Социальная сущность клуба




В помощь студентам по дисциплине

«Социально-культурная деятельность»

 

 

Сыктывкар

 

 

Составитель: Н. Ф. Гусева, преподаватель

ГПОУ РК «Колледж культуры»

 

 

 

Содержание

1.Инфраструктура культуры 3

2. Социальная сущность клуба 10

3.Ресурсное обеспечение создания условий для развития местного традиционного народного художественного творчества 12 Список литературы 18 Ó Гусева Н.Ф., составление, 2017

Инфраструктура культуры

Отрасль культуры включает в себя организационную структуру управления и инфраструктуру. Инфраструктура - (от лат. «infra» - ниже, под и «struktura» - строение) - внутреннее строение отрасли.

Инфраструктура культуры представлена:

- организациями культуры;

- промышленными предприятиями, специализирующимися на выпуске товаров культуры;

- учебными заведениями;

- научными центрами.

Рассмотрим более подробно структуру организаций культуры. Для упорядочения нашего представления об организациях культуры распределим их по видам и типам.

Классификация организаций культуры основывается на нескольких подходах. Наиболее традиционный и распространенный на основе социальных функций организаций.

Все организации делятся на три вида:

- организации культуры;

- организации искусства;

- образовательные.

Организации культуры представлены учреждениями культуры клубного типа, библиотеками, музеями, парками культуры и отдыха.

Целью всех этих организаций является распространение среди населения различных знании, умении и навыков и организация содержательного досуга. Каждый тип учреждения решает эту задачу по-своему, отличаясь от другого средствами и способами ее осуществления.

Социальная функция библиотек состоит в реализации конституционных прав каждого гражданина Российской Федерации на образование, пользование достижениями культуры и отдых. Эта функция осуществляется посредством индивидуальной работы читателя с предоставляемыми библиотекой книжными, журнальными, газетными фондами, а также путем других видов культурных услуг. «Библиотека—информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предъявляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам: библиотека может быть самостоятельным учреждением пли структурным подразделением предприятия, учреждения, организации»

По своему целевому назначению библиотеки подразделяются на массовые (публичные), ученные, научно-технические, и специальные (исторические, медицинские, сельскохозяйственные и т.д.), юношеские и детские.

Социальная цель музеев и выставок - накапливание, хранение, научная обработка, демонстрация и популяризация памятников истории и культуры, природы, произведений искусства. «Музей – некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления предметов музейных коллекций». Музейные учреждения выполняют как просветительские, так и научно-исследовательские функции. Музеи могут размещаться не только в специальных зданиях, но и под, открытым небом (музеи-заповедники). Среди музеев выделяют: краеведческие, историко-архитектурные, исторические и военно-исторические, литературно-мемориальные, естественнонаучные, художественные, отраслевые (например, музей авиации, музей театрального искусства, музей книги и т.д.).

Парки культуры и отдыха служат для организации отдыха и досуга населении в условиях природной среды. В парках созданы условия для различных видов отдыха: коллективного и индивидуального, организованного и неорганизованного. Культурные услуги предоставляются здесь комплексе, отдых сочетается с активными формами досуга.

Учреждения культуры клубного типа занимают особое место среди множества сегодня существующих субъектов культурной деятельности. Особое, по нескольким причинам:

- во-первых, история клуба имеет глубокие корни. Уже в XVII веке в Англии появились клубы британской аристократии - как замкнутые кастовые организации дворянства, позднее во Франции появились клубы буржуазии. В России в XIX - нач. XX вв. образуются дворянские клубы, строившиеся по типу английских; купечество имело свои собрания и клубы, в конце XIX в. - появились первые рабочие клубы, цеховые собрания, где имелись библиотеки, читальни, школы… В советское время - клубные учреждения - «опорные базы» КПСС, им отводилась роль «ретрансляторов» идеологических установок, а сами клубные учреждения были центрами «воспитания населения в духе коммунизма», пропаганды и разъяснения политики коммунистической партии, основная цель которых - коммунистическое воспитание грудящихся;

- во-вторых, потому что клуб - самый массовый вид учреждений культуры. В Российской Федерации до последнего времени их число составляло около 54 тысяч, что составляет 50,9% от числа учреждений культуры.

«Под клубным учреждением понимается организация, основной деятельностью которой является изучение, предоставление населению разнообразных услуг социально-культурного, просветительского, оздоровительно и развлекательного характера, создание условий для занятий любительским художественным творчеством».

Однако, в последние годы, мы часто слышим о том, что клубы - отжили, устарели, умирают и вскоре исчезнут совсем.

В «Основах законодательства о культуре (1992 г.) не нашли отражения самые массовые учреждения – клубы.

Но, несмотря на трудности, клуб живёт и развивается. В клубной деятельности становится актуальными индивидуальность, своеобразие, национальная самобытность, авторское начало. В последние годы произошла серьезная переоценка содержания работы.

Приоритетами клубов являются:

- создание условий для более полного удовлетворении запросов и интересов личности; для развития художественных способностей, самодеятельного творчества;

- поддержка и развитие традиционных форм культуры и искусства, народного творчества;

- возрождение народных праздников и обрядов; сохранение и возрождение национальных культур; обеспечение высокого художественно-творческого уровня всего процесса деятельности клубного учреждения.

Свободные от идеологического диктата, получившие право выбирать, направления деятельности, которое дало Временное положение о клубных учреждениях (1988 г.), клубы ищут и находят свою «нишу». Характерной тенденцией в развитии клубных учреждений является интеграция, концентрация и специализация различных типов учреждений. Различают полифункциональные (многопрофильные) и монофункциональные (специализированные) учреждения, а также по профилю деятельности: социально-культурные, художественно-эстетические, культурно-оздоровительные и т. д., по социальной ориентации: детские, молодежные, студенческие, семейные и т. д.

Хотя большинство из них представлены традиционными универсальными типами: сельские дома культуры и клубы, районные дома культуры, появляются новые типы: объединения клубных учреждений, организационно-методические центры, «клуб-библиотека», дома творчества, дома досуга, центры и дома ремесел и т. д.

К организациям искусства относятся театрально-концертные организации. Их цель - эстетическое и духовное развитие личности. Специфической особенностью театрально-концертной деятельности является высокий профессионализм и специальная подготовка исполнителей, здесь в наибольшей степени проявляется роль авторской индивидуальности, таланта, творчества.

К театрально-концертным организациям относятся театры (драмы, комедии, кукол, оперы и балета, музыкальной комедии, оперетты, для детей и молодежи и т. д.), филармонии и творческие коллекции.

Образовательные организации представлены учебными заведениями высшего и среднего профессионального образования культуры и искусства и учебными заведениями дополнительного образовании (детские музыкальные, художественные школ, школы искусств и учреждения системы повышения квалификации).

Рассмотрим типологию организаций культуры на основе форм собственности. Следует отметить наличие государственных (федеральных и региональных), муниципальных, общественных, ведомственных и частных организаций культуры.

К федеральным организациям культуры относятся те, которые имеют особую культурную ценность для России. Среди них: Государственный Эрмитаж, музейное объединение «Третьяковская галерея». Государственный академический Большой театр, театр «Сатирикон» им. А. Райкина, Московский академический камерный хор, Всероссийская государственная библиотека им. Ленина, Государственный ансамбль народного танца под рук. И. Моисеева, музей этнографии в г. Торжке и т. д. Их учредителями является Правительство Российской Федерации в лице Федерального агентства по культуре и кинематографии.

В Республике Коми – Финно-угорский культурный центр Российской Федерации. Основная цель создания Финно-угорского культурного центра Российской Федерации – координация межкультурных коммуникаций финно-угорских регионов Российской Федерации, объединение усилий различных структур и общественных организаций регионов в решении актуальных задач сохранения культурного наследия финно-угров, обеспечение государственной поддержки по сохранению и развитию языков и культур финно-угорских народов как части культуры многонационального народа России.

Идея создания Финно-угорского культурного центра Российской Федерации была одобрена Президентом России Владимиром Путиным во время рабочей поездки в Республику Коми в апреле 2006 года. На протяжении 15 лет в Республике Коми активно работал Финно-угорский культурный центр Республики Коми. На счету этого учреждения – множество мероприятий в сфере организации культурного сотрудничества с финно-угорскими странами и регионами Российской Федерации, большой опыт взаимодействия с общественными институтами финно-угров, участие в крупных форумах и проектах.

Во исполнение поручения Президента России Федеральным Агентством по культуре и кинематографии 6 октября 2006 года издан приказ "О создании филиала федерального государственного учреждения культуры "Государственный Российский Дом народного творчества" – "Финно-угорский культурный центр Российской Федерации".

27 апреля 2007 года было утверждено Положение о филиале, что фактически является официальной датой открытия учреждения.

Основная цель создания Финно-угорского культурного центра Российской Федерации – координация межкультурных коммуникаций финно-угорских регионов Российской Федерации, объединение усилий различных структур и общественных организаций регионов в решении актуальных задач сохранения культурного наследия финно-угров, обеспечение государственной поддержки по сохранению и развитию языков и культур финно-угорских народов как части культуры многонационального народа России.

Ориентация деятельности Финно-угорского культурного центра Российской Федерации на активное взаимодействие и взаимообогащение культур всех народов Российской Федерации позволит сделать существенный шаг в направлении сближения финно-угорских народов, как между собой, так и с другими народами России.

К региональным организациям культуры относятся те, которые финансируются из бюджета региона (республики, края, области). Их учредителями являются органы управления культурой данного субъекта Российской Федерации. Приведем примеры учреждений культуры в Республике Коми:

Национальная галерея - крупнейший в Республике Коми музей изобразительного искусства (основан в 1943 году). Последние 10 лет располагается в уникальном месте - в здании бывшего Духовного училища, построенного в 1888-1890 годах по проекту вологодского архитектора В. Федорова.

В собрании Национальной галереи (всего более 6000 единиц храпения) представлены полотна таких мастеров русского и зарубежного искусства, как: В.Тропинин, И.Айвазовский, А.Саврасов, И.Левитан, И.Шишкин, А.Куинджи, П.Кузнецов, П.Беллотти (Италия), И.-Н.Раух (Австрия), А.Калам (Швейцария), А.Бирштадт (Америка), Р.Бонср (Франция). Особый интерес представляют работы мастеров русского авангарда начала XX века: М.Матюшина, Г.Лазарева, В.Чскрыгина, К.Медунецкого, А.Моргунова, Л.Зупсрмана и других.

Раздел современного российского искусства представлен произведениями А.Рылова, Р.Фалька, А.Куприна, В.Стожарова, Н.Ромадипа, Е.Моисеенко, П.Оссовского, И.Голипына, О.Филатчева. К.Романовой. Значительна в художественном отношении коллекция мастеров северо-западного региона России.

Фонды галереи располагают полным собранием произведений изобразительною искусства Республики Коми.

Национальный музей республики Коми. Археологический и этнографический музей в г. Сыктывкаре был создан в начале XX века по инициативе местной интеллигенции, в 1994 г. получил статус Национального музея республики Коми.

Отдел истории рассказывает обо всех основных периодах и событиях Коми края с древнейших времен до наших дней, здесь представлены реликвии первой мировой войны, гражданской войны, ГУЛАГа и Великой отечественной войны.

Отдел этнографии, расположенный в бывшем торговом доме купцов Дербеневых, построенном в 1899 г., раскрывает особенности самобытной культуры всех этнографических групп народа коми.

Отдел природы знакомит посетителей с богатством уникальной природы республики Коми, демонстрирует образцы геологических пород, флоры и фауны Севера России.

В состав Национального музея входит также литературно-мемориальный музей поэта И.А. Куратова, основоположника коми литературы.

Национальная библиотека Республики Коми (НБРК) – Основана в 1902 году.

Национальная детская библиотека Республики Коми им. С. Я. Маршака – Основана в 1935 году.

Свою историю музыкальный театр Республики Коми (с 1992 года - Государственный театр оперы и балета) ведет с того памятного дня 26 августа 1958 года, когда в Сыктывкаре состоялась премьера музыкального спектакля - жемчужины русской оперной классики - "Евгений Онегин" П.И. Чайковского.

Год строительства здания, где сейчас расположена филармония - 1975, последняя реконструкция в 2000-2002 гг.

Коми Республиканская Филармония образована 1 сентября 1940г. как концертно-эстрадное бюро. В его состав вошел уже ставший за полтора года существования довольно известный ансабль песни, мызыки и пляски (ныне Государственный ансабль песни и танца Республики Коми им. Виктора Морозова "Асъя Кыа") симфонический и духовой оркестры, концертная и цирковая бригады.

Основной задачей творческого состава, насчитывающего 118 человек, была прпаганда лучших образцов отечественной и мировой художественной культуры, произведений коми авторов и народного творчества. В сентябре бригады совершили первые гастроли по республике.

Первый концертный сезон торжественно открылся 5-6 октября 1940г. в здании Коми Государственного пединститута. Из-за отсутсвия собственного помещения концертное бюро долгое время ютилось в драматическом театре. За 60 с лишним лет Коми республиканская филармония наработала богатую и славную историю.

Сегодня ее настоящее - это Госансамбль песни и танца "Асъя Кыа", ансамбль народной музыки и песни "Зарни Ель", и ансамбль инструментальной музыки "Вдохновение", а также солисты: засл. артист РФ Алексей Моисеенко, народный артист РК Федор Святовец, лаурят премии им. Валентины Есевой -Виктория Пыстина, Ольга Кравцова, Татьяна Аксенова, Вера Булышева, Татьяна Аксенова, солист-инструменталист (ф-но) Реббека Магомедова, концертмейстер Виктория Добрякова.

На сегодняшний день Коми Республиканская Филармония оснащена новейшей звуко и светоаппаратурой

Образовательные организации представлены: ГОУ СПО «Коми республиканский колледж культуры им. В.Т.Чисталева», ГОУ СПО «Колледж искусств Республики Коми», ГОУ СПО «Воркутинское музыкальное училище».

Классификация организаций культуры на основе организационно-правовой формы стала возможной и необходимой после того, как вступили в силу Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О некоммерческих организациях».

Организации культуры сегодня могут создаваться в форме учреждений, фондов, общественной организации, некоммерческого партнерства, ассоциации, союза, автономной некоммерческой организации.

Фонд - это не имеющая членства некоммерческая организация, которая создается на основе добровольных имущественных взносов юридических лиц.

Некоммерческое партнерство - основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами.

Автономная некоммерческая организация - это не имеющая членства некоммерческая организация, созданная на основе добровольных имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц.

Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) - некоммерческие организации созданные в целях координации их деятельности, а также представления и защиты общих интересов.

Учреждение (самая распространенная к отрасли форма) - это некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций и финансируемая им. Учреждения могут быть государственными (федеральными, региональными) и муниципальными. Данный статус находит свое отражение в наименовании учреждения и его Уставе.

В сфере культуры и досуга, которая прежде была областью действия исключительно государственных институтов, сегодня успешно развиваются принципиально новые типы учреждений досуга: коммерческие клубы, частные клубы, галереи, театры, предприятия информационного сервиса и т. д.

Дальнейшее развитие сети организаций культуры в сегодняшних условиях возможно только за счет сохранения и дальнейшего увеличения разнообразия типов организаций в зависимости от местных условий и на основе интересов различных групп населения.

Социальная сущность клуба

Среди разнообразных социальных институтов общества, способствующих процессу социализации различных групп населения, клуб занимает свое определённое место. Следует отметить, что в разные периоды развития российского общества понятие «клуб» претерпевало изменения. Когда-то под словом «клуб» подразумевалось объединение людей по какому-либо принципу: на основе сословной, профессиональной принадлежности, общности интересов и т. п.

Это было место привычного, комфортного, почти домашнего местопрепровождения. И клубы были не только привилегией дворянства. «Купечество имело свои собрания и клубы. Высокопрофессиональные рабочие мастеровые - цеховые союзы и клубы, где не только царили профессиональные интересы, но и формировалась личность (имелись библиотеки, читальни, проводились спектакли, концерты и т. п.)».

С двадцатых годов двадцатого столетия клубы как самодостаточные, самоуправляемые организации перестали существовать. Понятия «клуб» и «клубные учреждения» стали тождественны. Однако в конце 70-х - начале 80-х годов среди специалистов развернулась дискуссия по поводу того, что понимать под словом «клуб» и полностью ли оно адекватно понятию «клубное учреждение». Мнений о том, что клуб - свободная, самодеятельная, самоуправляющая организация граждан, объединенных общностью интересов, высказано не было. Однако было признано, что в этих двух понятиях есть свои нюансы. В частности, В.Г. Триодин в своей книге «Клуб и свободное время» отличал, что клуб -это люди, а клубное объединение - специальный механизм управления клубным движением.

Что касается сегодняшнего времени, то здесь спектр мнений специалистов достаточно разнообразен. В частности, авторы учебного пособия «Основы социально - культурной деятельности» Т.Г. Киселёва и Ю.Д. Красильников, помимо понятия «клуб» в его исконном значении, вводят понятие «иные клубные структуры», и под клубом в широком смысле этого слова подразумевается государственные, общественные, коммерческие, частные организации, которые созданы и функционируют на основе совместной профессиональной деятельности работников культуры или добровольного объединения граждан. В клуб, как учреждение, могут входить различные структурные единицы: кружки, коллективы художественной самодеятельности, любительские объединения, инициативные группы и т. и.

Однако при всём разнообразии современных структур клубного типа несомненным является то, что клуб - это социально-культурный институт общества. А цель любого социального института — способствовать успешной социализации личности, то сеть процесса формирования социальных качеств, свойств, ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения; процессу овладения знаниями, умениями, навыками, благодаря которым человек успешно адаптируется в условиях данного социума и может сполна реализовать свои задатки и способности. Общество, в свою очередь, получает социально активную личность. Высшим проявлением социальной активности является творчество личности во всех сферах жизни.

Клуб, как и любой другой социальный институт, характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими достижения этой цели. Одной из основных функций является коммуникативная функция - функция общения. Умение устанавливать и поддерживать на должном уровне связи с другими людьми, уважая их мысли, мнения, стиль жизни, особенности характера -значит воспитывать в себе терпимость и способствовать целостности общества.

Ряд функций клуба связан с познанием и творчеством: информационно-развивающая и просветительская функция; целостно-ориентационная; преобразовательная. Иными словами, человек, существующий в клубной деятельности, может познавать, обретать собственный взгляд на предметы и явления, творить и создавать, преобразовать себя и окружающий мир. При этом следует отметить, что очень часто именно в сфере свободного времени человек достигает наиболее полного выражения и самореализации.

Ещё одной важной функцией клуба является функция формирования общественного мнения. Уже в дореволюционных клубах формировалось общественное мнение, которое представляло собой очень значительную силу, стабилизирующую государство, поддерживающее его устойчивость вне зависимости от прихотей верховной власти, которая с этим мнением считалось. В настоящее время это особенно актуально, так как в России идёт поиск новой модели государства и его взаимоотношении с гражданами.

Ко всему сказанному следует добавить, что клубная деятельность - это своеобразная школа самоорганизации, самоуправления, инициативности.

Завтрашний день России во многом зависит от степени социальной зрелости её граждан. Социальная зрелость личности, как правило, характеризуется глубиной профессиональных знаний, широтой гуманитарной подготовки, культурным кругозором, богатством чувств, активной жизненной позицией. Внести свой вклад в формирование такой личности могут и клубы.

 

3.Ресурсное обеспечение создания условий для развития местного традиционного народного художественного творчества Базовым ресурсом, на основе которого создаются услуги муниципального образования в сфере культуры и условия для развития местного традиционного народного творчества, являются учреждения клубного типа, которые действуют на основании примерного Положения "О государственном и муниципальном учреждении культуры клубного типа", рекомендованного решением Коллегии Минкультуры РФ от 29 мая 2002 г. N 10. Под клубным учреждением понимается организация, основной деятельностью которой является представление населению услуг социально-культурного, просветительского и развлекательного характера, создание условий для занятий любительским художественным творчеством. Клубное учреждение создается в целях удовлетворения общественных потребностей, сохранения и развития народной традиционной культуры, поддержки любительского художественного творчества, другой самодеятельной творческой инициативы и социально-культурной активности населения, организации его досуга и отдыха. Основными видами деятельности клубного учреждения являются: - создание и организация работы клубных формирований, таких как коллективы, студии и кружки любительского художественного творчества, народные театры, любительские объединения по культурно-познавательным, историко-краеведческим, научно-техническим, экологическим, культурно-бытовым; - организация и проведение фестивалей, смотров, конкурсов, выставок и других форм показа результатов творческой деятельности клубных формирований; - проведение спектаклей, концертов, других театрально-зрелищных и выставочных мероприятий, массовых театрализованных праздников и представлений, народных гуляний, обрядов и ритуалов в соответствии с местными обычаями и традициями; - организация досуга различных групп населения, в том числе предоставление платных услуг населению с учетом функционального предназначения учреждения; - осуществление других видов творческой, познавательной и досуговой деятельности по социально-творческим заказам, соответствующим целям учреждения культуры клубного типа. Современные условия экономической деятельности привели к объективным преобразованиям учреждений культуры клубного типа в новые виды по функциональным признакам: - изменение профиля заказов учредителей; - изменение структуры потребительского спроса. Учреждения клубного типа можно сгруппировать по следующим признакам: - по месту расположения (сельские, городские); - по статусу (районные, окружные, краевые, областные, республиканские); - по объему выполняемой работы (согласно группам по оплате труда руководителей и специалистов в зависимости от количества населения и мощностных характеристик помещения); - по потребительскому спросу: Дворцы (Дома) молодежи, Дворцы (Дома) дружбы, национально-культурные и этнокультурные центры; - по видам услуг: Дом ремесел, Дом фольклора, Центр досуга, Центр культуры и досуга. Органы местного самоуправления, являющиеся учредителями клубных учреждений, самостоятельны в решении вопросов об объемах услуг и выборе их поставщиков, что отражено в статье 54 Федерального закона N 131-ФЗ и статьях 71, 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исходя из целевого предназначения, сформулируем функции учреждений культурно-досугового типа по видовым признакам.
1. Дом (Дворец) культуры Обеспечение досуга населения; обеспечение условий для развития народного творчества и самодеятельного искусства; обеспечение условий для социально-культурных инициатив населения; патриотическое воспитание
2.Культурно-спортивный комплекс Обеспечение досуга населения; обеспечение условий для массового отдыха населения; обеспечение условий для самодеятельного творчества; обеспечение спортивно-оздоровительных услуг; обеспечение условий социально-культурных инициатив населения
3. Дворец молодежи Обеспечение досуга населения, обеспечение условий для массового отдыха, обеспечение условий для развития народного творчества и самодеятельного искусства, обеспечение условий для социально-культурных инициатив населения
4. Социально- культурный центр Обеспечение досуга населения, обеспечение условий для развития народного творчества и любительского искусства, обеспечение информационных и методических услуг; сохранение нематериального культурного наследия; выставочная деятельность; обеспечение условий для социально-культурных инициатив населения
5. Национально-(Этно) культурный центр Обеспечение сохранения и развития национальных культурных традиций; обеспечение условий для социально-культурных инициатив населения; обеспечение развития |художественного и декоративно-прикладного народного творчества
6. Дом (Центр) ремесел Сохранение нематериального культурного наследия; развитие ремесленнических традиций; создание и распространение ремесленнических изделий; выставочная деятельность; создание и распространение методик ремесленнического мастерства
7. Дом фольклора Сохранение нематериального культурного наследия; исследование местных фольклорных традиций
8. Дом народного творчества Сохранение нематериального культурного наследия во всем многообразии жанров и этнических особенностей; создание методик интеграции традиционных творческих навыков в современный творческий процесс; информатизация и методическое обеспечение творческих процессов; организация и |проведение народных праздников, фестивалей народного творчества и любительского искусства
9. Передвижные культурные центры Внестационарное обеспечение досуга населения; организация выездных информационных, выставочных, праздничных мероприятий
10. Информационно - методические центры Обеспечение информационных и методических услуг
Из приведенного свода функциональных обязанностей следует, что учреждения клубного типа, в отличие от других учреждений культуры, построены по интегрированному принципу создания и обеспечения услуг. Основополагающими видами деятельности являются: - создание коллективов художественного творчества; - создание любительских (самодеятельных) объединений различной направленности; - проведение массовых мероприятий (творческих и общественных); - организация досуга населения.

Независимо от функциональной дифференциации, для всех учреж­дений культурно-досугового типа ха­рактерен перечень основополагаю­щих видов деятельности, вокруг ко­торых будут складываться специфи­ческие, характерные для конкретного вида и группы по оплате труда.

Статус таких показателей был отражен в Постановлении Госком­труда 5/12 от 05.01.1990 г., Письме Минкультуры РФ от 01.04.1996 г. *№ 01-74/16-19).

Сегодня, исходя из требований реформы бюджетных учреждений, показатели должны характеризовать: результаты культурной деятельности, исходя из функций и объемов потре­бления услуг в сфере культуры.

Показатели деятельности должны иметь числовое выражение и быть обоснованы как стратегическими це­лями, так и тактическими задача­ми, вытекающими из долгосрочных комплексных и целевых программ субъекта федерации и муниципаль­ного образования. При разработке показателей результатов деятель­ности можно и необходимо исполь­зовать методические рекоменда­ции по подготовке докладов о ре­зультатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, которые являются приложением к Концепции рефор­мирования бюджетного процес­са (одобренным Постановлением Правительства РФ от 22.05.2004 г. №249 и рекомендованным органам исполнительной власти субъектов РФ и местных органов самоуправления.

Показатели отнесения к группам по оплате труда деятельности учреж­дения культуры клубного типа долж­ны характеризовать обобщающие показатели деятельности клубного учреждения. А именно: его матери­альную базу (количество досуговых объектов); возможности удовлет­ворения культурных потребностей населения (фонд оплаты труда, об­щий объем финансирования, доходы от платных услуг, расход денежных средств на душу населения); числен­ность занятого обслуживанием населения (демографические показатели, количество мест в зрительном зале). Фактическое потребление услуг клуба выражается:

а) числом посещений в год на одного жителя;

б) числом участников клубных формирований (творческих коллек­тивов).

Эти два показателя количествен­ные, но также отражают качество предлагаемых населению услуг, пос­кольку динамика посещаемости, как фактор потребительского спроса, указывает на качество услуг клубного учреждения.

В практике применяются следую­щие показатели:

♦ показатель посещаемости - отражает потребление услуг;

♦ показатель числа участников - отражает наполняемость клубных формирований;

♦ показатель количества меро­приятий - отражает обобщающую характеристику количественных и ка­чественных услуг и рассматривается как итог услуг клубного учреждения.

Показатели предусматривают:

1) количество обслуживаемого населения;

2) количество творческих кол­лективов;

3) количество любительских объ­единений;

4) количество досуговых объ­ектов;

5) количество мероприятий;

6) количество заработанных средств.

Объем работы устанавливался в натуральных единицах (человек, мероприятий, объектов, рублей).

Объемные показатели предусма­тривали 4 группы по оплате труда, которые зависят от количества об­служиваемого населения, материаль­ной базы учреждения, объемов его финансирования, количества по­сетителей и количества проводимых мероприятий, количества клубных формирований.

В соответствии с полномочия­ми местные органы власти устанав­ливают показатели по отнесению к группам по оплате руда на основа­нии нормативного правового акта муниципального образования. С учетом сложившейся практики, субъекты фе­дерации в целях сохранения единого культурного пространства устанав­ливают объемные показатели нор­мативным правовым актом субъек­та федерации и рекомендуют органам местного самоуправления.

Группа по оплате труда устанавли­вается в зависимости от объема и слож­ности проводимой работы с учетом функциональных особенностей и име­ющейся материальной базы.

Учреждения культуры клубного типа разделяются на виды, для ко­торых устанавливались отдельные показатели. Например - краевые, областные, районные Дома, дворцы, Центры культуры; сельские клубы, передвижные центры культуры, до­ма ремесел, национально-культурные центры. Разделение на виды вну­три клубного типа позволяет устанавливать группы показателей с учетом их функциональных особенностей.

В практике широко применяются такие показатели, как:

1) количество клубных форми­рований;

2) количество мероприятий;

3) количество заработанных средств;

4) количество участников клуб­ных формирований;

5) количество мест в зрительных залах.

Показатели, указывающие на ка­чество работы:

1) количество коллективов со зва­нием «народный»;

2) количество коллективов, став­ших лауреатами смотров, конкурсов, фестивалей.

Объем работы устанавливался либо в условных единицах, либо в натуральных единицах, имеющих допуски («свыше» определенного количества единиц, «до» определен­ного количества единиц).

Некоторые территории ввели та­кой показатель, как «фонд оплаты труда», используя его для обосно­вания нормативов финансирования на заработную плату.

НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Нормативное обеспечение соз­дания условий для развития мест­ного традиционного народного ху­дожественного творчества предпо­лагает принятие органами местного самоуправления и уполномоченны­ми ими структурными подразделения­ми, учреждениями ряда нормативных и локальных актов, утверждающих:

Муниципальную (межпоселенче­скую, межмуниципальную) целевую программу «Развитие традицион­ного народного художественного творчества» на среднесрочную пер­спективу (включающую механизмы совершенствования ресурсного обе­спечения традиционного народного творчества - структурного, кадро­вого, финансового, материально-технического).

Внесение дополнений в Поло­жение об отделе (управлении, ко­митете) культуры муниципального района (при наличии в структуре муниципального образования).

Положение о муниципальном учреждении культуры клубного типа (Дом (Дворец) культуры, сель­ский клуб, Дом (Центр) народного творчества, досуговый центр, Дом творчества и досуга и др).

Положение о филиале муници­пального учреждения культуры клуб­ного типа (при наличии в структуре муниципального образования).

Положение о централизованной (межпоселенческой) клубной систе­ме (при наличии в структуре муници­пального образования).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: