Материал для научной работы





ОТЧЕТ

О прохождении учебной практики

Кадушкин Владимир Владимирович

1 курса учебной группы 13 ГЗВ (м)

 

Место прохождения практики: ФГБОУ ВО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Орловский филиал, кафедра политологии и государственной политики

302028 г. Орел, бульвар Победы 5-а

 

Срок прохождения практики: с 24 апреля 2017 г. по 7 мая 2017 г.

 

Руководитель практики:

От кафедры: канд.истор.наук, доцент Белянина И.В.

От организации: зав. кафедрой политологии и государственной политики Меркулов П.А.

 

Орел 2017г

Структура и функции

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) создана Указом Президента Российской Федерации от 20.09.2010 №1140 путем присоединения к Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации (АНХ, год создания – 1977) Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАГС, год создания – 1991), а также 12 других федеральных государственных образовательных учреждений.

Объединившиеся академии заслужили репутацию лидеров в подготовке высших руководящих кадров страны как для бизнеса, так и для государственных структур. С момента своего создания в 1977 г. за АНХ прочно закрепилась слава «кузницы министров». С началом экономических преобразований в России в 90-е гг. ХХ в. произошла смена стратегической модели Академии: от подготовки номенклатурных кадров мы перешли к бизнесс-образованию, став учебным заведением, предлагающим все виды образовательных услуг для сфер управления. РАГС, основанная в 1991 г., заняла позиции ведущего учебного заведения, готовящего управленцев для системы государственной и муниципальной службы.

Вновь образованная Академия при Президенте Российской Федерации – РАНХиГС – крупнейший в России и Европе университет социально-экономического и гуманитарного профиля, по праву занимающий верхние строки во всех национальных рейтингах. Указом Президента РФ от 07.07.2011 № 902 Академия вправе самостоятельно устанавливать образовательные стандарты и требования для реализуемых ею образовательных программ высшего профессионального образования.

Миссией Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации является:

—подготовка глобально конкурентоспособных и адаптивных управленческих кадров для государственного, общественного и частного секторов с целью решения задачи инновационного развития общества;

—осуществление фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок в социально-экономической и гуманитарной сферах;

—научное и экспертно-аналитическое сопровождение органов государственной власти Российской Федерации.

Основные принципы деятельности Академии:

—непрерывность образования. Современное образование сопровождает руководителя и специалиста на всем протяжении его профессиональной деятельности;

—индивидуализация образования. Студентам и слушателям предоставляется возможность формировать свою образовательную траекторию из набора предложенных модулей с целью реализации индивидуальных программ обучения и развития;

—интернационализация образовательных программ. Любая профессиональная деятельность предполагает использование современных подходов, в том числе передового международного опыта. Это обусловливает необходимость учета при разработке образовательных программ опыта ведущих зарубежных образовательных организаций, приглашения иностранных преподавателей, увеличения доли иностранных студентов в общем контингенте студентов, прохождения студентами и слушателями зарубежных стажировок, а также развития студенческих и преподавательских академических обменов;

—новые образовательные технологии. Практика работы ведущих российских и зарубежных образовательных организаций убедительно демонстрирует эффективность активных методов обучения в сравнении с пассивностью классической лекционно-семинарской модели преподавания. В связи с этим основой программ Академии становятся активные методы обучения («ситуационные кейсы», тренажеры, компьютерные симуляторы, деловые игры) и проектный подход в обучении (проекты, ориентированные на достижение слушателями практически значимых результатов в ходе и по окончании образовательной программы);

—компетентностный подход.

Образовательные программы ориентируются не на стандартный набор лекций и количество часов занятий, а на овладение слушателями определенными практическими компетенциями. Программы должны четко фиксировать, какой набор новых квалификаций и компетенций получат слушатели по завершении программы обучения;

—выделение центров превосходства, предоставляющих конкурентоспособные образовательные услуги, и создание на их базе методического и организационного ядра современной системы непрерывного образования управленческих кадров.

В настоящее время Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации – это крупнейшее учебное заведение в России. Сегодня 58 филиалов Академии представлен в 53 субъектах Российской Федерации.

По состоянию на 1 января 2016 г. общее число студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования в Академии и ее филиалах, составляет 100 тыс. человек, в том числе студентов очной формы обучения высшего образования – 40 тыс. человек.

В Академии реализуются основные профессиональные образовательные программы – 75 программ бакалавриата, 8 программ специалитета, 95 программ магистратуры. Реализуется 7 программ среднего профессионального образования.

В Академии разработаны и реализуются более 200 программ дополнительного профессионального образования. Ежегодно обновляется около 30 процентов указанных программ.

Осуществление подготовки в аспирантуре и докторантуре проводится по 10 направлениям наук, действуют 23 диссертационных совета.

Организационную структуру РАНХиГС представим на рисунке 1


Рисунок 1 – Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС)


На основании Указа Президента РФ от 20.09.2010 г. № 1140, Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 г. № 1562-р, приказа Министерства образования и науки РФ от 04.02.2011г. № 158государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Орловская региональная академия государственной службы» реорганизовано путем присоединения к федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ».

Указ Президента Российской Федерации «Об образовании Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ». На основании постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. №687 новое полное наименование академии - федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».

В Орловском филиале РАНХиГС работают следующие факультеты и кафедры: Государственное, муниципальное управление и экономика народного хозяйства; Юридический факультет; Кафедра политологии и государственной политики; Кафедра социологии и информационных технологий; Кафедра менеджмента и государственного управления; Кафедра экономики и экономической безопасности; Кафедра теории государства и права; Кафедра истории и международных отношений; Кафедра конституционного и муниципального права; Кафедра административного и уголовного права; Кафедра гражданского права; Кафедра трудового права и социального обеспечения; Кафедра иностранных языков; Кафедра физического воспитания

Структура Орловского филиала РАНХиГС представлена на рисунке 2


Рисунок 2 – Структура Орловского филиала РАНХиГС


 

В Орловском филиале ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» осуществляет свою деятельность библиотека, где есть доступ к электронным учебникам.

Научно-организационный отдел содействует раскрытию научного потенциала студентов. Студенты академии принимают активное участие в научной деятельности путем написания научных статей, участия в грантах, конкурсах, конференциях. В Орловском филиале ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» функционирует «Научное студенческое общество», в рамках которого работают научные студенческие клубы.

Основные организационные формы научно-исследовательской деятельности Орловского филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ»

—участие в работе по определению перспективных направлений и содействие развитию научной деятельности филиала академии в целом и ее структурных подразделений;

—подготовка, проведение и обобщение результатов научных, научно-практических конференций, «круглых столов», дискуссий, семинаров, совещаний;

—участие сотрудников и студентов филиала академии в международных, всероссийских и региональных конкурсах научных работ, конкурсах грантов;

—публикация основных научных достижений в форме учебных пособий, монографий, сборников статей, докладов, что является одним из показателей результативности проводимых научных исследований;

—поддержка и стимулирование внедрения в учебный процесс результатов научных исследований и инновационных разработок, авторами которых являются ученые филиала академии;

—разработка перспективных и текущих (годовых) планов научной работы;

—реализация рейтинговой оценки результативности научной деятельности профессорско-преподавательского состава за календарный год, основанной на ключевых показателях оценки научной деятельности филиала академии, что способствует активизации научной работы путем морально-психологического стимулирования преподавателей и структурных подразделений, оказывающихся по своим научным результатам в конце общего рейтинга;

—выполнение прикладных научно-исследовательских работ по контрактам с органами государственного и муниципального управления, а также с другими организациями;

—разработка рекомендаций и предложений для органов государственной власти и местного самоуправления областей ЦФО, а также создание условий для повышения эффективности и качества образовательного процесса;

—формирование «банка научных заделов» по имеющимся научно-исследовательским работам;

—ведение работы по организации заказов на научные исследования от органов государственной власти и местного самоуправления, делового сообщества и общественных организаций;

—осуществление мониторинга внедрения научных разработок ученых филиала академии;

—выявление и поддержка талантливых молодых исследователей;

—содействие профессионального роста научной молодежи;

—функционирование научных студенческих клубов

—научно-исследовательская работа студентов (НИРС) в форме участия в олимпиадах, конференциях, конкурсах различного уровня и участия студентов в научных разработках вуза;

—подготовка научно-педагогических кадров:

—подготовка аспирантов по образовательно-профессиональной программе «Преподаватель высшей школы» в объеме 1080 часов, которая предусматривает изучение психолого-педагогических дисциплин, предметов, связанных с дидактическим наполнением учебного процесса, а также методологии отраслей науки, по которым ведется аспирантская подготовка;

—международное сотрудничество с образовательными и научными учреждениями зарубежных стран, целью которого является объединение научно-методических, материально-технических потенциалов, оформляемых отдельным договором, установить долгосрочное и взаимовыгодное сотрудничество путем организации совместной деятельности.

Практика проходила на кафедре политологии и государственной политики (ранее политологии, государственного и муниципального управления). Кафедра создана 24 сентября 1993 года и на протяжении всего периода своего существования осуществляет подготовку специалистов для органов государственной власти Российской Федерации, региональных органов государственного управления в субъектах федерации и служащих органов местного самоуправления. В настоящее время, в соответствии с Государственным образовательным стандартом и в связи с переходом на двухуровневую систему высшего образования, ведется подготовка бакалавров и магистров по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление».

Заведующий кафедрой – Меркулов Павел Александрович, доктор исторических наук, директор Орловского филиала РАНХиГС.

Кадровый потенциал органов государственной власти и местного самоуправления – один из ключевых факторов обеспечения устойчивого развития государства и общества.

Учебная, методическая и научная деятельность кафедры базируется на идее интеграции теоретических знаний и практической подготовки, нацеленной на решение задач, возникающих в сфере регионального управления, государственной и муниципальной службы, развития социально-экономических и политических процессов в регионах и муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации, в системе государственного и муниципального управления страны в целом. Высокопрофессиональный коллектив кафедры представлен докторами и кандидатами наук, преподавателями с большим опытом работы.

Учебные и научно-исследовательские проекты преподавателей кафедры были использованы в написании работы:

Меркулов П.А., Малик Е.Н., Мельников А.В. Основы разработки и реализации государственной политики: Учебное пособие - Орел: Изд-во ОФ РАНХиГС, 2016;

Меркулов П.А., Малик Е.Н., Феклистова И.С., Мельников А.В. Административные и политические решения в органах государственной власти: Учебник - Орел: Изд-во ОФ РАНХиГС, 2016;

Меркулов П.А., Малик Е.Н., Мельников А.В. Государственная политика в России: от теории к практике: Монография - Орел: Изд-во ОФ РАНХиГС, 2016;

Васютин Ю.С. Опыт стран СНГ по стратегическому управлению человеческими ресурсами на государственной службе и возможности его адаптации в системе. / под общ. Ред. Т.С. Болховитиной. – Брянск: Изд-во Брянского филиала РАНХиГС, 2014.

Человеческий потенциал государственной службы: на пути к эффективной стратегии управления (Опыт стран СНГ) : монография / под редакцией Т.С. Болховитиной, В.В. Огневой. - М: изд-во «Наука и политика», 2015.

Для написания магистерской диссертации были использованы научные статьи и публикации сотрудников кафедры:

Мелников Алексей Викторович - кандидат политических наук «Государственная политика в России: от теории к практике.– Орел: Изд-во ОФ РАНХиГС, 2016. – 407с. Государственная политика: опыт российских регионов. LAP LAMBERT. Германия. 2016. – 400с. «Молодежь Орловской области в 2015 год», Орел, 2015. Административные и политические решения в органах государственной власти: Учебник для магистратуры. – Орел: Изд-во ОФ РАНХиГС, 2016.- 263с.

Васютин Юрий Сергеевич – профессор, главный научный сотрудник, доктор исторических наук. Васютин Ю.С. Информационно-аналитическое обеспечение как оптимизация государственного управления в регионе. Традиции и инновации в государственном и муниципальном управлении — просветительство в обновлении и консолидации общества. Материалы Международной научно-практической конференции. 24-25 апреля 2014 г. / под общ. Ред. Т.С. Болховитиной. Брянск: Изд-во Брянского филиала РАНХиГС, 2014. Васютин Ю.С. Гражданское общество как фактор повышения эффективности государственного управления и государственной службы Реформирование системы государственного управления в субъекте Российской Федерации: традиции и инновационные практики: сборник статей и материалов VIII Международной научно-практической конференции : в 2 ч., Ч.1 / под общ. Ред. Т.С. Болховитиной. — Брянск: Изд-во Брянского филиала РАНХиГС, 2013. — 568 с. — С. 26-31. Васютин Ю.С. Государственное управление и институты гражданского общества: проблемы взаимодействия. // Государственная служба. 2012. № 6. ноябрь-декабрь . С.41-43 (статья ВАК)

Огнева Валентина Саисльевна – профессор, доктор политических наук. Стратегия управления человеческим потенциалом государственной службы: на пути повышения эффективности (опыт стран СНГ). Монография. (в соавторстве, авторские — 4 печ.л.). Под ред. В.В. Огневой, Т.С. Болховитиной. —М.: «Наука и политика», 2015.

Материал для научной работы

Последнее десятилетие XX в. оказалось для России одним из самых сложных в ее истории. Из-за своей утопичности и чрезмерного идеализма коммунистическая идеология оказалась обреченной на поражение. Других мощных политических движений, готовых предложить обществу новые идеологии и цели развития, в стране в тот момент не было. В результате государство попало в идейный вакуум. В начале 1990-х гг., опасаясь реванша коммунистической идеологии и практики, российское политическое руководство выступило инициатором запрета на любую государственную идеологию, включив в ст. 13 Конституции РФ 1993 г. положение о том, что: «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие» (пункт 1) и «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (пункт 2). Здесь следует отметить то, что данный запрет не следует расценивать как запрет на государственную идеологию вообще, поскольку государство как способ социального бытия в условиях господства политического отчуждения не может существовать без идеологии.

Уже прошло более двадцати лет с момента распада СССР, но, к сожалению, в России не была принята обществом другая идеология. Отсутствие идеологии вызывает у людей хаос мыслей, поскольку для каждого отдельного человека его собственная внутренняя идеология жизни становится законом. Безусловно, существует множество людей, у которых совпадет их собственная внутренняя идеология. Но существуют также и тысячи людей с тысячей вариантов собственных внутренних идеологий, которые будут конкурировать между собой, что вызвало и вызывает непонимание друг друга, конфликты и прочие негативные процессы. Это сейчас и происходит в России вследствие отсутствия общей идеологии.

Степень разработанности темы. Вопросам идеологии в современном российском обществе посвятили свои работы многие авторы. Однако представления об особенностях идеологии в политическом пространстве современной России не получили однозначной и законченной трактовки. Данная проблематика достаточно сложна и многогранна, в ней еще много невыясненных и дискуссионных вопросов.

Практически все авторы, касавшиеся рассматриваемой проблемы, начинали исследования с попыток дать свое определение этого понятия - понятия идеологии, а также излагали свое видение его сущностных характеристик.

А.А. Письменный полагает: «Политическую идеологию можно рассматривать как организующую силу, объединяющую политическое движение, систему взглядов определенной группы людей, определяющую отношение к различным вопросам государственного значения. В более же общем смысле политическая идеология - это своеобразный политический инструмент, с помощью которого государственная власть имеет возможность влиять на политическое сознание людей. Как и любая другая составная часть политического процесса в государстве, политические идеологии трансформируются, взаимодействуя друг с другом, и подчас приобретают противоположный своей классической форме характер».

Белов М.В. определяет идеологию через целую совокупность процессов: «Процесс реконструкции и кодификации старых этнических элементов (мифов, символов, легендарной истории, бытовизмов, фольклора и т.д.) с неизбежным привнесением сюда актуальных внешне-стратегических, общественно-политических, морально-этических, эстетических, литературно языковых задач, норм и стандартов концептуально выражается в создании современной национальной идеологии».

О.Ф. Русакова исследует категориальное ядро политической аксиологии, которое, по ее мнению, составляют понятия, характеризующие базовые ценности различных политических идеологий - «справедливость», «равенство возможностей», «свобода личности», «гражданственность», «суверенитет», «державность», «традиция», «порядок», «законность» и др. «Понятно, что с появлением новых идейных течений в политике предметом исследования политической аксиологии становятся и новые ценностно-нагруженные категории …».

Есть ли идеология у нынешней России? Очевидно - нет, по крайней мере, в настоящий момент власть не предложила обществу никакой идеологии, т.е. вообще не озвучила ничего. Поэтому для большинства граждан непонятно - какое общество мы строим. Ведь идеология прежде всего и задает вектор развития общества, и устанавливает принципы существования этого общества. Ее отсутствие является настоящей проблемой, и именно эта проблема является тормозом нашего развития, в том числе в экономике.

Таким образом, только разобравшись с самими собой, восстановив свое мировоззрение на уровне личности, мы должны перейти к формулированию идеологии на уровне групп или всего общества в целом. Именно в такой последовательности, ведь идеология является более узким понятием, чем мировоззрение, а не наоборот. А уже на принятии некоторых идей люди могут объединиться, причем большие группы людей могут объединиться на базе лишь небольшого, ограниченного круга идей, пусть и очень важных.

В подходах названных выше авторов можно выделить и общее, а именно - представление о том, что идеология должна удовлетворять, по крайней мере, нескольким следующим требованиям: а) быть разработана на очень длительный срок и действовать в течение всего этого срока; б) отвечать интересам большей части общества; в) учитывать внешнее окружение - то, в котором существует общество геополитически.

Стратегический прорыв России в XXI в. невозможен без созидания новой мобилизующей идеологии для современной России. Российская идеология должна быть ответом на идеологический вызов, который нам предъявляет современная цивилизация своими глобализационными процессами. Новая идеология призвана выполнять, прежде всего, охранительную функцию, способствовать интеллектуальной консолидации всех слоев российского общества. Новая консолидирующая по своей сути идеология должна выражать совокупность духовных ценностей, отражающих социокультурное состояние общества. Современная идеология должна быть многомерна, т.е. концентрировать в себе интересы разных слоев общества. Это станет возможно, если учесть весь спектр национальных и конфессиональных (религиозных) интересов наших народов. Такая идеология должна регламентироваться интересами народов нашей федерации, руководствоваться здравым смыслом, историческим опытом и реальностями дня.

«Новая идеология должна стать идеологией всех. Но это не должно происходить в форме отвергнутого идеологического монополизма или монархических ценностей. Новая идеология должна отражать общность интересов с учетом их приоритетов. И нет ничего плохого, если в какой-то момент придется временно принести в жертву общих интересов свои интересы и права, особенно если этого требует общенациональный интерес России.

Все это свидетельствует о том, что новая консолидирующая идеология может быть только государственной идеологией, которая, опираясь на совокупность духовных ценностей, выражает интеллектуальную консолидацию общества и выполняет охранительную функцию по отношению к устоям государства».

В.Б. Пастухов полагает: «В современной России нет демократии, но в России будущего может и должна быть демократия. Задача нынешнего политического поколения - привести Россию к демократии. Это задача на десятилетия, потому что нашу страну отделяет от демократии культурная пропасть, которую нельзя перепрыгнуть ни в один, тем более, ни в два прыжка.

Сохранение status quo русской культуры под флагом защиты ее самобытности означает на самом деле консервацию того инертного состояния, при котором искры личной инициативы затухают, не успев разгореться в пламя. Единственно возможный путь к индивидуальной свободе лежит через преодоление этой пресловутой культурной самобытности России. Мужество реального консерватизма состоит именно в признании необходимости культурной революции как условия спасения России».

А.А. Письменный подчеркивает: «В современном российском политическом процессе все большую популярность приобретает консервативная идеология. Она завоевывает популярность не только в политических кругах, но и получает поддержку среди населения. Причины роста числа приверженцев консервативной модели развития государства можно объяснить тем, что современный российский консерватизм в отличие от либерализма уделяет все большее внимание социальной политике в государстве, то есть, по сути, приобретает либеральные черты. Анализ политической ситуации показывает, что происходит именно такая трансформация и консерватизм как политическая идеология становится более гибкой и социально-ориентированной. Современные российские политологи называют такую модель либеральным консерватизмом».

Однако многие исследователи убеждены, что базовые ценности общества не могут быть искусственно выработаны профессиональными идеологами или механически заимствованы из иноцивилизационного опыта, они - следствие исторического и социокультурного развития данного государства и его народа.

Специалисты кафедры политологии и государственной политики оказали помощь в сборе материалов для написания магистерской диссертации.





Читайте также:
Зачем изучать экономику?: Большинство людей работают, чтобы заработать себе на жизнь...
Аффирмации для сектора семьи: Я создаю прекрасный счастливый мир для себя и своей семьи...
Как оформить тьютора для ребенка законодательно: Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать...
Тест Тулуз-Пьерон (корректурная проба): получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.03 с.