Межличностные и групповые конфликты




Содержание

Введение

1. Межличностные и групповые конфликты

2. Позиционные и конфликтные справедливости

Выводы

Список использованной литературы


 

Введение

 

Конфликтология как предмет изучения возникла в глубокой древности. Природа конфликта, пути его разрешения рассматривались в древневосточной философиях, в военном деле, системе права, в произведениях художественной литературы и искусства. Интерес к этим проблемам особенно обострился в настоящее время в социально-экономической и политической жизни общества. Каждая из областей научных знаний разрабатывала свои подходы, формировала свою терминологию, рассматривала различные стороны жизни общества и окружающего материального мира. В результате все это привило к крайне многообразному пониманию конфликта как явления и трактовке конфликтологии как науки.

Термин «конфликт» (от лат. conflictus – столкновение) по своему смысловому содержанию означает столкновение противоположных интересов, сил, взглядов, мнений.

Предметом изучения общей конфликтологии является природа возникновения и развития конфликтной ситуации, измерение степени развития конфликта, возможные пути направленного воздействия на конфликтную ситуацию.

Цель контрольной работы – изучить основы возникновения конфликта, способы его измерения и выхода из конфликтной ситуации.


 

Межличностные и групповые конфликты

 

Во взаимодействии людей нередко приходится наблюдать ситуации, когда сталкиваются разные интересы, мнения, позиции. Вследствие этого возникает конфликтная ситуация, как правило, перерастающая в конфликт. Конфликты как предмет исследования привлекают не только психологов, но философов, социологов, юристов. Таким образом, можно говорить о конфликте как о междисциплинарном феномене, что находит свое отражение и в существующем множестве определений этого термина.

В психологии также не существует полного единодушия по поводу определения понятия «конфликт». В бихевиоризме конфликт понимается как состояние наличия альтернатив реагирования, по мнению приверженцев когнитивной психологии, конфликт — это столкновение феноменов сознания желаний, ценностей, идей, целей, а в психодинамической концепции конфликт рассматривается как одновременная актуализация нескольких мотивов, побуждающих человека к действию. Каждое из психологических направлений делает акцент на одну из составляющих конфликта: действие, образ, мотив. Ряд зарубежных психологов стремились создать общую теорию конфликта (Л. Козер, К. Боулдин, Т. Шеллинг и др.). Разработка проблемы конфликта в отечественной психологии связана с именами А.А. Ершова, В.М. Шаленко, Н.В. Гришиной, С.Н. Ериной, Л.А. Петровской, Ф.М. Бородкина, Н.М. Коряк и других. Возникает необходимость в определении этого процесса, которое объединяло бы большинство точек зрения. Поэтому одним наиболее общих и простых является определение, где конфликт рассматривается как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений субъектов взаимодействия.

Типология конфликта. Анализируя литературу, посвященную проблеме конфликта, можно выделить типы конфликтного взаимодействия. А. Рапопорт отметил, что нельзя анализировать некий «усредненный» конфликт, и выделил типы конфликтов на основании формы их взаимодействия:

• Конфликты - «схватки». Противников разделяют непримиримые противоречия, и рассчитывать можно только на победу.

• Конфликты - «дебаты». Здесь возможен спор, маневры, но в принципе обе стороны могут рассчитывать на компромисс.

• Конфликты - «игры». Обе стороны действуют в одних и тех же правилах, поэтому они никогда не завершаются и не могут разрешиться разрушением всей системы отношений.

Создание теории игр направлено на выяснение формальных моделей принятия оптимальных решений в ситуации, строго регламентированного матрицей выигрышей и проигрышей конкурентного взаимодействия. Существуют игры со строгим соперничеством и с нестрогим соперничеством. Наиболее распространенной является игра «дилемма узника», заключающаяся в выборе между индивидуальными интересами и благополучием общества.

Наиболее часто употребляемыми критериями для выделения видов конфликта являются «вид структурных отношений» и «тип участника». М. Дойч выделил по этим двум критериям такие виды конфликта, как внутриличностный — межличностный, внутригрупповой — межгрупповой, внутринациональный — международный. Для анализа социального конфликта в 1979 году В.А. Сосниным была создана концептуальная схема, раскрывающая его многоуровневый характер. Автор выделил 4 уровня анализа социального конфликта: социально-философский, социологический, социально-психологический, индивидуально-психологический. Каждый уровень предполагает специфическую причину, цель конфликта, а также форму взаимодействия (от эволюционно-революционного скачка на социально-философском уровне до компромисса и конфронтации на индивидуально-психологическом уровне) и последствия. В конфликтной ситуации важным является представление о ней у субъектов общения. Могут быть конфликты, которые не имеют существенного основания, т.е. реальных противоречий, но субъекты полагают, что они есть. Такой конфликт рассматривается как ложный, в отличие от подлинного.

Л. Козер выделил два типа конфликтов:

• Реалистические — столкновения между людьми по поводу требований или ожиданий. Конфликт как средство достижения цели. Это средство может быть оставлено, если найдется другое, более эффективное.

• Нереалистические — возникают из агрессивных импульсов, ищущих выражения вне зависимости от объекта. Они не направлены на достижение конкретного результата.

Характер любого разногласия в большой степени определятся внешней средой, в которой возникает конфликт. Ее характеристики еще недостаточно изучены психологической наукой, поэтому укажем наиболее значимые из них:

1. Пространственно-временные характеристики. Сюда можно отнести место осуществления противоречия и время, в течение которого оно должно быть разрешено.

2. Социально-психологические характеристики. Такие, как климат в конфликтующей группе, тип и уровень общения, степень конфронтации и состояние участников конфликта.

3. Социальные характеристики. Это, прежде всего, вовлеченность в противоречие интересов разных социальных групп: половых, семейных, профессиональных, этнических, национальных.

Говоря о конфликтном взаимодействии, А.А. Ершов отмечает, что сам конфликт всегда осознан, но не всегда осознаны и ясны его мотивы для субъекта взаимодействия. Автор выделяет 4 уровня конфликта:

• Нервно-психический уровень. Психические явления человека как индивида, сюда относятся различные виды фрустраций.

• Внутриличностный уровень. Социально-психологические явления, присущие человеку как личности или индивидуальности, толкователю и исполнителю определенного комплекса ролей в момент их столкновения друг с другом. Начальной точкой конфликта на данном уровне может быть исключение, выбор или отсрочка одного из двух — положительного или отрицательного — мотивов, целей, способов деятельности и соответствующих им ролей. Конечной точкой — крайняя стадия внутриличностного конфликта, приводящего к деперсонализации, разрушению целостной картины «Я» и «мира», раздвоению, распаду личности. Внутриличностный конфликт может реализовываться в затруднениях, возникающих при выборе конкурирующих целей, мотивов, позиций. На поведенческом уровне этот вид конфликта проявляется как неуверенность в себе, сомнении и переживании в правильности собственных действий, депрессии.

• Межличностный уровень. Конфликтная ситуация включает в себя определенное состояние микро- и макросреды, деятельности, коммуникации, распределения ролей и статусов, взаимодействия и взаимоотношения личностей и групп. Межличностные конфликты представляют собой столкновения взаимодействующих людей, чьи цели либо взаимно исключают друг друга и несовместимы в данной ситуации, либо противодействуют или мешают друг другу. Такой конфликт сопровождается острыми эмоциональными переживаниями.

• Социальный уровень. Объективно обусловленное социальное противоречие интересов, реализуемое в поведении и соответствующих социально-психологических формах взаимоотношений конфликтующих групп, личностей как носителей социальных ролей.

