Сфера духовной культуры и ее особенности
Общепринятым является деление культуры на
1) духовную и экономическую
2) духовную и материальную
3) идеальную и материальную
4) политическую и экономическую
Какое из перечисленных понятий не используется при классификации потребностей человека?
1) биологические потребности
2) приоритетные потребности
3) духовные потребности
4) социальные потребности
3.Общие черты или формы, присущие всем культурам, называются
1) культурными символами
2) духовными идеалами
3) культурными универсалиями
4) духовными приоритетами
Музей — это учреждение, которое
1) занимается собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью
2) собирает и хранит произведения печати и письменности для общественного использования, а также осуществляет справочно-библиографическую работу
3) хранит старые, старинные документы и документальные материалы
4) занимается описанием и изучением произошедших когда-либо исторических событий
Архив — это учреждение, которое
1) занимается собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью
2) собирает и хранит произведения печати и письменности для общественного использования, а также осуществляет справочно-библиографическую работу
3) хранит старые, старинные документы и документальные материалы
4) занимается описанием и изучением произошедших когда-либо исторических событий
|
Библиотека — это учреждение, которое
1) занимается собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью
2) собирает и хранит произведения печати и письменности для общественного использования, а также осуществляет справочно-библиографическую работу
3) хранит старые, старинные документы и документальные материалы
4) занимается описанием и изучением произошедших когда-либо исторических событий
Верны ли следующие суждения о художественных образах в искусстве?
А. Художественные образы, будучи результатом вымысла, тем не менее всегда несут на себе отпечаток реально существующих явлений.
Б. Художественные образы — это чувственное воспроизведение жизни, созданное с позиций автора.
1) верно, только А
2) верно, только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8.Особая форма общественного сознания и практически духовная ценность по освоению и воплощению эстетических ценностей
1) наука
2) образование
3) культура
4) искусство
Верны ли следующие суждения о культуре?
А. Культура представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие.
Б. Культура тесно связана с социальным развитием и прогрессом в обществе.
1) верно, только А
2) верно, только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Филармония — это учреждение, которое
|
1) занимается собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью
2) собирает и хранит произведения печати и письменности для общественного использования, а также осуществляет справочно-библиографическую работу
3) хранит старые, старинные документы и документальные материалы
4) занимается организацией концертов и пропагандой музыкального искусства
11. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие духовность.
Моральные ценности, традиции, право, нравственность, совесть.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
12. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Что же входит в духовный мир человека? Прежде всего — __________(1), то есть потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о __________(2) и назначении своей жизни. Оно формирует и __________(3) человека — то есть совокупность умственных способностей и прежде всего способности получить новую информацию на основе той, которая у него уже имеется. Но духовный мир человека включает в себя и __________(4) — субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности. Ещё одним видом эмоциональных состояний являются __________(5), которые в зависимости от предметной сферы подразделяются на нравственные (любовь, дружба, патриотизм и пр.), эстетические (восторг, радость, отвращение, тоска и пр.) и интеллектуальные (любопытство, сомнение, любознательность и пр.). Совокупность лучших личностных качеств человека характеризуется понятием __________(6). К числу её признаков следует отнести обострённое чувство социальной справедливости; личную порядочность и тактичность; терпимость к инакомыслию; приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры и пр.».
|
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) интеллигентность
Б) свобода
В) интеллект
Г) эмоция
Д) чувство
Е) познание
Ж) смысл
13. К объектам материальной культуры относится
1.паровая машина
2.правила поведения в кино
3.ритуал смены воинского караула
4. миф о подвигах Геракла
Часть 2.
Прочитайте отрывок из произведения Рея Брэдбери «451° по Фаренгейту».
«Как всё это началось, спросите вы, — я говорю о нашей работе, — где, когда и почему? Началось, по-моему, примерно в эпоху так называемой гражданской войны, хотя в наших уставах и сказано, что раньше. Но настоящий расцвет наступил только с введением фотографии. А потом, в начале двадцатого века, — кино, радио, телевидение. И очень скоро всё стало производиться в массовых масштабах… А раз всё стало массовым, то и упростилось, -продолжал Битти. — Когда-то книгу читали лишь немногие — тут, там, в разных местах. Поэтому и книги могли быть разными. Мир был просторен. Но когда в мире стало тесно от глаз, локтей, ртов, когда население удвоилось, утроилось, учетверилось, содержание фильмов, радиопередач, журналов, книг снизилось до известного стандарта. Этакая универсальная жвачка. Вы понимаете меня, Монтэг?
— Кажется, да, — ответил Монтэг. Битти разглядывал узоры табачного дыма, плывущие в воздухе.
— Постарайтесь представить себе человека девятнадцатого столетия — собаки, лошади, экипажи — медленный темп жизни. Затем двадцатый век. Темп ускоряется. Книги уменьшаются в объёме. Сокращённое издание. Пересказ. Экстракт. Не размазывать! Скорее к развязке!
— Скорее к развязке, — кивнула головой Милдред.
