Природой
57. Все, что недоступно чувствам, недоступно и для ума, – утверждают сторонники
Сенсуализма
58. Вся совокупность достоверных сведений о внешнем и внутреннем мире человека, которым располагает общество или отдельный индивид, есть
Знание
59. Вся совокупность существующих на Земле живых организмов называется
Биосферой
60. Всякий процесс изменения и перехода из одного состояния в другое представляет собой
Движение
61. Вульгарно-материалистическая трактовка сознания связана с именами
Бюхнера, Фохта и Молешотта
62. Вульгарный материализм считает, что сознание
Имеет вещественную природу
63. Выберите верное суждение:
«Покой есть момент всякого движения»
65. Выберите правильное соотношений понятий «философия» и «наука»:
Философия - методология науки
66. Выдающаяся личность – это человек, который
Оказал влияние на ход истории
67. Выдвижение гипотез, преодолевающих ограниченность теории, обусловлено возникновением в науке
Проблемных ситуаций
68. Выделение в качестве основных элементов общества «базиса» и «надстройки» было предложено
К. Марксом
69. Высшая степень ценного, значимого для человека называется
Идеалом
70. Высшее благо, как завершенное, самодостаточное состояние жизни называется
Счастьем
71. Гегелем разработаны основные законы
Диалектики
72. Главным критерием истины для диалектического материализма является(ются)
Практика
73. Главным условием существования и развития общества является(ются)
Материальное производство
74. Глобализации в области культуры в наибольшей степени способствует
Распространение массовой культуры
75. Глобальная проблема, проявившая себя в XXI веке, – это
Предотвращение мировой термоядерной войны
76. Глобальные проблемы могут быть решены
|
Объединёнными усилиями всех стран
77. Глобальные проблемы наиболее четко проявили себя в(во)
Второй половине XX
79. Государство, власть и властные отношения составляют ядро
Политической сферы
80. Деление методов научного познания на эмпирические и теоретические лежит в основе противопоставления
Индукции и дедукции
81. Детерминизм отрицает существование
Случайности
82. Деятельность научного сообщества в соответствии с определенной парадигмой носит название
Нормальной науки
83. Для науки характерна установка на
Познание сущности явлений
84. Для научной картины мира характерно
Истинное знание причин
85. Достижения науки, воплотившиеся в технике, становятся важным фактором развития общества в
ХХ веке
86. Представителями западничества являлись
(1) Кавелин К.Д. (историк, социолог, правовед)
(2) Грановский Т.Н. (историк)
87. Древнегреческие натурфилософы VI- V вв. до н.э. отождествляли материю (субстанцию) с
Различными природными стихиями
88. Древнегреческие натурфилософы VI-V вв. до н.э. отождествляли материю (субстанцию) с
Различными природными стихиями
89. Дуализм является философским учением
Исходящим из признания равноправными, несводимыми друг к другу двух начал
90. Духовно-телесная целостность, характеризующая отдельного человека как субъекта деятельности, есть
Личность
91. Единица мысли, фиксирующая общие и существенные свойства и отношения предметов и явлений называется
Понятием
93. Единство качества и количества есть
Мера
94. Единство свойств и отношений предмета с точки зрения его внутреннего содержания выражается в понятии
|
«Сущность»
95. Если естествознание традиционно ориентируется на объяснение, то гуманитарное знание на
Понимание
96. Зависимость знания от условий, места и времени выражается в понятии
«Конкретность»
97. Закон диалектического синтеза лежит в основе представления процесса развития
В виде спирали
98. Законы движения и развития природы и общества составляют суть объективной диалектики, законы движения и развития мышления, познания – диалектики
Субъективистской
99.Знание предмета в исторически обусловленных пределах есть истина
Относительная
100. Знание, взятое в его полноте, которое не может быть опровергнуто в процессе познания есть истина
Абсолютная
101. Знание, не подтверждённое на данный момент практикой либо недостаточно обоснованное логически, называется