Делая акцент на последствиях конфликтного взаимодействия, М. Дойч выделяет два вида конфликта:

• Деструктивный конфликт ведет к рассогласованию взаимодействия, становится независим от причины, его породившей, и приводит к переходу на «личности», чем и порождает стресс. Для подобного конфликта характерно специфическое развитие: расширение количества вовлеченных участников, увеличение количества негативных установок в адрес друг друга и остроты высказываний.

• Продуктивный конфликт возникает в том случае, если столкновение не касается несовместимости личностей, а порождено различием точек зрения на какую-либо проблему, на способ ее решения. В этом случае сам конфликт способствует формированию всестороннего понимания проблемы, а также мотивации партнера.

Также выделяют конфликты по предмету (Я. Штумански): экономические, социальные, классовые, политические, идеологические, культурные, аксиологические, позиционные.

Динамика конфликта. Рассматривая конфликт как социально-психологическое явление необходимо основываться на его динамической характеристике. Анализ литературы позволяет выделить четыре стадии развития конфликта (Р. Рамель, А. К. Зайцев, А. Г. Ковалев, В. В. Бойко и др.).

1. Зарождение конфликта. На этой стадии происходит возникновение конфликтной ситуации. Эта ситуация не сразу опознается людьми, поэтому ее можно назвать «стадией потенциального конфликта». Здесь незаметно для внешнего наблюдения возникают различия в диспозициях, ценностях, обстоятельствах, планах, которые образуют потенциальные противостояния. В условном виде это может представляться так: стороны А и Б оказываются участниками конфликта, если стремление А к достижению определенного состояния, цели, потребности объективно препятствует достижению Б желаемого им состояния и наоборот.

2. Осознание конфликта. Объективная реальность воспринимается как конфликтная. Противоречия становятся осознанными, и противоположная сторона отвечает реальным поведением, т.е. конфликт становится реальностью. Для того чтобы конфликт был осознан, необходим инцидент. Инцидент представляет собой первое столкновение сторон, попытку с помощью силы решить проблему в свою пользу, ущемляя интерес другой стороны. Если задействованных одной из сторон ресурсов достаточно для перевеса соотношения сил в свою пользу, то конфликт может быть завершен на стадии инцидента. Существует несколько вариантов соответствия между объективным значением конфликтной ситуации, и ее субъективным восприятием каждой стороной взаимодействия:

— адекватно понятый конфликт. Здесь налицо объективная конфликтная ситуация, и стороны правильно ее понимают;

— неадекватно понятый конфликт. В этом случае объективная конфликтная ситуация тоже налицо, и стороны воспринимают ее как таковую, но с теми или иными отклонениями реального положения вещей;

— непонятый конфликт. Объективная конфликтная ситуация существует, но она не воспринимается как таковая потенциальными оппонентами;

— ложный конфликт. Объективная конфликтная ситуация отсутствует, но стороны воспринимают свои отношения как конфликтные.

3. Переход к конфликтному поведению. После того как конфликт осознан, стороны переходят к конфликтному поведению, которое направлено на блокирование достижений противоположной стороны, ее стремлений, целей, намерений. Здесь возможна эскалация конфликта, которая заключается в резкой «интенсификации» борьбы оппонентов. Важно то, что стороны сами должны осознавать свое поведение как конфликтное. При переходе конфликта из потенциального в актуальный он может развиваться как прямой или опосредованный, конструктивный или неконструктивный. Неконструктивный межличностный конфликт возникает тогда, когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится подавить партнера, дискредитируя и унижая его в глазах окружающих. Такое поведение партнера по взаимодействию чаще всего вызывает сопротивление и эскалацию конфликта. Конструктивным же межличностным конфликтом является тот, при котором оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов, отношений и не касаются личности противоположной стороны. Р. Блейк и Дж. Моутон выделили пять стратегий поведения в конфликтной ситуации:

• Сотрудничество. Поведение, направленное на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон.

• Компромисс. Поведение, направленное на урегулирование разногласий путем взаимных уступок.

• Избегание. Заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем.

• Приспособление. В поведении наблюдается тенденция сглаживать противоречия в ущерб собственным интересам.

4. Разрешение конфликта. Свое разрешение конфликтное взаимодействие получает как за счет изменения объективной конфликтной ситуации, так и за счет преобразования представлений о нем у оппонентов (Л.А. Петровская). Разрешение может быть частичным (конфликтные действия исключаются, но остается побуждение к конфликту) и полным (конфликт устраняется как на уровне внешнего поведения, так и на уровне внутренних побуждений, как на субъективном, так и на объективном уровнях). Следовательно, возможны следующие варианты разрешения конфликта:

1) полное разрешение на объективном уровне за счет преобразования объективной конфликтной ситуации. Например: пространственное или социальное разведение сторон, предоставление им дефицитных ресурсов, отсутствие которых привело к конфликту;

2) частичное разрешение на объективном уровне за счет преобразования конфликтной ситуации в направлении создания незаинтересованности в конфликтных действиях;

3) полное разрешение на субъективном уровне за счет кардинального изменения образов конфликтной ситуации;

4) частичное разрешение на субъективном уровне за счет ограниченного, но достаточного для временного прекращения противоречия, изменения образов конфликтной ситуации.

Главные предпосылки для урегулирования конфликта следующие:

— конфликтующие стороны должны быть сами по себе организованы;

— каждая из конфликтующих сторон должна быть готова признать законность требований другой стороны и принять результат урегулирования конфликта, даже если он оказался вне ее интересов;

— конфликтующие стороны должны принадлежать к одной социальной общности.

Говоря о конфликтном взаимодействии, о его характеристиках и специфике, не надо забывать, что, в конечном счете, главным действующим лицом является конкретная личность. Внимание на личностные причины конфликта обращают авторы, занимающиеся изучением причин неврозов: З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, В.Н. Мясищев, А.И. Захаров, Д.Б. Карвасарский и др.

З. Фрейд в центр конфликтного существования человека поставил комплекс Эдипа. А. Адлер — чувство неполноценности. К. Хорни во главу угла поставила базальную тревожность. В результате неблагоприятных условий развития и воспитания появляется незаметно подкрепляющееся, усиливающееся, всеохватывающее чувство собственного одиночества и бессилия во враждебном мире. Отдельные острые реакции на частые провоцирующие ситуации кристаллизируются в склад характера.

В.Н. Мясищев через категорию «отношения» проясняет природу субъективного в человеке, раскрывает социально-психологическое содержание связей личности со средой. Психологическим ядром личности является индивидуально-целостная система ее субъективно оцениваемых, сознательно избираемых отношений к действительности. Она представляет собой интериоризированный опыт взаимоотношений человека с другими людьми в условиях социального окружения.

Ф.М. Бородкин и Н.М. Коряк говорит о таком типе конфликтов, причиной которых является защита идеального «Я». Это необходимо в силу того, что человек сливает «Я-реальное» и «Я-идеальное», в результате человек живет в вымышленном мире. Авторы рассматривают самооценку личности как фактор, влияющий на развитие конфликта.

Личность, склонная к конфликтному взаимодействию, или конфликтогенная личность, обладает некоторым набором индивидуально-типологических свойств, определяющих ее статус и социальную роль в обществе. Для конфликтогенной личности характерно преобладание эгоистических мотивов, некоторые из них являются осознанными, некоторые — нет. Такой человек убежден, что находится в «стане врагов» и единственный способ выбраться — это победить или обмануть всех. Ценности такой личности приобретают характер непреложных истин, своего рода догм. Такого рода ценности обладают высокой степенью ригидности, жесткости, консерватизма. Интересы конфликтогенной личности в основном связаны с удовлетворением потребности в самоутверждении и вытеснении внутренних страхов.