— Произведения классиков сокращаются до пятнадцатиминутной радиопередачи. Потом ещё больше: одна колонка текста, которую можно пробежать за две минуты, потом ещё: десять-двадцать строк для энциклопедического словаря. Я, конечно, преувеличиваю. Словари существовали для справок. Но немало было людей, чьё знакомство с «Гамлетом»… ограничивалось одной страничкой краткого пересказа в сборнике, который хвастливо заявлял: «Наконец-то вы можете прочитать всех классиков! Не отставайте от своих соседей»… Вот вам интеллектуальный стандарт, господствовавший последние пять или более столетий.
Милдред встала и начала ходить по комнате, бесцельно переставляя вещи с места на место.
Не обращая на неё внимания, Битти продолжал:
— А теперь быстрее крутите плёнку, Монтэг! Быстрее!.. Сокращайте, ужимайте! Пересказ пересказа! Экстракт из пересказа пересказов! Политика? Одна колонка, две фразы, заголовок! И через минуту всё уже испарилось из памяти. Крутите человеческий разум в бешеном вихре, быстрей, быстрей! — руками издателей, предпринимателей, радиовещателей, так, чтобы центробежная сила вышвырнула вон все лишние, ненужные, бесполезные мысли! <...>
— Срок обучения в школах сокращается, дисциплина падает, философия, история, языки упразднены. Английскому языку и орфографии уделяется всё меньше и меньше времени, и, наконец, эти предметы заброшены совсем. Жизнь коротка. Что тебе нужно? Прежде всего работа, а после работы развлечения, а их кругом сколько угодно, на каждом шагу, наслаждайтесь! Так зачем же учиться чему-нибудь, кроме умения нажимать кнопки, включать рубильники, завинчивать гайки, пригонять болты? <...>
— Как можно больше спорта, игр, увеселений — пусть человек всегда будет в толпе, тогда ему не надо думать. Организуйте же, организуйте всё новые и новые виды спорта, сверхорганизуйте сверхспорт! Больше книг с картинками. Больше фильмов. А пищи для ума всё меньше. В результате неудовлетворённость. Какое-то беспокойство. Дороги запружены людьми, все стремятся куда-то, всё равно куда. Бензиновые беженцы. Города превратились в туристские лагери, люди — в орды кочевников, которые стихийно влекутся то туда, то сюда, как море во время прилива и отлива, — и вот сегодня он ночует в этой комнате, а перед тем ночевали вы, а накануне — я.
<...>
— Возьмём теперь вопрос о разных мелких группах внутри нашей цивилизации. Чем больше население, тем больше таких групп. И берегитесь обидеть которую-нибудь из них — любителей собак или кошек, врачей, адвокатов, торговцев, начальников, мормонов, баптистов, унитариев, потомков китайских, шведских, итальянских, немецких эмигрантов, техасцев, бруклинцев, ирландцев, жителей штатов Орегон или Мехико. Герои книг, пьес, телевизионных передач не должны напоминать подлинно существующих художников, картографов, механиков. Запомните, Монтэг, чем шире рынок, тем тщательнее надо избегать конфликтов. Все эти группы и группочки, созерцающие собственный пуп, — не дай бог как-нибудь их задеть! Злонамеренные писатели, закройте свои пишущие машинки! Ну что ж, они так и сделали. Журналы превратились в разновидность ванильного сиропа. Книги — в подслащенные помои. Так, по крайней мере, утверждали критики, эти заносчивые снобы. Не удивительно, говорили они, что книг никто не покупает. Ночитатель прекрасно знал, что ему нужно, и, кружась в вихре веселья, он оставил себе комиксы. Так-то вот, Монтэг. И всё это произошло без всякого вмешательства сверху, со стороны правительства. Не с каких-либо предписаний это началось, не с приказов или цензурных ограничений. Нет! Техника, массовость потребления и нажим со стороны этих самых групп-вот что, хвала господу, привело к нынешнему положению. Теперь благодаря им вы можете всегда быть счастливы: читайте себе на здоровье комиксы, разные там любовные исповеди и торговорекламные издания… Цветным не нравится книга «Маленький черный Самбо». Сжечь её. Белым неприятна «Хижина дяди Тома». Сжечь и её тоже. Кто-то написал книгу о том, что курение предрасполагает к раку легких. Табачные фабриканты в панике. Сжечь эту книгу. Нужна безмятежность, Монтэг, спокойствие. Прочь всё, что рождает тревогу. В печку!.. Жгите, жгите всё подряд. Огонь горит ярко, огонь очищает»
1) Дайте определение понятия культура и составьте с ним два предложения, раскрывающие его смысл.
2) В антиутопии американского фантаста Рея Брэдбери «451° по Фаренгейту» действие происходит в далёком будущем, когда вся литература, заставляющая людей мыслить, находится под строжайшим запретом тоталитарного государства. В отрывке рассказывается предыстория созданного Брэдбери мира. Именно засилье массовой, потребительской культуры, согласно автору, привело к тому, что культурные запросы граждан остались на уровне детей. Используя текст и свои знания из общественной жизни, приведите не менее трёх проблем развития культуры в современной России.
3) В приведённом отрывке высказывается предположение, что культура должна отвечать духовным запросам общества, зависеть от вкусов потенциальных читателей. Согласны ли вы с этим утверждением? Напишите свою точку зрения по этому вопросу и приведите два доказательства.
Ответы:
1-2, 2-2, 3-3, 4-1, 5-3, 6-2, 7-2, 8-4, 9-3, 10-4, 11-право; 12 - 1Е 2Ж 3В 4Г 5Д 6А; 13-1