Полнотекстовые базы данных




ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Липецкий филиал

Кафедра «Экономика, менеджмент и маркетинг»

 

 

ОСНОВЫМЕНЕДЖМЕНТА

 

 

Методические указания по выполнению контрольной работы

для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения

НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «Экономика»

(программа подготовки бакалавров)

 

Липецк 18

 


Общие методические указания по выполнению контрольной работы

Выполнение студентами контрольной работы является важной частью учебного процесса, так как позволяет закрепить знания, полученные в процессе лекционных, практических и самостоятельных занятий, а также выработать навыки их практического применения.

Контрольная работа проводится преподавателем на учебном потоке о завершении лекционного курса. Варианты контрольной работы приведены в разделе 2. Выбор варианта контрольной работы осуществляется в соответствии с начальной буквой фамилии студента.

Начальная буква студента Варианты
А, Б  
В, Г  
Д,Е  
Ё, Ж  
З, И  
К  
Л  
М  
Н  
О, П  
Р  
С, Т  
У, Ф  
Х, Ц, Ч, Ш  
Щ, Э, Ю, Я  

 

Контрольная работа включает два теоретических вопроса, задачу тест.

При ответе на теоретические вопросы следует приводить примеры из практики работы организации, в которой трудится студент, статистические данные по Российской Федерации, а также использовать нормативные правовые документы в области управленческих отношений.

Студентам необходимо в развернутой форме, аргументировано по возможности с примерами ответить на вопросы и выполнить предложенные задачу и тест. При этом студенты могут использовать конспекты лекций и рекомендованную преподавателем учебно-методическую литературу.

Контрольная работа должна быть аккуратно оформлена и иметь поля для замечаний рецензента. На последней странице работы студенту необходимо поставить подпись и дату ее выполнения.

Варианты контрольной работы

Вариант 1

1. Опишите технологию подготовки и принятия управленческих решений, укажите ее элементы.

2. Постройте дерево целей для конкретной организации. Опишите цели каждого уровня. Выявите и сформулируйте количественные и качественные цели.

3. Задача. Дайте характеристику формальной и неформальной групп (на примере своей организации).

Укажите состав, цели и задачи неформальной группы. Насколько они совпадают с целями и задачами формальной организации? Какими должны быть действия менеджера (руководства организации) в отношении неформальной группы и ее лидеров, чтобы достигнуть целей, стоящих перед формальной организацией?

4. Тест. Административная школа управления занималась разработкой таких аспектов теории менеджмента, как:

а) теории мотивации;

б) функции менеджера;

в) принципы управления организацией;

г) этапы жизненного цикла организации.

Вариант 2

1. Раскройте сущность и перечислите виды коммуникаций в системе менеджмента.

2. Представьте в виде схемы структуру управления конкретной организации. Покажите иерархию управления, выявите недостатки этой структуры и дайте рекомендации по ее совершенствованию.

В случае значительных изменений представьте новую структуру управления с учетом рекомендаций по ее совершенствованию.

3. Задача. Составьте таблицу принятия управленческих решений руководителями и работниками на примере конкретной организации о предложенной схеме.

Перечень управлен-ческих решений Кто подготовил С кем согла-совы-валось Кто принимает решение
Дирек-тор Зам. Дирек-тора по произ-водству Зам. Дирек-тора по эконо-мике Началь-ник от-дела кадров
               

 

4. Тест. В менеджменте в соответствии с теорией мотивации «Х» МакГрегора мотивация должна осуществляться, опираясь на:

а) потребности в самоуважении;

б) физиологические потребности работника;

в) социальные потребности;

г) потребности в безопасности.

 

Вариант 3

1. Раскройте классификацию основных (общих) функций управления на примере конкретной организации. Покажите на примере одной специфической функции этой организации связь с общими (основными) функциями управления.

2. Охарактеризуйте экономические методы управления.

3. Задача. Определите черты менеджмента, свойственные ему как науке и как искусству, используя приведенные в таблице характеристики.

 

Черта Характеризует управление как
науку искусство
1. Концепция менеджмента    
2. Человека как субъекта управления    
3. Научные знания    
4. Принципы менеджмента    
5. Ситуационный подход к управлению    
6. Творческий характер менеджмента    
7. Отношение между людьми    
8. Моделирование и количественные измерения    

 

4. Тест. Большим дублированием функций управления вследствие создания схожих по функциям отделов на различных уровнях управления характеризуется такая организационная структура, как:

а) линейно-функциональная;

б) функциональная;

в) проектная;

г) дивизиональная.

 

Вариант 4

1. Раскройте сущность системного подхода в менеджменте.

2. Дайте понятие стратегического менеджмента. Покажите на примере, как осуществляется управление портфельной стратегией.

3. Задача. Определите состав управленческих работников конкретной организации и заполните таблицу.

Категории управленческих работников Перечень должностей
Менеджеры  
- высшего уровня управления  
- среднего уровня управления  
- низового уровня управления  
Главные специалисты  
Специалисты  
Технические исполнители  

 

4. Тест. Расположите стадии коммуникационного процесса в соответствии с их реальной логической последовательностью:

а) кодирование информации и формирование сообщения;

б) интерпретация сообщения и формирование ответа;

в) декодирование и восприятие информации;

г) передача ответа;

д) формирование идеи;

е) выбор канала связи и передача сообщения.

 

Вариант 5

1. Раскройте содержание понятия «управленческое решение».

Рассмотрите основные подходы к классификации управленческих решений.

2. Раскройте сущность и роль мотивации в управленческом процессе, приведите основные мотивационные теории.

3. Задача. Разработайте положение о подразделении или должностную инструкцию работника в соответствии с занимаемой им должностью по следующей схеме:

А) Общие положения.

Б) Задачи (для подразделения).

В) Функции (обязанности).

Д) Ответственность.

Е) Структура (для подразделения).

Ж) Взаимоотношения с другими подразделениями (исполнителями).

Сформулируйте предложения по совершенствованию указанных документов.

4. Тест. Основным принципом линейной структуры организации является:

а) полноправное распорядительство;

б) адаптация;

в) единоначалие;

г) децентрализация;

д) демократизация.

 

Вариант 6

1. Опишите основные типы структур управления и их содержание, укажите их достоинства и недостатки.

2. Раскройте понятие «дерево целей» организации и покажите его роль в менеджменте.

3. Задача. Выберите оптимальное управленческое решение по вопросу оценки качества и приобретения сотового телефона.

Марки сотовых телефонов: Nokia 7610, Motorola V3, Samsung D500, SonyEricsson K600, LG M4410.

Критерии, по которым будут производиться оценка и выбор телефона, представлены в таблице

Критерии Модель
% ∑=1 Nokia 7610 Motorola V3 Samsung D500 Sony Ericsson K600 LG M4410
Цена 0,15 0,25 0,20 0,10 0,30 0,15 = 1
Вес 0,05 0,10 0,30 0,25 0,20 0,15 = 1
Качество изображения 0,25 0,15 0,20 0,30 0,15 0,20 = 1
Звук 0,25 0,20 0,20 0,25 0,15 0,20 = 1
Функции 0,30 0,20 0,15 0,25 0,15 0,25 = 1
1,00            

 

Обоснуйте выбор марки сотового телефона.

Пояснения к условию задачи. Данный выбор осуществляется на основе матричного метода линейного программирования и относится к числу экономико-математических методов управления.

Сущность данного метода заключается в следующем:

1. Составляется матрица в виде таблицы, по строкам которой указывают критерии оценки вариантов решения, назначаемые экспертом, а по столбцам — выбираемые варианты решения:

 

Критерии Удельный вес, % Вариант
I II III //-//-// +∞
  a1 x1* a1 x2* a1 x3* a1 //-//-// ∑xm=1
  a2 x1* a2 x2* a2 x3* a2 //-//-// ∑xm=1
  a3 x1* a3 x2* a3 x3* a3 //-//-// ∑xm=1
//-//-// a4 //-//-// //-//-// //-//-// //-//-// //-//-//
n+∞ an x1* an x2* an x3* an //-//-// ∑xm=1
1= ∑x1* an ∑x2* an ∑x3* an //-//-// ∑xm* an=1

 

2. Отдельным столбцом в матрице выделяют удельные веса критериев (а1, а2, а3,..., a n) с диапазоном значений от 0 до 1 в зависимости от степени значимости. Значения выбираемых вариантов решения указывают по строкам (х1, х2,..., хn).

3. Далее значения удельных весов критериев и значения выбранных вариантов перемножают и складывают по столбцам х11 + х1 2 + … + х1n.

4. Оптимальным вариантом решения считается тот, сумма которого является максимальной. Правильность произведенных расчетов подтверждается тем, что полученные результаты в сумме должны составлять единицу.

В том случае, если несколько вариантов набирают одинаковую максимальную сумму, оставшиеся варианты (набравшие меньшие суммы) отбрасывают. Далее сравнение осуществляют между оставшимися «вариантами-победителями» по прежней схеме.

4. Тест. В менеджменте в соответствии с теорией мотивации «Y» МакГрегора мотивация должна осуществляться, опираясь на:

а) ответственных;

б) высококвалифицированных;

в) низкоквалифицированных;

г) безответственных.

 

Вариант 7

1. Дайте понятие рисков в менеджменте, раскройте их сущность, укажите причины возникновения и приведите классификацию. Перечислите методы управления рисками.

2. Объясните, что понимают под эффективностью процесса менеджмента, раскройте ее содержание, укажите критерии и показатели.

3. Задача. Найдите оптимальное управленческое решение по выбору автомобиля немецкого производства. На российском рынке эти автомобили представлены четырьмя основными марками: Mercedes-Benz, BMW, Audi и Opel.

Основные критерии, по которым выбирается автомобиль, — цена, мощность, экономичность, дизайн, динамичность, управляемость и устойчивость, эргономичность, надежность.

Критерии оценки для выбора управленческого решения представлены в таблице.

Критерии оценки Марка автомобиля
Mercedes-Denz BMW AUDI OPEL Удельный вес, %
  Цена 0,30 0,25 0,25 0,20 0,20
  Мощность 0,30 0,25 0,25 0,20 0,05
  Экономичность 0,20 0,25 0,25 0,30 0,10
  Дизайн 0,25 0,25 0,30 0,20 09,10
  Динамичность 0,30 0,30 0,20 0,20 0,05
  Управляемость и устойчивость 0,30 0,25 0,30 0,15 0,20
  Энергомичность 0,25 0,25 0,30 0,20 0,10
  Надежность 0,30 0,25 0,25 0,20 0,20
           

 

Пояснения к условию задачи см. в варианте 6.

4. Тест. В практике менеджмента для мотивации персонала в соответствии с двухфакторной теорией мотивации Ф. Герцберга используют следующие мотивирующие факторы:

а) хорошие отношения с коллегами;

б) стабильность занятости;

в) повышение квалификации, самостоятельность

г) карьера.

Вариант 8

1. Дайте понятие деловой стратегии и покажите ее значение в повышении конкурентоспособности организации.

2. Раскройте сущность процесса управления и рассмотрите его

характеристики.

3. Задача. Крупнейшая российская корпорация по продаже иномарок, являясь официальным дилером многих автопроизводителей, решила открыть новый автосалон в престижном районе Москвы.

Определите, какую именно автомобильную компанию ей стоит представлять.

Критерии оценки для выбора оптимального решения представлены в таблице

Критерий оценки Марка автомобиля
Mercedes Toyota Skoda Удельный вес, %
Цена за новый автомобиль 0,2 0,3 0,5 0,3
Качество сборки 0,4 0,5 0,1 0,2
Модельный ряд 0,6 0,3 0,1 0,1
Технические харакитеристики 0,5 0,4 0,1 0,3
Дизайн 0,7 0,2 0,1 0,1
       

 

Пояснения к условию задачи см. в варианте 6.

4. Тест. Внешняя среда прямого воздействия организации в теории менеджмента не включает:

а) поставщиков ресурсов;

б) конкурентов;

в) специалистов службы сбыта;

г) партнеров по организации сбыта.

Вариант 9

1. Дайте понятие конфликта и раскройте его сущность. Приведите классификацию конфликтов.

2. Приведите определение понятия «стиль руководства». Охарактеризуйте основные стили руководства.

3. Задача. Распределите функции менеджмента между управленческими работниками в конкретной организации.

Функция управления Должностное лицо
1. Управление стратегией развития  
2. Организация системы и процессов управления  
3. Управление персоналом  
4. Управлением социальным развитием  
5. Управление экономическим развитием  
6. Управление финансами бухучетом  
7. Управление капитальным строительством и ремонтом  
8. Управление качеством продукции  
9. Управлением трудом и заработной платой  
10. Технико-технологическое управление  
11. Оперативное управление  
12. Управление охраной труда и техникой безопасности  
13. Управление материально-техническим снабжением  
14. Управление маркетингом  
15. Управление обслуживающим хозяйством  
16. Управление внешнеэкономической деятельностью  
17. Управление делопроизводством и юридическим обеспечением  

 

4. Тест. Исходным этапом процесса стратегического управления

в организации является:

а) реализация стратегии;

б) выбор стратегии;

в) оценка стратегии;

г) анализ внешней и внутренней среды организации.

Вариант 10

1. Дайте понятие лидерства в менеджменте.

2. Перечислите принципы построения организационных структур управления. Раскройте понятие нормы управляемости.

3. Задача. Укажите, какие из перечисленных принципов управления отвечают современному представлению о роли и возможностях человека в организации.

Содержание принципа Отвечает Не отвечает
1. Работа с людьми, направленная на их удовлетворенность    
2. Разделение труда    
3. Стабильность персонала    
4. Централизация управления    
5. Честность и доверие к людям    
6. Деловое участие каждого работника в общих результатах работы организации    

 

4. Тест. К признакам использования авторитарного стиля управления относят:

а) формальную дисциплину;

б) подробные инструкции на осуществление работ;

в) инициативность работников;

г) удовлетворение потребности работников в уважении.

Вариант 11

1. Дайте понятие функциональной стратегии и покажите ее значение для эффективной работы подразделений.

2. Раскройте содержание процесса планирования деятельности организации, обоснуйте его необходимость, перечислите виды и методы планирования.

3. Задача. Между двумя вашими подчиненными возник конфликт, который мешает им успешно работать. Каждый из них в отдельности обращался к вам с просьбой о том, чтобы вы разобрались и поддержали его позицию. Как вам следует поступить?

4. Тест. К экономическим методам управления относят:

а) улучшение качества продукции;

б) улучшение технических условий;

в) повышение оплаты труда;

г) премирование.

Вариант 12

1. Рассмотрите менеджмент как тип рыночного управления.

2. Дайте понятие внешней и внутренней среды организации.

3. Задача. В трудовой коллектив, в котором имеется конфликт между двумя группировками по поводу внедрения новшеств, пришел новый руководитель, приглашенный со стороны. Каким образом, по вашему мнению, ему лучше действовать, чтобы нормализовать психологический климат в коллективе?

4. Тест. К факторам, оказывающим косвенное влияние на состояние организации, относят:

а) изменение содержания федеральных законов;

б) изменение состояния мировой экономики;

в) изменение конъюнктуры рынка;

г) изменение состояния национальной экономики;

д) изменение условий поставки ресурсов.

Вариант 13

1. Перечислите экономические, административные и социально-психологические методы управления организацией, укажите их различия и сферы применения.

2. Охарактеризуйте формы и виды контроля состояния организации.

3. Задача. Расположите стадии процесса менеджмента в соответствии с их логической (технологической) последовательностью:

а) определение системы целей организации;

б) планирование;

в) учет;

г) управление;

д) контроль.

4. Тест. Процесс стратегического управления в организации начинается с:

а) практической реализации стратегии;

б) социально-экономической оценки стратегии;

в) анализа внутренней и внешней среды организации;

г) разработки стратегии.

Вариант 14

1. Перечислите принципы управления организацией, раскройте содержание и укажите их роль в менеджменте.

2. Назовите прямые и косвенные факторы внешней среды организации, покажите их влияние на состояние организации.

3. Задача. Выделяют три категории качеств работника:

1) основные требуемые качества, то есть те, в отсутствие которых работа не может быть выполнена на удовлетворительном уровне;

2) желаемые качества: преимущество должно отдаваться кандидатам, обладающим ими, при условии наличия у них других главных качеств;

3) противопоказания: качества, автоматически исключающие кандидатов, подходящих по другим параметрам.

Используя таблицу, составьте личную спецификацию для одного из работников какой-либо службы.

Перечень требований к должности Требуемые качества Противопоказания
основные желаемые
1. Физический облик      
2. Образование      
3.Опыт работы      
4. Специальные способности      
5. Черты характера (темперамент)      
6. Семейное положение      
7. Социально-бытовые условия      

 

4. Тест. Согласно теории менеджмента выделение функции управления является результатом:

а) усложнения технологии производства товаров;

б) горизонтального и вертикального разделения управленческого труда;

в) упрощения организационных структур управления;

г) расширения масштабов ведения бизнеса.

 

Вариант 15

1. Дайте понятие формальной и неформальной структуры, покажите их роль в системе менеджмента.

2. Рассмотрите организацию как функцию менеджмента.

3. Задача. Дайте общую характеристику вашей организации в следующей последовательности:

А) Ресурсы.

Б) Внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на деятельность организации.

В) Организационная структура управления.

Выявите имеющиеся недостатки и сформулируйте предложения по совершенствованию деятельности организации.

4. Тест. Согласно теории менеджмента системный подход предполагает:

а) выделение управляющей и управляемой подсистем;

б) исследование межличностных отношений;

в) баланс власти и ответственности;

г) функциональное единство элементов и подсистем.

 

Литература

Основная

1. Дафт Р. Менеджмент/ Пер. с англ.- СПб.: Питер,2014.- 656 с.: ил. Гриф МО

2. Зарецкий А.Д. Менеджмент. Учебник/Зарецкий А.Д., Иванова Т.Е..-М.: КНОРУС, 2016.-320 с. Гриф УМО

б) дополнительные:

3. Балашов А.П. Теория менеджмента: Учебное пособие/ А.П. Балашов.- М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2014.- 352 с. Гриф УМО, ЭБС Знаниум

4. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И., - 6-е изд., перераб. и доп - М.:Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 656 с. ЭБС Знаниум

 

Полнотекстовые базы данных

1. www.consultant.ru – Справочно-правовая система (СПС) Консультант+

2. www.garant.ru - Справочно-правовая система (СПС) «Гарант».

3. https://rsl.ru/ - Российская государственная библиотека

4. https://www.book.ru - Электронно-библиотечная система (ЭБС) BOOK.ru

5. https://rucont.ru - Электронно-библиотечная система РУКОНТ

6. https://znanium.com - ЭБС издательства «ИНФРА-М»

7. https://www.biblioclub.ru - Университетская библиотека online

8. https://diss.rsl.ru/ - Электронная библиотека диссертаций

9. https://elibrary.ru/ - Научная электронная библиотека

Сайты Интернет:

10. https://www.amr.ru - сайт Ассоциации Менеджеров России

11. https://www.rbc.ru/ - РосБизнесКонсалтинг

12. https://www.raexpert.ru/ - сайт «Рейтинговое агентство «ЭКСПЕРТ РА»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: