы намерены отправить своих проповедников в Австралию. У нас уже есть центры в Токио, и я посылаю двух преданных, одного из Токио, а другого отсюда, из Лос-Анджелеса, в Сидней (Австралия). Надеюсь, ты милостиво прольешь свои благословения, чтобы это новое предприятие увенчалось успехом. Шрила Прабхупада посылал на проповедь, в основном, своих учеников в статусе брахмачари или санньяси. Я применяю иной метод: посылаю на проповедь молодые семейные пары, и ты будешь рад узнать, что в этих странах такая система оказывается гораздо эффективнее. Я очень рад, что ты иногда с удовольствием читаешь статьи в моем журнале «Обратно к Богу», уверен, что ты получаешь его регулярно, каждый месяц. Твои адреса: и калькуттский, и вриндаванский, внесены в список бесплатных получателей. Насколько я понял, г-н и г-жа Б.К. Дирле, которые приехали в твой Матх в Калькутте, чтобы встретиться с тобой, заинтересовались нашим журналом, и если ты пришлешь мне их адреса, мы будем рады посылать бесплатные экземпляры и им. Я весьма обязан тебе, что все наши духовные братья очень рады известиям о моей деятельности на Западе. На самом деле, все, что здесь происходит, это милость Его Божественной Милости Шрилы Прабхупады, потому что лично я совершенно ни на что не способен. (ПШП Мадхаве Махарадже, 21 января 1970)

 

Стих Шанкары «бхаджа» звучит так:
бхаджа говинда бхаджа говинда, бхаджа говинда мудха-мате
сампрапте саннихите кале нахи нахи ракшати дукрн-каране
Это последнее наставление Шанкары своим последователям, а смысл его таков, что философы-майявади привыкли извлекать нужное им значение из нежелательных интерпретаций путем грамматических ухищрений. Санскритские грамматические ухищрения — это великолепная игра, есть много слов, которым можно придавать различные значения при помощи видоизменения грамматического корня, аффиксации и префиксации пратьяй. Шанкара советует не вымучивать из шастр требуемые значения, а покориться Господу Говинде и поклоняться Ему. Все грамматические ухищрения не помогут тебе в момент смерти. В тот момент спасти тебя может только памятование о лотосе стоп Говинды, Кришны. О, первостатейный глупец, не трать время зря, толкуя шастры на свой глупый лад. (ПШП Джаяпатаке, 21 января 1969),

 

 

Относительно твоего вопроса о том, что «преданные более милостивы, чем Сам Господь, потому что они понимают цели Господа». Должен сказать тебе, что Господь советует Своему преданному (обращаясь к Арджуне) не говорить о сознании Кришны человеку, который не является преданным и не прошел никакой дисциплинарной подготовки. Но преданный берет на себя риск обратиться к непреданному негодяю, даже ценой собственной жизни. Наилучший пример — это ваша христианская религия, Господь Иисус Христос. Господь Иисус Христос рискнул своей жизнью, чтобы говорить о сознании Бога людям, которые были фанатиками. Подобный случай произошел и с Господом Нитьянандой. Господь Нитьянанда шел по улице и увидел шумящую толпу людей. Желая узнать, что случилось, он подошел ближе и увидел двух негодяев, которых тогда звали Джагаи и Мадхаи. Они всегда, напившись, беспокоили людей. Нитьянанда Прабху мудро рассудил, что этих двух братьев можно освободить, и тогда слава Господа Чайтаньи распространится по всему миру. Но стоило Господу Нитьянанде обратиться к ним, как он тут же был ранен. Узнав о происшедшем, Господь Чайтанья очень разгневался и призвал Свою Чакру Сударшану, чтобы убить этих развратников. Тогда Господь Нитьянанда стал умолять Господа Чайтанью не убивать Джагаи и Мадхаи, а спасти их. К этому моменту Джагаи и Мадхаи уже пришли в себя и немедленно предались обоим Господам, и были освобождены милостью Господа Нитьянанды.
Итак, Господь Нитьянанда или Баладева — это изначальный духовный учитель, и такой чистый преданный иногда идет на риск, подвергая опасности свою жизнь ради человека, который в противном случае может быть отвергнут Господом. Преданный знает, что Господь хочет, чтобы все обусловленные души вернулись домой, и потому всеми способами и средствами старается побудить обусловленных душ принять сознание Кришны. Отсюда можно сделать вывод, что преданный более добр, чем Сам Господь. Совершая такое возвышенное служение, преданный быстро привлекает внимание Господа. Это тоже утверждается в Бхагавад-гите. На самом деле, никто не может сам, без милости преданного, прямо обратиться к Господу, и милость преданного получить гораздо легче, чем милость Господа. Поэтому самый рациональный способ достичь Бога — это принять прибежище Его чистого преданного. Если человек удовлетворит чистого преданного Господа, Господь будет удовлетворен, хотя сам человек, возможно, не обладает официально признанной квалификацией, чтобы получить милость Господа. (ПШП Шриману Йигеру, 21 января 1970)

 

Я понял, что ты сейчас готовишься отбыть в Австралию, и я очень рад, что ты полон энтузиазма проповедовать трансцендентное учение сознания Кришны. Господь Чайтанья Махапрабху будет очень тобой доволен. Господь Чайтанья хотел, чтобы это учение любви к Кришне, которое является высшим благом для каждого живого существа, было проповедовано по всему миру. Ты умный парень и понимаешь, насколько это Движение сознания Кришны необходимо для возвышения человеческого общества.
Болезнь человеческого общества все больше обостряется, и Господь Чайтанья хотел, чтобы индийцы проповедовали это учение ради блага всего человеческого общества. К сожалению, нынешнее поколение индийцев тяготеет больше к технологическому знанию, чем к учению о сознании Кришны. Положение, в котором они находятся, весьма опасно. Так или иначе, подчиняясь приказу своего духовного учителя, я принес сюда учение о сознании Кришны и вручил его американским юношам и девушкам. И я обращаюсь ко всем, особенно к разумным юношам, подобным тебе: пожалуйста, отнеситесь к проповеди Движения сознания Кришны очень серьезно, и это будет ваше великое служение всем людям. Сейчас у нас достаточно книг и другой литературы, и мы будем продвигаться вперед. (ПШП Бали-Мардану, 21 января 1970)

 

Меня очень радует то, с каким энтузиазмом ты трудишься над претворением в жизнь нашего плана издания ежедневной газеты. Это огромная задача. Чтобы издавать ежедневную газету, нужно целое учреждение, и редактор должен быть весьма осведомленным, чтобы комментировать любые материалы в любой области. Что касается рекламы, тебе не нужно искать рекламодателей, это они должны тебя искать. Не траться на рекламу. Пусть лучше они тратятся на то, чтобы нас прорекламировать. Например, «Таймз оф Индия» предоставляет нам самые широкие возможности для публикации наших писем. Прилагаю копию одного из таких писем, написанных Гирираджа-дасом Брахмачари. В этих письмах упоминаются также и наши книги. Ты тоже можешь проводить такую рекламу.

То, что о тебе так много говорят на телевидении, весьма вдохновляет, особенно то, что в Кливленде отклик был настолько благожелательным, что организовали повторное интервью. Такое повторение говорит о том, что людям очень понравилось. Что касается использования телевидения для представления нашей программы пожизненного членства, это просто первоклассная мысль. Вместо того, чтобы нам ходить за каждым, они будут приходить к нам. Продолжай в том же духе, и Кришна предоставит тебе все возможности. Я также рад слышать, что родители одного из наших преданных принимают сознание Кришны. Почему не попросить их стать нашими пожизненными членами? (ПШП Бхагаван-дасу, 21 января 1971)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: