Тэффи. Мой первый Толстой




Мне тринадцать лет.
Каждый вечер, в ущерб заданным урокам я читаю и перечитываю все одну и ту же книгу — «Война и мир».
Я влюблена в князя Андрея Болконского. Я ненавижу Наташу, во-первых, оттого, что ревную, во-вторых, оттого, что она ему изменила.
— Знаешь, — говорю я сестре, — Толстой, по-моему, неправильно про нее написал. Не могла она никому нравиться. Посуди сама — коса у нее была «негустая и недлинная», губы распухшие. Нет, по-моему, она совсем не могла нравиться. А жениться он на ней собрался просто из жалости.
Потом, еще мне не нравилось, зачем князь Андрей визжал, когда сердился. Я считала, что Толстой это тоже неправильно написал. Я знала наверное, что князь не визжал.
Каждый вечер я читала «Войну и мир».
Мучительны были те часы, когда я подходила к смерти князя Андрея.
Мне кажется, что я всегда немножко надеялась на чудо. Должно быть, надеялась, потому что каждый раз то же отчаяние охватывало меня, когда он умирал.
Ночью, лежа в постели, я спасала его. Я заставляла его броситься на землю вместе с другими, когда разрывалась граната. Отчего ни один солдат не мог догадаться толкнуть его? Я бы догадалась, я бы толкнула.
Потом посылала к нему всех лучших современных врачей и хирургов.
Каждую неделю читала я, как он умирает, и надеялась, и верила чуду, что, может быть, на этот раз он не умрет.
Нет. Умер! Умер!
Живой человек один раз умирает, а этот вечно, вечно.
И стонало сердце мое, и не могла я готовить уроков. А утром... Сами знаете, что бывает утром с человеком, который не приготовил урока!
И вот наконец я додумалась. Решила идти к Толстому, просить, чтобы он спас князя Андрея. Пусть даже женит его на Наташе, даже на это иду, даже на это! — только бы не умирал!
Спросила гувернантку — может ли автор изменить что-нибудь в уже напечатанном произведении. Та ответила, что как будто может, что авторы иногда для нового издания делают исправления.
Посоветовалась с сестрой. Та сказала, что к писателю нужно идти непременно с его карточкой и просить подписать, иначе он и разговаривать не станет, да и вообще с несовершеннолетними они не говорят.
Было очень жутко.
Исподволь узнавала, где Толстой живет. Говорили разное — то, что в Хамовниках, то, что будто уехал из Москвы, то, что на днях уезжает.
Купила портрет. Стала обдумывать, что скажу. Боялась — не заплакать бы. От домашних свое намерение скрывала — осмеют.
Наконец решилась. Приехали какие-то родственники, в доме поднялась суетня — время удобное. Я сказала старой няньке, чтобы она проводила меня «к подруге за уроками», и пошла.
Толстой был дома. Те несколько минут, которые пришлось прождать в передней, были слишком коротки, чтобы я успела удрать, да и перед нянькой было неловко.
Помню, мимо меня прошла полная барышня, что-то напевая. Это меня окончательно смутило. Идет так просто, да еще напевает и не боится. Я думала, что в доме Толстого все ходят на цыпочках и говорят шепотом.
Наконец — он. Он был меньше ростом, чем я ждала. Посмотрел на няньку, на меня. Я протянула карточку и, выговаривая от страха «л» вместо «р», пролепетала:
— Вот, плосили фотоглафию подписать.
Он сейчас же взял ее у меня из рук и ушел в другую комнату.
Тут я поняла, что ни о чем просить не смогу, ничего рассказать не посмею, и что так осрамилась, погибла навеки в его глазах, со своим «плосили» и «фотоглафией», что дал бы только Бог убраться подобру-поздорову.
Он вернулся, отдал карточку. Я сделала реверанс.
— А вам, старушка, что? — спросил он у няньки.
— Ничего, я с барышней. Вот и все.
Вспоминала в постели «плосили» и «фотоглафии» и поплакала в подушку.
Вечером села читать о его смерти. Читала и уже не надеялась, и не верила в чудо.
Прочла с тоской и страданием, но не возроптала. Опустила голову покорно, поцеловала книгу и закрыла ее.
— Была жизнь, изжилась и кончилась.


* * *

В классе у меня была соперница, Юленька Аршева. Она тоже была влюблена в князя Андрея, но так бурно, что об этом знал весь класс. Она тоже ругала Наташу Ростову и тоже не верила, чтобы князь визжал.
Я свое чувство тщательно скрывала и, когда Аршева начинала буйствовать, старалась держаться подальше и не слушать, чтобы не выдать себя.
И вот раз за уроком словесности, разбирая какие-то литературные типы, учитель упомянул о князе Болконском. Весь класс, как один человек, повернулся к Аршевой. Она сидела красная, напряженно улыбающаяся, и уши у нее так налились кровью, что даже раздулись.
Их имена были связаны, их роман отмечен насмешкой, любопытством, осуждением, интересом — всем тем отношением, которым всегда реагирует общество на каждый роман.
А я, одинокая, с моим тайным «незаконным» чувством, одна не улыбалась, не приветствовала и даже не смела смотреть на Аршеву.

 

Имант Зиедонис

Говорю вам — пойте! Пойте, когда вам хорошо. Пойте назло всякой грубости или свинству. Пойте в глаза тому, кто вас ругает. Пойте, ликуя в своем превосходстве, когда вас бьют.

Я хорошо это помню. Был я маленьким и видел в окно, как соседская женщина колотила своего сынишку.

Он стоял у сарая и пел. Мать его колотила, а он смеялся и пел. Она била, а он пел. Она устала бить его, а он пел. Она опустила руки, а он ушел, поглаживая побитые свои плечи и спину, — он шел напевая.

Пойте в переполненных троллейбусах, и если вам придется заплатить за это — заплатите!

Пойте, когда пьете вино. Пойте у могилы. Что ж вы молчите, пойте. Он не услышит. Не для него. Пойте не смерть его, пойте жизнь свою. Не о хвое на могиле, а о том вон листике на верхушке. Пойте себе, живые — вам нужна песня, а не ему.

...Ты ночью проснулся и слышишь — поют соловьи. Вот видишь, песня живет и ночью.

Поешь ли ты только утром, солнечным утром? А песни отчаянья, песни гнева и наступленья?

Да, где она, твоя песнь наступленья? Ты уже победил — и поешь только утром? Или ты побежден — и совсем не поешь?

 

М.Цветаева

Мне было шесть лет, и это был мой первый музыкальный

год ­ в музыкальной школе Давали"Русалки", потом "Рогнеду" ­ и:

Теперь мы в сад перелетим,

Где встретилась Татьяна с ним.

Скамейка. На скамейке ­ Татьяна. Потом приходит Онегин, но не садится,

а _она_ встает. Оба стоят. И говорит только он, все время, долго, а она не

говорит ни слова.

­ Что же, Муся, тебе больше всего понравилось? ­ мать, по окончании.

­ Татьяна и Онегин.

­ Что? Не Русалка, где мельница, и князь, и леший? Не Рогнода?

­ Татьяна и Онегин.

­ Но как же это может быть? Ты же там ничего не поняла? Ну, что ты там

могла понять?

Молчу.

Мать, торжествующе: ­ Ага, ни слова не поняла, как я и думала. В шесть

лет! Но что же тебе там могло понравиться?

­ Татьяна и Онегин.

­ Ты совершенная дура и упрямее десяти ослов! (

Прямо не рада, что взяла. Ни одному ребенку мира из всего

виденного бы не понравилось "Татьяна и Онегин", все бы предпочли Русалку,

потому что ­ сказка, понятное. Прямо не знаю, что мне с ней делать!!!

(Я, молча, полными словами: ­ Потому что ­ любовь).

На обратном пути ­ тихом, позднем, санном, ­

мать ругается: ­ Опозорила!! Как дура ­ шести

лет ­ влюбилась в Онегина!

Мать ошибалась. Я не в Онегина влюбилась, а в Онегина и Татьяну (и

может быть, в Татьяну немножко больше), в них обоих вместе, в любовь. И ни одной своей вещи я потом не писала, не влюбившись одновременно в двух (в нее ­ немножко больше), не в них двух, а в их любовь.

Моя первая любовная сцена была нелюбовная: он _не_ любил (это я

поняла), потому и не сел, любила _она_, потому и встала, они ни минуты не

были вместе, ничего вместе не делали, делали совершенно обратное: он

говорил, она молчала, он не любил, она любила, он ушел, она осталась, так

что если поднять занавес ­ она одна стоит, а может быть, опять сидит, потому

что стояла она только потому, что _он_ стоял, а потом рухнула и так будет

сидеть вечно. Татьяна на той скамейке сидит вечно.

Эта первая моя любовная сцена, предопределила все мои последующие, всю

страсть во мне несчастной, невзаимной, невозможной любви. Я с той самой

минуты не захотела быть счастливой и этим себя на _не­любовь_ ­ обрекла.

Но еще одно, не одно, а многое, предопределил во мне Евгений Онегин.

Если я потом всю жизнь по сей последний день всегда первая писала, первая

протягивала руку ­ и руки, не страшась суда ­ то только потому, что на заре

моих дней Татьяна в книге, при свечке, с растрепанной и

переброшенной через грудь косой, это на моих глазах ­ сделала. И если я

потом, когда уходили (всегда ­ уходили), не только не протягивала вслед рук,

а головы не оборачивала, то только потому, что тогда, в саду, Татьяна

застыла статуей.

Урок смелости. Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества.

 

Н.ТЭФФИ


Дачка была крошечная — две комнатки и кухня.
Мать ворчала в комнатах, кухарка в кухне, и так как объектом ворчания для обеих служила Катенька, то оставаться дома этой Катеньке не было никакой возможности, и сидела она целый день в саду на скамейке-качалке. Катенька сидит на своей качалке и мечтает «о нем». Через год ей будет шестнадцать лет, тогда можно будет венчаться и без разрешения митрополита. Но с кем венчаться-то, вот вопрос?
Из дома доносится тихое бубнение матери:
— И ничего, ни малейшей благодарности! Розовый брокар на платье купила, сорок пять...
— Девка на выданье, — гудит из кухни, — избаловавши с детства. Нет, коли ты мать, так взяла бы хворостину хорошую...
— Самих бы вас хворостиной! — кричит Катенька и мечтает дальше.
Венчаться можно со всяким, это ерунда, — лишь бы была блестящая партия. Вот, например, есть инженеры, которые воруют. Это очень блестящая партия. Потом еще можно выйти за генерала. Да мало ли за кого! Но интересно совсем не это. Интересно, с кем будешь мужу изменять. «Генеральша-графиня Катерина Ивановна дома?» И входит «он» в белом кителе, вроде Середенкина, только, конечно, гораздо красивее, и носом не фыркает. «Извините, я дома, но принять вас не могу, потому что я другому отдана и буду век ему верна». Он побледнел, как мрамор, только глаза его дивно сверкают... Едва дыша, он берет ее за руку и говорит...
— Катя-а! А Катя-а! Это ты с тарелки черносливину взяла-а?
Мать высунула голову в окошко, и видно ее сердитое лицо. Из другого окошка, подальше, высовывается голова в повойнике и отвечает:
— Конешно, она. Я сразу увидела: было для компоту десять черносливин, а как она подошла, так и девять сделалось. И как тебе не стыдно — а?
— Сами слопали, а на меня валите! — огрызнулась Катенька. — Очень мне нужен ваш чернослив! От него керосином пахнет.
— Кероси-ином? А почем же ты знаешь, что керосином, коли ты не пробовала, — а?
— Керосином? — ужасается кухарка. — Эдакие слова произносить! Взять бы что ни на есть, да отстегать бы, так небось...
— Стегайте себя саму! Отвяжитесь!
«Да... значит, он берет за руку и говорит: «Отдайся мне!» Я уже готова уступить его доводам, как вдруг дверь распахивается и входит муж. «Сударыня, я все слышал. Я дарю вам мой титул, чин и все состояние, и мы разведемся...»
— Катька! Дура полосатая! Кошка носатая! — раздался голос позади скамейки.
Катенька обернулась.
Через забор перевесился соседский Мишка и, дрыгая, для равновесия, высоко поднятой ногой, обрывал с росших у скамейки кустов зеленую смородину.
— Пошел вон, поганый мальчишка! — взвизгнула Катенька.
— Поган, да не цыган! А ты вроде Володи.
— Мама! Мама, он смородину рвет!
— Ах ты, Господи помилуй! — высунулись две головы. — Час от часу не легче! Ах ты, дерзостный! Ах ты, мерзостный!
— Взять бы хворостину хорошую...
— Мало вас, видно, в школе порют, что вы и на каникулах под розгу проситесь. Вон пошел, чтобы духу твоего!..
Поганый мальчишка совсем выбил ее из настроения. Почему вдруг «кошка носатая»? Во-первых, у кошек нет носов — они дышат дырками, — а, во-вторых, у нее, у Катеньки, совершенно греческий нос, как у древних римлян. И потом, что это значит, «вроде Володи»? Володи разные бывают. Ужасно глупо. Не стоит обращать внимания.

