ТЕМА 7.1МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР (живая природа)
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Наблюдение как метод ознакомления с живой природой детей дошкольного возраста с ТНР. 2. Виды наблюдения. 3. Требования к организации и проведению наблюдения. 4. Приемы ознакомления дошкольников с ТНР с растительным миром.
1. Наблюдение как метод ознакомления с живой природой детей дошкольного возраста с ТНР
Наблюдение – это целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира. Оно связано с показом изменяющихся явлений. Его цель – не только познакомить детей с предметами или явлениями, но и научить замечать изменения в окружающей обстановке.
В дошкольном возрасте очень важно воспитывать у детей интерес к природе. Организуя наблюдение и рассматривание животных и растений, обращая внимание на их внешний вид, движения, повадки, воспитатель формирует не только знания о природе, но и отношение детей к ней.
Содержание занятий, связанных с наблюдениями, постепенно усложняются: выбираются более сложные объекты наблюдения, углубляется его план, рассматриваются новые стороны явлений, намечается переход к познанию связи между ними. Наблюдения организуются не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Они могут быть кратковременными (наблюдение за погодой) и длительными (наблюдение за сезонными явлениями).
Наблюдение объектов и явлений природы, сопровождаемое пояснениями и направляемое вопросами воспитателя, условно можно разделить на три типа:
1) нацеливающее внимание, требующее констатации фактов (название предмета, его частей, качеств, свойств, действий);
2) активизирующее, требующее сравнения, сопоставления, различения, обобщения;
3) стимулирующее творческое воображение, побуждающее к самостоятельным выводам и рассуждениям (используется в старшем дошкольном возрасте, ограниченно в среднем дошкольном возрасте).
Ценным методическим приёмом, активизирующим мышление детей во время наблюдения, является сравнение, сопоставление характерных особенностей объектов или явлений по различию и сходству. При сравнении объектов природы дети легко устанавливают признаки различия. Сравнение по сходству обычно затрудняет детей с ТНР, так как они не могут самостоятельно выделить существенные свойства сходных предметов. Этот приём может быть применён в наблюдениях с детьми в старших группах. Сравнивая объекты, дети с помощью воспитателя выделяют существенные свойства сходных предметов, явлений и получают материал для классификации их, и образования элементарных понятий.
Наблюдение играет важную роль в коррекции нарушений речи детей с ТНР. В психологических исследованиях наблюдение определяется как сложная деятельность, как сознательное и целенаправленное восприятие. В его состав входит своеобразный вид мыслительных процессов, которые базируются на чувственном познании, представляют собой лишь первоначальный анализ и синтез данных чувственного опыта.
2.Виды наблюдения
В зависимости от места проведения:
- наблюдения в естественной обстановке живой природы (во время экскурсий и целевых прогулок);
- наблюдение в специально организованных условиях (во время прогулки на участке д/у, на занятии, в уголке природы и т.д.).
В зависимости от количества детей:
- индивидуальные
- групповые
- фронтальные наблюдения.
В зависимости от времени:
- кратковременное
- длительное.
В зависимости от цели:
- распознающее
- наблюдение за изменением и развитием объектов и явлений природы,
- воссоздающее наблюдение.
Требования к организации и проведению наблюдения
· соблюдение безопасности, как для детей, так и для животных;
· целенаправленность наблюдения зависит от проявления животного в данное время (спит или бегает);
· определить заранее место наблюдения (наблюдение не должно наносить вред животным).
Приемы ознакомления дошкольников с ТНР с растительным миром
· выделение знакомых растений из группы;
· соотнесение;
· создание зарисовок;
· рассматривание растений и их плодов;
· сравнение;
· узнавание знакомых растений во время прогулки, во время рассматривания пособий;
· называние действий в процессе их выполнения (поливаю, ем, сажаю);
· выделение и называние частей растений, их признаки;
· рассматривание картинок;
· установление причинно-следственных связей.
Схема наблюдения за растением:
1. Название растения;
2. Особенности внешнего вида в целом и отдельных частей. Цвет, форма, величина, запах растения;
3. Принадлежность к определенной группе (дерево, кустарник, трава; растение сада, огорода, леса);
4. Условия роста растения (почва, вода, свет, тепло);
5. Правила поведения в природе;
6. Интерпретация полученных впечатлений в свете личного опыта.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Основы методик дошкольного образования. Краткий курс лекций: учеб. пособие для вузов / О.Н. Анцыпирович [и др.]; под общ. ред. О.Н. Анцыпирович. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 390 с.
2. Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи: Программа для специальных дошкольных учреждений / Авт. – сост. Ю.Н. Кислякова, Л.Н. Мороз. – Мн.: НИО, 2007. – 280 с.
3. Специальные методики дошкольного воспитания / сост. И.Е. Левина. - Мн.: БГПУ, 2004.- 22 с.
4. Селихова, Л. Г. Интегрированные занятия: ознакомление с природой и развитие речи: для работы с детьми старшего дошк. возраста (5–7 лет): метод. пособие / Л. Г. Селихова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 158 с.