Скульптура Адмиралтейства.




Раздел: История русского изобразительного искусства первой половины XIX в.

Тема: Искусство 1 половины XIX в. Архитектура Высокого классицизма.

Политическая обстановка в России.

· Дворцовый переворот 1801 г. В Михайловском замке был убит император Павел I.

· Императором стал Александр I

· Отечественная война 1812 г. Сплотила русских людей: крепостные крестьяне и ремесленники плачем к плечу с дворянами сражались с Наполеоном.

· Восстание декабристов 1825 г.. Требовали установить в России республику или конституционную монархию, отменить крепостное право. Николай 1 жестоко подавил его.

· В архитектуре этого времени господствовал стиль ампир – поздняя стадия классицизма.

Термин ампир возник во Франции во время империи Наполеона Бонапарта (с 1804 по 1815 г.) Ампир ориентируется на античность. Архитекторы обязательно используют античный ордер. Мастера ампира решают градостроительные задачи. Здания подчиняются городскому ансамблю – улице, площади или набережной; поэтому формы здания укрупняются и согласовываются с формами соседних зданий. Зодчие отказываются от декоративных. Мелких деталей, используют в оформлении скульптуру. В эпоху ампира создается образ города как целого.

Петербург

город регулярный, построенный по единому плану и замыслу. Нева – композиционная ось города. Силуэты зданий, стоящие по берегам Невы, рассчитаны на восприятие издалека, поэтому выдержаны в крупных формах.

· Адмиралтейство

· Ростральные колонны

· Биржа

· Арка Главного штаба

1. Здание Адмиралтейства, архитектор Андреян Захаров.

Захаров родился в Сакт-Петербурге в семье мелкого чиновника, окончил Академию художеств с большой золотой медалью, был отправлен в заграничную поездку. По возвращении в Петербург начал преподавать архитектуру и получил звание академика.

Адмиралтейство – не простое здание, искусно скомпонованное и мастерски выстроенное. Одно из первых крупных государственных зданий Петербурга. Первое Адмиралтейство было заложено Петром I по собственному чертежу. С учреждением морского министерства, Адмиралтейство стало не только верфью, но и правительственным зданием. Ещё Петром I была намечена основная архитектурная задача: сочетать производственную, деловую функцию с репрезентативной, парадной.

А. Захаров сохранил сложившуюся до него композицию здания. Адмиралтейство находилось между Зимним дворцом и монументом «Медный всадник» Э.Фальконе.

Нынешнее Адмиралтейство представляет собой два здания в форме буквы П (в старину говорили «покоем»), которые вставлены одно в другое. Большое, обращено к городу, меньшее к Неве, к верфи. Линия городского фасада чрезвычайно длинна – 400 м. Преодоление её горизонтальной монотонности стало одной из главных задач архитектора.

Захаров разделил фасад на 5 частей: центральную башню, выступающие крылья и соединительные звенья между ними. Каждое крыло разделено на главную и подчиненные части. Центральная башня представляет собой пирамидальную композицию: массивный куб, прорезанный аркой, на нем меньший куб, охваченный легкой ионической колонной и «адмиралтейская игла» сохранившая первоначальную, задуманную еще Коробовым форму.

Скульптура Адмиралтейства.

Основные части фасада украшены скульптурой. Скульптура неотделима от здания, необходима ему. Захаров сам определил тему и наметил исполнителей – Ф. Щедрина, И. Теребенева и других русских скульпторов. В результате в здании Адмиралтейства блестяще осуществился синтез искусств: архитектура и скульптура.

Тема скульптуры: море, власть человека над водной стихией, прославление мореходства и морских побед. Она воплощена и в монументальных статуях и мелких лепных украшениях и громадных барельефах, и масках на оконных замковых камнях.

Центральный башенный объем. Его архитектурная градация от тяжёлого низа к легкому верху повторена в скульптуре. Внизу стоят две группы нимф, несущих огромный шар – «небесную сферу». Щедрин свободно соединил два античных образа – трёх граций (воплощение женственности, изящества) и атлантов (воплощение силы, мощи, способной вынести всю тяжесть земли).

На кровле нижнего куба, по четырем углам, восседают четыре прославленных воина древности: Александр, Пирр, Ахилл и Аякс - собирательный образ воинской доблести.

Верхний куб башни увенчан по периметру 28-ю фигурами в рост – соответственно числу колонн. Здесь есть олицетворение времен года, стихий, ветров и статуи античных богинь.

Важное место в скульптурном убранстве Адмиралтейства занимают барельефы, выполненные Иваном Теребеневым. Это фигуры летящих «слав» над аркой нижнего куба и многофигурный барельеф «Заведение флота в России» на аттике. В центре его – сцена вручения Нептунова трезубца Петру I, символа обретения власти над морем.

__________________________________________________________________________

 

 

Первая российская биржа – место, ГДЕ СОВЕРШАЛИСЬ ТОРГОВЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ СДЕЛКИ, БЫЛА ЗАВЕДЕНА Петром I в Петербурге в начале XVIII в.. Это была торговая площадь у стрелки Васильевского острова. При Екатерине II экономические связи государства расширились, его политический авторитет возрос. Был заложен фундамент Биржи Д. Кваренги, но строительство затянулось до XIX в.. Тогда достроить Биржу заказали архитектору из Швейцарии

Ж.Ф. Тома де Томону (1760-1813)

2. Здание Биржи

Его преклонение перед античностью и стремление создать городские ансамбли воплотилось в этом проекте. Проект создавали 4 года, пять лет шло строительство. Здание Биржи стоит на высоком цоколе, окруженное дорической колоннадой. В торцовых стенах над колоннадой прорезаны огромные окна, подчеркивающие монументальность постройки.

Четкий силуэт и колоннада Биржи способствуют тому, что она отлично видна с большого расстояния, с обоих берегов Невы, и замыкает панораму центра города.

Береговой линии стрелки приданы правильные, симметричные очертания. Строгую симметрию ансамбля подчеркивают две вертикали – Ростральные колонны (в прошлом они выполняли роль маяков при входе в порт). Массивные колонны декорированы металлическими изображениями ростра – носовых частей корабля. У подножия колонн – колоссальные скульптуры, аллегории русских рек Волги, Днепра, Волхова и Невы.

Андрей Воронихин ( 1759-1814)

Крепостной графа Строгонова, проявивший талант архитектора. Получил образование, получил вольную. Вместе с сыном Строгонова Павлом, совершил путешествие в Германию, Швейцарию, жил во Франции, где изучал архитектуру.

В 1799 г. По указу Павла I был проведен конкурс на проект нового храма на Невском проспекте в Петербурге – Казанского собора. Императору, хотелось, чтобы он напоминал римский собор Святого Петра, центра католического мира. Конкурс выиграл проект Воронихина.

3.Строительство Казанского собора началось уже в правление Александра I.

Характеристика. Собор вытянут параллельно Невскому проспекту и образует в плане латинский крест. Архитектор поставил здание в глубине, создав перед ним площадь с полукруглыми колоннадами наподобие римских. Воронихин разместил колонны со стороны северного фасада, который по канонам церкви считается второстепенным, но обращен к центральной магистрали города – Невскому проспекту. Зодчий сумел органично ввести здание в ткань уже сложившихся кварталов и сделал его доминантой района.

Вход в собор выполнен в виде шестиколонного портика с треугольным фронтоном. Над портиком возвышается грандиозный купол. В конструкциях Воронихин, впервые применял чугун и железо. Интерьер храма оформлен колоннами из розового гранита. Декор сдержан, но величав.

Из Казанского собора после молебна отправился в действующую армию фельдмаршал М. Куткзов. Здесь он был похоронен, а над гробницей разместили трофейные знамена и ключи от сдавшейся русской армии городов (1812 г.) (Перед собором установлены памятники М. Кутузову и М. Барклаю-де-Толли, скульптор М.Орловский).

Карло Росси (1775-1849)

Сын итальянской балерины, приехавший для работ в Петербург, в Мариинский театр. Основы строительства постигал, работа помощником В. Бренны, любимого зодчего Павла I. Слал главным архитектором столицы при Александре I, получил заказ – возвести дворец для младшего брата императора князя Михаила Павловича. Небольшой заброшенный участок в центре города, архитектор преобразил в великолепный ансамбль.

4. Михайловский дворец

Грандиозный Михайловский дворец (ныне Русский музей0, по традиции городской усадьбы, симметричен: в центре восьмиколонный портик, по бокам ризалиты с арками. Парадный двор перед главным фасадом обнесен чугунной оградой. Позади дворца Росси разбил живописный парк, сбегающий по склону реки Мойки, а перед дворцом создал прямоугольную площадь, которую обрамляют дома с единым рисунком фасадов. К парадному входу дворца ведет улица, соединяющая его с Невским проспектом.

Следующим заказом, который получил архитектор, стало оформление центра столицы и Российской империи.

5 .Ансамбль Дворцовой площади,

созданный Росси – один из самых выдающихся не только в русском, но и в Мировом зодчестве. В нем неразрывно соединились здания барокко и классицизма.

Площадь была застроена наполовину. На Царицин луг было решено перевести государственные учреждения: Генеральный (Главный) штаб и два министерства – иностранных дел и финансов. В связи с этим Росси было поручено составление проекта застройки «правильной площади».

Здания объединяют криволинейные формы. Фасад Зимнего дворца - это стихия безостановочного волнообразного движения, без выраженного центра. Композиция главного штаба, подчинена строгому порядку: она развивается от крыльев к центру, достигая высшей точки в свободном взлете арки. Так Росси добился гармонии разных архитектурных стилей.

Проектирование арки Главного штаба, объединил здание министерства с Главным штабом. Росси возвел её на площадь под аркой точно напротив центра фасада Зимнего дворца.

В композиции арки мажорная. Героическая тема достигает своего пика. Росси использовал систему из трех арок. Арка напоминает о триумфальных арках Древнего Рима. Она посвящена войне 1812 года.

Система расположения скульптуры напоминает Адмиралтейство. У подножия арки на выступающих пьедесталах установлены горельефные композиции из воинских доспехах – арматуры. Над ними между колоннами фигуры воинов, молодого и постарше: олицетворяют разные поколения участвующие в войне. Выше арматуры в технике – рельефа. Рельефные изображения летящих Слав. Завершение в омпозиции – изображение колесницы Победы. Завершающая точка ансамбля стала Александровская колонна – монумент посвященный войне 1812 года. Проект выполнил Огюст Монферан.

Ансамбль Сенатской площади. Росси перестроил одну из сторон площади расположил симметричную композицию из двух одинаковых

6. Зданий – Сената и Синода (высшего церковного органа), которые соединяет арка, перекинутая над Галерной улице.

В ансамбль Сенатской площади вошло еще одно здание – Исаакиевский собор (на месте церкви Исаака Долматского). Перестроили при Александре I. Царь выбрал проект Огюста Монферана, молодого француза, недавно приехавшего в Россию.

Огюст Монферан (1786-1858)

7. Исаакиевский собор

7 6

должен был стать главным храмом Петербурга, способным вместить 12 тыс. человек. Собор строили двадцать лет – и потом столько же отделывали и украшали.

Исаакиевский собор - огромное сооружение. Его план – это прямоугольник. Все четыре фасада похожи друг на друга: они украшены многоколонными портиками, фронтоны которых заполнены горельефами. Над собором на высоту более 100 м. возносится барабан. Барабан купола окружен колоннадой. На углах прямоугольного здания расположены четыре меньших купола над звонницами. Благодаря размерам Исаакиевский собор главенствует и в городе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: