Тема 5. Психолог-консультант (может быть как дополнительный психологический фриланс)




Психологическое консультирование — один из типичных видов работы психолога в разных сферах жизни и профессиональной деятельности людей. Консультирование используется везде, где необходимы психологические знания: в педагогической сфере, в области семейных отношений, в проблемах здоровья, в бизнесе и управлении.

Психологи-консультанты работают обычно в центрах психического здоровья, психолого-педагогических, социально-педагогических, медицинских, семейных или специализированных психологических консультациях, а также в любых учреждениях, имеющих в штатном расписании психологическую службу или должность психолога. Не­которые из них занимаются частной практикой, другие работают в частных службах здоровья или медицинской помощи, а также в консультационных организациях различного профиля.

Психологическое консультирование в оказании специалистом-психологом непосредственной психологической помощи нуждающимся в ней людям, в виде предоставления информации, точек зрения, советов и рекомендаций. Психологическая помощь способствует лучшему пониманию жизненных и профессиональных проблем и принятию соответствующих решений. Консультативная психология исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса взаимодействия человека, обратившегося за помощью, и консультанта актуализируются дополнительные психологические силы и способности, которые помогут отыскать но­вые пути и средства выхода из трудной жизненной ситуации.

К консультанту обращаются за психологической помощью, советом для преодоления трудностей в самых разных ситуациях обычно не очень хорошо приспособленные к жизни люди, «жизненные неудачники». Среди клиентов психологических консультаций встречается немало людей, имеющих те или иные эмоциональные отклонения как следствие многократных жизненных разочарований.

Люди приходят к психологу-консультанту в тяжелые периоды жизни, когда не знают, как поступить, когда их возможности самостоятельно справиться со своей проблемой исчерпаны. Они ищут, прежде всего, эмоциональной поддержки. К психологу-консультанту часто обращаются по вопросам межличностных отношений, супружеских конфликтов, сексуальных дисгармоний, а также трудностей в отношениях с детьми, по проблемам неудач и разочарований, связанных с профессиональной деятельностью, потерей жизненной перспективы. Ему приходится иметь дело с проблемами взаимоотношений людей в сфере общественной жизни. Цель деятельности психолога-консультанта — помочь людям благополучно преодолевать жизненные кризисы, повысить их способность справляться с проблемами и самим принимать решения.

Психологическое консультирование как вид психологической помощи адресовано психически нормальным людям. Психологическая консультация призвана расширить границы самопознания человека, его способность воспринимать психический мир людей шире и на этой основе видеть большее число вариантов поведения в той или иной ситуации. Этим консультирование отличается от психокоррекции и психотерапии, которые направлены на решение глубинных психологических проблем.

Основной метод консультирования — беседа, построенная определенным образом. В терминологическом отношении полезно различать консультирование как вид и процесс деятельности и консультацию как непосредственно консультационную беседу. Во время консультации психолог применяет специальные приемы и ме­тоды работы, направленные на лучшее понимание проблем клиента, его личностных особенностей. В процессе консультации оказываются воздействия на мысли, чувства и поведение; беседа рассчитана на то, чтобы за сравнительно короткий срок найти и сформулировать способ решения проблемы клиента.

Психологическое консультирование чаще всего бывает краткосроч­ным и включает одну консультацию. Для решения сложных проблем может потребоваться несколько встреч, но обычно не более 5—6.

Психологическое консультирование должно ориентироваться на определенные принципы, следование которым необходимо с точки зрения профессиональной компетентности. Рассмотрим не­которые из этих принципов:

— доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту;

— включенность клиента в процесс консультирования;

— ориентация на нормы и ценности клиента;

— не давать советы, не брать на себя ответственности;

— разграничение личных и профессиональных отношений;

— анонимность ситуации психологического консультирования.

Психолог-консультант должен обладать рядом личностных качеств, профессиональных умений и способностей. Он должен любить людей, быть способным без слов понимать и чувствовать их состояние, быть добрым, терпеливым, ответственным. Важно, чтобы человек в процессе консультации был максимально включен в беседу, эмоционально переживал все, что обсуждается с консультантом, чувствовал себя комфортно, видел доброжелательное и безоценочное отношение к себе.

Профессиональным качеством психолога-консультанта должна быть наблюдательность. В процессе беседы консультант внимательно слушает, а также наблюдает за поведением консультируемого. Смысл речевого высказывания, а также другая полезная информация могут быть выражены в интонации речи, мимике, жестикуля­ции, позе человека. Успех психологического консультирования во многом зависит от того, как консультант умеет проявить интерес и выслушать клиента.

Способность к эмпатии можно считать профессионально важным качеством психолога-консультанта. Под этой способностью понимается умение психологически глубоко проникать во внутренний мир другого человека, видеть и чувствовать ситуацию с его позиции. При этом психолог должен выражать личную заботу о клиенте, заинтересованность и участие в решении его проблем.

Умение консультанта встать на позицию человека, пришедшего на прием, сочетается с необходимостью сохранять некоторую дистанцию. При несоблюдении этого психогигиенического правила у него может возникнуть синдром сгорания или коммуникативной перегрузки.

В своей деятельности консультанту необходимо разграничивать личные и профессиональные проблемы. Психолог не должен переносить свои отношения с людьми в частной жизни, внутренние про­блемы и конфликты на отношения с клиентом, на его ситуацию.

Поскольку во время консультации человек сообщает о себе личную информацию, психолог должен соблюдать конфиденциальность. Любые сведения, полученные от клиента, не могут быть переда­ны без его согласия ни в какие общественные, государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам и дру­зьям.

В целом необходимо подчеркнуть, что психологическое консуль­тирование во многих отношениях — особый тип профессиональной деятельности психолога, требующий специального образования и под­готовки.

Психологу-консультанту необходимо постоянно повышать свою профессиональную квалификацию. Для этого в повседневной практической работе консультантов используется «супервизия» (supervision). В переводе с английского supervision означает «наблю­дение за чьей-то работой». Большинство консультативных служб приветствуют и обычно обеспечивают какую-то форму супервизии со своими консультантами. Она может проводиться опытным персоналом (штатными сотрудниками), профессиональными ас­социациями, групповыми лидерами. В любом случае должен су­ществовать кто-то, с кем консультант может связаться, обсудить сложный случай, личную неудовлетворенность, связанную с кон­сультативной ситуацией, и т.п. Необхо­димо подчеркнуть, что супервизор — это не кентролер или надзиратель, а опытный коллега, который оказывает поддержку и помощь в понимании и решении сложных ситуаций практической консультативной деятельности.

Психолог – консультант может работать сам на себя, открыв свой собственный психологический центр, при этом брать точно также заказы на оценку персонала, диагностику в организации, в образовании и т.д. Проводить тренинги, семинары.

 

Как отдельную сферу можно выделить, психолог в юридической сфере. Здесь речь идет про применение психологических знаний в юридической науке и практике, о Криминальной психологии, о Судебно-психологической экспертизе, о Пенитенциарной психологии, о Психологической службе в юридической практике. Об этом у Вас еще будет подробный курс.

 

Самое важное, что Вы должны понимать, что в какой бы сфере не работал психолог, он везде будет работать в пяти направлениях деятельности – это диагностика, консультирование, психокоррекция, исследование и просвещение, учитывая специфику сферы деятельности.

 

Я Вам перечислила основные сферы деятельности, но не единственные. Сфер множество.

Ниже немного информации о самом психологе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: