за второе полугодие 2016-2017 учебного года




ОТЧЕТ

Студента(ки) магистратуры 1курса заочной формы обучения

Канаевой Елизаветы Олеговны

(курс, очная или заочная форма обучения, фамилия, имя, отчество)

 

Кафедра общетехнических дисциплин, теории и методики профессионального образования

(наименование кафедры)

 

 

за период с 01.02.2017 г. по 30.06.2017 г.

 

Коломна 2017

Отчет по НИРМ

за второе полугодие 2016-2017 учебного года

1. Направление исследования

««Управление научно-методической работой в образовательном учреждении в условиях перехода на ФГОС ВО»

 

 

2. Актуальность выбранной темы исследования:

На современном этапе развития общества образование становится одной из важнейших и центральных сфер человеческой деятельности, теснейшим образом связанной со всеми другими сторонами общественной жизни. От способности системы образования удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах принципиально зависят перспективы экономического и духовного развития страны.

Одним из важнейших преобразований в системе отечественного образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС), продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Значимым моментом новых стандартов является их ориентация на результат образования и включение требований к условиям реализации образовательных программ. Это требования, касающиеся условий образовательной деятельности, оснащения учебных заведений, ресурсной

базы образования.

Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) является сложным и многоплановым процессом, включающим проведение ряда мероприятий:

- создание нормативного обеспечения введения ФГОС;

- создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС;

- создание организационного обеспечения введения ФГОС; создание кадрового обеспечения введения ФГОС;

- создание информационного обеспечения введения ФГОС; создание материально-технического обеспечения введения ФГОС.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию[1, пунктом 6 части 1 статьи 6)

Актуальностью выбранного нами направления заключается в совершенствовании научно-методической деятельности, которая способствует успешной самореализации и повышению уровня профессионализма педагогического работника. При этом в понятие «профессионализм» входят не только предметные, методические, дидактические и психолого-педагогические умения и знания, но и потенциал самого педагога, который включает систему личностных профессиональных ценностей, установки и убеждения. Поэтому в ходе этой деятельности педагог начинает представлять собой субъект процесса совершенствования, что требует комплексного подхода к научно-методической работе. Повышение уровня квалификации помогает педагогическому работнику стать белее восприимчивым к изменениям, что в итоге повышает конкурентоспособность. Научно-методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагогического работника, что способствует его самореализации и решению проблем как профессиональных, так и личностных.

В ходе исследований были выявлены противоречия между:

- потребностью современного общества в педагогах, обладающих широким диапазоном научно-методической деятельности и недостаточно высоким уровнем ее сформированностью;

-.существующей возможностью управления и недостаточной реализацией ее функций при организации научно-методической работы в контексте ФГОС ВО

Проблема: каковы условия эффективного управления НМР педагогических работников высшей школы в контексте требований ФГОС ВО

Объект исследования: организация НМР деятельности педагогических работников в условии высшей школы

Предмет исследования: процесс управления НМР педагогических работников высшей школы в контексте ФГОС

Цель: выявить эффективные условия управления НМР в образовательной организации в контексте ФГОС ВО (на примере ТФ)

Задачи:

1. Раскрыть сущность, содержание и структуру НМР

2. Определить специфику управления НМР педагогических работников

3. Охарактеризовать основные принципы управления НМР педагогических работников

4. Проанализировать состояние НМР педагогических работников с последующей оценкой ее эффективности (на примере технологического факультета)

5. Определить пути совершенствования процесса НМР

6. Разработать методические рекомендации по организации управления НМР

Осуществляя исследование, мы опирались на ведущие концепции и теории ученых по различным аспектам проблемы управления системный (В.И Вяземский, В.В. Караевский и др.), деятельностный (А.И.Зимняя, Л.С. Выготский и др.), интегративный (Б.С. Гершунский, И.А. Колесникова и др.) и технологический (В.П. Беспалько, Г.К. Селевко и др.) подходы.

Также мы опирались на:

1. Закон РФ от 20 декабря 2012 года №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (с пунктом 6 части 1 статьи 6)

2. Постановление От 24 февраля 2009 г. N 142 об утверждении правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов правительство Российской Федерации

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от ««26» ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6 » октября 2009 г. № 373

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 24 марта 2010 г. № 209 "О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»

5. Закон об образовании в Российской Федерации

6. Гос.программа"Развитие образования" на 2013-2020 г.

Методы исследования:

o теоретические методы:

- изучение и анализ литературы по проблеме исследования,

- анализ статистических данных по проблеме исследования, синтез, сравнение, обобщение;

o эмпирические методы:

- изучение и обобщение опыта НМР, наблюдение, анкетирование, тестирование

База исследования: технологический факультет ГОУ ВО МО Государственный социально-гуманитарный университет (г. Коломна). В исследовании приняли участие 25 человек: 10 преподавателей технологического факультета, 5- экономического факультета, 5-педагогического факультета

Этапы исследования: исследование проводилось в 3 этапа, в течение 2016-2018 г.г.

I этап (октябрь –декабрь 2016 гг.) -

II этап (январь-декабрь 2017 гг.) – продолжено изучение литературы по проблеме исследования, разработаны анкеты, тесты, программа наблюдения, изучен и проанализирован опыт организации управления НМР, определены пути совершенствования процесса управления НМР

III этап (январь-май 2018 гг.)- осуществлен анализ эмпирических данных, разработаны методические рекомендации, завершено управление магистерской диссертации

Научная новизна исследования:

- конкретизированы сущность, содержание и структура управленческой деятельности НМР в контексте требований ФГОС

- определены пути совершенствования процесса НМР

- раскрыта специфика управления НМР технологического факультета ГСГУ

Теоретическая значимость исследования состоит в:

- определении основных принципов управления НМР в контексте требования ФГОС

- оценке эффективности НМР на примере ТФ ГСГУ, которая стала основой для

- обогащении теории управления НМР новыми подходами ее организации

Практическая значимость исследования состоит в разработке методических рекомендаций по эффективному управлению НМР и возможности их использования в образовательном процессе вузов.

Достоверность результатов диссертационного исследования обеспечена методической обоснованностью исходных положений, адекватным целям и задачам исследования, всесторонним и тщательным анализом полученных результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись:

- в процессе разработки методических рекомендаций по управлению НМР педагогического состава;

- на заседаниях кафедры машиноведения и общетехнических дисциплин;

- на научных конференциях, семинарах по вопросам теории и практики управления: международных (), всероссийских (), межрегиональных и региональных ().

 

Методическая работа является важной составляющей в деятельности руководства и Ученого совета университета, факультетов, кафедр, центров и лабораторий, всего научного и учебного состава вуза. Методическая работа осуществляется с целью качественной разработки образовательных программ, обеспечения эффективной организации учебно-воспитательного процесса, повышения профессионального уровня руководящего состава, педагогических работников, научного и учебного состава университета.

Педагогическая деятельность педагогов сложна, трудоемка и охватывает огромный спектр различных элементов, которые являются неизменными. Все это требует постоянного поиска таких содержания, форм, методов и средств обучения, которые наиболее эффективно отражались бы на самом образовательном процессе.

Методическая работа - это «систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров, направленная на повышение их научно-теоретического, общекультурного уровня, психолого-педагогической подготовки и профессионального мастерства»

Составной частью совершенствования педагогического мастерства педагога является его научно-методическая работа.

Под научно-методической работой понимается основанная на достижении науки и передового опыта система взаимосвязанных мер, направленных на развитие творческого потенциала педагога, его профессионального мастерства, в конечном счете, на рост уровня образованности, развитости и воспитанности обучающихся

Научно-методическая деятельность не исследовалась и не описывалась как самостоятельный вид профессиональной деятельности педагогических кадров в полной мере. Педагогическая литература отражает три точки зрения к методической деятельности.

Исходя из первой точки зрения, методическая деятельность сводится к методической работе, которая связана с самообразованием педагога, повышением квалификации в предметной области и работой с дидактическими средствами. Вторая точка зрения исходит из того, что к методической деятельности относят деятельность, связанную с обучением по конкретному предмету.

Исследователи, которые придерживаются третьей точки зрения, методическую деятельность определяют как совокупность относительно самостоятельных умений с четко выраженной спецификой в структуре профессиональной педагогической деятельности.

При всем разнообразии методик обучения, их разнонаправленности и дифференциации обучения, различным предметам в самых разнообразнейших образовательных системах существуют общие основы выполнения, единая структура данного вида профессиональной деятельности педагога, основные процедуры выполнения методических разработок.

Главной целью научно-методической работы является: повышение профессиональной квалификации и научно-методического уровня педагогических работников образовательной организации.

Основными задачами методической работы, по мнению большого количества авторов, являются:

 изучение и внедрение передового педагогического опыта;

 ознакомление с достижениями, с целью повышения научного уровня педагога, с психолого-педагогической наукой;

 повышение профессионализма педагогических кадров.

При этом, в качестве основных задач научно-методической работы, можно выделить следующие:

 вовлечение педагога в инновационную деятельность;

 включение педагога в научно-исследовательскую деятельность;

 вовлечение педагога в опытно-экспериментальную деятельность.

При этом научно-методическая деятельность включает в себя:

• изучение, анализ синтез накопленного опыта;

• разработки методик по конкретным учебным дисциплинам;

• совершенствование педагогического мастерства педагогических кадров;

• подготовка докладов и выступления для педагогических советов, различных комиссий, собраний;

• разработка факультативов, специальных курсов по конкретной дисциплине, семинаров;

• проведение научно-практических конференций;

• разработка новейших лекционных курсов, методических материалов, сборников.

Для этого научно-методическая работа должна быть отражена в докладах и выступлениях различного рода научно-практических конференций, в семинарах, методических и педагогических советах, в заседаниях цикловых комиссий.

Организация и содержание научно-методической работы в образовательной организации осуществляется в коллективной и индивидуальной формах.

К коллективной форме научно-методической работы относятся: педагогический совет, научно-методический совет, методические цикловые комиссии, семинары, научно-практические конференции, педагогические чтения и инструктивно-методические совещания.

Педагогический совет-это постоянно действующий орган коллегиального рассмотрения определенных вопросов образовательного процесса, научно-методической работы и производственной деятельности.

Методический совет определяет цели координации деятельности всех структурообразующих подразделений методической службы университета.

Методические цикловые комиссии создаются при наличии от трех и более преподавателей и мастеров производственного обучения определенных предметов, дисциплин, специальностей, профессиональных циклов.

При недостаточном количестве педагогических работников при необходимости, создаются межпрофессиональные или межпредметные комиссии для конкретной проблемы.

При этом цикловая методическая деятельность сочетает в себе и коллективные, и индивидуальные формы работы.

Руководство такими комиссиями осуществляют председатели, которые избираются из числа наиболее опытных и квалифицированных преподавателей.

Педагогические чтения проводятся с целью выявления, внедрения и обобщения в педагогическую практику передового опыта воспитательной и учебно-производственной работы, совершенствования педагогического мастерства педагогических кадров, развития их творческой инициативы.

Инструктивно-методические совещания проводятся руководителями по мере необходимости для обсуждения учебно-методических вопросов и производственных задач, текущего инструктирования педагогических кадров.

Данная научно-методическая работа оформляется в виде плана, который составляется на учебный год.

Индивидуальная научно-методическая работа выражается в самообразовании руководящих и педагогических работников, которое включает повышение профессиональной и педагогической квалификации, культурного уровня при самостоятельном изучении методической, научной, педагогической и технической литературы. Самообразование, само по себе, тесно связано с практической деятельностью, что способствует улучшению качества обучения и воспитания обучающихся.

Результатом данного вида работы педагогических кадров является создание учебно-методического комплекса по предмету, разработка методических рекомендаций, дидактических материалов, научных статей и других средств обучения.

Планирование научно-методической работы осуществляется на основе анализа деятельности педагогического коллектива в виде самоанализа, а также разделах в перспективных, текущих и календарно-тематических планах, публичном отчете образовательной организации.

План по научно-методической работе составляется методистом и утверждается директором при обсуждении на педагогическом совете университета.

В настоящее время сложились три глобальные системы управления образовательным учреждением в целом, и методической работой в нем, в частности: административное, проектное и ресурсное. В реальной работе образовательного учреждения эти системы управления прихотливо сочетаются.

Административное управление

Детальная научная разработка системы административного управления началась в 20-е годы XX столетия, когда было сформулировано понятие организационной структуры как системы взаимосвязей, имеющей определенную иерархию. При этом организация рассматривалась как система, замкнутая для внешнего мира, но открытая для вышестоящей иерархической структуры.

Уже Анри Файоль (французский горный инженер, теоретик и практик менеджмента, основатель административной (классической) школы управления) в 1916 году выделил пять основных функций административного управления:

1. Планирование.

2. Организация.

3. Мотивация.

4. Контроль.

5. Координация.

Им же были сформулированы получившие широкое распространение четырнадцать принципов управления. Именно эти принципы сегодня лежат в основе управления всех государственных учреждений. Рассмотрим их подробнее в применении к образовательным учреждениям.

1. Разделение труда предполагает выделение отдельных составляющих единого образовательного процесса, что позволяет работникам сосредоточиться только на своем участке деятельности, что, несомненно, экономит усилия. Однако разделение труда рано или поздно приводит к крайностям специализации, которые очень трудно преодолеваются (например, при стремлении к интеграции образовательного процесса).

В методической работе специализация играет двоякую роль. С одной стороны, педагогу необходимо методическое общение с таким же специалистом. Но с другой стороны, наиболее интересные методические идеи учитель получает от коллег другой специальности. Нельзя забывать, что специализация учителей осуществляется на уровне содержания образования, а формы образовательного процесса, непосредственно связанные с ученическим контингентом, являются общими для всех предметов. Именно поэтому нельзя замыкать методическое общение только в рамки одного предмета, либо смежных предметов.

2. Полномочия и ответственность — право отдавать приказы должно быть уравновешено ответственностью за их последствия. В современном образовательном учреждении с его четкой иерархической структурой этот принцип часто понимается однобоко: полномочия направлены только вниз (к подчиненным), а ответственность — только вверх (к вышестоящим иерархическим ступеням).

Для методической работы данная ситуация губительна, так как здесь практически неприменимы императивные указания. Всякая методика только тогда «работает», когда доведена до автоматизма и осуществляется добровольно. Никакие приказы не могут превратить методические рекомендации в продуктивную учебную деятельность.

Именно поэтому в методической работе полномочия и ответственность должны распределяться в коллективе равномерно. Каждый педагог имеет право применять в своей работе любую методику, но вместе с правом он берет на себя и ответственность за ее применение. Нужно помнить, что нет «хороших» или «плохих» методик, педагогических приемов. Есть неумелое их применение, за которое полностью несет ответственность педагог.

3. Дисциплина — необходимость соблюдения правил, установленных внутри организации. Для поддержания дисциплины необходимо наличие на всех уровнях руководителей, способных применять адекватные санкции к нарушителям порядка.

В управленческой структуре методической работы крайне редко встречается делегирование полномочий. Так председатель методического объединения не обладает практически никакими административными механизмами активизации деятельности педагогов. Заместитель директора по воспитательной работе не может ни поощрить, ни наказать классных руководителей, которыми он руководит. Все такого рода номинальные руководители должны обращаться к руководителю образовательного учреждения с просьбами о поощрениях и наказаниях. Все, что они могут — это повышать мотивацию к методической деятельности неадминистративными способами. Это, может быть и неплохо, но часто сильно вредит общей системе административного управления образовательным учреждением.

4. Единоначалие — каждый работник отчитывается только перед одним руководителем и только от него получает распоряжения. Если бы система управления образовательным учреждением была строго административной, то этот принцип соблюдался бы в полной мере. Однако система управления даже небольшим образовательным учреждением гораздо сложнее, и потому любой член педагогического коллектива подчиняется сразу нескольким другим. Так учитель-предметник подчиняется директору образовательного учреждения, заместителю директора по УВР, председателю методического объединения (кафедры), заместителю директора по воспитательной работе (как классный руководитель), разным окружным методистам. И это только учебно-воспитательная сфера его работы. Но нередко получается еще сложнее. Например, определенный член педагогического коллектива является начальником для председателя методического объединения как заместитель директора по УВР и, одновременно, его подчиненным как учитель. И такого взаимоподчинения в реальном образовательном учреждении немало. Немудрено, что в такой сложной системе взаимных подчинений все предпочитают ориентироваться на руководителя образовательного учреждения как на единственного начальника, обладающего всей полнотой власти.

В реальной методической работе неформальные отношения часто оказываются важнее формального подчинения. Так советы опытного уважаемого педагога воспринимаются как естественные и необходимые указания, которым охотнее следуют, чем формальным приказам «начальников». Поэтому иерархию управления методической работой следует выстраивать с точки зрения возможности реальной помощи участникам образовательного процесса.

5. Единство действий — группа работников должна осуществлять деятельность только по единому плану, направленному на достижение одной цели. В современном образовательном учреждении это общая образовательная программа, объединяющая усилия коллектива в течение учебного года, и программа развития, показывающая перспективу в работе. На основе этих программ создаются годовой и долгосрочный планы, работа по которым обязательна для всех.

В методической деятельности этот принцип выражается в работе всего образовательного учреждения по единой методической теме. Единство методического пространства — необычайно важный фактор в успешном развитии образовательного учреждения. И особой заботой руководителей методических служб должно стать формирование, структурирование и поддержание в рабочем состоянии этого пространства. Ведь нередко заместители директоров по НМР даже не знают, какими методиками пользуются в работе педагоги, как эти методики соотносятся между собой, нет ли между ними конфликтов, как они сливаются в общей методической системе всего образовательного учреждения.

6. Подчинённость интересов — интересы работника или группы работников не должны ставиться выше интересов организации. Данный принцип предполагает, что администрация воспринимает педагогического работника, прежде всего, как некую функциональную единицу, встроенную в систему образовательного учреждения. Личные особенности педагога важны лишь постольку, поскольку проявляются в его учебной работе. Однако известный принцип «хороший человек — не профессия» в системе образования действует плохо. Дело в том, что любой педагог обучает и воспитывает, прежде всего, своей личностью, своим неповторимым отношением к жизни. И чем ярче его личность, тем более успешно проходит учебно-воспитательный процесс. Поэтому в образовательном учреждении должен соблюдаться строгий баланс между общими интересами организации и особенными интересами ее работников.

В методической работе влияние личности еще сильнее. Ведь для успешной реализации той или иной методики индивидуальные особенности педагога должны хорошо в нее вписываться. Так, например, императивная личность педагога будет явно доминировать и при проведении диспутов, и в игровой деятельности, часто перечеркивая все достоинства данных методов обучения.

7. Вознаграждение — наличие справедливых методов стимулирования работников. Это один из самых сложных вопросов управления современным образовательным учреждением, функционирующим в рамках бюджетного финансирования. Механизмы денежного вознаграждения пока еще слабо отработаны. Однако нельзя забывать, что существуют и нематериальные формы вознаграждения, которые в условиях образовательного учреждения подчас оказываются более действенными. Прежде всего, это внимание руководителей и коллектива к работе конкретного педагога. Часто встречающееся «я делаю то, что никому в коллективе не нужно» — оценка не педагога, но руководителя.

В управлении методической работой нередко встречается еще один недостаток. Руководители образовательного учреждения почему-то считают, что освоение новых педагогических технологий, передача и получение педагогического опыта, особенно если оно идет постоянно и вроде бы незаметно, не нуждается в стимулировании и, соответственно, в вознаграждении. А ведь именно эта работа часто составляет самую суть развития образовательного учреждения и требует немалых сил от педагога. Подсчитано, что введение новой педагогической технологии в образовательный процесс неминуемо приводит к увеличению рабочего времени педагога чуть ли не вдвое.

8. Централизация — естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Степень централизации зависит от каждого конкретного случая.

Велика ли степень централизации управления в современном образовательном учреждении? Практика показывает, что лучшие руководители всегда старались децентрализовать управление. Они мудро оставляли за собой несколько ключевых функций (распределение кадров, отслеживание результатов работы отдельных педагогов, отслеживание традиционных мероприятий, финансовые потоки и пр.), распределяя остальные управленческие функции среди коллектива.

Централизация в методической работе нужна на уровне работы над единой методической темой. Хорошо, когда руководитель образовательного учреждения знает о методических предпочтениях своих педагогов, но непосредственно руководить их методической работой ему не стоит.

9. Иерархия — организационная иерархия, которая не должна нарушаться, но которую, по мере возможности, необходимо сократить во избежание вреда. Необходимо сказать, что данный принцип во многом противоположен предыдущему. Строгая иерархия предполагает делегирование полномочий сверху вниз, а централизация требует единоначалия. К тому же четкая иерархичность в образовательном учреждении встречается редко. Выше уже говорилось о том, что система образовательного учреждения с множеством взаимных подчинений гораздо сложнее. Но именно поэтому в хорошо работающем образовательном учреждении стараются поддерживать иерархичность управления, не боясь делегировать полномочия. В данном случае иерархичность составляет необходимую основу административной системы управления.

В методической работе иерархичность устанавливается очень непросто, ведь основой и результатом такой работы является деятельность конкретного педагога. Иерархичность здесь проявляется в уровнях методической работы: методика проведения конкретного урока — методическая работа учителя — методика преподавания конкретного предмета — методические принципы преподавания предметов образовательной области — работа над методической темой всего образовательного учреждения. Вот эта иерархия чаще всего и отражена в структуре управления методической работой: руководитель — заместитель руководителя — председатель методического объединения (заведующий кафедрой) — учитель-предметник.

Хочется только напомнить, что делегирование полномочий, являющееся сутью иерархической системы администрирования, предполагает оценку труда нижестоящего работника по результатам, а не по процессу. Другими словами, при административной системе управления заместитель руководителя, например, не должен интересоваться как тому или иному учителю удалось добиться результатов, ему важны только сами результаты. Однако на практике такую ситуацию даже трудно представить, что еще раз говорит о формальности иерархической структуры в образовательном учреждении.

10. Порядок — рабочее место для каждого работника, а также каждый работник на своем рабочем месте. Как правило, в образовательных учреждениях данный принцип выполняется, и почти каждый педагог создает в своем рабочем кабинете особую атмосферу. Создание и поддержание ее является важной методической задачей, ведь рабочий кабинет — это не только учебное, но и методическое пространство педагога. Подчас достаточно просто войти в учебный кабинет, чтобы увидеть методические предпочтения учителя. Не случайно многие образовательные учреждения проводят смотры, конкурсы учебных кабинетов, справедливо считая данные мероприятия методической работой.

11. Справедливость — уважение и справедливость администрации к подчинённым, сочетание доброты и правосудия. Здесь мы попадаем в область моральных норм, бытующих в том или ином образовательном коллективе. В рамках административной системы управления моральная атмосфера коллектива чаще всего зависит от его руководителя. В этом отношении принцип централизации проявляется во всей полноте.

Однако следует учитывать, что руководитель (руководители всех уровней) нередко являются лишь формальными лидерами. В конкретном коллективе неформальное лидерство, которое не менее императивно устанавливает моральные нормы и правила, часто бывает сильнее формального руководства. В методической работе это сказывается на предпочтении всем коллективом вслед за лидером определенных методик, форм работы, педагогических технологий. Только пристальное внимание к работе каждого члена педагогического коллектива может изменить подобную ситуацию.

12. Стабильность персонала. Текучесть кадров ослабляет организацию и является следствием плохого менеджмента. В образовательных учреждениях данный принцип считается одним из самых показательных для оценивания успешности управления. К сожалению, встречаются еще образовательные учреждения, в которых годовая текучесть кадров достигает 30 человек. Никакие долгосрочные программы с таким нестабильным контингентом не могут быть выполнены.

Однако принцип стабильности персонала не сводится только к текучести кадров. Должностная стабильность, а вместе с ней и постоянство функциональных обязанностей тоже играют здесь не последнюю роль. Частое изменение «функционала» дезориентирует работника не менее, чем смена места работы.

Для методической работы этот принцип еще более важен. Дело в том, что полноценное освоение методики (педагогической технологии) у педагога занимает 2-3 года. Только после нескольких лет работы над определенной методикой можно говорить о ее результативности у данного педагога. При постоянных изменениях (методической темы образовательного учреждения, мнений и предпочтений руководителей разных уровней, смены «функционала» и пр.) конкретный носитель методического опыта не может ни накапливать его, ни работать с ним на должном уровне.

13. Инициатива — предоставление возможности проявления личной инициативы работникам. При работе современного образовательного учреждения в режиме развития это один из самых важных принципов управления. А методическая работа на нем базируется, поскольку ее успешность прямо связана с инициативами конкретного носителя методического опыта, и инициативностью педагога, желающего этот опыт перенять. Методическая работа — это всегда двухсторонняя инициатива, движение навстречу друг другу. Нежелание делиться опытом часто блокирует методическую работу если не всего образовательного учреждения, то наверняка его части.

С другой стороны, чрезмерная инициативность, не поддержанная постоянной каждодневной, часто кажущейся рутинной работой, тоже немало вредит делу. Желание освоить как можно больше методик, педагогических технологий (по принципу «много плохо не бывает») приводит к поверхностному их освоению, а значит, не помогает, а вредит конкретной работе с учащимися.

 

3. Печатные работы:

Научно-методическая деятельность в образовательных организациях как часть непрерывного профессионального образования. Сборник материалов по научно-практической конференции «Непрерывное образование», Коломна: ГСГУ, 2016.

Актуальные проблемы научно-методической работы в современном образовании. Сборник трудов магистрантов «Начало» - Коломна: ГСГУ, 2017.

 

Студент магистратуры Е.О. Канаева

 

Научный руководитель М.В. Русакович

кэн, доц., доцент кафедры МиЭ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: