ОСНОВЫПРАВА
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины
И выполнению домашних контрольных работ
Для учащихся заочной формы получения образования 2 курса
Специальность
2-91 01 01 Производство продукции и организация общественного питания (по направлениям)
Направление специальности
2-91 01 01-01 Производство продукции и организация общественного питания (производственная деятельность)
Специализация
2-91 01 01-01 31 Технология продукции национальной и мировой кухни
Квалификация специалиста
Техник-технолог
Брест
Автор: Н.И.Синявская, преподаватель УО «Брестский государственный торгово-технологический колледж»
Разработано на основе типовой учебной программы учебной дисциплины «Основы права», для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь
«____» ________ 20 ____ года.
Обсуждено и одобрено на заседании цикловой комиссии социально-гуманитарных дисциплин
Протокол № _____ от «______» ______________ 20___ г.
Общие положения
Методические рекомендации по дисциплине «Основы права» предусмотрены для учащихся специальности 2-91-01 01 «Производство продукции и организация общественного питания (по направлениям)», обучающихся по заочной форме получения образования.
Право – система общеобязательных норм, обеспечивающих регламентацию общественных отношений в масштабах всего общества. Наряду с обычаями и моралью оно служит упорядочению социальных отношений, гармонизации интересов индивида и общества. Право призвано обеспечить реализацию и защиту прав и свобод личности, охрану существующего конституционного строя, демократических институтов и ценностей. Игнорирование права ведет к произволу и анархии. Утверждение права означает победу цивилизованных форм общения над диктатом и несправедливостью. Право находит свое выражение в законодательных актах. Благодаря законодательным актам нормы права получают государственно-властное, общеобязательное признание и защиту. Их осуществление требует наличия специального аппарата, способного охранять право и обеспечить правопорядок, применяя в случае необходимости принуждение по отношению к правонарушителям.
Связь права и государства неоднозначна. Являясь правовой организацией публичной власти, свободных индивидов и призванное быть гарантом их прав, государство способно злоупотреблять своей властью. Правовое государство утверждает приоритет прав и свобод человека, ограничивая сферу своей деятельности их охраной, ограждая индивида не только от преступных посягательств со стороны других индивидов, но и от произвола власти. Разумное ограничение вмешательства государства в частную жизнь своих граждан способствует проявлению их инициативы в экономической деятельности и в личных отношениях в интересах всего общества. Вторгаясь в сферу этих отношений, государство выступает как равная сторона.
Курс «Основы права» является важнейшим элементом системы гражданского образования в Республике Беларусь. Особую актуальность ему придает осуществляемое сегодня реформирование политической системы и систематизация права. Правовое государство предоставляет гражданам широкие возможности участия в управлении делами общества и государства, что требует от них знания своих прав и обязанностей, правомочий государственных органов и общественных организаций.
Изучение курса «Основы права» призвано содействовать решению следующих основных задач:
- формированию правовой и политической культуры, росту правосознания;
- укреплению правопорядка и государственности в Республике Беларусь;
- созданию системы демократического гражданского образования в Республике Беларусь;
- гуманизации и гуманитаризации образования в Республике Беларусь.
В основу программы положена концепция изучения права, исходящая из следующих основополагающих принципов:
1. Принцип приоритета прав человека
2. Принцип связи с практикой
3. Принцип ценностей ориентированности
4. Принцип взаимосвязи обучения и воспитания
Методика преподавания предмета строится на сочетании лекционных занятий как основной формы обучения с практическими, а также с самостоятельной работой учащихся над теорией права и нормативно-правовыми документами. Следует максимально использовать в учебном процессе принятые за последние годы нормативные акты.
Для решения задач программы и полноценного изучения ее содержания предполагается единство знаний, их понимание и применение.
СТРУКТУРА КУРСА
Структура курса определяется учебным планом специальностей:
2-25 01 10 «Коммерческая деятельность (по направлениям)», 2-91 01 01 «Производство продукции и организация общественного питания». Изучение дисциплины «Основы права» производится по специальности «Коммерческая деятельность (по направлениям)» на 1 курсе, по специальности «Производство продукции и организация общественного питания (по направлениям)» на 5 курсе в объеме 20 часов, в том числе аудиторных занятий – 6 часов, из них лекций – 4 часа, практических – 2 часа и 14 часов самостоятельной работы. Учебным планом предусмотрено выполнение домашней и обязательной контрольных работ. Предусмотрены индивидуальные консультации, которые проводятся согласно графику, утвержденному директором.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Разделы, темы | Количество учебных часов | Время на самостоятельную работу учащихся (часов) | |||
Всего | В том числе | ||||
для дневной формы | для заочной формы | на обзорные занятия | на лаб. практ. занятия | ||
Введение | |||||
Раздел 1. Основы общей теории государства и права Раздел 2. Права человека – высшая ценность общества | |||||
2.1. Основы общей теории государства и права | |||||
2.2. Практическое занятие № 1 «Анализ и интерпретация проблемы прав человека» | |||||
Раздел 3. Основные отрасли права | |||||
3.1. Практическое занятие № 2 «Анализ текста Конституции Республики Беларусь. Изучение норм Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях» 3.2. Практическое занятие № 3 «Изучение и анализ Гражданского кодекса Республики Беларусь, Трудового кодекса Республики Беларусь» | 0.5 | ||||
3.3. Практическое занятие № 4 «Изучение и анализ Жилищного кодекса Республики Беларусь, Кодекса о браке и семье Республики Беларусь, Уголовного кодекса Республики Беларусь» | 0.5 | ||||
Раздел 4. Основы международного права. Международное гуманитарное право | |||||
4.1. Практическое занятие № 5 «Понятие международного права. Субъекты международного права» | |||||
4.2. Практическое занятие № 6 «Изучение материалов Женевской конвенции 1949г.» | 0,5 | ||||
4.3. Практическое занятие № 7 «Правовое положение участников боевых действий» | |||||
4.4. Практическое занятие № 8 «Ограничения в применении воюющими странами методов и средств вооружённой борьбы» | |||||
4.5. Практическое занятие № 9 «Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права» | 0.5 | ||||
Итоговое занятие | |||||
Обязательная контрольная работа | |||||
ВСЕГО по дисциплине: |
УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контрольная работа по «Основам права» является формой самостоятельной работы учащихся-заочников, призванной дополнить и углубить из знания по данной дисциплине.
Контрольная работа выполняется в рамках изучаемого курса по
30 вариантам, которые соответствуют порядковому номеру учащихся в журнале. Например, если Ваш порядковый номер в журнале 17, то вы выполняете вариант № 17.
Контрольная работа должна состоять из следующих разделов:
- титульный лист;
- ответы на теоретические вопросы;
- список используемой литературы;
- дата и подпись учащегося.
Контрольная работа оформляется в ученической тетради, разборчиво с нумерацией страниц и полями 2-2,5 см для замечаний рецензента. Не допускается написание в каждую клеточку, а также сокращение слов. В начале работы приводится оглавление, где указывается номер варианта, наименование теоретических вопросов.
В конце работы приводится список использованной литературы в алфавитном порядке, дата написания и подпись учащегося.
Для рецензии преподавателя следует оставить 1 – 2 чистых листа.
В межсессионный период учащиеся самостоятельно изучают учебную литературу, рекомендованную преподавателем и данными методическими указаниями, после чего выполняют домашнюю контрольную работу.
Выполненная контрольная работа сдается методисту отделения, регистрируется, проверяется преподавателем. Работа оценивается «зачтено», «зачтено условно» или «не зачтено». Замечания указываются рецензентом в конце работы. Если работа не зачтена или зачтена условно, то она отправляется на доработку. Работа, направленная на доработку, в зависимости от замечаний рецензента, либо перерабатывается полностью, либо соответствующим образом дополняется. Работа, которая была не зачтена, а также переработанный вариант этой работы, вновь сдается на заочное отделение для проверки. Работа, которая была зачтена условно, а также переработанные задания, остаются у учащегося и сдаются преподавателю при защите контрольной работы.
Учащийся-заочник должен выполнить контрольную работу, строго придерживаясь указанных ниже требований. Работа, выполненная без их соблюдения, к защите не допускается и возвращается учащемуся на доработку.
Образец оформления титульного листа указан в приложении.
ВАРИАНТЫДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Вариант № 1
1. Раскройте основные понятия и категории права.
2. Дайте характеристику понятиям «семья» и «семейные правоотношения».
3. Опишите источники регулирования трудовых и связанных с ними отношений.
Вариант № 2
1. Опишите историю конституционного развития в Республике Беларусь.
2. Раскоройте правовые вопросы охраны труда.
3. Перечислите сроки трудового договора.
Вариант № 3
1. Охарактеризуйте законодательную власть в Республике Беларусь.
2. Дайте характеристику понятию «трудовая дисциплина».
3. Перечислите порядок расторжения трудового договора, заключенного на неопределенный срок по желанию работника.
Вариант № 4
1. Дайте характеристику понятию «административная ответственность». Перечислите административные правонарушения и административные взыскания.
2. Раскройте правовые вопросы оплаты труда.
3. Опишите порядок расторжения трудового договора по инициативе нанимателя.
Вариант № 5
1. Дайте характеристику понятиям «гражданское право», «физическое и юридическое лицо».
2. Охарактеризуйте рабочее время и время отдыха.
3. Опишите право социального обеспечения.
Вариант № 6
1. Перечислите основные виды договоров в гражданском праве.
2. Охарактеризуйте трудовой договор.
3. Опишите международное право. Реализация норм международного права.
Вариант № 7
1. Дайте характеристикку понятию «наследственное право».
2. Раскройте порядок заключения трудового договора.
3. Перечислите порядок возмещения ущерба, причиненного нанимателю.
Вариант № 8
1. Охарактеризуйте семейное право.
2. Перечислите порядок заключения коллективного договора, а так же раскройте его содержание.
3. Опишите административную ответственность в торговле.
Вариант № 9
1. Дайте характеристику понятию «экологическое право».
2. Опишите систему и источники трудового права. Трудовые правоотношения.
3. Укажите сроки обращения за разрешением трудовых споров.
Вариант № 10
1. Дайте характеристику понятию «уголовное право».
2. Опишите правовые вопросы оплаты труда. Средний заработок.
3. Дайте определение понятию «комиссия по трудовым спорам».+
Вариант № 11
1. Раскройте оссобенности жилищного права.
2. Опишите административные правонарушения в области торговли.
3. Дайте характеристику сверхурочным работам. Нормированный рабочий день.
Вариант № 12
1. Дайте определение понятию собственности, харктеристику её видов.
2. Расскройте права и обязанности родителей.
3. Опишите систему органов государственной власти.
Вариант № 13
1. Дайте характеристику предпринимательской деятельности в Республике Беларусь.
2. Раскройте реализацию права.
3. Опишите судебную власть в Республике Беларусь.
Вариант № 14
1. Дайте определение понятию «право» и «мораль».
2. Опишите нормирование труда и заработную плату.
3. Раскройте особенности контрактной системы в Республике Беларусь.
Вариант № 15
1. Опишите президентскую власть в Республике Беларусь.
2. Объясните ответственность за нарушение законодательства об охране природы.
3. Раскройте значение трудовой книжки.
Вариант № 16
1. Дайте определение понятию и сущности государства, его признаки.
2. Дайте характеристику праву природопользования.
3. Перечислите порядок увольнения по инициативе нанимателя.
Вариант № 17
1. Охарактеризуйте роль правительства Республики Беларусь.
2. Опишите личные права и свободы.
3. Перечислите порядок соглашения и назовите их виды.
Вариант № 18
1. Дайте хаарктеристику нормативно-правовым акам, назовите их виды.
2. Опишите социальные отпуска.
3. Раскройте имущественные права родителей.
Вариант № 19
1. Раскройте структуру Конституции Республики Беларусь.
2. Опишите административную ответственность в сфере торговли.
3. Охарактеризуйте режим и учет рабочего времени.
Вариант № 20
1. Опишите систему и источники гражданского права.
2. Дайте характеристику понятию занятости населения и статуса безработного.
3. Раскройте принципы жилищного права.
Вариант № 21
1. Опишите источники права в Республике Беларусь.
2. Раскройте порядок соучастия в преступлении.
3. Охарактеризуйте сверхурочные работы.
Вариант № 22
1. Опишите трудовой кодекс Республики Беларусь, его структуру.
2. Раскройте понятие и признаки преступления.
3. Дайте хаарактеристику видам рабочего времени.
Вариант № 23
1. Опишпите международное частное право.
2. Охарактеризуйте экономическую функцию государства и права.
3. Раскройте права работника на охрану труда.
Вариант № 24
1. Опишите нормативную систему международного права.
2. Охарактеризуйте усыновление (удочерение).
3. Равкройте правила пользования служебным помещением.
Вариант № 25
1. Дайте определение понятию и источникам уголовного права.
2. Опишите ответственность за нарушение экономического законодательства.
3. Раскройте ососбенности социального обслуживания населения.
Вариант № 26
1. Дайте определение понятию и предмету Конституционного права.
2. Охарактеризуйте меры уголовной ответственности.
3. Назовите порядок приема на работу.
Вариант № 27
1. Дайте характеристику административно-правовым нормам.
2. Дайте опредлене понятию «юридические лица».
3. Расскройте особенности коллективных трудовых споров.
Вариант № 28
1. Раскройте право социального обеспечения и назанчение пособия.
2. Перечислите порядок приватизации жилых помещений.
3. Дайте характеристику понятию «время отдыха».
Вариант № 29
1. Раскройте сущность брака и семьи по семейному законодательству Республики Беларусь.
2. Опишите политические права и свободы.
3. Дайте определение понятию, значению и видам договоров.
Вариант № 30
1. Раскройте предмет жилищного права.
2. Дайте характеристику опеке и попечительству.
3. Опишите форму сделок.