В структуре отношений конфликтогенной личности преобладает непринятие себя, неадекватная (заниженная или завышенная) самооценка, самоуверенность — неуверенность в себе, эмоционально-волевые установки, направленные на сохранение внутренних условий, избежание изменений. Межличностные отношения конфликтогенной личности характеризуются:

1) непринятием других людей такими, какие они есть;

2) стремлением изменить окружающих;

3) стремлением доминировать;

4) высоким уровнем оценок и интерпретаций в процессе общения;

5) отрицанием, закрытостью, недоверием, неуважением.

Члены группы, выступая в качестве посредников, вполне могут помочь конфликтующим сторонам выйти из создавшейся затруднительной ситуации. Посредничество представляет собой специально организованное общение двух конфликтующих сторон при участии и помощи третьей, нейтральной стороны (посредника). В зарубежной психологии для обозначения нейтральной стороны используют термины «медиация» (посредничество), «медиатор» (посредник). Механизм посредничества заключается в том, что наличие третьего, нейтрального, стороннего, внешнего участника позволяет перенести на него часть эмоциональной нагрузки конфликта. Посредник, медиатор выполняет ряд важнейших функций косвенного управления ходом конфликта, поскольку в чем-то заменяет его непосредственных участников.

Процедура посредничества, медиации в самом общем виде заключается в том, что посредник способствует тому, чтобы оппоненты-противники захотели вступить в диалог с целью разрешения конфликта. Затем он помогает оппонентам выслушать позиции друг друга в развернутой форме, постепенно осознать взаимное доверие и наметить некоторые новые предметно-содержательные и личностно-коммуникативные аспекты проблемы и отношений конфликтующих сторон. В заключение течение конфликта переходит в фазу прямого диалога оппонентов-партнеров, что позволяет найти конструктивные решения и приемлемые компромиссы и разработать их до уровня программы взаимных действий, удовлетворяющих обе стороны конфликта.

Посредник ни в коей мере не является судьей или арбитром в развертывающемся конфликтном взаимодействии. Его задачей не является анализ, разбор содержания конфликта или отношений между участниками, а тем более их оценка. Главная задача посредника — организация взаимодействия между конфликтующими сторонами на основе психологических закономерностей, механизмов и правил. Медиатор не должен подсказывать какие-то конкретные идеи и решения участникам конфликта, но обязан способствовать формированию атмосферы общения, переходящего в диалог оппонентов, в ходе которого постепенно открываются новые повороты и ракурсы в картине конфликта, рождаются творческие решения, намечаются компромиссы. Несомненно, метод посредничества может быть назван, говоря словами Сократа, «майевтаческим», «родовспомогательным», но преображение и порождение осуществляют сами участники конфликта, а не посредник-медиатор.

Разрешение конфликтов при помощи методики посредничества, по мнению Г. Дьяконова, включает пять основных этапов, а соответственно, и пять основных форм умений и навыков, требующихся от посредника: организация опосредования конфликта, мотивация и установление отношений оппонентов, монологическое опосредование конфликта диалогическое опосредование конфликта и подведение итогов конфликта.

Организация опосредования конфликта заключается в проектировании и конструировании формы сеансов опосредования конфликта и подготовке участников конфликта к предстоящему взаимодействию.

Поскольку возможности методики посредничества недостаточно распространены, то следует подчеркнуть, что чаще всего именно посредник выступает инициатором разрешения конфликта. Он отдельно встречается с обеими сторонами, объясняет им, в чем заключается цель и процедура посредничества, убеждает, что благодаря посредничеству они могут достойно выйти из конфликтной ситуации, и заручается их согласием на участие в процессе медиации. Конечно, если посреднику уже удалось достичь некоторой известности как эффективному помощнику в разрешении конфликтов, то желающие могут найти его и по своей инициативе, но и в этом случае медиатор лично встречается с каждой стороной и раскрывает все основные особенности будущего взаимодействия оппонентов.

Организация встречи конфликтующих сторон требует вдумчивого поиска и подготовки места встречи, а также некоторых важных моментов ее реквизита. Это должна быть нейтральная для обоих участников территория (кабинет, комната), в которой не должно быть отвлекающих раздражителей (приборов, ярких картин, украшений). Помещение для встречи, сеанса посредничества должно быть достаточно просторным, удобным и создавать ощущение спокойствия, защищенности от вторжений посторонних людей и, желательно, относительно удаленным от возможных источников шума.

Следует продумать обстановку для встречи: каким будет стол, его форма, как участники расположатся за столом, на каком расстоянии стороны будут сидеть друг от друга, вообще нужен ли стол; какими будут стулья или кресла; как сделать, чтобы ни один из участников не сидел выше другого.

Иногда можно привлечь к участию в посредничестве еще двух-трех человек из группы, которые, как правило, выступают в роли наблюдателей-свидетелей. Если же они достаточно подготовлены, то группа посредников может состоять и из трех человек, и нечетное количество медиаторов может оказаться полезным при необходимости согласования мнений посредников. В отдельных случаях можно приглашать добровольцев, которые время от времени подключаются к участию в работе как поддерживающие свою сторону в конфликте, но нельзя допускать, чтобы эти «адвокаты-болельщики» заглушали инициативу и продуктивную деятельность непосредственных участников конфликта.

Мотивация и установление отношений участников разрешения конфликта — второй этап посредничества — это начало медиаторного процесса. Посредник приветствует участников конфликта, выражает удовлетворение, что они проявили добрую волю и сделали первый шаг на пути к разрешению взаимных трудностей, т.е. пришли на сеанс посредничества. Эти первые минуты общения весьма важны и порой приобретают решающее значение. Пользуясь методом валидности, медиатор всячески подчеркивает серьезность и значимость возникшей ситуации, выражает свое уважение к сторонам конфликта, старается убедить в возможности успеха. Конфликтующие должны почувствовать, что имеют дело с уравновешенным, спокойным, твердым человеком, серьезным и уверенным в себе специалистом. Но не следует преувеличивать значение недостатка опыта, и иногда можно прямо сказать собеседникам, клиентам, что вы впервые встречаетесь с таким типом конфликта. Если они почувствуют искреннее и глубокое желание им помочь, то вполне можно рассчитывать на успех.

Затем посредник-ведущий кратко говорит о тех стадиях работы, которые предстоит пройти и объясняет (точнее говоря, напоминает) основные правила работы в ходе сеанса посредничества. Очень хорошо подготовить заранее в печатном виде памятку со всеми нужными правилами. В ряде конкретных случаев эти правила могут несколько изменяться, однако главные из них можно представить так:

Правила успешного общения в конфликте

1. Говорите только по просьбе или сигналу ведущего, посредника.

2. Относитесь к другому человеку с уважением и доверием.

3. Обращайтесь, называйте оппонента так, как он этого пожелает перед началом вашей встречи, или просто называйте его по имени или по имени-отчеству, избегая местоимений «он» или «она».

4. Не перебивайте ни оппонента, ни посредника. Проявляйте терпение и выдержку!

5. Знайте, что у вас всегда будет возможность и время сказать все, что вы считаете нужным!

6. Внимательно выслушивайте своего оппонента и умейте видеть в его словах и позиции положительные моменты.

7. Проявляйте добрую волю, настойчивость и старайтесь вести обсуждение, а не уходить от него, замыкаясь в себе.

8. Стремитесь в какой-то степени стать на точку зрения другого человека, увидеть происходящее его глазами.

9. Помните, что посредник, ведущий не должен предлагать вариантов решения конфликта, он — только организатор и помощник во взаимодействии двух сторон.

10. Соблюдайте условия конфиденциальности, т.е. полного неразглашения содержания сеансов посредничества. Но когда работа будет завершена, вы можете сообщить интересующимся основной результат разрешения конфликта.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: