Италия – страна мелкого семейного бизнеса. Именно так начинали свою работу многие известные сегодня мебельные фабрики: мелкие семейные мануфактуры, кустарное производство, индивидуальные заказы. Каждый мастер стремился сохранить клиентов, а потому мебель делалась «на совесть».
Начало «великого пути» итальянской мебели по всему миру началось в эпоху Возрождения, когда изысканность и тонкие линии диванов из Италии пришлись «по вкусу» Европе. Эксклюзивность стала визитной карточкой итальянских мастеров – предметы интерьера изготавливались в единственном экземпляре под конкретного заказчика.
Эпоха великих географических открытий (XV-XVII века) распространила моду на «римский» стиль по всему миру. Роскошь Римской империи выражалась в богатой позолоте, инкрустации серебром и драгоценными камнями, дорогой обивке. Любой уважающий себя представитель знати считал себя обязанным иметь итальянскую мебель.
Основными «мебельными» центрами считались:
· Тоскана – характерные черты: роспись и позолота, каменная мозаика;
· Венеция – характерные черты: влияние Востока, оригинальная форма мебели;
· Болонья – характерные черты: торжественные, патетические линии, эффектная резьба по фасаду (одним из самых известных мастеров в резьбе по дереву слыл Форминджине);
· Ломбардия – характерные черты: инкрустация костяными пластинками.
Эпоха Рококо (вторая половина XVIII века) превратила мебель из Италии в настоящее произведение искусства. Роскошные, утонченные кровати под балдахином, мягкие диваны, консольные столики, бюро и секретеры входят в обиход именно в этот период. Резные ножки, инкрустация декоративными вставками, легкость и невесомость линий, которые можно заметить и в современной мебели - это характерные черты именно этих годов. Как раз тогда итальянская мебель «приобретает фамилии» - становятся широко известны такие мебельные мастера, как Пьетро Пиффетти (Рим), Эннемон-Александр Петито (Парма), Джузеппе Маджолини (Милан).
|
В конце XVIII века (эпоха Классицизма) итальянская мебель приобретает основные «классические» черты, которые являются отличительным признаком и по сегодняшний день. Наиболее известные образчики мебельного «классического» искусства - продукция Джузеппе Бонциаго.
Конец XIX века отмечается стилем Арт-нуво с его натуралистическим декором. Среди мастеров, наиболее известны имена художника Эрнесто Базиле, краснодеревщиков Карло Дзенома, Эуженио Кварто, дизайнера Карло Бугатти, мебель которого отличалась особым «деревенским» шармом.
В 50-е годы ХХ столетия итальянская мебель уступила свои позиции на мировой арене скандинавским компаниям, которые предлагали более современные изделия. Однако приверженцы классического стиля, итальянцы, сумели переориентироваться в кратчайшие сроки. В 1961 году директор итальянской федерации деревообрабатывающих и мебельных производителей Тито Армеллини организовал в Милане первую в мире мебельную выставку, которая впоследствии стала традиционной. Именно на ней представлялись самые смелые идеи мебельного дизайна, который через некоторое время стали именовать «итальянским».