Гипотетическим
103. Знание, соединённое с верой в него, есть
Убеждение
105. Знания о природе и действительности, получаемые в повседневной жизни, относятся к знанию
Обыденно-практическому
106. Идеациональную, идеалистическую и чувственную стадии в развитии культуры выделял
П. А. Сорокин
107. Идеи и концепции, выступающие от имени науки, имитирующие ее черты, но не соответствующие стандартам научности относятся к
Лженауке
108. Идею права, которая стала условием формирования современного гражданского общества, дали миру
Древние римляне
109. Идея «конца истории» была выдвинута
Ф. Фукуямой
110. Идея Сверхчеловека как цели человеческой эволюции была выдвинута
Ф. Ницше
111. Идея общественного договора как принципа современной демократии была выдвинута в
|
Новое время
112. Изменения системы в сторону повышения уровня её упорядоченности, организованности, сложности характеризуют как
Прогресс
113. Индивиды, не интегрированные полностью ни в одну культурную систему, представляют культуру
Маргинальную
114. Индукция и дедукция относятся к методам познания
Общелогическим
115. Интеллектуальная составляющая любого типа мировоззрения, то есть миропонимание, называется
Картиной мира
116. Искаженное восприятие или представление действительности называется
Заблуждением
117. Искусство во всякого рода производстве в Античности обозначалось понятием
«Техника»
118. Искусство направлено на постижение
Эстетического
119. Использование методов является характерной чертой
Науки
120. Истина, согласно Аристотелю, является
Соответствием мысли действительности
121. Истинное бытие по Платону есть
Мир эйдосов
122. Исторический материализм считает основным критерием общественного прогресса
Уровень развития производительных сил общества
123. История общества как существование локальных культур, переходящих в цивилизацию, представлена в творчестве
А. Тойнби
124. Источник целеполагающей активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания есть
Субъект познания
125. Источником всякого отчуждения, по Марксу, является
Частная собственность на средства производства
126. Исходной формой рационального познания является
Понятие
127. К биологизаторским концепциям сущности человека относится
Социал-дарвинизм
128. К важнейшим из глобальных проблем относится
Экологическая проблема
129. К глобальным экологическим проблемам относится
Современный энергетический кризис
130. К диалектическим законам Гегеля не принадлежит
закон исключенного третьего
131. К негативным последствиям глобализации можно отнести
Рост международной преступности
132. К производственным отношениям относятся
Отношения распределения продуктов производства
133. К разряду глобальных проблем относится
Исчерпание природных ресурсов
134. К существу научной революции не относится
Исследование истории предмета
135. К теоретическому познанию относится
Формализация
136. К формам практики как критерия истины не относится
Идеология
137. К числу людей, предвосхитивших на рубеже XX века общие тенденции развития природы и общества, следует отнести
В.И. Вернадского
138. К эмпирическому уровню познания относится
анализ фактов
139. Как единичный представитель вида или социальной группы человек есть
Индивид
140. Как закономерный процесс освобождения человека, осознание им собственной свободы, понимал историю
Гегель
141. Как идеал гармонии и совершенства природа понимается философами
Античности
142. Как наивысшую культурную ценность рассматривает научное знание
Сциентизм
143. Какому пониманию истории соответствует высказывание: «Вековая культура человеческого общества создается трудом простых людей»
Материалистическому
144. Категорией, обозначающей длительность существования и последовательность смены состояний материальных объектов, является
Время
145. Категория «субстанция»
Выражает идею единства бытия
146. Качество предмета с точки зрения диалектики есть
Система необходимых свойств предмета
147. Классическое определение истины как суждения или отрицания, соответствующего действительности, впервые было дано
Аристотелем
148. Книга И. Канта «Критика практического разума» посвящена
Этике
149. Конвенционализм понимает истину как
Соглашение ученых по выбору наиболее целесообразной и удобной в использовании научной теории
150. Конечным продуктом инженерно-технического творчества является
Изобретение
151. Концепции научных революций как смены парадигм или научно-исследовательских программ разработали
Т. Кун и И. Лакатос
152. Концепция «открытого общества» получила обоснование в творчестве
К. Поппера
153. Концепция «человека играющего» была разработана
Й. Хейзинга
154. Концепция научно-исследовательских программ была разработана
И. Лакатосом
155. Концепция социализации личности
Предполагает стремление индивида к коммуникации с другим индивидом
156. Концепция, в которой человек понимается как элемент природы, подобный животным и подчинённый единым с ними законами функционирования, называется
Натурализаторской
157. Концепция, согласно которой во все времена и у всех народов историю делают творческие меньшинства, получила наименование теории
Элиты
158.Концепция, утверждающая, что историю творит привилегированное меньшинство, называется
Теорией элит
159. Культура, предлагающая индивиду набор стереотипных моделей поведения и ценностных предпочтений, называется
Массовой
160. Либерализм основной ценностью провозглашает
Свободу
161. Личное спасение является смыслом жизни в
Религии
162. Личность проявляет себя в
Поступках
163. Логический прием перенесения некоторых признаков, присущих одному предмету, на другой, подобный первому предмет есть
Аналогия
164. Марксистское учение об обществе характеризуется как
Исторический материализм
165. Масса в постиндустриальном обществе
Формируется с помощью коммуникативных технологий
166. Материя обладает атрибутами и протяженности и мышления, – считал
Спиноза
167. Международная общественная организация, созданная в 1968 г. для анализа наиболее острых проблем современности, получила название
Римский клуб
170. Метод глобального моделирования к перспективам развития человечества впервые был применен
Исследователями Римского клуба
171. Метод мышления, характеризующийся односторонностью, абстрактностью, стремлением абсолютизировать отдельные моменты в составе целого, называется
Метафизическим
172. Метод научного познания, связанный с выявлением сущности исследуемого объекта, подведение его под какой-либо закон, – это
Объяснение
173. Метод философского мышления воспринимать, понимать и объяснять мир в его единстве, противоречивости и динамике называют
Диалектическим
174. Метод философского мышления, объясняющий мир в его единстве, противоречивости и динамике, называют
Диалектическим
175. Мировоззренческая установка, выражающая критическое отношение к способности науки и техники обеспечить социальный прогресс, характеризуется как
Антисциентизм
176. Мировоззренческая установка, утверждающая разумность мира, его совершенствования на основе познания его законов характеризуется как
Рационализм
177. Модель реальности в которой создается эффект присутствия в ней человека называется
Виртуальной
179. Монотеистической религией не является
Буддизм
180. Мысленное объединение частей в единое целое есть
Синтез
181. Мышление и бытие являются независимыми друг от друга субстанциями, – утверждает
Дуализм
182. На Западе задача предвидения будущего человеческого общества осуществляется в рамках специальной области
Футурологии
183. На вопрос: «Обладает ли мир в своем существовании единством и что является основой этого единства?» отвечает раздел философского знания
Онтология
184. Наряду с природным и социальным бытием выделяется бытие
Духовное
185. Наряду с трудом и обществом необходимым фактором формирования человеческого сознания является
Речь
186. Наука выступает в качестве
Духовно-практической деятельности, направленной на познание сущности и законов объективного мира
187. Наука как самостоятельный социокультурный феномен возникает в
XVI – XVII вв.
188. Наука становится определяющим фактором развития всех сфер общественной жизни
В постиндустриальном обществе
190. Наука, исследующая первые начала и причины, была названа Аристотелем
Философией
191. Научная теория, выступающая в качестве образца научного исследования на определенном этапе развития науки, называется
Парадигмой
192. Научно-технический прогресс способствует росту этического нигилизма, считает
Антисциентизм
193. Научный метод сформулированный К. Поппером, называется принципом
Фальсификации
195. Необходимым и предварительным условием решения всех глобальных проблем является
Предотвращение III-й мировой войны
197. Непреднамеренное искажение знания есть
Заблуждение
198. Нормальному периоду в развитии науки с точки зрения Т. Куна противостоит
Период научной революции
199. Нормы, в которых зафиксировано формальное равенство людей, есть
Право
200. Нравственный принцип совместной жизни людей с точки зрения столкновения их интересов называется
Справедливостью
201. Обожествление природы характерно для мировоззрения
Мифологического
202. Обоснование субстанциальной концепции пространства и времени связано с именем
А. Эйнштейна
203. Обоснование ценности и особой значимости человека в истории европейской культуры было дано в философии
Возрождения
204. Общественные организации и политические партии являются институтами общества
Гражданского
205. Общественный прогресс связывает с достижениями науки
Сциентизм
206. Общественный прогресс, по К. Марксу, есть
Последовательная смена общественно-экономических формаций
207. Общество – это
Продукт взаимодействия людей
208. Общие, устойчивые и необходимые связи между явлениями и процессами называются
Законом
209. Объединение индивидов по несущественным признакам, характеризующееся размытостью границ и неопределенностью состава, называется
Массой
210. Объективная реальность, данная нам в ощущениях, по В.И. Ленину, называется
Материей
211. Объектом гуманитарного знания является(ются)
Духовный мир человека
212. Одним из первых на противоречия между культурой и цивилизацией обратил внимание
Ж.-Ж. Руссо
213. Одним из теоретиков концепции постиндустриального общества является
Д. Белл
214. Оперирование конкретно-чувственными и понятийными образами есть
Мышление
215. Опосредованно-чувственный образ предмета, создаваемый на основе восприятия, называется
Представлением
216. Основное отличие научного от ненаучного знания заключается в
Объективности
217. Основное содержание диалектической концепции развития описывается тремя всеобщими законами, впервые сформулированными
Г. Гегелем
218. Особенностью современного научно-технического прогресса является
Создание новых технологий на базе научной теории
219. Особое внимание системе эстетических ценностей уделяли в
Неокантианстве
220. Острейшие, неотложные, комплексные проблемы, стоящие сегодня перед всем мировым сообществом в целом, именуют
Глобальными
221. Отличительными признаками научного знания считают
Систематизированность, доказательность, а также проверяемость
223. Относительно независимое от природы духовно-материальное образование, порожденное разнообразными формами совместной деятельности людей, называют
Обществом
224. Относительно связи движения и развития верным является суждение, что
«Не всякое движение является развитием»
225. Отображение отдельного свойства материального объекта, непосредственно взаимодействующего с органами чувств, называется
Ощущением
226. Отождествление материи и вещества характерно для философии
Нового времени
227. Отрицание возможности достижения объективного истинного знания о мире – позиция
Агностицизма
228. Оценка информации как истинной без достаточных логических и фактических обоснований называется
Верой
229. Ошибочное знание, сознательно использующее домыслы и предрассудки относится к
Лженаучному
230. Первая историческая форма целостного и образного восприятия мира есть
Мифология
231. Первой малой социальной группой, из которой формировались крупные общности, является
Семья
232. Первыми материалистами считаются
Демокрит, Левкипп, Эпикур
233. Переход от абстрактного знания к конкретному составляет сущность
Диалектики мышления
234. По мнению ____________, главным средством познания мира является разум
Рационалистов
235. По мнению сторонников __________, научно-технический прогресс способствует росту этического нигилизма
Антисциентизма
236. Под заблуждением принято понимать
Несоответствие знаний действительности
237. Под обществом в философии понимают
Продукт взаимодействия людей
238. Под эсхатологией понимается
Христианское учение о конце истории
239. Подобно философии, искусство
Имеет личностный характер
240. Познание как процесс взаимодействия субъекта и объекта стало рассматриваться в
Немецкой классике
241. Полное отрицание преемственности с предыдущим этапом развития есть
Нигилизм
242. Положительная значимость чего-либо для человека называется
Ценностью
243. Положительное значение предметов и явлений с точки зрения чьих-либо интересов выражается в понятии
Благо
244. Понимание всякого действия человека как предопределённого заранее есть
Фатализм
246. Понимание гуманизма как свободы человека выбирать самого себя, было представлено в философии
Экзистенциализма
247. Понимание движения как механического, пространственного перемещения объекта без его качественного преобразования было характерно для философии и естествознания ________ вв.
XVII – XVIII
249. Понимание истины как характеристики бытия Х. Гадамер обосновывал в работе
«Истина и метод»
250. Понимание как метод познания обосновывалось по отношению
Гуманитарному знанию
251. Понимание личности как активного, творческого начала, порождающего мир характерно для
Персонализма
252. Понимание познания как отражения в сознании человека свойств предметов объективной реальности характерно для
Диалектического материализма
253. Понимание человека как микрокосма характерна для
Античной философии
256. Понятие ____________ обозначает источник единства и многообразия бытия, основу мироздания
Субстанция
257. Понятие коллективного бессознательного в психоанализе было введено
К. Юнгом
258. Понятия «бытие» и «небытие» ввёл древнегреческий философ
Парменид
259. Постижение сознанием многообразных сторон и связей бытия представляет собой
Познание
260. Поступок, как отличительная черта личности, – это
Свободное действие
261. Прагматизм считает истиной
Знание, ведущее к успешному действию
262. Предметом философии является
Всеобщее
263. Преднамеренное искажение субъектом действительности трактуется как
Ложь
264. Представителем демографического детерминизма является
Т.Мальтус
265. Представление о времени и пространстве как абсолютных, универсальных, однородных формах бытия было высказано
И. Ньютоном
266. Представление об объективной, необходимой взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений характеризует
Детерминизм
267. Представление причинно-следственной связи как линейного и однозначного процесса, отрицание случайности – есть характерные черты
Жесткого детерминизма
268. Представления древних об изменчивости мира характеризуются как
Стихийная диалектика
269. Преувеличение значения абсолютной истины есть
Догматизм
270. При рассмотрении сознания с точки зрения его связи с материальным носителем нередко происходит подмена философского и _____________ взгляда на сознание
Естественнонаучного
271. Признание универсального характера обусловленности всякого явления другими явлениями есть выражение принципа
Детерминизма
272. Признание ценности и значения человека характерно для
Гуманизма
273. Принцип верификации, выдвинутый неопозитивизмом, связан с таким критерием научного знания как
Объективность
274. Приоритетность природных условий среди других факторов развития общества отстаивают сторонники ____________ детерминизма
Географического
275. Природа, подобно человеку, одушевлена, считают сторонники
Гилозоизма
276. Присущая человеку способность целенаправленно и обобщённо воспроизводить действительность в идеальной форме обозначается понятием
«Сознание»
277. Проблема голода и нищеты в отсталых странах
Вообще не является глобальной проблемой
278. Проблема отделения научного знания от вненаучного решалась в
Постпозитивизме
279. Проблема смысла и значения жизни и смерти была одной из центральных в философии
А. Шопенгауэра
280. Пространство и время – это ______ бытия
Формы
281. Пространство и время называются важнейшими формами бытия, зависящими от движения и взаимодействия тел, представителями __________ материализма
Диалектического
282. Пространство и время рассматриваются в качестве форм человеческого созерцания с позиции
Субъективного идеализма
283. Пространство и время рассматриваются как самостоятельные, ни от чего не зависящие сущности в __________ концепции
Субстанциальной
284. Противоположностью истине в социальном аспекте является ложь как
Преднамеренное искажение информации
285. Противопоставление культуры и цивилизации характерно для
Неклассической философии XIX-XX вв.
286. Протяжённость, трёхмерность, изотропность, обратимость считаются свойствами
Пространства
287. Процесс демократизации общества связан с
Формированием гражданского общества и правового государство
288. Процесс обновления отсталого, традиционного общества называется
Модернизацией
289. Процесс общественной жизни в широком смысле слова выражается понятием
История
290. Процесс постижения смысла чего-либо есть
Понимание
291. Процесс формирования человека от исходного предкового вида к человеку разумному носит название
Антропогенеза
292. Развитие __________ физики в XX в. привело к необходимости признать научную значимость вероятностно-статистических законов
Квантовой
293. Развитие – это
Необратимое качественное изменение объектов
294. Развитие личности предполагает формирование
самосознания
295. Развитие науки как смену парадигм обосновывал
Т. Кун
296. Развитие современной цивилизации предполагает утверждение культурного
Плюрализма
297. Разум рассматривается в качестве существенного свойства человека в философии
Нового времени
298. Распространение марксизма в России связано с именами
Г. Плеханова и В. Ленина
299. Растущая взаимозависимость различных стран, регионов, экономическая и культурная интеграция человечества выражается в понятии
Глобализация
301. Результат процесса познания, предстающий как совокупность сведений о чем-либо, есть
Знание
302. Результат творческой деятельности, отличающийся принципиальной новизной, называется
Изобретением
303. Религиозная картина мира строится в первую очередь на основе
Священного писания
304. Реляционная концепция пространства и времени находит подтверждение в
Теории относительности А. Эйнштейна
305. Репрессивный характер культуры по отношению к человеческой природе обосновывал
З. Фрейд
306. Решающую роль техники в общественном развитии признают сторонники
Технологического детерминизма
307. Родиной демократии является
Древняя Греция
308. С точки зрения _______________ решающее значение в развитии общества принадлежит технике и технологии
Технологического детерминизма
309. С точки зрения А. Тойнби цивилизация может избежать гибели, если
Будет достигнуто единение в духе
310. С точки зрения диалектики источником развития выступают
Внутренние противоречия
311. С точки зрения диалектического материализма, законы диалектики
Имеют универсальный характер
312. С точки зрения марксизма важнейшей движущей силой истории объявляется
Классовая борьба
313. С умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека
Утилитаризм
314. Самой большой ценностью в философии является
Истинное знание о мире
315. Сведение высших форм движения к низшим ведет к
Механицизму
316. Светская философия отказывается от поиска смысла жизни в
Потустороннем мире
317. Свобода делится на негативную и
Позитивную
318. Свобода провозглашается высшей ценностью в идеологии
Либерализма
319. Свобода является условием творчества и формирования личности в философии
Н. Бердяева
320. Система надбиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающая воспроизводство и изменение социальной жизни, называется
Культурой
321. Систематическое философское исследование феномена техники началось в
Конце XIX-начала XX вв.
322. Систему приемов, процедур, правил, применяемых для получения достоверного знания, называют
Методом
323. Слово «диалектика» для обозначения искусства вести спор впервые применил
Сократ
324. Слово «культура» в переводе с _____ языка означает «возделывание», «обработка земли»
Латинского
325. Словом «________» – применительно к современной науке – обозначают сложившийся образ мыслей, методов исследования
Парадигма
326. Смысл жизни человека в отечественной религиозной философии трактуется как
Жизнь во благо других людей, человечества
327. Смысл жизни человека, по мнению стоиков, состоит в
Умении мужественно и достойно подчиниться судьбе
328. Совокупность искусственных средств создаваемых для преобразования природы называется
Артефактами
329. Совокупность неповторимых природных качеств характеризует человека как
Индивидуальность
330. Современная философия наиболее тесно связана
С наукой
331. Современная футурология анализирует перспективы
Технологической революции
332. Современные производительные силы общества включают в себя
Научное знание
333. Современный этап в развитии культуры характеризуется
Созданием глобальной коммуникационной сети
334. Современный этап развития земной цивилизации характеризует
Неравномерность и нелинейность социальных изменений
335. Согласно диалектике, источником развития выступает
Разрешение внутренних и внешних противоречий
336. Согласно марксизму, человек отличается от животного прежде всего
Способностью к труду
337. Согласно материалистической позиции, характерной чертой времени является
Необратимость
338. Согласно провиденциализму
историей управляет Божественный промысел
339. Согласно современным научным представлениям, прародиной человека является
Африка
340. Согласно субстанциальной концепции, время
Зависит от отношений между материальными объектами
341. Согласно теизму, материя сотворена, а потому не является
Субстанцией
342. Создателем теории локальных «культурно-исторических типов» общества является
Данилевский Н.Я.
343. Социальная сфера общества включает в себя
Общности людей
344. Социальные общности, отличающиеся их местом в системе производства и отношением к власти, в марксизме называются
Классом
345. Социальный порядок, основанный на однопартийной системе и всеобъемлющем проникновении государственной идеологии в экономику, культуру, общественную и личную жизнь характеризуется как
Тоталитаризм
346. Спецификой глобального характера современного общества не является(ются)
Постоянная смена философских концепций
347. Специфически человеческим способом коммуникации является
Речь
348. Способ логического рассуждения от единичных утверждений к положениям, носящим более общий характер, называется
Индукцией
349. Способ непосредственного постижения истины без обоснования с помощью доказательств есть
Интуиция
350. Способность оперировать понятиями, суждениями, умозаключениями есть
Абстрактное мышление
351. Способность субъекта оценивать свой внутренний мир и поведение есть
Самосознание
352. Способность человека осознавать и переживать собственное несоответствие должному называется
Совестью
353. Способность человека решать проблемы без осознания путей и условий своего решения называется
Интуицией
354. Способность человеческой психики в процессе познания формировать идеальные модели реальности связана с
Сознанием
355. Сторонники ___________ считают, что природа, подобно человеку, одушевлённа
Гилозоизма
356. Сторонников позиции, согласно которой человек познает только явления, но не сущности вещей, называют
Агностиками
357. Структура сознания согласно Зигмунду Фрейду состоит из
Сверх-Я, Я, Оно
358. Ступень всемирной истории, пришедшая на смену дикости и варварства человечества, стала обозначаться понятием
Цивилизация
359. Ступень общественного развития, следующая за эпохами дикости и варварства, названа
Цивилизацией
360. Существенное различие явлений в рамках общего для них тождества называется
Противоречием
361. Сфера взаимодействия природы и общества, в которой человек осмысленно и глобально контролирует ход природных процессов, есть
Биосфера
362. Сценарий «столкновения цивилизаций» в ХХI веке был выдвинут
С. Хантингтоном
363. Теория локальных культур, переходящих в цивилизацию, была предложена
О. Шпенглером
364. Теория социокультурной динамики была разработана
П. Сорокиным
365. Техническая революция, связанная с использованием силы пара и электричества, называется
Промышленной
366. Технические науки нацелены на
Конструирование и изобретение нового
367. Типичным образованием глобального коммуникационного поля является
Массовая культура
368. Трактовка бытия как «комплекса ощущений» характерна для
Субъективного идеализма
369. У сторонников ___________ истиной считается всё, что полезно
Прагматизма
370.Логико-гносеологическая функция философиизаключается в
(1) Разработке самого философского метода, его нормативных принципов,
(2) обосновании понятийных и теоретических структур научного знания
371. Упорядоченность научного знания в соответствии с определенными принципами характеризует его
Системность
372. Утверждая, что истина есть раскрытие сущностных сил самой материи, её самодвижение, философ встает на позиции
Материализма
373. Утверждение идеи развития живой природы связано с именами
Ж. Б. Ламарка и Ч. Дарвина
374. Утрата объектом или предметной системой способности к выполнению тех или иных необходимых функций называется
Регрессом
375. Учение о двух субстанциях, «мыслящей» и «протяженной» развивал
Декарт
376. Учение о единой субстанции, являющейся причиной самой себя, т.е. Богом и природой одновременно принадлежит
Спинозе
377. Учение о сложноорганизованных системах, по-новому рассматривающее процессы развития, называется
Синергетикой
378. Учение, согласно которому сущность человека в своей действительности есть ансамбль общественных отношений, есть
Марксизм
379. Учением о формах и способах ценностного проектирования человеком своих жизненных устремлений является
Аксиология
380. Учитывая остроту глобального экологического кризиса, человечество способно выжить лишь в условиях освоения принципа совместного и согласованного существования общества и природы, т.е. принципа
Коэволюции
381. Ф. Энгельс полагал, что основным способом существования материи является
Движение
383. Физический вакуум, элементарные частицы, поля, атомы, молекулы, планеты, звезды, Вселенная относятся к
Системам неживой природы
384. Философия отличается от религии тем, что
является теоретической формой освоения мира человеком
386. Философом, предложившим понятие "осевой эпохи" для объяснения единства мировой истории, является
К. Ясперс
387. Философская позиция дуализма выражается в признании