Тема 1. психолог в образовании. Мы ее разобрали и обсудили на лекции.
Тема 2. Психолог в организации.
Индустриально-организационные психологи работают с организациями по следующим направлениям:
• Отбор сотрудников и их распределение на работу
— Разработка оценочных инструментов для отбора, распределения, аттестации (classification) и продвижения по службе сотрудников
— Проверка валидности (достоверности) инструментов тестирования
— Профессиографический анализ
— Разработка и применение программ подбора персонала
— Оптимизация размещения персонала
— Определение потенциала сотрудников для работы в качестве менеджеров
• Обучение и развитие
— Определение потребностей в обучении и развитии
— Составление и проведение программ технической подготовки персонала и развития менеджмента
—Оценка эффективности программ обучения и развития с точки зрения производительности труда и удовлетворенности сотрудников
— Планирование карьеры
• Организационное развитие
— Анализ структуры организации
— Повышение удовлетворенности и эффективности отдельных сотрудников и рабочих групп
— Проведение организационных изменений
• Измерение выполнения работы
— Разработка критериев
— Измерение полезности (utility)
— Оценка эффективности организации (organizational effectiveness)
• Качество рабочей жизни
— Повышение производительности труда отдельных сотрудников
— Выявление факторов, связанных с удовлетворенностью работой
— Псрепланирование работы с целью увеличения ее содержательности
• Психология потребителей
— Оценка предпочтений потребителей
— Определение реакций потребителей на новые продукты
|
— Разработка стратегий сегментирования рынка
• Инженерная психология
— Проектирование рабочей среды
— Оптимизация эффективности взаимодействий между человеком и техникой
— Разработка системных технологий
Промышленное производство традиционно выступает одним из главных заказчиков прикладных социально-психологических исследований, а проблема формирования производственных коллективов — наиболее типична.
Общие темы в рамках таких исследований: психологический климат коллектива, удовлетворенность трудом, текучесть рабочей силы, аттестация кадров, адаптация новичков.
В качестве основных направлений профессиональной психологической работы в организации выделяются:
1) изучение условий и факторов положительной мотивации к труду и к профессии, оптимизация трудовых отношений в рабочих группах, командах, формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе, формирование рабочих команд;
2) изучение восприятия человеком стимулов и условий труда, проблема справедливости вознаграждения;
3) психологическая консультация и профессиональная ориентация;
4) исследование процессов творчества в экономической сфере, выявление факторов инновационного поведения, создание условий для его проявления;
5) изучение половых и возрастных особенностей поведения человека в производственной среде и сфере потребления;
6) психология предпринимательства, лидерства, руководства, менеджмента;
7) психология конкурентоспособности на рынке труда, психология различных форм занятости;
8) психологические аспекты конфликтов в экономической среде и меры
|
по их профилактике и урегулированию;
9) психология поведения личности и группы в организации;
10) психология поведения клиента, акционера, сотрудника организации;
11) психология мошенничества и других форм деструктивного поведения в организации;
12) психология экономического выбора и предпочтений;
13) исследование психологических особенностей, проявляющихся в условиях экономических отраслей (промышленность, транспорт, сельское хозяйство) и функциональных экономических институтов (финансы, кредит, экономика природопользования);
Для успешной практической работы в сфере экономики и бизнеса современный психолог должен быть универсалом, владеть знаниями не только из различных отраслей психологии, но и из многих других наук. Заказчики работ, обращающиеся за консультацией или решением какой-либо экономической проблемы, предпочитают комплексное решение. Руководителю понятно, если специалист говорит с ним на языке прибыли, процентов, себестоимости. Необходимыми оказываются также знания в области экономики, социологии, менеджмента. Психологического образования здесь явно недостаточно.
Важнейшая функция психологии в организации — психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудника, которое направлено на повышение эффективности управления организацией, индивидуальной и групповой деятельностью сотрудников, изучение психологических проблем, стоящих перед организацией. Во многих японских и западных фирмах существуют штатные психологи, функции которых сводятся к изучению психологического климата в коллективе и подбору команды.
|
Проблемы психологии управления для своего решения требуют знаний в области психологии труда, организационной и социальной психологии, а также в области экономики. Они касаются систем управления на отдельном предприятии, фирме и в системе государственного управления. Многочисленные прикладные исследования ориентированы на изучение вопроса о психологических качествах, необходимых руководителю, делаются попытки дать характеристику идеального руководителя, анализируется совместимость руководителя и коллектива, выявляется роль обратной связи (знание руководителем того, как он воспринимается подчиненными) в эффективности управления.
Психология может быть включена в решение проблемы стиля руководства, разрешение конфликтов, оптимизацию принятия группового решения.
Популярным в последние годы стало участие психологов в оптимизации делового общения руководителей разного ранга. В практических занятиях для руководителей отрабатываются стратегия и техника делового общения. Психолог-практик в данном случае выступает не просто экспертом или консультантом, но становится руководителем деловых игр. Важная задача психолога, работающего в сфере управления, — пропаганда психологических знаний, формирование у руководителей психологической компетентности.
Функции психолога в организации (не зависимо от ее типа: будь это коммерческая организация или государственная) будут примерно одни и те же, главное работать во всех направлениях деятельности, о которых мы с вами уже говорили.