По дисциплине «Филологическое обеспечение профессиональной коммуникации»
Дисциплина «Филологическое обеспечение профессиональной коммуникации» делится на 2 части и изучается 2 семестра. Первая часть - «Коммуникативные аспекты литературного творчества» - изучается в 1 семестре.
В 1 семестре студент должен выполнить письменную работу.
Ниже приводятся задания для курсовой работы, списки литературы; в 3-х приложениях даются пояснения к порядку и форме ее выполнения.
Курсовая работа (1 семестр)
Задания:
Задание I
Законспектировать 1 научный материал (статью из приводимого списка или 1 параграф из книги А. Д. Степанова «Проблемы крммуникации у Чехова» (конспектировать вступление к главе и один из параграфов; выделить и выписать незнакомые термины и дать им определение. Номера для конспектирования приведены в конце параграфов и статей.
Параграфы из монографии А. Степанова и научные статьи для конспектирования:
1. Глава 2. Информация и референция. Информативные речевые жанры 2.4. Информативно-аффективные жанры. Спор. Герой и идея (1, 23)
2. Глава 2. Информация и референция. Информативные речевые жанры 2.1. Информация vs. этика 2.5. Споры в "Моей жизни": этика vs. познание (2, 24)
3. Глава 3. Риторика и право. Аффективные речевые жанры 3.1. Риторика у Чехова (3, 25)
4. Глава 3. Риторика и право. Аффективные речевые жанры 3.2. "Враги": мелодрама, риторика, горе (4, 26)
5. Глава 3. Риторика и право. Аффективные речевые жанры 3.3. Проповедь и право (5, 27)
6. Глава 3. Риторика и право. Аффективные речевые жанры. 3.4. "Дуэль": проповедь in extremis (6, 28)
7. Глава 4. Желание и власть. Императивные речевые жанры 4.1. Просьба: столкновение желаний (7, 29)
|
8. Глава 4. Желание и власть. Императивные речевые жанры 4.2. Приказ и власть (8, 30)
9. Глава 4. Желание и власть. Императивные речевые жанры 4.3. Ролевое поведение у Чехова (9, 31)
10. Глава 4. Желание и власть. Императивные речевые жанры 4.4. Абсурдная иерархия: равенство неравных (10, 32)
11. Глава 5. Сочувствие и искренность. Экспрессивные речевые жанры 5.1. Жалоба и сочувствие (11)
12. Глава 5. Сочувствие и искренность. Экспрессивные речевые жанры 5.2. Исповедь. Обвинение себя и других (12)
13. Глава 5. Сочувствие и искренность. Экспрессивные речевые жанры 5.3. "Ариадна": искренность и самооправдание (13)
14. Глава 6. Контакт и условия коммуникации. Фатические речевые жанры 6.1. Парадоксы "общения для общения" (14)
15. Глава 6. Контакт и условия коммуникации. Фатические речевые жанры 6.2. Контакт как проблема. Провал коммуникации (15)
16. Глава 6. Контакт и условия коммуникации. Фатические речевые жанры 6.3. "На святках": условия контакта (16)
17. Глава 6. Контакт и условия коммуникации. Фатические речевые жанры 6.4. "Архиерей": за пределами контакта и отчуждения (17)
Статьи:
18. Н.А. Седова «Речевой жанр - "портрет человека": коммуникативно-прагматическая интерпретация» (18)
19. Николай Казанский ИСПОВЕДЬ КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР (19)
20. Д. А. Голованова, Е. В. Михайлова ЖАНРЫПОБУЖДЕНИЯ: ПРИКАЗ, СЛУЖЕБНОЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ, ИНСТРУКЦИЯ, ЗАЯВЛЕНИЕ, ЗАПРОС, ЖАЛОБА (РЕКЛАМАЦИЯ), РЕКОМЕНДАЦИЯ (20)
21. Черняк М.А. Жанр комплимента (22)
22. Татарникова Н. М. РЕЧЕВОЙ ЖАНР ДОПРОСА МЕСТО В ПОЛЕВОЙ СТРУКТУРЕ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО СТИЛЯ (23)
|
23. Суровцева Е. В. Жанры доноса и жалобы (24)
Задание II
Перед вами 18 терминов. Используя список основной и дополнительной литературы, а также другие источники, найдите как можно больше определений и приведите их.
1- речевая коммуникация
2 - речевой акт
3 - локуция
5 - перлокуция
6 - цель высказываания
7 - пресуппозиция
8 - виды заглавий
9 - автор художественного произведения
10 - замысел художественного произведения
11 - герой художественного произведения
12 - монолог
13 - диалог
14 - полилог
15 - речевые стратегии
16 - экспликация и импликация
17 - успешная коммуникация
18 - провал коммуникации
Задание III
2. Найти в литературном произведении (из приведенного списка или других, полученных после обсуждения с преподавателем) не менее 3-х примеров одного из видов иллокуции. Конкретный вид иллокуции вам будет указан после получения письма от преподавателя. Выписать фрагменты произведений, содержащих нужный тип иллокуции.
Список видов иллокуции
1 - приказ
2 - призыв
3 - совет (пожелание-назидание, инструкцию)
4 - клятву
5 - иформацию (объявление, сообщение и пр.)
6 - поздравление
7 - жалобу
8 - упрек
9 - просьбу (увещевание, уговаривание и пр.)
10 - вопрос
11 - сожаление (сетование)
12 – утешение
13 - согласие/несогласие
14 - выражение сильных положительных/отрицательных эмоций
15 - комплимент
16 - осуждение
17 - угрозу
18 – обещание
19 - оправдание
20 - извинение
21 - благодарность
22 - признание (исповедь)
23 – декларацию (констатацию)
24 – проповедь (поучение)
25 - перформатив
3. Ход работы над фрагментами
|
a). Определить какова иллокуция по способу высказывания – эксплицитная (открытая) или имплицитная (скрытая, подтекстная).
b). Если иллокуция имплицитная, то опишите ее последовательно: сначала видимую, эксплицитную иллокуцию (мотивацию) высказывания, а затем истинную, имплицитную.
c). Описать пресуппозицию речевого акта, частью которого является выбранный иллокутив.
Примеры определения видов иллокуции и описания пресуппозиции:
Иллокуция-совет:
a). Если ты пришел на елку,
Свой подарок требуй сразу,
Да гляди, чтоб ни конфеты
Не зажилил Дед Мороз.
И не вздумай беззаботно
Приносить домой остатки.
Как наскачут папа с мамой -
Половину отберут.
(Г. Остер. Вредные советы)
Иллокутив эксплицитный – совет быть напористым, жадным.
Иллокутив имплицитный – совет, наставление делиться с ближними, быть обходительным.
Пресуппозиция – автор исходит из того, что дети склонны все делать наоборот. Автор знает, что жадным быть плохо. Он знает, на новогодней елке Дед Мороз обычно дарит подарки; что нормально, когда члены семьи делятся между собой вкусностями. Автор полагает, что родители обычно не посягают на подарки детей, поэтому он хотел бы, чтобы дети были вежливы с Дедом Морозом и делились с родителями.
b). Ой, какой стоит галдеж!
Пляшут комсомолки,
Так танцует молодежь,
Что не хочешь, да пойдешь
Танцевать на елке.
Тут поет веселый хор,
Здесь читают басни...
В стороне стоит Егор,
Толстый третьеклассник:
Первым он пришел на бал
В школьный клуб на елку.
Танцевать Егор не стал:
— Что плясать без толку?
Не глядит он на стрекоз
И на рыбок ярких.
У него один вопрос:
— Скоро будет Дед Мороз
Выдавать подарки?
Людям весело, смешно,
Все кричат: — Умора!—
Но Егор твердит одно:
— А подарки скоро?
Волк, и заяц, и медведь —
Все пришли на елку.
— А чего на них глазеть?
Хохотать без толку?
Началось катанье с гор,
Не катается Егор:
— Покатаюсь в парке!
У него один вопрос:
— Скоро будет Дед Мороз
Выдавать подарки? —
Дед Мороз играет сбор:
— Вот подарки, дети! —
Первым выхватил Егор
Золотой пакетик.
В уголке присел на стул,
Свой подарок завернул
С толком, расстановкой,
Завязал бечевкой,
А потом спросил опять:
— А на елке в парке
Завтра будут выдавать
Школьникам подарки?
(А. Барто. Жадный Егор)
Иллокутив эксплицитный – осуждение: вот какой Егор безмерно жадный.
Иллокутив имплицитный – совет-назидание не быть жадным.
Пресуппозиция. Автор полагает, что жадность – это плохо, что дети, узнав о том, как неприглядно со стороны выглядит Егор, не станут жадничать.
Иллокуция-вопрос
«Осмотр первой кошки прошел быстро…. Взяв в руки второго питомца, огромного раскормленного рыжего кота, Казаков … присвистнул: «А мы знакомы с тобой, дружочек. Вот это твое рваное ушко я сам лично зашивал… Экий же ты вымахал огроменный, я тебя не узнал, если б не ухо. … - Погодите, - он обернулся к Доценко и глянул с острым подозрением, - откуда у вас этот кот?» - (А. Маринина. Седьмая жертва, М., 2007, С. 330).
Иллокутив эксплицитный - сообщение о том, что ветеринарному врачу кот и его хозяйка знакомы.
Иллокутив имплицитный: вопрос-сомнение – «Что случилось с хозяйкой кошек?»
Пресуппозиция: нормально, если кошек приводит на осмотр хозяин. Могло всякое случиться с хозяйкой, если ее кошки оказались с чужим человеком.