Ваш ребенок много времени проводит в интернете и это Вас беспокоит?
Тогда эта памятка для Вас!
Памятка для заботливых родителей
В современном мире, где действительность разделена на 2 плоскости: виртуальную и реальную, возможность столкнуться с рисками значительно возрастает, т.к. часть из них присутствует в реальной действительности, а часть обнаруживается в виртуальной. Часто родители информируют детей о реальных рисках на улице, среди людей, забывая, что подобные риски могут угрожать детям и в виртуальном пространстве. Информационная безопасность ребенка на сегодняшний день является такой же важной и актуальной темой и обязанностью родителя, которую необходимо выполнять по отношению к своему ребенку, как и соблюдение дорожной безопасности, сохранение ценности здоровья, соблюдение правил и законов и т.д.
Какие риски подстерегают детей за светящимся экраном?
Ø чрезмерная увлеченность Интернет пользованием, компьютерными играми, «серфингом», онлайн-казино;
Ø ребенок может быть вовлечен в экстремистские или иные опасные сообщества и группы;
Ø ребенок может стать жертвой мошенников и понести финансовые и моральные затраты;
Ø он может встретиться с агрессией, грубым обращением или травлей в социальных сетях;
Ø возможно его попадание на сайты, содержащие информацию, наносящую вред его неокрепшей психике и эмоциональному самочувствию.
Как защитить ребенка от интернет-рисков?
Для того чтобы помочь ребенку справиться с Интернет-рисками родителям необходимо, в первую очередь, понять, что единственно возможным вариантом помощи является участие родителей в жизни ребенка, включая и виртуальную реальность, «он-лайн мир» ребенка. Зачастую, родитель не хочет разбираться в том, что же на самом деле делает ребенок, находясь за компьютером, и предпочитает, отстранившись, прочитать нотации или грубо пресечь попытки использования Интернета ребенком. Такое родительское поведение усугубляет желание ребенка углубиться в свою увлеченность, где «родитель ничего не понимает». Нежелание родителя понимать причины, подталкивающие ребенка
|
к чрезмерному пользованию Интернетом, воспринимается ребенком как нежелание родителя вести диалог с ним, отказ от общения, отказ понимать его. При этом ребенок чувствует себя непонятым своим родителем, думает, что родитель не хочет, не желает, не может общаться с ним. Нередко такие мысли сопровождаются чувствами печали, одиночества, досады, от которых ребенок спасается, снова погружаясь в приятный и понятный виртуальный мир, где замыкается этот круг непонимания. Как разорвать и выйти из этого круга, наносящей урон состоянию и поведению ребенка?
Что делать нельзя:
· Вешать ярлыки на ребенка (например, фраза "Да ты болен!")
· Обвинять и стыдить ребенка (например, фразы "Ты тратишь свою жизнь понапрасну!", «Лучше бы погулять сходил/почитал/поиграл и т.д.)
· Придираться и «пилить» ребенка
· Ругать
· Угрожать ребенку
· Требовать от ребенка поспешных изменений
· Сравнить ребенка с другими детьми (например, фразы: «Посмотри на своего соседа, он не сидит сутками за компьютером!», «А вот твоя одноклассница все успевает, потому что не играет в компьютерные игры!» и т.д.)
|
Избегайте осуждающих комментариев в таких сферах как:
· Современные технологии и Интернет
· Игры и их производители
· Интернет-серверы
· Друзья ребенка и другие дети
· Родители друзей ребенка
· Школа
· Гены
Что делать нужно:
· Наблюдайте за своими детьми внимательно и с интересом
· Постарайтесь понять, что они чувствуют, как они мыслят, что хотят
· Поставьте себя на их место
· Искренне интересуйтесь тем, что вовлекает их в игру;
Понять:
· Что им нравится в играх?
· Какие приложения и технологии используются для этого? Какие игры сейчас современны?
· Как играть в эти игры?
· Сколько времени дети проводят, играя в эти игры?
· Когда они играют в игры?
· Где они играют?
· С кем они играют?
Найдите ответы на следующие вопросы:
· Каким образом Интернет и онлайн-игры служат моему ребенку?
Дают ему чувство заботы о нем, свободы, принадлежности, цели и т. д.
· Что ему/ ей нравится в виртуальном пространстве и играх?
Мастерство, дружба, структура, сообщество, проблемы, конкуренция и т. д.
· Чем в эмоциональном и психологическом плане привлекательно общение в виртуальном пространстве и игры для него /нее?
Сообщество, отношения, чувство волнения и радости и т. д.
· Чего он / она может пытаться избегать в мире реальном?
В собственном мире (например, проблемы со школой, семьей, друзьями, образом тела, отношениями)
|
В эмоциональном мире (депрессия, тревога, низкая самооценка)
В духовном мире (духовная опустошенность, экзистенциальный вакуум, вопросы бытия)
· Каковы могут быть другие причины обращения к Интернету?
Принимать во внимание возрастные особенности Вашего ребенка:
· Потребности ребенка зависят от возраста
· Как правило, молодые люди исследуют, кем они являются, когда они находятся в поисках своей Личности
Возрастные потребности ребенка:
· Развитие дружеские отношений, связей
· Установление границ для себя, других, ситуации
· Бросать вызов авторитетам
· Сохранение безопасности, контроля и автономности
· Развитие сексуальной идентичности
· Важное значение имеет самооценка. Как меня воспринимают, любят, уважают?
В разном возрасте они могут спросить:
· Кто я?
· Кем я не являюсь?
· Кем я могу стать?
· Каковы пределы, границы?
· Что является правильным и справедливым?
Способы поговорить с вашим ребенком:
· Проявлять искреннее любопытство и интерес к их онлайн-жизни;
· Присоединитесь к ним в их интересах
· Не принижайте их виртуальную жизнь (она так же реальна для них, как и их «настоящая» жизнь)
· Не уменьшайте важность Интернета и других передовых технологий. Это современный мир, в котором они растут, он не плохой и не хороший, он существует, и его не избежать.
· Не запрещайте Интернет (если это вообще возможно)
· Договоритесь о временных лимитах, и доверяйте ребенку в соблюдении этих договоренностей.
· Предлагайте оффлайновые действия, которые могут быть интересны в дополнение к (а не вместо) онлайн-деятельности.
Присоединяйтесь к своему ребенку:
· Попросите его/ее показать Вам, что ему/ей нравится в Интернете.
· Проявляйте уважение к их интересам;
· Просите, чтобы они показали Вам, как это работает
· Если Вы готовы, играйте онлайн со своим ребенком. Пусть он/она научат Вас.
Примечание. Это может показаться отталкивающим,или склоняющим кИнтернет-зависимости, но это также может быть каналом для начала диалога с ребенком. Ведь Вы как взрослый можете установить время для игры, можете объяснять все опасности и трудности, поджидающие играющего в интернете, а, значит, можете контролировать и учить этому ребенка!
Изучите и поймите игры, в которые играет Ваш ребенок:
· Узнайте игру, чтобы Вы понимали временные параметры и взаимоотношений в игре
· Осознать: для планирования 1 онлайн-акта может потребоваться 2-3 часа, а для самого действия еще 1-2 часа
· Совместно установите лимиты времени и дня
· Дети могут заранее спланировать даты и время игр
· Смотрите или играйте со своими детьми
· Не используйте игру в качестве вознаграждения за «хорошее поведение»,
Моделируйте и учите:
· Соблюдать умеренность и баланс
· Как корректировать дисбаланс
Обучать детей 12+ навыкам самоконтроля, чтобы они не могли устанавливать себе рамки, находясь вне дома
Узнайте, что доступно и сами предлагайте игры:
Существуют тысячи обучающих игр по сотням тем.
• История, математика
• Чтение, письмо
• География, биология, химия
• Природа, океанография
• Как начать и запустить бизнес
• Как инвестировать деньги
• Как строить и ремонтировать автомобили, мопеды, мотоциклы
• Альпинизм, подводное плавание, серфинг, лыжи
• Как играть в футбол, баскетбол, хоккей
• Исследование робототехники и искусственного интеллекта
Изучите рейтинги и характеристики игр:
Онлайн-игры имеют такие же рейтинги, как и фильмы и телевизионные шоу. Просто зайдите на сайт авторитетных источников, и введите названия игр, в которые играет Ваш ребенок, чтобы узнать рейтинг и подходит ли он возрасту Вашего ребенка.
Желаем успехов!