— Я не понимаю вас! Как можно позволять уличным мальчишкам издеваться над собой. Неужели же только военные должны понимать, что значит честь мундира?
Потом пошла в свой уголок, достала конвертик, украшенный золотой незабудкой с розовым сиянием вокруг каждого лепестка, и стала изливать душу в письме к Мане Кокиной:
«Дорогая моя! Я в ужасном состоянии. Все мои нервные окончания расстроились совершенно. Дело в том, что мой роман быстро идет к роковой развязке.
Наш сосед по имению, молодой граф Михаил, не дает мне покоя. Достаточно мне выйти в сад, чтобы услышать за спиной его страстный шепот. К стыду моему, я его полюбила беззаветно.
Сегодня утром у нас в имении случилось необычное событие: пропала масса фруктов, черносливов и прочих драгоценностей. Вся прислуга в один голос обвинила шайку соседних разбойников. Я молчала, потому что знала, что их предводитель граф Михаил.
В тот же вечер он с опасностью для жизни перелез через забор и шепнул страстным шепотом: «Ты должна быть моей». Разбуженная этим шепотом, я выбежала в сад в капоте из серебряной парчи, закрытая, как плащом, моими распущенными волосами (у меня коса очень отросла за это время, ей-Богу), и граф заключил меня в свои объятия. Я ничего не сказала, но вся побледнела, как мрамор; только глаза мои дивно сверкали...»
Катенька вдруг приостановилась и крикнула в соседнюю комнатушку:
— Мама! Дайте мне, пожалуйста, семикопеечную марку. Я пишу Мане Кокиной.
— Что-о? Ma-арку? Все только Кокиным да Мокиным письма писать! Нет, милая моя, мать у тебя тоже не лошадь, чтобы на Мокиных работать. Посидят Мокины и без писем!
— Только и слышно, что марку давай, — загудело из кухни. — Взял бы хворостину хорошую, да как ни на есть...
Катенька подождала минутку, прислушалась, и, когда стало ясно, что марки не получить, она вздохнула и приписала:
«Дорогая Манечка! Я очень криво приклеила марку, и боюсь, что она отклеится, как на прошлом письме. Целую тебя 100 000 000 раз. Твоя Катя Моткова».

Мария Башкирцева

 

(Мне 12 лет)

Ницца, вилла Aqua-Viva.

Тетя Софи играет на рояле малороссийские песни, и это напоминает мне деревню; я совсем перенеслась туда мысленно, Слезы подступают мне к глазам, они уже на глазах и сейчас побегут; вот они уже потекли, и я счастлива.

Бедная бабушка! Мне так грустно, что я больше уже не могу тебя видеть. Как она любила меня, и как я ее любила. Но я была слишком мала, чтобы любить тебя так, как ты этого заслуживала. Я так растрогана этим воспоминанием! Воспоминание о бабушке есть воспоминанье благоговейное, священное, дорогое, но оно не живо. Господи! Дай мне счастья в жизни, и я не буду неблагодарной! Но что я говорю? Мне кажется, что я создана для счастья, сделай меня счастливой. Боже мой!

Господи! Дай мне герцога Г, я буду любить его и сделаю его счастливым, и сама я буду счастлива и буду помогать бедным! Грешно думать, что можно купить милость Бога добрыми делами, но я не знаю, как это выразить.

Я создана для триумфов и сильных ощущений,— поэтому лучшее, что я смогу сделать, — это сделаться певицей. Если Бог поможет мне сохранить, увеличить и укрепить мой голос, — тогда я могу достигнуть триумфа, которого так жаждет душа моя. Итак, я могу достигнуть счастья быть знаменитой, известной, обожаемой, и этим путем я могу приобрести того, кого люблю. Такою, какова я теперь, я имею мало надежды на его любовь, он даже не знает о моем существовании. Но когда он увидит меня, окруженную с Милый, ты будешь ослеплен моим голосом и полюбишь меня, ты увидишь мое торжество, и ты, действительно, достоин только такой женщины, какой я надеюсь быть. Я не дурна собой, я даже красива, да, скорее красива; я очень хорошо сложена, как статуя, у меня прекрасные волосы, я хорошо кокетничаю, я умею держать себя с мужчинами, я умею очень хорошо позировать... Теперь я, конечно, не могу приложить этого на практике, но потом... Словом — быть мировой знаменитостью.

... Как могу я думать, что он будет моим! Он думает обо мне не больше, чем о прошлогоднем снеге, я для него не существую.

Я совсем разбита этими мыслями. О, Боже мой! При мысли, что он никогда не полюбит меня, я просто умираю от тоски! У меня больше нет никакой надежды... Это было чистое безумие — желать невозможного.

Я уже полтора часа жду к уроку m-lle Колиньон, и это вот каждый раз так! А мама упрекает меня и не знает, как это огорчает меня самую. Досада, возмущение так и жжет меня. M-lle Колиньон пропускает уроки, она заставляет меня терять время.

Мне тринадцать лет; если я буду терять время, что же из меня выйдет!

Она крадет мое время! Уже четыре месяца моей жизни потеряны. Легко сказать! Положим, она больна, но зачем же вредить мне? Заставляя меня терять время, она губит мое будущее счастье. Каждый раз, когда я прошу ее что-нибудь объяснить мне, она отвечает мне грубостями; я не хочу, чтобы со мной говорили таким образом; она какая-то бешеная; особенно когда она больна, она невыносима. Однако я продолжаю. Она сделала глаза ведьмы. «Делайте то, что я вам говорю, вы привыкли грубить всем и каждому, но я этого не потерплю, слышите?»

—Зачем вы кричите?— сказала я ей таким спокойным тоном, что даже сама удивилась. В тех случаях, когда я слишком рассержена или даже просто раздражена, я делаюсь неестественно спокойна. Этот тон взбесил ее еще более; она ожидала вспышки.

—Вам 13 лет, как вы смеете!

—Именно, m-lle, мне 13 лет, и я не хочу, чтобы со мной так говорили; прошу вас не кричать.

Она вылетела, как бомба, крича и говоря разные неблагопристойности. Я на все отвечала спокойно, отчего она приходила в еще большее бешенство.

—Это последний урок, что я вам даю!

—О, тем лучше! — сказала я.

M-lle Колиньон уезжает завтра. Во всяком случае, это грустно. Ведь жаль даже собаку, с которой долго прожил и которую вдруг увозят. Каковы бы ни были наши отношения, какой-то червь гложет мне сердце.

Суббота, 29 ноября. Я не могу успокоиться ни на одну минуту, я хотела бы куда-нибудь спрятаться, далеко-далеко, где никого нет. Может быть, тогда я пришла бы в себя.

Я чувствую ревность, любовь, зависть, обманутую надежду, оскорбленное самолюбие, все, что есть самого ужасного в этом мире!.. Но больше всего я чувствую утрату его! Я люблю его! Зачем не могу я выбросить из души моей все, что наполняет ее! Но я не понимаю, что в ней происходит, я знаю только, что очень мучаюсь, что что-то гложет, душит меня, и все, что я говорю, не высказывает сотой доли того, что я чувствую.

Лицо мое закрыто одной рукой, другой я держу плащ, который окутывает меня всю, с головой, чтобы быть в темноте, чтобы собрать свои мысли, которые разбегаются во все стороны и производят во мне какой-то хаос. Бедная голова!..

Одна вещь мучает меня, что через несколько лет я буду сама над собой смеяться и забуду его. [Приписка 1875. Прошло уже два года, и я не смеюсь над собой и не забыла!] Все эти горести будут казаться мне ребячеством, аффектацией. Но нет, заклинаю тебя, не забывай! Когда ты будешь читать эти строки, возвратись мысленно к прошлому, представь себе, что тебе тринадцать лет, что ты в Ницце, что все это происходит в эту минуту! Думай, что все это еще живет!.. Ты поймешь!.. Ты будешь счастлива!..

Волчица

Шёл 1942 год.
Анна проводила мужа на войну в июне 1941года.
Вот уже несколько месяцев не получала от него писем.
Одна мысль беспокоила Анну больше всего: «Почему же все-таки писем нет? Что с ним?»
Каждый раз вздрагивало сердечко Анны, когда в соседние дворы приносили белые треугольники – письма с фронта. «А может и мне есть письмо?» - спрашивала она почтальона. Но тот только отрицательно качал головой.
Как больно стучало сердце Анны, когда она слышала стоны и вопли соседей, получивших похоронку с фронта.

И всё же однажды она дождалась весточки. Это был белый треугольник.
«Письмо» - радостно запрыгало сердечко.
Медленно и осторожно Аня открыла конверт и позвала детей:«Михалко! Веня! Вовка! Идите скорее сюда! Письмо от вашего папки пришло. Почитаю вам».

«Ура! От папки?! Мам, читай скорее!» - кричали ребята наперебой.

Дрожащими от волнения руками, Аня открыла письмо и начала читать.
«Здравствуйте, мои дорогие и любимые: Аня, жена моя, и сыны мои: Михаил, Вениамин, Владимир!
Как вы там? Я очень тоскую по вас. Не писал, так как долгое время был без сознания. Меня тяжело ранило в бою. Не помню, как в госпитале очутился, как лечили меня.
Но вот уже начал поправляться. Пришёл в себя. И сразу попросил у сестрички, чтобы дала мне бумагу и ручку. Сразу же вам пишу.
Ребята, мамку слушайтесь. Ей там трудно без меня. На вас вся надежда.
Аня, я сейчас лежу в госпитале. Это под Москвой. Меня здесь ещё пару недель продержат. Так врач говорит. А тебя я очень прошу, найди возможность приехать, навестить меня. Отсюда меня прямо на фронт опять отправят. Война очень тяжелая идёт. Много народу гибнет, я навидался всего. Но об этом потом. Аня, очень хочу тебя увидеть и обнять. Моя хорошая и любимая Аннушка, не говорил я тебе раньше ласковых слов, но на фронте только про тебя и думал.
Адрес на конверте есть. Жду тебя.
Иван»

- Жив!- единственное слово вырвалось у Анны. Она прижала к себе конверт, как самое дорогое, что у неё было в этой жизни.
Дети расспрашивали её о чём-то, но она словно ушла в свои мысли, отрешилась от всего: «Надо поехать. Но как? На кого ребят и хозяйство? Как поезда ходят? Как доберусь?»

Родные и соседи помогли Анне. Собрали её в дорогу, обещали за ребятами посмотреть и за хозяйством. Добрые люди рассказали ей, как добраться до Подмосковного госпиталя.
Аня решила взять с собой и Мишу.
«Пусть посмотрит Иван, какой у него сын растёт», - думала Анна. Она была уверена, что Ивану это понравится.
* * *

Анна с сыном вышли на полустанке. Уже темнело. На перроне было немноголюдно. Она стала расспрашивать, как добраться до военного госпиталя.
Седой дедушка рассказал ей, что дорога (если идти пешком) лежит через лес, всего четыре километра. Дорогу чистят, потому что танки по ней ездят регулярно.
Но если на полустанке посидеть, то утром она сможет сесть на дизель-поезд и через 20 минут будет уже там.

Аня подумала, что сидеть всю ночь на полустанке она не сможет. Ей не терпелось поскорее добраться до госпиталя и увидеть Ивана.
«Что четыре километра? Это совсем немного,- думала Анна. - Если дорогу чистят, то при хорошей ходьбе буду там быстрее, чем через час. Мише уже 12 лет. Хорошо ходит. Дойдём!»
Она поблагодарила дедушку, попросила, чтобы он ей указал путь, и пошла прямо через лес.
Шлось легко, как на крыльях летела, истосковалась по Ивану.

Сумерки сгущались. Наконец, совсем стемнело. Как хорошая попутчица, на небе засияла яркая луна, хорошо освещая Ане путь.

Неожиданно в лесу раздался волчий вой. Стало страшно, но пути назад не было.
«Что вперёд, что назад, - думала Анна, - всё равно уже кругом сплошной лес».
- Михалко, давай-ка быстрее будем идти, - попросила она сына. Миша послушался и ускорил шаг.

Неожиданно на дорогу вышла матёрая волчица. Было видно, что это именно самка. Аня это сразу же поняла, потому что даже в темноте было заметно её волчье вымя. Волчица выкормила, видимо, не одно поколение волчат.

Волчица злобно рычала, в упор смотрела на Анну, вся ощетинилась, её глаза враждебно засверкали. Ещё мгновение, она даст знак волкам и скоро их будет здесь много…
У женщины всё похолодело внутри.

Машинально Аня перекрестилась. Тоже сделал и Миша.
Быстро прочла «Отче наш» и тут же упала на колени.
Ошеломлённая волчица тоже уселась, давая понять, что она готова пойти на мирные переговоры и выслушать женщину.
Аня заплакала и начала говорить с ней, как с женщиной, как существом себе подобным.
- Не губи меня, матушка-волчица. Ребёночка моего не губи. Пропусти нас, милая. Не зови своих сестёр-волчиц и братьев-волков. Давненько я мужа не видела. Вся истосковалась.-
Слёзы сильнее хлынули из глаз. Луна ярко освещала всё вокруг. Волки перекликались в лесу, но волчица спокойно слушала Анну, не откликаясь на общий вой стаи. Женщина поняла, что её выслушают, и ободрилась.
- Понимаешь, милая моя, у меня ведь трое деток. Война кругом. Как они без меня?
Твои-то, хоть и голодны, но живы и рядом с тобой. А Иван-то мой меня уже давно не видел, раненый он. Болеет шибко. Не губи нас, матушка- волчица, пропусти, дорогая. Отведи от нас волчью стаю.

Слёзы лились из глаз Анны, не прекращаясь. Она говорила и говорила, умоляла и умоляла. И, наконец, Волчица сжалилась, медленно встала и пошла к лесу, не издавая при этом ни единого звука, давая женщине понять, что волчья стая не тронет её.
Когда волчица скрылась в лесу, Аня поднялась с колен, ещё некоторое время стояла, застыв на месте и замерев от страха. Но в лесу стояла мёртвая тишина. Через некоторое время женщина услышала волчий вой довольно далеко от просёлочной дороги.
- Пойдём, Михалко, пойдём, радость моя. Пойдём быстрее.
Они прибавили шагу. Вскоре тишину нарушила колонна танков, которая шла через лес, подтягиваясь к фронту.
Танкисты подбросили Аню с сыном до госпиталя.
* * *

Встреча в госпитале была необычайно радостной. Иван обнимал сына и жену и весь светился от счастья.

Была у Анны с Иваном и сладкая ночь любви. Наверное, так часто бывает, особенно если любовь ходит рядышком со смертью.

Навестив мужа в госпитале, Аня благополучно вернулась домой.
* * *
Но через месяц получила похоронку. Убили Ивана.
В похоронке было написано:

«Мелкозёров Иван Николаевич геройски погиб 21 февраля 1942 года на 41 километре Карельской железной дороги»

Сердце Анны рвалось на части. Не хотела верить в то, что её муж погиб. Она причитала, молилась, но утешения не было, слишком глубока была рана. Такое горе было трудно пережить…

Но она пережила...
* * *

Всю свою любовь Анна Фёдоровна подарила трём своим сыновьям, трём невесткам и восьмерым внукам.

Очень любила рассказывать внукам истории из своей жизни, а история о Волчице была одним из её самых любимых рассказов.

 

· Эрнест Сетон-Томпсон

ВИННИПЕГСКИЙ ВОЛК

Первая моя встреча с Виннипегским волком произошла во время большой метели 1882 года.

На полянке стояла большая стая собак, больших и малых, рыжих, белых и черных.

Волк? Он показался мне львом. Он стоял один-одинешенек — решительный, спокойный, с ощетинившимся загривком и прочно расставленными ногами — и поглядывал то туда, то сюда, готовый к атаке по всем направлениям. Изгиб его губ напоминал презрительную усмешку, хотя это был, вероятно, всего лишь обычный боевой оскал. Под предводительством волкоподобной собаки, которой следовало бы стыдиться такого предательства, свора бросилась на него, должно быть, в двадцатый раз. Но рослый серый зверь метнулся туда, сюда, хлопнув ужасными челюстями: щелк, щелк, щелк. Волк не визжал, не выл и не лаял. Между тем в рядах его врагов раздался не один предсмертный вопль, прежде чем они снова отпрянули от него, оставив его по-прежнему неподвижным, неукротимым, невредимым и презрительным.

 

Вот они несутся — стая собак, отряд всадников, толпа пеших мужчин и мальчиков. Волк не боялся собак, но он знал, что у людей есть опасные ружья. Он направился к темной линии Асинибуанских лесов, но всадникам было раздолье на равнине,и они скоро, обогнав волка, заставили его повернуть обратно.

. Он по-прежнему держался лощины, недоступной для пуль. Собаки уже приближались к нему. Вероятно, он только и мечтал о том, как бы остаться с ними наедине, хотя их было сорок или пятьдесят против одного. Теперь они уже окружили его, но ни одна не решалась подступиться

 

. Навстречу выбежало много людей и собак, чтобы принять участие в потехе.

 

Собаки действительно так тесно сомкнулись вокруг волка, что дальше он бежать не мог. Он огляделся, ища прикрытия с тыла для последней схватки, и, увидев деревянный мостик через уличную канаву, спрятался под ним. Тогда люди достали лом и разрушили мостик. Он выскочил наружу, зная, что пришло время умереть, готовый к смерти, но желая достойно постоять за себя напоследок. И здесь впервые при свете белого дня люди могли хорошенько разглядеть его. Вот он, загадочный собачий палач, бесплотный голос лесов св.Бонифация, чудесный Виннипегский волк!

Наконец, после трех долгих лет борьбы, он стоял один лицом к лицу против четырех десятков собак, которым помогали вооруженные ружьями люди. Но он встречал врагов не менее отважно, чем в тот день, когда я увидел его впервые в зимних лесах. Тот же презрительный изгиб кривил его губы, впалые бока чуть-чуть вздымались, изжелта-зеленые глаза светились прежним блеском. Собаки сомкнулись. Их вели не косматые малоопытные лайки, а бульдог. Послышался топот многих ног. Тявканье своры на время сменилось глухим ропотом. Седовато-багровые челюсти волка ощерились. Собаки шарахнулись во все стороны, и снова волк стоял один. Он был готов к нападению, угрюмый и сильный старый бандит. Трижды собаки нападали на него — и трижды были отражены. Смелейшие из бойцов валялись уже вокруг. Первым погиб бульдог. Умудренные опытом, собаки теперь отступили, оробев, а волк еще не выказывал никаких признаков усталости. После минутного нетерпеливого ожидания он ступил на несколько шагов вперед — увы, предоставив стрелкам долгожданный удобный случай! Грянуло три выстрела, и волк наконец улегся на покой, свершив свой боевой путь.

Кто может заглянуть в душу волка? Кто скажет нам, о чем он думал? Почему он оставался жить возле города, в котором испытывал столько страданий? Ведь кругом тянулись густые леса и пищи повсюду было вдоволь. Вряд ли он был одержим жаждой мести: никакое животное не потратит целую жизнь на месть — это злобное чувство свойственно одному лишь человеку. Животные жаждут покоя.

Итак, остается всего одна цепь, которая могла приковать его к городу, и эта цепь есть величайшая в мире власть, могущественнейшая сила на земле — любовь.

Волка не стало. С тех пор прошло много лет, но и до сего дня сторож церкви св.Бонифация утверждает, что в сочельник, едва зазвонят колокола, в ответ несется жуткий и скорбный волчий вой с соседнего лесистого кладбища, где лежит

маленький Джим — единственное существо на свете, научившее волка любви.

 

Василий Белов "Колыбельная"

Не сучи ногами, головой не верти! Вишь, опеть глаза вытаращил, весь в отца. Тому-то дураку хоть трава не расти, воротами хлоп да уехал. А и матка не лучше, только и дома что ночевать. Ишь, ишь, глаза-ти забегали, ишь! Вот я тебя, голозадого! Ох и наколочу! Ох и наколочу!

У котика у кота
Была мамка лиха.
Колотила кота
Поперёк живота.
Со кручинушки кот
Да на печку пошёл,
Кот на печку пошёл,
Трои лапти сплёл.
Себе и жене,
Малым детонькам.

 

Не усни у меня! Ох, сотонёнок, вроде опять напруденил. Другой раз на дню – где и копится? Обсушу, а больше не буду, пелёнок на тебя, сотонёнка, не напасти. Только перепелёнешь, он уже оммочил, нет чтобы под конец. Эк тебя проняло-то! Ну, экой потоп, прости господи. Пореви у меня, пореви-ко.

По миру кот ходит,
Кошели волочит,
А у нашего у Витюшки
Матушка добра,
Матушка добра,
Вите титечки дала.
Дитятко, покушай
Да спи, золотой.
Малоё моё,
Крохотаннёнькоё.
Ой, люлю, ой, люлю,
Умолённоеё...


Господи, царица небесная, матушка, всё утро выревел! Рученьки, ирод, повытряс, ноженьки подкосил! Свалился ты на мою голову, мает всю ночь напролёт. День наскрозь свету не вижу, всю истёп. Га-га-га – только и знаешь! Ры-ры-ры – только и ведаешь! Глаза бы не глядели на беса, ой кабы умер-то! Ой, кабы заревелся-то до смерти! Вишь, весь зашёлся, брюхо-то напружинил. Не мочи и сладу не найти, господи, господи!... Ну, иди, иди на руки, иди, ирод, иди, супостат. Доканывай меня, грешную, иди. Вот тебе на, всё и прошло. Экого плута родили, ей-богу. Чево? Глазёнки-ти, глазёнки-ти так и радуются.

Сорока кашу варила,
Детей скликала...

 

Андели, расхорошенькой, весь в баушку

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: