НАПОМИНАЕТ / ЧУВСТВУЕТСЯ КАК / ЗВУЧИТ КАК




Каким образом определить, что мы отрицаем? Действи­тельно ли это так же легко как обнаружить слона, стоящего у нас посреди дома?

Было бы удобно, если бы определить отрицание было бы так просто. То, что мы отрицаем - это проблемы, поте­ри, или чувства в нашей жизни. То, вокруг чего мы ходим, от чего увёртываемся и убегаем. И на что, несмотря на все наши усилия, продолжаем больно натыкаться.

Несмотря на продолжающиеся стычки с объектом на­шего отрицания, может быть трудно признать, что мы или кто-то ещё погружены в него. Мы можем быть так близко к ситуации, что не сможем ясно её видеть. Мы можем быть так спровоцированы чьим-то возмутительным поведением, что становимся неспособными ясно мыслить. Мы можем быть так заняты реагированием на признаки - упрямство, абсурдность, или ложь, - что даже не тратим времени, чтобы идентифицировать проблему. Мы не смотрим на туман, - мы сосредотачиваемся на блуждающем в нём человеке.

Мы тоже можем заблудиться в этом тумане. Мы тоже можем начать отрицать, несмотря на то, что это - другой человек отрицает. По чисто личным причинам, мы не хо­тим иметь супругов - алкоголиков или проблемных детей, чтобы не иметь неприятностей. И когда, отрицая пробле­му, они говорят «это - неправда», мы стремимся побыст­рее согласиться.

Другая проблема состоит в том, что признание факта нашего отрицания похоже на осознание того, что всё это время мы спали. Мы понимаем в конце процесса, что за­нимались отрицанием, но мы почти не думаем об этом, тогда когда это делаем.

Несмотря на трудность признания отрицания, мы мо­жем научиться чувствовать его присутствие. Каждый чело­век уникален и каждая система отрицания будет уникаль­ной. Но эксперты всё же определяют некоторые общие эмоциональные, умственные, и поведенческие образцы.

Некоторые вещи могут определённо указывать на то, что человек отрицает. Человек может одновременно ис­пользовать более чем один способ отрицания, или может переключаться на один или другой его вид в зависимости от случая. Искренний отрицатель (да, алкоголики и нарко­маны, - это касается нас!) может использовать многие из видов отрицания сразу в великом, великолепном гармони­ческом сочетании.

Прежде, чем Вы схватите карандаш и выдерете следую­щие страницы, чтобы использовать их как контрольный список для инспектирования семьи и соседей, я предла­гаю Вам начать изучение отрицания непосредственно с себя. И когда закончите с собой, - используйте эту инфор­мацию не затем, чтобы судить других, но, чтобы вести себя более полезными и здоровыми способами по отношению к ним.

Не терзайтесь по поводу того, точно ли Вы определяете все системы отрицания в своей жизни. Члены А.А. говорят, что мы не должны знать всех своих проблем сразу. Если мы будем работать над Программой и жить, как должно, то будем узнавать вещи, над которыми должны продолжать работу, когда настанет время. Мы будем сталкиваться лицом к лицу с проблемами, когда мы, как предполагается, становимся готовыми встретиться с ними.

Предупреждение: наличие любой из следующих черт никогда не является достаточным доказательством отри­цания.

Напоминает...

Согласно Джеветт7 люди отрицают четырьмя главными путями:

1. Отказ верить действительности. Характеризуется за­явлениями наподобие - «я этому не верю», «это неправда» и «со мной этого не может случиться». Мы продолжаем вести себя, как если бы случай, проблема или потеря не существуют. Иногда, мы действуем, как будто бы подтвер­ждаем проблему, но в действительности только приспо­сабливаемся под её давлением. Глубоко внутри себя мы шепчем: «Нет. Только не я».

2. Отрицание или уменьшение важности потери. Здесь, мы говорим, что «ничего страшного не произошло». Мы признаем действительность вещей, но настаиваем, что это было не столь серьёзно, как думают окружающие; мы мо­жем даже обвинять их в сверхреагировании. Мы ведём себя, как будто не считаем проблему важной.

3. Отрицание любых чувств по поводу потери. Это эмо­циональная репрессия. «Это случается, это случилось, но мне наплевать», говорим мы себе и другим. Мы можем поступать и выглядеть, как будто нам всё равно, являя со­бой эмоциональную равнину.

4. Мысленное избегание. Мы мысленно избегаем ве­щей несколькими способами. Мы можем чрезмерно много спать, чтобы избежать (фактически - чувства, утомляюще­го нас). Мы можем быть гиперактивным, - хватающимся за всё подряд без остановки, пока не падаем, обездвиженными, ночью. Мы можем быть управляемы компуль-сивными (принуждающими) или навязчивыми идеями. Мы можем потерять себя под наушниками, перед телевизо­ром, или в разного рода чтиве. Мы выглядим убегающи­ми, уклоняющимися, уходящими от, и выходящими из чего-то. И всё это - мы!

Люди, избегающие действительности, также склонны долгое время избегать и ситуаций, противостоящих их сис­теме отрицания.

У них достаточно трудностей с подавлением прав­ды - и им нет нужды помещать себя в положение, делаю­щее его ещё более трудным. Вместо этого, они разыщут ситуации, укрепляющие их отрицание. Друзья, обществен­ная жизнь, иногда даже выбор карьеры, будут сделаны именно на этом основании. Алкоголики и наркоманы, от­личаются построением всей своей жизни в стиле, поддер­живающем отрицание.

Чувствуется как...

1. Отрицающий человек может чувствовать отчаяние, одиночество, смущение, тяжесть, беспокойство, подневоль­ность, испуг, вину, уязвимость или неуправляемость.

2. Или наоборот, человек не может ничего почувство­вать: эмоции плоские, мягкие, скрытые, замороженные, или подавленные.

3. Реакции на ситуации могут быть неадекватными: го­ловокружение, вместо соответствующей случаю печали, уныние или злоба вместо подходящей к ситуации эйфо­рии. Иногда мы поражены тем, как хорошо человек пре­одолевает трагедию. «Он не плачет, не разваливается. Интересно, мог(ла) бы я так же эффективно справляться с потерями?» Вероятно, если бы отрицал(ла) так же, как он.

4. Помимо утомления из-за сильного недостатка сна, отрицатель может чувствовать себя необычайно утомлён­ным, потому что отрицание и полный процесс огорчения, очень изнуряют. «Предохранение от проникновения дей­ствительности в сознание - подобно попыткам играть в

баскетбол под водой», пишет Андерсон. «Можно делать это, - но требуются концентрация и энергия».8

5. Находясь в отрицании, мы часто чувствуем необходи­мость защищать то, что отрицаем. Люди чувствуют это, неважно говорим ли мы об этом вслух, или думаем: «Луч­ше бы мне было не говорить об этом, или сказать в другом месте». В любом случае проблема не обсуждается.

6. Чувство отстранённости или отъединения от самих себя обычно при отрицании. Мы замечаем, что чувствуем или соприкасаемся с самими собой вне пределов досяга­емости нашей способности думать и чувствовать. Иногда, при тяжёлых травмирующих событиях, мы можем факти­чески иметь ощущение наблюдения себя как бы со сторо­ны. «Было так, как будто все происходило не со мной. Я был там, наблюдая кого-то другого, проходящего через всё это, - только этот кто-то был мною», рассказывал один человек, после серьёзного кризиса. Мы можем ощущать это разъединение и недостаток близости с собой в ком-то отрицающем. Может даже показаться, что человек вышел из тела и не может вступить с нами в контакт.

7. Продолжительное отрицание может заставить чело­века чувствовать себя и фактически стать больным, мыс­ленно или физически. У человека могут быть головные боли, боли в желудке, проблемы с давлением, и половые дис­функции. Отрицающий человек может стать более подвер­женным всем болезням и начать заболевать чаще обыч­ного.

Звучит как...

Отрицающие люди часто говорят себе и другим, что:

1. Это не так плохо, не так часто или не так много (ми­нимизация).

2. Это не так уж и важно.

3. Это - неправда. Этого не может быть.

4. Мне наплевать.

 

7 Андерсон, Дональд Л, Ph D, «Больше Чем Благословенны» (Wheaton 111: Издательский Дом Tyndale, 1981), стр. 35

 

5. Я слишком занят или утомлён, чтобы думать обо всём этом, другие гораздо меньше говорят про это.

6. Утро вечера мудренее.

7. Мне - не столь плохо как Харви. Моя ситуация - не столь плоха как у Харви (сравнения).

8. Это было действительно захватывающе и забавно то, чего не было (эйфористический отзыв).

9. Я делал это, но... (или потому что...). Это разумно (рационализация).

10. Я сделал так, но... (Или потому что...). Было пра­вильно поступить именно так (оправдания).

11. У меня нет такой проблемы, она есть у всех этих ужасных окружающих меня людей (проекция).

12. Я не мог пойти таким путём, потому что всегда по­ступаю наоборот (компенсация).

13. Множество разнообразных творческих комбинаций всего вышеупомянутого.

Этот список не является окончательно завершённым. Он только задаёт направление нашим мыслям о том, - с чем связано и чем сопровождается отрицание. Благозвучные объяснения, почти логичные (если только не слушать их очень внимательно), и убедительные. В конце концов, они убедительны настолько, что мы начинаем кивать головой, соглашаясь, пока отрицатель говорит, и удивляемся по­том, что же произошло. Нас одурачили, но непонятно как или почему.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: