Контрольная работа № 1по литературе 9 класс 1 четверть
ЧАСТЬ 1
При выполнении заданий А1 – А10 выберите один из предложенных ответов.
А1. Как называется жанр древнерусской литературы - «писание по летам» с поучительными и поэтическими элементами?
а) житие;
б) апокриф;
в) летопись;
г) сказание.
А2. Какое литературное направление было основным в 30-е годы 18 века?
а) сентиментализм;
б) классицизм;
в) реализм;
г) романтизм.
А3. Какой принцип является «лишним» для классицизма:
а) единство места;
б) единство времени;
в) единство действия;
г) единство языка.
А4. В каком литературном направлении в качестве идеала изображалась мирная идиллическая жизнь на лоне природы:
а) классицизм;
б) сентиментализм;
в) романтизм;
г) реализм.
А5. Что такое ода?
а) жанр литературы, большое сюжетно-разветвлённое повествование;
б) малый литературный жанр, который носит аллегорический характер и заключает в себе моральное или религиозное поучение;
в) прозаический жанр непостоянного объёма, который стремится к сюжету, отражающему естественное течение жизни;
г) жанр лирической поэзии: торжественное, возвышенное, прославляющее произведение.
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания А5 – А10, В1 – В4. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов.
Не пора ль нам, братия, начать
О походе Игоревом слово,
Чтоб старинной речью рассказать
Про деянья князя удалого?
А воспеть нам, братия, его –
В похвалу трудам его и ранам –
По былинам времени сего,
Не гоняясь мыслью за Бояном.
Тот Боян, исполнен дивных сил,
Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил,
|
Как орел, под облаком парил,
Растекался мыслию по древу.
Жил он в громе дедовских побед,
Знал немало подвигов и схваток,
И на стадо лебедей чуть свет
Выпускал он соколов десяток.
И, встречая в воздухе врага,
Начинали соколы расправу,
И взлетала лебедь в облака
И трубила славу Ярославу,
Пела древний киевский престол,
Поединок славила старинный,
Где Мстислав Редедю заколол
Перед всей косожскою дружиной,
И Роману Красному хвалу
Пела лебедь, падая во мглу
«Слово о полку Игореве»
А6. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
1) житие; 3) поучение;
2) летопись; 4) воинская повесть.
А7. Какое место занимает этот фрагмент в произведения?
1) вступление;
2) завершает повествование;
3) является кульминацией сюжета;
4) играет роль вставного эпизода.
A8. Главной темой данного фрагмента является:
1) описание битвы с половцами;
2) причины похода Игоря;
3) характеристика Бояна;
4) изображение древних русских князей.
А9. Что лежит, по мысли автора, в основе его повествования?
1) мысли Бояна;
2) былины времени сего;
3) фантастические события;
4) древняя сказка.
А10. С какой целью в данном фрагменте приводится описание старинных песен, созданных Бояном?
1) выявить отсутствие у Бояна серьезного отношения к жизни;
2) описать созданные Бояном произведения;
3) выявить особенности данного повествования и показать его отличие от произведений Бояна;
4) показать, что автор отрицательно относится к Бояну и его творчеству.
ЧАСТЬ 2
В1. Укажите лексическое средство, с помощью которого в произведении характеризуются предметы и явления далекого прошлого («деянья», «сего», «мыслию по древу»).
|
Ответ:_________________________________________________________________________
В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его действии (со слов: «Тот Боян...»)
Ответ:__________________________________________________________________________
В3. Из фрагмента выпишите эпитет, который характеризует князя Игоря.
Ответ:__________________________________________________________________________
В4. В тексте отрывка найдите имена всех перечисленных русских князей и выпишите их.
Ответ :_________________________________________________________________________
ЧАСТЬ 3
Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений
С1. Какую роль играют эпитеты, использованные в данном фрагменте «Слова о полку Игореве»?
Контрольная работа № 2 по литературе 9 класс 1 четверть
ЧАСТЬ 1
При выполнении заданий А1 – А10 вберите один из предложенных ответов.
А1. Какова основная тематика произведений древнерусской литературы?
а) религиозно-поучительная;
б) военная;
в) политическая;
г) любовная.
А2. Назовите литературное направление России конца 18 века:
а) классицизм;
б) реализм;
в) сентиментализм;
г) романтизм.
А3. какой жанр классицизма не относится к «высоким»?
а) сатира; в) трагедия;
б) ода; г) эпопея.
А4. Для какого литературного направления характерно тяготение к экзотике, интерес к истории:
а) классицизм;
б) сентиментализм;
в) реализм;
г) романтизм.
А5. Что такое элегия?
а) лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти.
|
б) малый литературный жанр, который носит аллегорический характер и заключает в себе моральное или религиозное поучение;
в) прозаический жанр непостоянного объёма, который стремится к сюжету, отражающему естественное течение жизни;
г) жанр лирической поэзии: торжественное, возвышенное, прославляющее произведение.
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания А5 – А10, В1 – В4. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов.
Властителям и судиям
Восстал всевышний Бог,
да судит Земных богов во сонме их;
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?
Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.
Не внемлют! видят - и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.
Цари! Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья,
Но вы, как я подобно, страстны,
И так же смертны, как и я.
И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!
Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых
И будь един царем земли!
Г.Р. Державин «Властителям и судиям»
А6. К какому жанру классической поэзии относится стихотворение Г. Р. Державина «Властителям и судиям»?
1) элегия; 3) послание;
2) ода; 4) эпитафия.
А7. Ведущей в стихотворении является тема:
1) любви и дружбы;
2) законности и беззакония;
3) природы и родины;
4) свободы и одиночества.
A8. Как называется художественно-выразительное средство, использованное поэтом в строках: «И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!»?
1) метафора; 3) сравнение;
2) метонимия; 4) эпитет.
А9. Какое чувство вызывают у лирического героя современные властители?
1) грусти; 3) умиления;
2) радости; 4) негодования.
А10. Лирический герой стихотворения:
1) уходит от реальной жизни в мир иллюзий;
2) заботится о крепостных крестьянах;
3) напоминает властителям об их долге;
4) мечтает о революционном перевороте.
ЧАСТЬ 2
В1. В строке: «Покрыты мздою очеса...» использован синтаксический прием, основанный на нарушении традиционного порядка слов в предложении. Назовите этот прием.
Ответ:__________________________________________________________________________
В2. Найдите словосочетание в первой строфе, объясняющее, кто вправе судить царей.
Ответ:__________________________________________________________________________
В3. Укажите название лексического средства, использованного в следующих словах и словосочетаниях: «мздою очеса», «злодействы», «зыблет».
Ответ:__________________________________________________________________________
В4. Определите размер, которым написано стихотворение.
Ответ:__________________________________________________________________________
ЧАСТЬ 3
Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений
С1. К чему призывает царей Г.Р. Державин в своем стихотворении «Властителям и судиям»?