Владимирского государственного университета
Кафедра «Юриспруденции»
РЕФЕРАТ
По дисциплине: «Теория государства и права»
На тему: «Методология предмета “Теория государства и права”»
Выполнил: студент
заочной группы ЗЮ-102
Буланов А.А.
Проверил:
научный руководитель
Жеребин
Владимир 2003г.
План.
1. Введение. Актуальные темы и некоторые проблемы современной методологии теории государства и права.
2. Методология предмета теориигосударства и права.
1) философский метод
2) общие методы
а) исторический и логический методы, их особенности;
б) метод анализа и синтеза, его формы;
3) частнонаучные методы
а) системный метод и его структура;
б) функциональный метод;
в) статистический метод, его стадии;
г) метод моделирования и его проблемы;
д) метод конкретно – социологических исследований;
е) сравнительно – правовой метод.
ж) специальные методы:( формально – юридический)
3. Заключение. Значение методологии в познании государства и права.
Литература
Введение.
Теория государства и права – наука, изучающая государство и право в их историческом развитии, взаимосвязи, социальной, экономической и политической обусловленности.
Исходники для установления предмета, изучаемого любой наукой, является признание его объективности. Факт объективного сосуществования государства и права очевидны. Государство и право, их законы возникновения и развития выступают как проявление законов общественного развития. Наконец, государство и право – относительно самостоятельного социального явления, принадлежащее юридической действительности, и как таковые обладают правовыми свойствами, собственными частными закономерностями формирования и эволюции. Таким образом предметом науки теории государства и права являются объективные свойства государства и права, отличающихся от всех других общественных явлений, а также закономерности их возникновения, функционирования и развития как относительно самостоятельных общественных институтов. Закономерностями по своему характеру могут быть общими, распространяющимися на все разновидности государства и права, или частными относящимся лишь к отдельным историческим типам. Предмет теории государства и права – историчен. Он применяется по мере вовлечения в сферу познания новых свойств и явлений государственной и правовой действительности.
Как всякая наука теория государства и права изучает свой предмет при помощи методов, которые сформировавшись в ходе его исторического познания.
Теория и метод возникают одновременно, они генетически связаны, к ним предъявляются сходные требования: не только результат, но и путь к нему должен быть истинным. Изменения в содержании теории требует совершенствования методов.
Научную методологию права и государства можно представить как применение обусловленной философским мировоззрением совокупности определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных методов исследования государственно-правовых явлений. [1]
Изучение методологии теории государства и права актуально теоретически и практически. Теоретическая ценность и актуальность методологии теории государства и права состоит в том, что в основе метода лежит теория, а без теории метод останется беспредметным, наука-бессодержательной. И наоборот. Лишь теория вооруженная адекватным методом познания, может выполнить стоящую перед ней задачу, создать подлинную научную картину предмета познания.
Практическая актуальность изучения темы методологии теории государства и права состоит в реальном применении методов к действующим государственным и правовым институтам, нормам права, законам. Правильный выбор и использование метода обеспечивают и научную корректность теории и практическую результативность.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день, одной из важнейших проблем методологии государственно-правовой теории является проблема деидеологизации.
Кризисное положение общественно-политической науки в целом не случайно отражает потерю методологических ориентиров и, в свою очередь, фактором. Проблема методологического обновления, вставшая перед политико-юридической наукой, требует процесса – творческого и реалистического подхода, критической оценки ответственного восприятия нового. Отвержение догматизма, ревизия наличного теоретического баланса предполагают конструктивность самих методологических предпосылок.[2]
В течении длительного времени в государственно-правовых исследованиях господствовали исключительно классовый подход, сугубо идеологизированная точка зрения, чему способствовало догматическое отношение классиков. Цитируя К.Маркса и Ф.Энгельса точку ставили там, где авторы продолжали им свою мысль, то есть идея вырывалась из контекста.
Идеологизированный классовый подход «логично» приводит к заключению о том, что принципиальные вопросы о государстве и праве и его роли в классовом обществе домарксистская мысль не могла не только решить, но и правильно поставить[3]. Считалось, что главная функция государства – защита эксплуататоров, подчеркивался также классовый характер права.
Кроме того изменился подход, в котором подчеркивалось, что и право по происхождению и по функциям есть порождение государства. Этот подход также не выдержал испытания временем, прейдя в противоречие с новыми знаниями. Поэтому возникла необходимость рассматривать государство и право не только в их органической связи, но и как самостоятельные институты. Хотя государство и право являются самостоятельными социальными институтами, между ними существовали и существуют органические реальные связи – и в процессах их возникновения, и в процессах их функционирования. Все это обсуждается только в рамках реальных исторических процессов. [4]
II. Методология предмета теории государства и права.
Метод представляет собой совокупность правил, требований которые обеспечивают успех в работе. Процесс научного познания осуществляется особым методом. Методы предмета теории государства и права – это совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется процесс получения объективно-истинных знаний о сущности и закономерностях государственно-правовых явлений.[5]
Методология предмета теория государства и права достаточно сложна. Она включает в себя самые различные по степени общности и познавательными задачами приемы:
1) Всеобщий философский метод – его всеобщность выражается в том, что данный метод используется во всех конкретных науках на всех стадиях, этапах научного познания;
2) Общие методы – анализ, синтез, абстрагирование, системно-структурный подход, восхождение от абстрактного к конкретному. Общие методы также используются во всех конкретных науках. Однако сфера их применения ограничивается решением определенных познавательных задач и не охватывает всех стадий научного познания;[6]
3) Специальные методы – статические, конкретно-социологические, психологические, математические, разработанные конкретными науками и используемые для познания правовых и государственных явлений;
4) Частные методы – к их числу относят методы толкований права, сравнительно-правовой метод и некоторые другие;
5) Историко-правовой метод – является основным способом познания закономерностей становления и развития права и государства.
6) Прогностический метод – представляет собой совокупность приемов, позволяющих составить научно-обоснованные прогнозы о будущих состояниях государственно-правовых явлений. Знание будущих состояний процессов и явлений представляет собой необходимое условие компетентного и целенаправленного управления обществом, экономическими, политическими или иными социальными процессами.[7]
Философский метод
Содержание философского метода составляют всеобщие принципы познания. Совокупность этих принципов зависит от того, какое философское учение разделяет исследователь. В частности, ученый-юрист, придерживающийся диалектического материализма, должен реализовать требования объективности[8] и все сторонности познания, исторического и конкретно-исторического подходов, познания отдельного явления через выделение противоречивых его сторон и др.[9]
Принцип объективности означает, что в процессе познания нужно подходить к исследуемым явлениям и предметам так, как они существуют в реальности, не домысливая и не добавляя к ним ничего такого, чего в действительности в них нет. В свете этого требования необходимо рассматривать государство и право в процессе их многовекового развития, в его действительных связях и отношениях, уметь отличать помыслы и побуждения политиков и юристов от действительной направленности законодательства, обусловленного, в конечном итоге, экономическими отношениями общества.
Для раскрытия сущности государства и права весьма важным является и требование всесторонности познания. Государство и право находятся во взаимосвязи со всеми надстроенными и базисными явлениями. Если какие-либо из этих связей останутся неисследованными, то это повлечет за собой неточное и в ряде случаев неверное понимание сущности государства и права. Для исследования сущности государства и права важны не только их связи и отношения, существующие на момент изучения[10], но и отношения, которые существовали на различных этапах их развития. Ибо научный подход к познанию социальных явлений сводится к рассмотрению истории возникновения и главных этапов развития исследуемого явления, а также его современного состояния, как итога, результата предшествующего развития. Всеобщие философские принципы не содержат и не могут содержать специфических правил, принципов познания права, и поэтому в конкретных исследованиях, проводимых учеными-юристами, они применяются в тесном единстве с общими, специальными и частными методами.[11]
Любой метод, как бы ни велика была его роль в познании, позволяет получить плодотворные результаты лишь в ограниченном взаимодействии с философскими методом в качестве одной из форм конкретизации определенной совокупности его принципов. В совокупности общих, специальных и частных методов, составляющих методологию теории государства и права, философский метод реализуется полностью.
Принципы философии не связаны с какими-то одними общими, специальными или частными методом, а реализуется в нескольких методах, выполняющих одинаковые познавательные задачи.[12]
В методологии предмета теории государства и права имеется широкий круг способов изучения социально-правовой практики, анализа и обобщения единичных фактов, что свидетельствует о весьма высоком уровне ее разработки. Философский метод оставляет большую свободу для выбора и исследования отдельных общих и специальных методов в соответствии со спецификой фактического материала, задачами исследования, уровнями науки и т.д. Чем разнообразнее и совершеннее метод конкретной науки, чем полнее в нем отражены достижения науки и условия в которых протекает процесс познания, тем полнее и глубже осуществляется познания предмета этой науки.[13]
Таким образом, основой философского метода теории государства и права выступает диалектика – то есть учение о наиболее общих закономерностях, становлении и развитии бытия и познания.
Наиболее общими законами диалектики являются: переход количественных изменений в качественные (расширение и сужение сферы государственного социального страхования и социального обеспечения фактически способствуют изменению сущности государства); закон единства и борьбы противоположностей (развитие государства и права буквально пронизано этой борьбой);[14] закон отрицания (в новой государственно-правовой системе всегда присутствуют элементы старой и зародыши новой системы).
Важнейшей категорией диалектики является материя; прежде всего категория материи не обусловлена никакими предпосылками, а сама составляет исходную диалектическую форму для развертывания всех остальных категорий. С ней неразрывно связаны основные формы существования материи: движение, пространство, время. Бесконечное многообразие форм материи позволяет вычислить тот или иной объект исследования, констатировать его бытие, раскрыть его свойства, установить различие и тождество. Основополагающее методологическое положение для теоретиков-правоведов и государствоведов, исповедующих материализационное выделение из системы всеобщей связи явлений права и государства с экономическим базисом общества. Определяющая, в конечном счете, роль экономики, производство материальных благ не отрицают самой существенной зависимости права и государства от большого количества самых разнообразных надстроечных факторов: политики, морали, традиций, религии, культуры в целом. Временами и субъективные моменты, «человеческий фактор», например уровень менталитета законодателя, могут оказать весьма существенные для формы проявления того или иного правового феномена или процесса.[15]