Как школьники могут наблюдать за природой




Раздел: Организация наблюдений за природой

08.11.2021г.

Тема занятия: «Наблюдение людей за изменениями в природе», «Организация службы погоды»

  Жди ясного на завтра дня Стрижи мелькают и звенят. Пурпурной полосой огня Прозрачный озарён закат. А.Фед

Добрый день! Ребята, вспомните, как вы наблюдали за природой, вели календарь погоды в начальной школе.

Люди в течении долгих веков и тысячелетий пристально наблюдали за природой, описывали новые местности и происходящие в них при родные явления. За долго до нашей эры люди научились устанавливать взаимосвязи между отдельными явлениями и процессами природы.

Много примет о погоде, нередко рифмованных, можно встретить в сочинениях Аристотеля, Вергилия и других древнегреческих и римских писателей.

У греков были даже особые календари, высеченные на каменных дощечках, которые указывали средний характер погоды для каждого дня года.

Эти календари-отметчики (парапегмы) прикреплялись к колоннам на рынках и пользовались большим доверием у мореплавателей и сельских жителей.

Ориентируясь по ним, люди выходили на рыбную ловлю, охоту, отправлялись в дальние плавание, проводили сельскохозяйственные работы.

Организация службы погоды

Поводом для организации службы погоды в Англии, Франции и России послужила буря на Чёрном море 14 ноября 1854 года. Во время Крымской войны англо-французская эскадра осаждавшая Севастополь, бросила якоря в Балаклавской бухте.

Неожиданно начавшаяся буря побила суда друг о друга и о скалы.

Погиб почти весь флот. Буря эта не только дала возможность укрепить оборону русской крепости, но и заставила организовать службу прогнозов погоды.

Астроном Урбен Леверье, собрав сведения по нескольким метеорологическим станциям, показал, что та самая буря, погубившая флот 14 ноября, за несколько дней до того появилась над Францией и прошла через всю Южную Европу до Чёрного моря.

Флот можно было спасти, заблаговременно выведя суда из бухты подальше в море, если бы во время поступил прогноз погоды, а это было возможно уже тогда при помощи телеграфа.

Менее ста лет назад по инициативе П.С. Нахимова на Павловском мыске была построена Севастопольская морская обсерватория.

Первого ноября 1909 года были начаты регулярные гидрометеорологические наблюдения по полной программе для Черноморского флота.

Как школьники могут наблюдать за природой

И сегодня наблюдения за природой остаются неотъемлемой частью нашей жизни. Поэтому вы учитесь вести ежедневные календари природы. В первую очередь мы будим учиться наблюдать за изменениями погоды. Ничего в природе Земли не оказывает столь заметного влияния на жизнь каждого человека, как погода.

· Важнейшими показателями состояния окружающего нас воздуха является температура, которую измеряют с помощью термометров (см. приложение 1).

· Направление и силу ветра определяют по флюгеру.

Направление ветра определяется и записывается с точность до 1\16 круга.

Силу ветра определяют по 12- бальной шкале Бофорта. Её так назвали в честь английского адмирала, который разработал её без приборов «на глаз».

В конце ХХ века Всемирная метеорологическая организация уточнила эту шкалу, и теперь ею пользуются во всех странах мира.

· Наблюдая за облачностью, определяют, какую часть неба составляют облака.

Например, 0 баллов - ясная, чистое небо, 5 баллов - небо закрытое на половину,

10 баллов - пасмурно, небо полностью покрыто облаками, без единого голубого просвета.

Писатель Константин Паустовский назвал облака точными сигналами про погоду, небесной азбукой Морзе. В жаркий зной они, облака, приносят прохладу, зимой, укутывая Землю, не дают ей остыть. Из облаков всегда идёт дождь, но на поверхности Земли он выпадает, когда капли достигают в размере 0, 5 мм в диаметре. По международной классификации различают 10 главных типов облаков, расположенных на разной высоте (приложение 2).

Атмосферное давление измеряют барометром. Если давление увеличивается, то будет ясная, сухая погода. Если давление воздуха падает, то появятся облака и возможно осадки.

Рефлексия: Наше занятие подходит к концу, как вы считаете, цель, которую мы поставили в начале занятия, была достигнута? А что нового вы сегодня для себя открыли? Вам понравился сегодняшнее занятие? Нажмите на смайлик, подходящий под ваше настроение, и оцените свои знания и работу на занятии.

 

Приложение 1

Приложение 2

 

Словарь:

Эскадра – крупное соединение судов военно-морского флота

Термометр – это прибор для измерения температуры

Флюгер – это метеорологический прибор для определения направления и измерения скорости ветра.

 

Практическая работа: Ребята, проведите наблюдениеза погодой, данные занесите в таблицу. Благодаря этим действиям мы сможем провести анализ\ исследование погоды.

Число, месяц, год, час наблюдения ПОГОДА Изменения в живой природе
Температура воздуха Направление и скорость ветра Облачность, осадки Атмосферное давление
           
           
           

Список использованной литературы. 1. Герасимова Т.П. Начальный курс географии: учеб. для 6 кл. общеобразовательных Учреждений/ Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова.- 6-е изд. М.: Дрофа, 2015 2. «Поурочные разработки по географии», 6 класс, Н.А.Никитина, Москва «Вако», 2017г. 3. Детская энциклопедия «География», Степанова Т.В., Москва «Росмэн», 2014г. Современная школьная энциклопедия «География», составитель Голубкова Г.А., Москва «Росмэн», 2008г.

5. Сергеева О.Б. «Мой любимый Севастополь», География родного края:учебное пособие, Севастополь,ЧП Новиков,2002г.

4. Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе. – М.: АСТ: Астрель, 2007.

5.Интернет-источники:

https://videouroki.net/video/27-poghoda-klimat.html

https://infourok.ru/material.html?mid=32480 https://geographyofrussia.com/mirovoj-okean-i-ego-chasti/.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: