Социальная работа в школах приобретает в настоящее время все большее значение. До недавних пор задачу школы видели в основном в обучении детей и подростков, воспитание рассматривалось как задача семьи. Но обучение нельзя рассматривать изолированно от воспитания, они представляют собой единый взаимосвязанный процесс. Все больше учителей считают, что к ним предъявляются чрезмерные требования, когда они должны реагировать на отклонения в поведении учеников. Именно поэтому учениками, испытывающими трудности в учебе либо ведущими себя вызывающе занимаются в школах социальные работники. Они проводят в школе профилактическую работу, предлагая ученикам во внеурочное время интересные возможности для проведения свободного времени, а также изучая условия жизни детей, чтобы затем проводить с ними и с их родителями беседы, давать необходимые советы и осуществлять социально-педагогическую коррекцию. Социальная работа в школах в России начала осуществляться с начала 90-х годов, когда была официально зарегистрирована новая профессия «социальная работа» и ее модификация «социальная педагогика»[2].
В западноевропейских странах и США социальная работа в школах возникла еще в начале XX века. Сегодня в мире сформировались два основных организационных подхода к этому направлению социальной работы:
· социальные работники входят в состав персонала школ (Германия);
· социальные работники заняты в специальных службах социального обеспечения образования (Великобритания); являясь сотрудниками этих служб, они могут прикрепляться к отдельным школам. В этом случае они регулярно посещают школы, за которые отвечают.
Социальные работники в школах работают с учителями и другими сотрудниками школы, помогая им оценивать потребности детей в случаях, когда возникают проблемы с их поведением, посещаемостью, успеваемостью, материальными или социальными лишениями. Социальные работники участвуют в разработке политики и стратегии преодоления этих проблем и в установлении связей между семьей и школой.
Обязанностью социальных работников является помощь родителям школьников. Встречаясь с ними в школе и на дому, специалисты поощряют родителей максимально использовать образовательные возможности, предоставляемые их ребенку. Они помогают семьям в налаживании взаимоотношений, в решении других проблем, которые влияют на образование детей.
Социальные работники отвечают за организацию регулярных проверок посещаемости уроков и выясняют причины прогулов учебных занятий. Частое отсутствие на уроках может свидетельствовать о том, что ребенок сталкивается с трудностями дома или в школе, а также о проблемах, которые испытывают его родители. После выяснения этих обстоятельств и консультации с учителями социальные работники оказывают помощь как ребенку, так и его семье. Если исследование показывает, что проблема выходит за рамки компетенции школы или службы социального обеспечения образования, социальные работники обращаются в социальные службы и другие учреждения социальной сферы.
Особой заботой социальных работников в школах является выявление детей, подвергающихся жестокому обращению, страдающих от материальной или эмоциональной обездоленности, а также детей с отставаниями в развитии. Всем им оказывается соответствующая помощь с привлечением при необходимости психологов, юристов, медицинских работников, правоохранительных органов др. Большую роль играют социальные работники в интеграции детей с отклонениями в физическом и умственном развитии в обычные школы. Они несут особую ответственность за непрерывное оказание помощи таким детям и их родителям.
Социальные работники должны поддерживать связь с медицинскими работниками школ и через них узнавать о длительной болезни кого-либо из учеников. В этом случае организуется домашнее или больничное обучение, чтобы предотвратить отставание в учебе.
Среди других функций социального работника в системе школьного образования можно выделить:
1) заботу о детях, которые из-за поведения временно или окончательно исключены из школы, оказание помощи родителям в устройстве ребенка в другое учебное заведение;
2) помощь детям из числа национальных меньшинств, беженцам и вынужденным переселенцам в адаптации среди других школьников, создание и сохранение нормальных отношений между ними;
3) выявление детей, занятых на работе в учебное время, решение вопроса об их нормальной учебе;
4) поддержка детей, получающих образование вне школы (на дому, в центрах промежуточного лечения);
5) оказание содействия малообеспеченным родителям и детям в пользовании социальными льготами (материальная помощь в приобретении школьной формы, транспортные расходы, школьные завтраки и т.п.).
3. Социальная работа в пенитенциарной системе.
Пенитенциарная система (от лат. - раскаяние) - система норм, органов и учреждений. Организующая отбывание наказания лиц, приговоренных судом к лишению свободы. Может включать в себя различные условия для осужденных - от одиночного заключения до условного отбывания наказания (условно-досрочного освобождения). Зависит от исторических традиций, социально-психологических особенностей общества, экономических возможностей государства.
Социальная работа в пенитенциарных учреждениях является особым направлением этого вида профессиональной деятельности. В России она находится только в стадии становления (зарождения) и возникла в рамках реорганизации уголовно-исполнительной системы МВД России, в которой особое внимание уделяется обеспечению прав и законных интересов осужденных.
В социальную работу в пенитенциарной системе включают:
1) работу с условно осужденными - оказание им социальной, правовой, психологической, организационной помощи;
2) работу с лицами, находящимися в местах заключения;
3) работу с отбывшими наказание, включая их ресоциализацию;
4) а также работу с семьями заключенных и бывших заключенных.
Наиболее важным и развитым направлением социальной работы в пенитенциарной системе в США и европейских странах является социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями.
Например, в Германии существуют службы судебной помощи молодежи, в составе которой действуют социальные работники. У них две основные задачи:
· оказание помощь молодым правонарушителям после выявления преступления, но до возбуждения производства по уголовному делу,
· и организация реабилитации правонарушителей, в отношении которых суд не вынес приговор о лишении свободы.
Реализуя первую задачу, социальные работники службы судебной помощи молодежи выясняют социальные условия жизни молодого правонарушителя, изучают его личность, социально-психологические обстоятельства совершения преступления и представляют письменный отчет прокурору и суду. Они также предлагают меру наказания. При этом в Германии считается признанным, что заключение под стражу почти всегда негативно сказывается на дальнейшем развитии подростков. Поэтому социальные работники должны предложить такие меры, которые бы в будущем удерживали подростка от правонарушения, но не ограничивали его свободу стенами пенитенциарных учреждений.
Вторая задача реализуется через комплекс т.н. амбулаторных мероприятий. Это привлечение правонарушителей к общественным исправительным работам в домах престарелых, учреждениях для инвалидов, в больницах, включение их в курсы социального тренинга, организация совместного самостоятельного проживания правонарушителей вместе с социальным работником. Помимо организации этих мероприятий, социальные работники оказывают правонарушителям и другие виды помощи, такие как индивидуальные беседы, беседы с семьей, помощь в трудоустройстве, в поисках жилища, в финансовых затруднениях, в правильном расходовании денег, в проведении психиатрических обследований, психологической экспертизы[3].
В тюрьмах важнейшие задачи социального работника состоят в том, чтобы:
1) вместе с осужденными и руководством тюрьмы составить план обучения и работы на период лишения свободы;
2) помочь осужденному преодолеть психологический кризис в связи с нахождением под арестом;
3) помочь организовать свободное время и порекомендовать виды обучения;
4) поддержать контакт между заключенными и их родственниками;
5) консультировать родственников заключенного по проблемам, связанным с его арестом и лишением свободы;
6) помочь заключенному в регулировании финансовых вопросов;
7) подготовить заключенного к выходу на свободу, в том числе при необходимости подыскать жилье и работу.
Социальный работник в местах лишения свободы всегда должен быть доступен для любого заключенного. Он должен помочь использовать срок заключения для исправления поведения, коррекции личности, обучения, самосовершенствования и подготовки правонарушителя к будущему.
Интересен опыт Северной Ирландии, где существует вариант социальной службы, объединяющей социальную работу с правонарушителями и их семьями в пенитенциарной системе и общине (местном сообществе). Это т.н. коллегия пробации, т.е. исправления. Офицер коллегии пробации подготавливает отчет для суда об условиях жизни человека, что облегчает вынесение решения о наказании за преступление. Подготовка подобного отчета может потребовать посещения на дому семьи правонарушителя, вызов ее членов на собеседования, сбора информации от родственников, соседей и других источников для представления в суд полной картины о человеке, обвиняемом в совершении преступления. Офицер пробации надзирает за условно осужденными и освободившимися из мест лишения свободы с целью помочь им решить проблем, которые могли бы привести к совершению нового преступления или создать трудности в адаптации к повседневной жизни; организовывает общежития для бывших заключенных, сотрудничает с волонтерами общественными организациями в проектах по обеспечению бывших заключенных жильем и работой; обеспечивает патронаж всех пенитенциарных учреждений, помогая заключенным в их проблемах, и т.п.
4. Социальная работа в общественных местах и на производстве.
Социальная работа в общественных местах - это отдельное, самостоятельное направление в социальной работе западных стран. Она также носит название «полевая работа» (в Швеции, например). Рабочим местом социальных работников служат улицы, молодежные клубы, спортплощадки, вокзалы, кафе и др. общественные места. Прежде всего этот вид социальной работы ориентирован на поиск общественных мест, где собираются наркоманы, токсикоманы, потенциальные правонарушители, проститутки и представители других асоциальных групп молодежи, а также больные СПИДом. Социальные работники, действующие в «полевых условиях», одеваются и ведут себя так, как и молодые люди, с которыми они вступают в общение, чтобы завоевать доверие. Таким образом специалисты имеют возможность выявить их проблемы, помочь в социальной реабилитации, предупредить противоправные поступки, способствовать постепенному изменению жизненных ориентаций клиентов. Подобная деятельность вносит существенный вклад в профилактику детско-юношеской преступности, распространения заболеваний, передающихся половым путем и через иглу наркоманов.
Социальная работа на предприятиях.
На крупных европейских предприятиях, концернах и в фирмах функции социальной работы возлагаются на целый ряд различных служб: социально-правовую, финансовую, медико-социальную, кадровую, службу непрерывного обучения и повышения квалификации, службу социального обеспечения, службы связей с общественностью и средствами массовой информации и др. Все эти службы взаимодействуют для создания, сохранения и развития основного капитала предприятия - кадрового состава. Главный принцип их деятельности - социальное партнерство, благодаря которому удается добиться подъема производительности труда и социальной стабильности на каждом предприятии и в стране. Международные эксперты оценили, что на одного рабочего в Австрии и Германии, где развита социальная работа на предприятиях, в год приходится всего несколько секунд забастовки.
Социальные службы предприятий осуществляют анализ, учет и использование социальных ресурсов трудового коллектива, управляя социализацией, охраной здоровья, пенсионным обеспечением, социальным самоопределением и адаптацией сотрудников, создавая чувство удовлетворенности. Развитие таких аспектов социальной работы, как рациональная организация труда, достижение коллективом высокого профессионализма, оптимальное использование фонда рабочего времени, обеспечение чувства удовлетворения у каждого сотрудника предприятием и рабочим местом, влияют на экономическую эффективность производства.
Социальная работа на производстве опирается на современные высокоэффективные социальные технологии. Ее характер обусловлен системой приоритетов предприятия. Проблема кадрового обеспечения и развития является в ней ключевой. В условиях изменений рыночной конъюнктуры работа с кадрами может быть связана с организацией их переподготовки, с подготовкой работников к сокращению штатов, к переструктурированию организационной иерархии, с защитой трудовых прав отдельных категорий работников.
Доклады:
Социальная работа в религиозных организациях. - Социальная работа / Под общей редакцией проф. В.И.Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д: «Феникс», 2000. - С. 158-164.
Специфика социальной работы в сельской местности. - Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/ Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И.Холостова, д.и.н., проф. А.С.Сорвина. - М.: ИНФРА-М, 2001. - С. 270-279.
Социальная работа в этнической среде. - Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/ Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И.Холостова, д.и.н., проф. А.С.Сорвина. - М.: ИНФРА-М, 2001. - С. 279-294.
Несовершеннолетние: альтернативы судебного преследования. - Энциклопедия социальной работы. В 3 т. Т. 2: Пер. с англ. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. - С. 146-151.
Школа и социальная работа. - Энциклопедия социальной работы. В 3 т. Т. 3: Пер. с англ. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. - С. 407-413.
Этнические группы социальная работа. - Энциклопедия социальной работы. В 3 т. Т. 3: Пер. с англ. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. - С. 448-451.
Феминизм и социальная работа. - Энциклопедия социальной работы. В 3 т. Т. 3: Пер. с англ. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. - С. 369-375.
Социальная ответственность бизнеса. – Пермский региональный сервер/Социальная сфера/Социальная политика/Лучшие практики социальной ответственности бизнеса https://www.perm.ru/social/socialpolicy/biznes/
[1] Социальная защита семьи и детей (зарубежный опыт). - М., 1992. - С. 74-75.
[2] Социальная работа / Под общей редакцией проф. В.И.Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д: «Феникс», 2000. - С. 450.
[3] Социальная работа в Германии и Австрии. - М., 1992. - С. 57-59.