Эффекты воздействия СМИ на эмоциональную сторону восприятия




Л-4

Эмоциональная сторона восприятия при воздействии СМИ

1. Суть воздействия СМИ на эмоциональную сторону восприятия информации

2. Социально-психологические основы воздействия СМИ на эмоциональную сторону восприятия информации массовым реципиентом

3. Ключевой механизм воздействия СМИ на эмоциональную сторону восприятия

4. Эффекты воздействия СМИ на эмоциональную сторону восприятия

 

 

Суть воздействия СМИ на эмоциональную сторону восприятия информации

 

Осуществляется косвенное воздействие эмоционально окрашенных образов на восприятие и оценку воспринимаемой информации.

 

Пример – эксперимент Р. Лазаруса

(см. Эксперименты Р. Лазаруса, Г.М. Бреслав).

Респондентам показывался документальный фильм об обряде инициации юношей, включавшем серию грубых хирургических операций над половыми органами, в племени аборигенов в Австралии.

Респонденты были разделены на 4 группы. Каждой группе фильм показывался в специфической форме:

1) первой группе – с эмоционально окрашенными комментариями, подчеркивающими вред, причиняемый процедурой инициации;

2) второй группе – с эмоционально окрашенными комментариями, отрицающими подобный вред и выдвигающими на передний план нормальность и привычность данной процедуры (все в племени через это проходят, и все у всех в порядке);

3) третьей группе – с беспристрастным повествованием, используя прием интеллектуализации и научно-публицистический стиль комментирования;

4) четвертой группе – без озвучки.

Было установлено:

самое сильное травматическое воздействие оказывал просмотр фильма в первом варианте (нагнетался страх);

следующим по силе травмирующего воздействия выступал просмотр фильма без озвучки (испытывалась нехватка информации);

просмотр фильма с беспристрастным, интеллектуализирующим комментированием редуцировал, снижал стрессовые реакции (фокус переводился в план теоретизирования – интеллектуальной деятельности; эмоции задвигались в план периферии);

просмотр фильма с комментариями, отрицающими вред процедуры, был менее стрессогенным (фокус: у всех свои причуды, для них это нормально, люди так живут и ничего, все в порядке).

 

Социально-психологические основы воздействия СМИ на эмоциональную сторону восприятия информации массовым реципиентом

 

Основы

Потребность человека в эмоциях. Человек нуждается в том, чтобы испытывать более-менее яркие эмоции; СМИ дают возможность переживать потребные эмоции «по заказу» – выбирать, что смотреть и какие эмоции, соответственно переживать. Например, разные жанры фильмов: комедия, хоррор, триллер, драма, мелодрама и т. д. Или разные программы: ток-шоу, музыкальные программы и т. п. и т. д.

Эмпатия. Человеку свойственно в разной степени силы сопереживать другим. СМИ представляют тех, кому следует сопереживать.

Эмоциональное заражение. Человеку свойственно «заражаться» эмоциями других. Например, посмотрите видео «Йога смеха» (8 минут).

«Черно-белое» оценивание. Человек не находится в эмоциональном «нуле». Одной из фундаментальных закономерностей эмоционального восприятия является принцип влечения – отторжения (см. теорию З. Фрейда). Воспринимаемый объект нас либо привлекает, либо отторгает, он нам нравится или не нравится, мы его хотим или пугаемся и стремимся избежать и т. п. СМИ располагают возможностями демонстрировать практически любой объект как «хороший» или «плохой». Одно и то же событие может преподноситься как в позитивном, так и в негативном эмоциональном окрашивании. Например, участники военных действий могут позиционироваться одними СМИ как защитники, а другими – как оккупанты, и т. п.

 

Ключевой механизм воздействия СМИ на эмоциональную сторону восприятия

 

Ключевой механизм воздействия – перенос аффекта с образа объекта на оценку содержательной и функциональной сути исходящей из него и следующей за ним информации.

Например, если некий продукт рекламируется человеком, который мне нравится, значит, этот продукт хороший (вспомните модель искривленного источника информации – наша первая лекция).

 

Эффекты воздействия СМИ на эмоциональную сторону восприятия

 

В процессе и результате воздействия СМИ на эмоциональную сторону нашего восприятия закономерно актуализируются определенные эффекты.

 

Основные эффекты

Эффект присутствия: эмоционально окрашенная, подаваемая СМИ информация приводит к тому, что у человека создается ощущение присутствия и даже участия в том событии, которое изображается в подаваемом СМИ материале.

Например: понаблюдайте, как активноJ футбольные болельщики общаются с игроками и комментаторами просматриваемого ими футбольного матча; вспомните, как вы возмущались неправильными действиями героев фильмов, как вам хотелось им что-то посоветовать, как вы плакали и смеялись вместе с ними.

Эффект первичности, или эффект «первого слова»: влияние первого впечатления на последующее восприятие информации. Больше доверия тому источнику, из которого информация была получена впервые.

Потому, например, каждое СМИ так стремится быть первым в предъявлении новостей.

Эффект предубеждения: если у человека изначально сформировалась негативная установка на источник сообщения, то последующая информация из этого источника отторгается, отвергается или воспринимается негативно.

Вспомните примеры из своего опыта. Возьмем, например, образ Ольги Бузовой: след из прошлого тянется за ней по сей день.

Эффект ореола, или гало-эффект: склонность оценивать объект и информацию, поступающую от него, под влиянием фактора его авторитетности, которая, в свою очередь, была позиционирована СМИ; стереотипное восприятие образов. Подобная авторитетность может выражаться в разных планах: внешность, достаток, социальные убеждения и т. д.

Например: красивые люди воспринимаются более позитивно (а они не обязательно всегда, так сказать, хорошие люди); человеку, изначально произведшему хорошее впечатление, прощаются определенные ошибки; любимые звезды экрана воспринимаются как правило менее критично; товары брендовых торговых марок воспринимаются как лучшие (тогда как в наличии могут быть более дешевые и не менее качественные товары других, менее известных фирм) и т. д.

Существуют и другие эффекты воздействия СМИ на эмоциональную сторону нашего восприятия, но они, как правило, являются вариантами выше представленных эффектов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: